Культура общения. Искусство красноречия. Деловое общение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора
Директор МАОУ СОШ № 3
по УВР МАОУ СОШ № 3
_________ Титова М. Н.
_________ Храпко Г. А.
Приказ №_____
« __ » ___________ 20 __ г.
от «____» _______ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Культура речи. Искусство красноречия. Деловое общение»
7-9 (гуманитарный) класс
Для реализации Федерального государственного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897
от 17.12.2010
Количество часов: 102 часа
(1 час в неделю)
Уровень: углублённый
Срок реализации: 3 года

п. Двуреченск

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обучить эффективному общению в разных сферах деятельности.
ЗАДАЧИ:
- овладение техникой речи;
- уважение культурных традиций России и других стран мира.
- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления.
- овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать
собственную эстетическую оценку.- использование приобретённых знаний и умений для
расширения кругозора, осознанное формирование культурной среды.
-ознакомить с критериями «хорошей речи»;
-глубже изучить изобразительно-выразительные средства языка;
-развивать интерес к творчеству;
-совершенствовать навыки выразительного чтения;
-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и
стилей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Предметные:
Учащийся должен знать:
-понятия «общение», «коммуникация», «риторика» «самопрезентация»;
-сущность ораторского искусства;
-приемы и виды активного слушания;
-правила самопрезентации;
Учащийся должен уметь:
-владеть основными операциями мыслительной деятельности (синтез, анализ);
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить логическую цепь рассуждений;
-строить доказательство и уверенно его представлять;
-критически мыслить и работать с информацией;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно формулировать
проблемы;
Метапредметные:
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность
и собственные возможности ее решения;
-умение владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные:
Языковая норма и ее виды
- Различать литературный язык и его нелитературные формы по их отличительным
признакам, использовать в своей учебной деятельности различные словари.
- Создавать устное монологическое высказывание на заданную тему, подбирать
аргументы для обоснования своего мнения на основе литературного материала или
собственного жизненного опыта.
Культура речи
- Выбирать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого
общения.
- Выступать с небольшим докладом на свободную тему, соблюдая основные требования к
речи: правильность, уместность, логичность, чистота, выразительность, ясность.
Коммуникативный аспект культуры речи
- Знание правил постановки ударения, правильно употреблять в речи паронимы,
фразеологические обороты, сопровождать свою устную речь корректно выбранными
паралингвистическими средствами, различать тропы и фигуры речи, исправлять ошибки,
связанные с нарушением лексических норм, правильно употреблять в пределах одного
предложения глагольные формы разного вида и времени, различать по характерным
признакам тексты, принадлежащие к разным типам и стилям речи, исправлять различные
виды грамматических ошибок.
- Правильно конструировать предложения с обособленными определениями,
выраженными причастными оборотами, и обособленными обстоятельствами,
выраженными деепричастными оборотами, исправлять ошибки, связанные с
неправильным их употреблением, правильно употреблять существительные с
производными и непроизводными предлогами, исправлять ошибки, связанные с их
неправильным употреблением, писать сочинения-рассуждения в формате ОГЭ, логично и
последовательно выстраивая текст, осуществлять проверку собственных работ, корректно
оценивать по заданным критериям чужие работы.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
Оценка качества обучения по модулю производится различными
методами и средствами:
- индивидуальный опрос
- тесты
- тренинги
- результаты конкурсов, публичных выступлений
- личные достижения каждого учащегося
в деловых играх.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс (34 ч.) История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных
человеку видов оружия. Специфика риторики как науки о красивой речи.

