Журналистика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора
Директор МАОУ «СОШ № 3»
по УВР МАОУ «СОШ № 3»
______________ Титова М.Н.
_________ Храпко Г.А.
Приказ №_____
« __ » ___________ 2022 г.
от «____» _______ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
Журналистика. Медиапространство
7-9 (гуманитарные) классы
Для реализации Федерального государственного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897
от 17.12.2010
Количество часов: 34 часа
(1 час в неделю)
Уровень: углублённый
Срок реализации: 3 года

п. Двуреченск

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель — содействие развитию творческих и интеллектуальных способностей
школьников среднего возраста с последующей допрофессиональной подготовкой
школьников по группе профессий, связанных с медийной деятельностью, журналистикой
и массовыми коммуникациями.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по
предмету Журналистика. Медиапространство являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по предмету Журналистика. Медиапространство являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное
понимание
информации
устного
и
письменного
сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических
особенностей
и
использованных
языковых
средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по предмету Журналистика. Медиапространство являются:
1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества.
2. Представление о медиа, их источниках, инструментах, компонентах, видах, истории,
3. Овладение знаниями по истории журналистики, интернета, блогосферы, рекламы и т.д.
4. Усвоение - нормативно-правовой базы российских средств массовой информации
5. Осознание многофункциональности языка, его воздействующего компонента.
6. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;

7. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей языка, использование их в
собственной речевой практике.
8. Опознавание и анализ стилистических единиц языка. Их уместное использование и
употребление адекватно ситуации речевого общения.
9. Овладение приемами работы с информационными источниками, выполнение
корректорской и редакторской работы.
10. Умение выявлять в повседневной жизни события и явления, способные стать темой
журналистского материала, поста в блоге и т.д.
11. Создание журналистских материалов в различных жанрах.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
7 класс
№
Раздел
п/п

Количест Содержание раздела, темы
во часов

1 Раздел 1. «Медиа –
что это?». Понятие,
задачи,
разновидности, роль
в современном
обществе

6 ч.

2 Раздел 2. «Этика
МедиаМира».
Законы и нормы
этики при создании
медиапродукта

6 ч.

Тема 1. Коммуникация. Способы общения
людей в разные эпохи. Многообразие
источников общения для человека 21 века.
Тема 2. «Сетевая этика». Как быть вежливым
человеком при общении в Сети? Основные
постулаты этики.
Тема 3. Рейтинг различных медиа. Официальные
и неофициальные источники. Правдивые и
провокационные источники.
Тема 4. Урок-практикум. Работа с медиа. Анализ
содержания, направления, истинности фактов,
полезности и др.
Тема 1. Понятие «Этика». Истоки, определение.
Необходимо ли соблюдение этики?
Тема 2. «Сетевая этика». Как быть вежливым
человеком при общении в Сети? Основные
постулаты этики.
Тема 3. СМИ и закон. Основные требования к
деятельности медийной личности.
Тема 4. Урок-практикум. Работа с медиа. Анализ
этичности продукта. Редактирование
(исправление недочетов, ошибок).

3 Раздел 3.
«Разнообразие
МедиаМира»

6 ч.

4 Раздел 4. Блог –
6 ч.
самая популярная
разновидность медиа

5

Раздел 5. Проектная
работа «Мой блог»

Раздел 6.
Подведение итогов
Итого: 34 часа

6 ч.

6

4 ч.

8 класс
1
Раздел 1.
Повторение

4 ч.

2

Раздел 2. ИнтернетСМИ и блогосфера

6 ч.

3

Раздел 3. Правовое

6 ч.

Тема 1. Медиаплощадка – что это?
Разновидности медиплощадок (жанровое
многообразие), функциональное
предназначение. Словарь.
Тема 2. Рейтинг медиаплощадок. Целевая
аудитория. Как определиться со своими
интересами в мире Медиа?
Тема 3. Манипуляция. Как на нас оказывают
влияние в медиапространствах?
Тема 4. Урок-практикум. «Анализ
медиапродукта с точки зрения его
востребованности, функциональности,
влиятельности».
Тема 1. Что такое блог. Разновидности.
Тема 2. Популярные и полезные блоги.
Наполнение контента. Как найти «своего»
блогера?
Тема 3. Актуальность блога. Как оставаться в
тренде и набирать подписчиков?
Тема 4. Урок-практикум. «Анализ популярного
блога. Содержание, жанры (аудио, видео…),
коннотация, аудитория, комментарии и т.д.»
Тема 1. Лекции по созданию блога.
Тема 2. Создание своего блога: наполнение,
подбор аудитории, ведение контента, общение с
подписчиками и т.д.
Тема 1. Защита проектов. Оценивание
деятельности.

Тема 1. Повторение. Что такое МЕДИА? Каково
их значение в 21 веке? Разновидности
медиаплощадок. Сетевая культура.
Тема 1. История Интернета. Масяня об истории
Рунета.
Тема 2. Классификация Интернет-СМИ по М.
Лукиной. Статистика развития Интернета за
2011 г.
Тема 3. Первый сервис блогов — Livejournal.
Тема 4. Урок-практикум. Самостоятельный
анализ развития российского сегмента сети
Интернет с 1991 года по настоящее время:
тогда – сегодня.
Тема 1. Правовое поле журналистики. Законы.

поле медиа

4

Раздел 4. Рекламная
деятельность
блогера

6 ч.

5

Раздел 5. «Стопконтент».
Манипуляции
посредством
МЕДИА.

4 ч.

5

Раздел 6. Проектная
работа «Полезные
МЕДИА»

4 ч.

6

Раздел 7.

4 ч.

