Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора Директор МАОУ СОШ № 3 по УВР МАОУ СОШ № 3 _________ Титова М. Н. _________ Храпко Г. А. Приказ №_____ « __ » ___________ 20 __ г. от «____» _______ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Культура речи. Искусство красноречия. Деловое общение» 7-9 (гуманитарный) класс Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 Количество часов: 102 часа (1 час в неделю) Уровень: углублённый Срок реализации: 3 года п. Двуреченск ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обучить эффективному общению в разных сферах деятельности. ЗАДАЧИ: - овладение техникой речи; - уважение культурных традиций России и других стран мира. - развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления. - овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанное формирование культурной среды. -ознакомить с критериями «хорошей речи»; -глубже изучить изобразительно-выразительные средства языка; -развивать интерес к творчеству; -совершенствовать навыки выразительного чтения; -развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; Предметные: Учащийся должен знать: -понятия «общение», «коммуникация», «риторика» «самопрезентация»; -сущность ораторского искусства; -приемы и виды активного слушания; -правила самопрезентации; Учащийся должен уметь: -владеть основными операциями мыслительной деятельности (синтез, анализ); -устанавливать причинно-следственные связи; -строить логическую цепь рассуждений; -строить доказательство и уверенно его представлять; -критически мыслить и работать с информацией; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно формулировать проблемы; Метапредметные: -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; -умение владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Предметные: Языковая норма и ее виды - Различать литературный язык и его нелитературные формы по их отличительным признакам, использовать в своей учебной деятельности различные словари. - Создавать устное монологическое высказывание на заданную тему, подбирать аргументы для обоснования своего мнения на основе литературного материала или собственного жизненного опыта. Культура речи - Выбирать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. - Выступать с небольшим докладом на свободную тему, соблюдая основные требования к речи: правильность, уместность, логичность, чистота, выразительность, ясность. Коммуникативный аспект культуры речи - Знание правил постановки ударения, правильно употреблять в речи паронимы, фразеологические обороты, сопровождать свою устную речь корректно выбранными паралингвистическими средствами, различать тропы и фигуры речи, исправлять ошибки, связанные с нарушением лексических норм, правильно употреблять в пределах одного предложения глагольные формы разного вида и времени, различать по характерным признакам тексты, принадлежащие к разным типам и стилям речи, исправлять различные виды грамматических ошибок. - Правильно конструировать предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, исправлять ошибки, связанные с неправильным их употреблением, правильно употреблять существительные с производными и непроизводными предлогами, исправлять ошибки, связанные с их неправильным употреблением, писать сочинения-рассуждения в формате ОГЭ, логично и последовательно выстраивая текст, осуществлять проверку собственных работ, корректно оценивать по заданным критериям чужие работы. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: Оценка качества обучения по модулю производится различными методами и средствами: - индивидуальный опрос - тесты - тренинги - результаты конкурсов, публичных выступлений - личные достижения каждого учащегося в деловых играх. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс (34 ч.) История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия. Специфика риторики как науки о красивой речи. Умение общаться – важная часть культуры человека. Особенности общения и умения общаться, роль и функции общения в современном мире. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Особенности ситуации речевого общения, основные требования, предъявляемые к нему, компоненты общения. Виды общения. Классификация общения, их отличительные черты, уместность использования разных видов общения в речевой ситуации. Сферы речевого общения. Употребление речевого общения в разных сферах, специфика каждой сферы речевого общения. Непосредственное и опосредованное общение, их особенности. Типологические признаки непосредственного и опосредованного общения, их особенности. Культура телефонного разговора. Значение телефонного разговора в жизни, диалог в разговоре по телефону, культура в разговоре по телефону. Вербальное и невербальное общение. Основные виды общения, отличительные черты и особенности, уместное употребление невербального общения. Тон речи. Характерные особенности тона речи, отличие тона от интонации, их роль во взаимодействии между участниками образовательного процесса. Великая сила голоса. Понятия голоса, составляющие голоса: тон, тембр, высота, полетность, чистота и т.