Умение общаться – важная часть культуры человека. Особенности общения и умения
общаться, роль и функции общения в современном мире.
Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Особенности ситуации речевого
общения, основные требования, предъявляемые к нему, компоненты общения. Виды
общения. Классификация общения, их отличительные черты, уместность использования
разных видов общения в речевой ситуации.
Сферы речевого общения. Употребление речевого общения в разных сферах, специфика
каждой сферы речевого общения. Непосредственное и опосредованное общение, их
особенности. Типологические признаки непосредственного и опосредованного общения,
их особенности.
Культура телефонного разговора. Значение телефонного разговора в жизни, диалог в
разговоре по телефону, культура в разговоре по телефону.
Вербальное и невербальное общение. Основные виды общения, отличительные черты и
особенности, уместное употребление невербального общения.
Тон речи. Характерные особенности тона речи, отличие тона от интонации, их роль во
взаимодействии между участниками образовательного процесса. Великая сила голоса.
Понятия голоса, составляющие голоса: тон, тембр, высота, полетность, чистота и т.д.
Общение в официальной (деловой) обстановке. Особенности общения в деловой
обстановке, значение культуры речи в диалоге.
Мимика и жестикуляция как средства устного общения. Особенности и прямое
назначение мимики и жестикуляции, дополнительные возможности, которые дают
мимика и жесты для передачи своих чувств и эмоций. Примеры использования жестов при
общении, распространенные жесты, их значение и трактовка, уместные и неуместные
жесты, использование этики при жестикулировании.
Национальный характер жестов. Сравнительная характеристика жестов разных народов,
общее и отличное, функция жестов в общении. Русский невербальный этикет. Понятие об
этикете и о невербальном этикете, как следует корректно и сдержанно выражать свои
эмоции без слов.
Защита творческих проектов «Слагаемые общения».
Публичная речь. Представление о публичной речи. Значение публичной речи для народа.
Соблюдение этики при составлении публичной речи.
Разновидности ораторской речи. Понятие об ораторской речи. Понятие «оратор»,
требования к написанию ораторской речи.
Речевые информационные жанры. Понятие о речевых информационных жанрах,
специфика написания разных информационных жанров.
Вывески. Объявления. Аннотация. Требования к составлению вывесок, объявлений,
аннотаций, их отличительные особенности и назначение.
Бытовые жанры. Понятие о бытовых жанрах, их разновидности и классификации,
значение бытовых жанров в жизни.
Беседа и разговор. Особенности беседы и разговора, создания текста беседы и разговора
на заданную тему.

Речевые жанры малых форм для развития креативно-речевых способностей.
Понятие речевых жанров малых форм, умение отличать каждый жанр друг от друга.
Защита проектов по выбранным темам: «Культура общения», «Разновидности речевых
жанров в СМИ».
8 класс (34 ч.)
Повторение. История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку
видов оружия. Специфика риторики как науки о красивой речи.
Стили речи (разговорный и книжные: публицистический, официально-деловой,
художественный, научный) в устном использовании. Языковые особенности. Сфера
применения. Специфика выступления перед аудиторией. Практикум.
Официальное – неофициальное общение. Воспроизведение официального и
неофициального общения. Отличительные черты, специфика.
Разные, разные ответы. Как важно начать. Развёрнутый ответ. Основная часть.
Конец – всему делу венец. Особенности ответов, разновидности ответов, требования,
предъявляемые к созданию ответов в разных речевых ситуациях. Значение развернутого
ответа и конца.
Вежливое обращение. Похвальное слово. Понятие обращения и вежливого обращения,
нахождение разницы между двумя понятиями, проигрывание ситуаций и вежливым и
грубым обращением. Значение похвального слова в языке.
Изобретаем речь. Что значит изобретать речь. Разные речевые жанры.
Характеристика речевых жанров. Особенности и сфера употребления речи,
конструирование речи на предложенные темы. Отличительные особенности речевых
жанров.
Специфика и назначение спора, соблюдение этики при споре, конфликт сторон,
примирение и ссоры.
Если ты – ведущий. Понятие слова «ведущий», роли ведущих в игре, в звене, в походе,
на праздники, общее и отличное, умение проявить артистические и ораторские умения в
роли ведущего на празднике.
Интервью. Как подготовить интервью. Специфика составления интервью. Этапы работы
над интервью. Этика журналиста и его речевая культура в процессе коммуникации с
респондентом. Интервью в телевизионных жанрах. Характеристика беседы, отличие
беседы и интервью, составление беседы и интервью на заданные темы.
Контакт начинается со взгляда. Помощники слова – взгляд, улыбка. История появления
контактов между группами людей, отличительные признаки контакта и общения, контакт
как составляющая общения. Значение улыбки и взгляда при контакте.
Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки речи. Риторика уважения.
Знакомство. Возможности коммуникативной функции речи, вычленение достоинств и
недостатков речи, этика при общении коммуникантов. Знакомство как вид
межличностного общения.
Защита итоговых проектов.