Опровержение и ответ. Ценности СМИ.
Тема 2. Виды недобросовестной работы
журналиста: публикация непроверенной
информации, вольное цитирование, изъятие
высказываний источника из информационного
контекста, домысливание, приукрашивание
Тема 3. Урок-практикум «Обратная сторона
медали: примеры недобросовестных медиа»
Разбор реальных журналистских материалов,
составленных с искажением истины.
Тема 1. История рекламы. Устная и письменная
реклама в античности. Средневековые глашатаи.
Первый экслибрис и использование символики.
Расцвет рекламы с изобретением
книгопечатания. Торговая реклама на русских
ярмарках. Лубки как первые рекламные плакаты.
Политическая реклама Петра I: гравюры и
фейерверки. Частные объявления в газетах XVIII
века как способ выживания редакций. Середина
XIX века — многоцветный плакат. Начало ХХ
века — меню, этикетки, театральные
программки. 1910 год — первая неоновая
вывеска.
Тема 2. Прогрессивные скидки и специальные
акции. Особенности составления рекламных
статей. Скрытая реклама. Ответственность за
недостоверную информацию.
Тема 3. Урок-практикум «Составление
рекламных текстов и объявлений».
Тема 1. Три основных источника информации:
личные наблюдения, общение с очевидцами,
работа с документами. Понятия «факт»,
«фактура» и «информационный повод».
Тема 2. Политическое и экономическое значение
медиа. Манипуляция СМИ. Пропаганда. Фейки,
повлиявшие на сознание масс.
Тема 3. Урок-практикум. «Анализ
манипулятивных компонентов медиапродукта»
Тема 1. Лекции по созданию общественно
полезного блога, волонтёрской деятельности и
др.
Тема 2. Создание своего блога: наполнение,
подбор аудитории, ведение контента, общение с
подписчиками и т.д.
Тема 1. Защита проектов. Оценивание

Подведение итогов
Итого: 34 часа
9 класс
1
Раздел 1.
Повторение

деятельности.

4 ч.

2

Раздел 2. Субъекты
медийного
пространства

6 ч.

3.

Раздел 3. История
6 ч.
зарубежных МЕДИА
(на основе
журналистики)

4.

Раздел 4. История
отечественных
МЕДИА (на основе
журналистики)

8 ч.

Тема 1. Повторение. Что такое МЕДИА? Каково
их значение в 21 веке? Разновидности
медиаплощадок. Сетевая культура. И др.
Тема 1. Пресс-секретарь как партнёр журналиста
в процессе информационного взаимодействия.
Тема 2. Степени раскрытия информации: от
полного умалчивания до чрезмерной
откровенности.
Тема 3. Мониторинг публикаций СМИ как одна
из функций пресс-службы. Где кончаются
интересы пиарщика и начинаются интересы
редакции.
Тема 4. Информационная политика фирмы как
основа работы маркетолога. Информационный
повод реальный и вымышленный. «Чёрный
пиар» и агентства вымышленных новостей.
Тема 5. Урок-практикум. «Осуществление
мониторинга публикаций Интернет-СМИ на
заданную тему при помощи сервисов
«Яндекс.Новости» и “Google.News”»
Тема 1. Предпосылки возникновения средств
массовой информации. Дожурналистские
явления античности и средневековья.
Тема 2. Начало эпохи книгопечатания. Первые
газеты — Германия, XVII век. Цензура и свобода
слова.
Тема 3. Американская печать в годы борьбы за
независимость и гражданской войны. Печать и
публицистика Великой французской революции.
Тема 4. «Качественная» журналистика и
«разгребатели грязи».
Тема 5. Газета «Таймс» как четвёртая власть.
Первое информационное агентство. Глянцевые
журналы. Тема 6. Урок-практикум. Заполнение
тестов по истории зарубежной журналистики.
Анализ развития журналистики в различные
исторические периоды
1. История отечественной журналистики
досоветского периода. Пражурналистика в
России. Возникновение периодической печати.
Первый журнал «Ежемесячные сочинения».
Сатирические издания Новикова, Фонвизина и

5.

Раздел 5. Проектная
работа
«Профессиональный
аккаунт»

Раздел 6.
Подведение итогов
Итого: 34 часа
6

6 ч.

4 ч.

Крылова. Журналистика Отечественной войны
1812 года. Декабристы и российская печать.
Журналистская деятельность Пушкина.
«Современник» и «Отечественные записки».
Публицистика Белинского, Салтыкова-Щедрина,
Писарева. Вольная русская пресса за границей.
Нелегальная печать революционного
народничества. Публицистическая деятельность
Короленко, Чехова и Горького. Периодическая
печать в начале ХХ века. Развитие структуры
СМИ.
Тема 2. История отечественной журналистики
советского и постсоветского периода. Первые
печатные издания советской власти. НЭП и
культ личности. Появление радио как СМИ.
Печать в годы Великой Отечественной
войны. Развитие системы официальных СМИ в
послевоенный период. Политический,
литературный и музыкальный самиздат.
Журналистика и новое
политическое мышление. Возрождение
многопартийной печати. Первые частные
издания и информационные агентства.
Легализация самиздата. Рост и
спад доверия к журналистам. Отечественная
журналистика и ГКЧП. Невзоров — отважный
репортёр или провокатор?
Советский и российский законы о СМИ.
Российские СМИ в новых экономических
условиях.
Тема 3. Урок-практикум. Заполнение тестов по
истории зарубежной и отечественной
журналистики. Анализ развития журналистики в
различные исторические периоды. Сравнение
отечественных печатных СМИ с зарубежными.
Тема 1. Лекции по профориентации, проф.
деятельности и др.
Тема 2. Создание своего блога: наполнение,
подбор аудитории, ведение контента, общение с
подписчиками и т.д.
Тема 1. Защита проектов. Оценивание
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».