Технология 5-8 мал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология (мальчики)
5-7 классы

Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего
образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России
№ 1897 от 17.12.2010 г.

Количество часов: 204
Уровень: базовый

п. Двуреченск
2

Требования к результатам

Изучение технологии в основной школе по направлению «Индустриальные
технологии» обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
• Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности.
• Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
• Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
• Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда.
• Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации.
• Становление профессионального самоопределения в выбранной сфере
профессиональной деятельности.
• Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
• Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации.
• Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
• Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• Проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
• Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического
труда.
Метапредметные результаты:
• Планирование процесса познавательно трудовой деятельности.
• Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи
на основе заданных алгоритмов.
• Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из
них.
• Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса.
• Мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск
новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
• Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию технических изделий.
• Виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов,
объектов.
• Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности.
• Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительскую стоимость.
3

• Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и
другие базы данных.
• Использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую
стоимость.
• Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками.
• Объективное оценивание вклада своей познавательно трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива.
• Оценивание своей познавательно трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам.
• Диагностика результатов познавательно трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям.
• Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах.
• Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства.
• Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях
создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а
также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в техническом труде;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической и технологической информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно математического
цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
4

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и

проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты
работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда и пожар ной безопасности;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
• выбор и использование кодов и средств представления технической и
технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж,
эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной за дачей,
сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных
инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на
рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
• оценка своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней
школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
• согласование своих потребностей и требований с другими участниками
познавательно трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование технического изделия;
5

• моделирование художественного оформления объекта труда;
• разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований

эргономики и научной организации труда;
• опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом
общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом
требований действующих стандартов;
• публичная презентация и защита проекта технического изделия;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действую щей рекламы.
В физической сфере:
• развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с
ручными инструментами и выполнении станочных операций;
• достижение необходимой точности движений при вы полнении различных
технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия,
прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять
жизненные и профессиональные планы;
• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства,
культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
• основные технологические понятия и характеристики;
• назначение и технологические свойства материалов;
• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека;
• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием
изделий из них, получением продукции;
В результате обучения учащиеся должны уметь:
• рационально организовывать рабочее место;
6

• находить необходимую информацию в различных источниках, применять

конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами
и визуально по заданным образцам контроль качества изготавливаемого изделия
(детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать:
• приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных
источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или
получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования
и приспособлений;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и
разметочных инструментов;
• обеспечения безопасности труда;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал,
её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области
применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий.
Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и
условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости
(виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для
обработки древесины и древесных материалов.
7

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический
процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и
разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из
древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление,
строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества.
Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей
различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и
клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и
древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из
древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольноизмерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными
инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий.
Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей,
шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение.
Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов,
приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и
цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы
обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии,
связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения
искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации
искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его
назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для
ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и
способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
Применение ПК для разработки графической документации.
8

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
ручными инструментами. Технологические кар ты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка,
разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ.
Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах
правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с
помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов
ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные
инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и
искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов. Соединение заклёпками. Соединение тон ко листового металла
вальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных
материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами
тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с
устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного
труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла,
проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с
помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных
материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и
приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Отработка навыков работы с инструмента ми для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков
работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
9

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и
инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их
устранение.
Тема: Технологии машинной обработки металлов и искусственных
материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов.
Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с
обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для
работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на
сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном
станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим кар там.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами,
машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособления
ми и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольноизмерительных инструментов при сверлильных работах
Тема: Технологии художественно прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство
функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание
лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания.
Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного
труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления
для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила
безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из
древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение
требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их
декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и
чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема: Эстетика и экология жилища
10

Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические,
экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для
поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды.
Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с
учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в
помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов
размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема: Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы
проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и
услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах,
журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый,
технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные
пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и
технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости
материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка
проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный
год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении
и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных
потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели
изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов
для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление
проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных
материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей,
настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую
посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц,
декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для
11

отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и
самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных
материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для
цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок,
подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры),
отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки,
блёсны, наглядные пособия и др.
6 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Основные теоретические сведения
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и
условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три
плоскости). Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие
сведения о сборочных чертежах.
Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и
технологической документации. Правила чтения сборочных чертежей.
Технологическая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для подготовки
графической документации.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления
изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными
инструментами.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной
формы. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по
технологической документации.
Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами
применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными
инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и
их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного
инстру-мента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Варианты объектов труда
Игрушки и настольные игры, инструменты для подвижных игр, ручки, изделие для
украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.
Основные теоретические сведения
12

Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов.
Спецификация. Допуски и посадки. Правила чтения сборочных чертежей.
Применение компьютеров при проектировании и разработке графической
документации.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные и
разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными
материалами.
Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных
технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках.
Виды соединений деталей из металлов и искусственных материалов, их
классификация. Особенности выполнения сборочных работ.
Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и
отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и
защитных покрытий.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов.
Исследование твердости и пластичности металлов; оценка возможности их
использования с учетом вида и предназначения изделия. Подбор заготовок для
изготовления изделия.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из
тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов.
Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической
документации.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и
их устранение.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Уборка рабочего места.
Варианты объектов труда
Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления
интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.
Технологии домашнего хозяйства
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Основные теоретические сведения
Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой
мебели, их мелкий ремонт.
Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор
и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы
удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов
в быту.
13

Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы
утепления окон в зимний период.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных
покрытий и сколов. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил
безопасности и гигиены.
Электротехника
Бытовые электроприборы
Основные теоретические сведения
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная
эксплуатация. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему
напряжению. Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической
энергии в быту.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного
света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах
эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации
бытовых холодильников и стиральных машин.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной
розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой
мощности и силы света различных ламп.
Варианты объектов труда
Провода, электропатроны, выключатели, розетки. Инструменты для
электромонтажных работ.
7 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов.
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Основные теоретические сведения
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для
работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном
станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при
работе на сверлильном станке.
Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы
на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке.
Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном
станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты:
виды, назначение, область применения, способы работы.
Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов,
автоматизация процессов производства.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных
материалов.
14

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных
материалов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с
видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных
инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на
сверлильном станке.
Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для
обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ
с древесиной, проверка станка на холостом ходу.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными
инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах.
Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.
Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам,
чертежам и технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего
места.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Основные теоретические сведения
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения
слесарных работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на
сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с
металлом.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к работе,
приемы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для
работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности
их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и
приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной
обработки и особенности их выполнения.
Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным
управлением. Роботизированные комплексы.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных
материалов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и
инструментов.
Изготовление деталей по технической документации.
Изучение устройства токарного и фрезерного станков. Проверка работы станков на
холостом ходу. Регулировка станков (вспомогательные механизмы и
приспособления). Установка режущего инструмента на станках.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
15

Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и
их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.
Электротехника
Электротехнические устройства с элементами автоматики
Основные теоретические сведения
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды
датчиков (механические, контактные, реостат), биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и о регулировании. Виды и назначение
автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических
устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и
здоровье человека.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении
электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических и электронных устройств.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с
использованием типовых аппаратов коммутации и защиты.
Сборка и испытание модели автоматической сигнализации о достижении
максимального уровня жидкости или температуры (из деталей электроконструктора).
Технологии домашнего хозяйства.
Технологии ремонтно-отделочных работ
Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения
ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления
для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки
обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтноотделочных и строительных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка
трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов.
Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев по каталогам и
образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев (на
лабораторных стендах).
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.
16

Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием
декоративных растений.
Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения,
водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их
эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме.
Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и
состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные
системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом
потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой
электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор
бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения
бытовых приборов.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и
техническая справки, оформление списка литературы.
Конструкторский этап: конструкторские задачи, выбор рациональной конструкции,
основы композиции, конструкторская документация.
Технологический этап: план работы по изготовлению изделия, технологические
задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая
документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение
технологических операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование; выбор формы
рекламы и сбыта; выводы по итогам работы, отчет по проекту, защита проекта.
Практические работы
Составление индивидуальной программы исследовательской работы.
Выбор объекта проектирования, выявление потребности в изделии и обоснование
темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление
исторической и технической справки. Выбор рациональной конструкции изделия.
Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения
проектируемого изделия. Изготовление изделия. Экономическое и экологическое
обоснование проекта, разработка рекламного проспекта изделия. Выводы по итогам
работы, оформление отчета о проделанной работе, защита проекта.

8 класс
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
17

Основные теоретические сведения
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах
быта и одежде, художественно-прикладные изделия.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов
России.
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство
функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественноприкладных работ. Основные средства художественной выразительности в
различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов
при работе с древесиной и металлами в России.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными
видами инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя*). Разработка
изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств.
Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных
операций ручными инструментами.
Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с
древесиной и металлами.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративноприкладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и
их декоративного оформления.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и
технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение
последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ
по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной
обработки материалов. Отделка и презентация изделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно бытового назначения, игрушки, кухонные
принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.
Технологии домашнего хозяйства.
Бюджет семьи
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека.
Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская
корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе
актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской
деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта
18

или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа
потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи.
Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники
с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины
семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование
недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение
цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения
покупки. Положения законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование
объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система
канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их
назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов,
вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках.
Способы ремонта запорной аппаратуры.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические
проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтноотделочных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома.
Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями.
Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых
шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными
буксами. Учебные работы по замене прокладок и установке новых
герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Основные теоретические сведения
Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод
фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска
информации и формирования базы данных.
19

Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования.
Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена
изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы
проведения презентации проектов.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Примерные темы практических работ
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи
изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и
создание баз данных с использованием ЭВМ.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных
учащимися.
Тематический план
5 класс
№ п/п

1
2
3
4

Количество
часов

Разделы, темы
Технологии обработки конструкционных материалов
l. Технология ручной обработки древесины и древесных
материалов
2. Технологии ручной обработки металлов и
искусственных материалов
3. Технологии машинной обработки металлов и
искусственных материалов
4. Технологии художественно-прикладной обработки
материалов
Технологии домашнего хозяйства

54
26
20
2
6
6

6

1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви 4
и ухода за ними
2. Эстетика и экология жилища
2
8

7

Технологии исследовательской и опытнической
деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
Итого:

68

5

8

Тематический план
6 класс
№ п/п

Разделы, темы
Технологии обработки конструкционных материалов

1

l. Технология ручной обработки древесины и древесных
материалов
20

Количество
часов
52
22

2
3
5

6
7
8
9

№ п/п

1
2
3
4
5

6

7

№ п/п

2. Технология машинной обработки древесины и
древесных материалов
3.Технологии ручной обработки металлов и
искусственных материалов
4.Технологии художественно-прикладной обработки
материалов

6

Технологии домашнего хозяйства
1. Технологии ремонта деталей интерьера.

8
2

2. Технологии ремонтно – отделочных работ
3.Технологии ремонта элементов систем водоснабжения
Электротехника
Исследовательская и созидательная деятельность
Итого:
Тематический план
7 класс

4
2
8
8
68

18
6

Количество
часов

Разделы, темы
Технологии обработки конструкционных материалов
l. Технология ручной обработки древесины и древесных
материалов
2. Технология машинной обработки древесины и
древесных материалов
3.Технологии ручной обработки металлов и
искусственных материалов
4.Технологии машинной обработки металлов и
искусственных материалов
5.Технологии художественно-прикладной обработки
материалов
Технологии домашнего хозяйства
1. Технологии ремонтно – отделочных работ
Технологии исследовательской и опытнической
деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
Итого:
Тематический план
8 класс

56
18
10
6
10
12
6
6
6
6
68

Количество
часов

Разделы, темы
Технология ведения дома

1
2
3

1. Ремонтно-отделочные работы
2. Семейная экономика
3. Электротехнические работы

8
8
10
21

4

4. Современное производство и профессиональное
самоопределение

2

5

5. Проектирование и изготовление изделий

6

Всего:

34

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».