9 класс (34 ч).
Повторение.
История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия.
Специфика риторики как науки о красивой речи. Риторика в 21-ом веке: её особенности.
Итоговое собеседование по русскому языку. Структура. Построение ответа. Практикум
Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг. Понятие «деловой стиль»,
отличительные черты делового от других стилей речи. Правила составления деловых
бумаг, работа с деловыми бумагами: анализ, составление.
Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные.
Вопрос как способ найти ответ на существующие проблемы. Типы вопросов. Составление
вопросов разных типов.
Общение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных
неудач и ошибок. Развитие самоконтроля. Специфика общения. Функция общения в
современном обществе. Анализ аудиозаписей с промахами и ошибками.
Виды общения. Контактное – дистантное общение, их особенности.
Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь. Значение общения в
повседневной жизни, виды общения и их основные отличия. Составление разных видов
речи.
Качества речи. Выразительная речь. Возможности речи, вычленение достоинств и
недостатков речи. Выразительная речь как отличительная особенность чтецов и ораторов.
Работа над выразительностью речи.
Определение деловых жанров, их классификация, составление личного официального
письма с благодарностью. Работа с автобиографиями, протоколами. Составление отчета о
работе.
Страх публичного выступления – как его преодолеть? Роль рекламы в средствах
массовой информации. Виды рекламы. Требования к оформлению рекламного текста (в
зависимости от вида рекламы).
Цель выступления. Самонастройка. Влияние на аудиторию. Роль компьютерных
коммуникаций в сфере журналистики. Электронные СМИ: их виды, функции, особенности.
Как завоевать аудиторию. Рынок потребителей информации. Спрос на печатную
продукцию. Целевая аудитория для различных периодических изданий.
Публичное выступление и участие в дискуссии.
Психологические аспекты выступления перед аудиторией.
Защита итоговых проектов. Составление и представление творческого досье журналиста.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
7 КЛАСС (34 ч.).
№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Содержание программного материала
История риторики. Язык – самый эффективный из
всех известных человеку видов оружия. Специфика
риторики как науки о красивой речи.
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Особенности общения и умения общаться, роль и
функции общения в современном мире.
Ситуация речевого общения и её основные
компоненты. Особенности ситуации речевого
общения, основные требования, предъявляемые к
нему, компоненты общения.
Виды общения. Классификация общения, их
отличительные черты, уместность использования
разных видов общения в речевой ситуации.
Сферы речевого общения. Употребление речевого
общения в разных сферах, специфика каждой сферы
речевого общения.
Непосредственное и опосредованное общение, их
особенности. Типологические признаки
непосредственного и опосредованного общения, их
особенности.
Культура телефонного разговора. Значение
телефонного разговора в жизни, диалог в разговоре
по телефону, культура в разговоре по телефону.
Вербальное и невербальное общение. Основные виды
общения, отличительные черты и особенности,
уместное употребление невербального общения.
Тон речи. Характерные особенности тона речи,
отличие тона от интонации, их роль во
взаимодействии между участниками
образовательного процесса. Великая сила голоса.
Понятия голоса, составляющие голоса: тон, тембр,
высота, полетность, чистота и т.д.
Общение в официальной (деловой) обстановке.
Особенности общения в деловой обстановке,
значение культуры речи в диалоге.
Мимика и жестикуляция как средства устного
общения. Особенности и прямое назначение мимики
и жестикуляции, дополнительные возможности,
которые дают мимика и жесты для передачи своих
чувств и эмоций. Примеры использования жестов при
общении, распространенные жесты, их значение и
трактовка, уместные и неуместные жесты,
использование этики при жестикулировании.
Национальный характер жестов. Сравнительная

Кол-во
часов
2 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.
2 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.
2 ч.

1 ч.

Дата

13

14
15

16

17

18

19

20

21

22

характеристика жестов разных народов, общее и
отличное, функция жестов в общении.
Русский невербальный этикет. Понятие об этикете и о
невербальном этикете, как следует корректно и
сдержанно выражать свои эмоции без слов.
Защита творческих проектов «Слагаемые общения».
Публичная речь. Представление о публичной речи.
Значение публичной речи для народа. Соблюдение
этики при составлении публичной речи.
Разновидности ораторской речи. Понятие об
ораторской речи. Понятие «оратор», требования к
написанию ораторской речи.
Речевые информационные жанры. Понятие о речевых
информационных жанрах, специфика написания
разных информационных жанров.
Вывески. Объявления. Аннотация. Требования к
составлению вывесок, объявлений, аннотаций, их
отличительные особенности и назначение.
Бытовые жанры. Понятие о бытовых жанрах, их
разновидности и классификации, значение бытовых
жанров в жизни.
Беседа и разговор. Особенности беседы и разговора,
создания текста беседы и разговора на заданную
тему.
Речевые жанры малых форм для развития
креативно-речевых способностей. Понятие речевых
жанров малых форм, умение отличать каждый жанр
друг от друга.
Защита проектов по выбранным темам: «Культура
общения», «Разновидности речевых жанров в СМИ».

1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».