д. Общение в официальной (деловой) обстановке. Особенности общения в деловой обстановке, значение культуры речи в диалоге. Мимика и жестикуляция как средства устного общения. Особенности и прямое назначение мимики и жестикуляции, дополнительные возможности, которые дают мимика и жесты для передачи своих чувств и эмоций. Примеры использования жестов при общении, распространенные жесты, их значение и трактовка, уместные и неуместные жесты, использование этики при жестикулировании. Национальный характер жестов. Сравнительная характеристика жестов разных народов, общее и отличное, функция жестов в общении. Русский невербальный этикет. Понятие об этикете и о невербальном этикете, как следует корректно и сдержанно выражать свои эмоции без слов. Защита творческих проектов «Слагаемые общения». Публичная речь. Представление о публичной речи. Значение публичной речи для народа. Соблюдение этики при составлении публичной речи. Разновидности ораторской речи. Понятие об ораторской речи. Понятие «оратор», требования к написанию ораторской речи. Речевые информационные жанры. Понятие о речевых информационных жанрах, специфика написания разных информационных жанров. Вывески. Объявления. Аннотация. Требования к составлению вывесок, объявлений, аннотаций, их отличительные особенности и назначение. Бытовые жанры. Понятие о бытовых жанрах, их разновидности и классификации, значение бытовых жанров в жизни. Беседа и разговор. Особенности беседы и разговора, создания текста беседы и разговора на заданную тему. Речевые жанры малых форм для развития креативно-речевых способностей. Понятие речевых жанров малых форм, умение отличать каждый жанр друг от друга. Защита проектов по выбранным темам: «Культура общения», «Разновидности речевых жанров в СМИ». 8 класс (34 ч.) Повторение. История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия. Специфика риторики как науки о красивой речи. Стили речи (разговорный и книжные: публицистический, официально-деловой, художественный, научный) в устном использовании. Языковые особенности. Сфера применения. Специфика выступления перед аудиторией. Практикум. Официальное – неофициальное общение. Воспроизведение официального и неофициального общения. Отличительные черты, специфика. Разные, разные ответы. Как важно начать. Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец. Особенности ответов, разновидности ответов, требования, предъявляемые к созданию ответов в разных речевых ситуациях. Значение развернутого ответа и конца. Вежливое обращение. Похвальное слово. Понятие обращения и вежливого обращения, нахождение разницы между двумя понятиями, проигрывание ситуаций и вежливым и грубым обращением. Значение похвального слова в языке. Изобретаем речь. Что значит изобретать речь. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. Особенности и сфера употребления речи, конструирование речи на предложенные темы. Отличительные особенности речевых жанров. Специфика и назначение спора, соблюдение этики при споре, конфликт сторон, примирение и ссоры. Если ты – ведущий. Понятие слова «ведущий», роли ведущих в игре, в звене, в походе, на праздники, общее и отличное, умение проявить артистические и ораторские умения в роли ведущего на празднике. Интервью. Как подготовить интервью. Специфика составления интервью. Этапы работы над интервью. Этика журналиста и его речевая культура в процессе коммуникации с респондентом. Интервью в телевизионных жанрах. Характеристика беседы, отличие беседы и интервью, составление беседы и интервью на заданные темы. Контакт начинается со взгляда. Помощники слова – взгляд, улыбка. История появления контактов между группами людей, отличительные признаки контакта и общения, контакт как составляющая общения. Значение улыбки и взгляда при контакте. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки речи. Риторика уважения. Знакомство. Возможности коммуникативной функции речи, вычленение достоинств и недостатков речи, этика при общении коммуникантов. Знакомство как вид межличностного общения. Защита итоговых проектов. 9 класс (34 ч). Повторение. История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия. Специфика риторики как науки о красивой речи. Риторика в 21-ом веке: её особенности. Итоговое собеседование по русскому языку. Структура. Построение ответа. Практикум Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг. Понятие «деловой стиль», отличительные черты делового от других стилей речи. Правила составления деловых бумаг, работа с деловыми бумагами: анализ, составление. Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные. Вопрос как способ найти ответ на существующие проблемы. Типы вопросов. Составление вопросов разных типов. Общение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля. Специфика общения. Функция общения в современном обществе. Анализ аудиозаписей с промахами и ошибками. Виды общения. Контактное – дистантное общение, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь. Значение общения в повседневной жизни, виды общения и их основные отличия. Составление разных видов речи. Качества речи. Выразительная речь. Возможности речи, вычленение достоинств и недостатков речи. Выразительная речь как отличительная особенность чтецов и ораторов. Работа над выразительностью речи. Определение деловых жанров, их классификация, составление личного официального письма с благодарностью. Работа с автобиографиями, протоколами. Составление отчета о работе. Страх публичного выступления – как его преодолеть? Роль рекламы в средствах массовой информации. Виды рекламы. Требования к оформлению рекламного текста (в зависимости от вида рекламы). Цель выступления. Самонастройка. Влияние на аудиторию. Роль компьютерных коммуникаций в сфере журналистики. Электронные СМИ: их виды, функции, особенности. Как завоевать аудиторию. Рынок потребителей информации. Спрос на печатную продукцию. Целевая аудитория для различных периодических изданий. Публичное выступление и участие в дискуссии. Психологические аспекты выступления перед аудиторией. Защита итоговых проектов. Составление и представление творческого досье журналиста. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 7 КЛАСС (34 ч.). № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Содержание программного материала История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия. Специфика риторики как науки о красивой речи. Умение общаться – важная часть культуры человека. Особенности общения и умения общаться, роль и функции общения в современном мире. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Особенности ситуации речевого общения, основные требования, предъявляемые к нему, компоненты общения. Виды общения. Классификация общения, их отличительные черты, уместность использования разных видов общения в речевой ситуации. Сферы речевого общения. Употребление речевого общения в разных сферах, специфика каждой сферы речевого общения. Непосредственное и опосредованное общение, их особенности. Типологические признаки непосредственного и опосредованного общения, их особенности. Культура телефонного разговора. Значение телефонного разговора в жизни, диалог в разговоре по телефону, культура в разговоре по телефону. Вербальное и невербальное общение. Основные виды общения, отличительные черты и особенности, уместное употребление невербального общения. Тон речи. Характерные особенности тона речи, отличие тона от интонации, их роль во взаимодействии между участниками образовательного процесса. Великая сила голоса. Понятия голоса, составляющие голоса: тон, тембр, высота, полетность, чистота и т.д. Общение в официальной (деловой) обстановке. Особенности общения в деловой обстановке, значение культуры речи в диалоге. Мимика и жестикуляция как средства устного общения. Особенности и прямое назначение мимики и жестикуляции, дополнительные возможности, которые дают мимика и жесты для передачи своих чувств и эмоций. Примеры использования жестов при общении, распространенные жесты, их значение и трактовка, уместные и неуместные жесты, использование этики при жестикулировании. Национальный характер жестов. Сравнительная Кол-во часов 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. Дата 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 характеристика жестов разных народов, общее и отличное, функция жестов в общении. Русский невербальный этикет. Понятие об этикете и о невербальном этикете, как следует корректно и сдержанно выражать свои эмоции без слов. Защита творческих проектов «Слагаемые общения». Публичная речь. Представление о публичной речи. Значение публичной речи для народа. Соблюдение этики при составлении публичной речи. Разновидности ораторской речи. Понятие об ораторской речи. Понятие «оратор», требования к написанию ораторской речи. Речевые информационные жанры. Понятие о речевых информационных жанрах, специфика написания разных информационных жанров. Вывески. Объявления. Аннотация. Требования к составлению вывесок, объявлений, аннотаций, их отличительные особенности и назначение. Бытовые жанры. Понятие о бытовых жанрах, их разновидности и классификации, значение бытовых жанров в жизни. Беседа и разговор. Особенности беседы и разговора, создания текста беседы и разговора на заданную тему. Речевые жанры малых форм для развития креативно-речевых способностей. Понятие речевых жанров малых форм, умение отличать каждый жанр друг от друга. Защита проектов по выбранным темам: «Культура общения», «Разновидности речевых жанров в СМИ». 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч.