Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора Директор МАОУ «СОШ № 3» по УВР МАОУ «СОШ № 3» ______________ Титова М.Н. _________ Храпко Г.А. Приказ №_____ « __ » ___________ 2022 г. от «____» _______ 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Журналистика. Медиапространство 7-9 (гуманитарные) классы Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 Количество часов: 34 часа (1 час в неделю) Уровень: углублённый Срок реализации: 3 года п. Двуреченск 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель — содействие развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников среднего возраста с последующей допрофессиональной подготовкой школьников по группе профессий, связанных с медийной деятельностью, журналистикой и массовыми коммуникациями. Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по предмету Журналистика. Медиапространство являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по предмету Журналистика. Медиапространство являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по предмету Журналистика. Медиапространство являются: 1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества. 2. Представление о медиа, их источниках, инструментах, компонентах, видах, истории, 3. Овладение знаниями по истории журналистики, интернета, блогосферы, рекламы и т.д. 4. Усвоение - нормативно-правовой базы российских средств массовой информации 5. Осознание многофункциональности языка, его воздействующего компонента. 6. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 7. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей языка, использование их в собственной речевой практике. 8. Опознавание и анализ стилистических единиц языка. Их уместное использование и употребление адекватно ситуации речевого общения. 9. Овладение приемами работы с информационными источниками, выполнение корректорской и редакторской работы. 10. Умение выявлять в повседневной жизни события и явления, способные стать темой журналистского материала, поста в блоге и т.д. 11. Создание журналистских материалов в различных жанрах. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ 7 класс № Раздел п/п Количест Содержание раздела, темы во часов 1 Раздел 1. «Медиа – что это?». Понятие, задачи, разновидности, роль в современном обществе 6 ч. 2 Раздел 2. «Этика МедиаМира». Законы и нормы этики при создании медиапродукта 6 ч. Тема 1. Коммуникация. Способы общения людей в разные эпохи. Многообразие источников общения для человека 21 века. Тема 2. «Сетевая этика». Как быть вежливым человеком при общении в Сети? Основные постулаты этики. Тема 3. Рейтинг различных медиа. Официальные и неофициальные источники. Правдивые и провокационные источники. Тема 4. Урок-практикум. Работа с медиа. Анализ содержания, направления, истинности фактов, полезности и др. Тема 1. Понятие «Этика». Истоки, определение. Необходимо ли соблюдение этики? Тема 2. «Сетевая этика». Как быть вежливым человеком при общении в Сети? Основные постулаты этики. Тема 3. СМИ и закон. Основные требования к деятельности медийной личности. Тема 4. Урок-практикум. Работа с медиа. Анализ этичности продукта. Редактирование (исправление недочетов, ошибок). 3 Раздел 3. «Разнообразие МедиаМира» 6 ч. 4 Раздел 4. Блог – 6 ч. самая популярная разновидность медиа 5 Раздел 5. Проектная работа «Мой блог» Раздел 6. Подведение итогов Итого: 34 часа 6 ч. 6 4 ч. 8 класс 1 Раздел 1. Повторение 4 ч. 2 Раздел 2. ИнтернетСМИ и блогосфера 6 ч. 3 Раздел 3. Правовое 6 ч. Тема 1. Медиаплощадка – что это? Разновидности медиплощадок (жанровое многообразие), функциональное предназначение. Словарь. Тема 2. Рейтинг медиаплощадок. Целевая аудитория. Как определиться со своими интересами в мире Медиа? Тема 3. Манипуляция. Как на нас оказывают влияние в медиапространствах? Тема 4. Урок-практикум. «Анализ медиапродукта с точки зрения его востребованности, функциональности, влиятельности». Тема 1. Что такое блог. Разновидности. Тема 2. Популярные и полезные блоги. Наполнение контента. Как найти «своего» блогера? Тема 3. Актуальность блога. Как оставаться в тренде и набирать подписчиков? Тема 4. Урок-практикум. «Анализ популярного блога. Содержание, жанры (аудио, видео…), коннотация, аудитория, комментарии и т.д.» Тема 1. Лекции по созданию блога. Тема 2. Создание своего блога: наполнение, подбор аудитории, ведение контента, общение с подписчиками и т.д. Тема 1. Защита проектов. Оценивание деятельности. Тема 1. Повторение. Что такое МЕДИА? Каково их значение в 21 веке? Разновидности медиаплощадок. Сетевая культура. Тема 1. История Интернета. Масяня об истории Рунета. Тема 2. Классификация Интернет-СМИ по М. Лукиной. Статистика развития Интернета за 2011 г. Тема 3. Первый сервис блогов — Livejournal. Тема 4. Урок-практикум. Самостоятельный анализ развития российского сегмента сети Интернет с 1991 года по настоящее время: тогда – сегодня. Тема 1. Правовое поле журналистики. Законы. поле медиа 4 Раздел 4. Рекламная деятельность блогера 6 ч. 5 Раздел 5. «Стопконтент». Манипуляции посредством МЕДИА. 4 ч. 5 Раздел 6. Проектная работа «Полезные МЕДИА» 4 ч. 6 Раздел 7. 4 ч. Опровержение и ответ. Ценности СМИ. Тема 2. Виды недобросовестной работы журналиста: публикация непроверенной информации, вольное цитирование, изъятие высказываний источника из информационного контекста, домысливание, приукрашивание Тема 3. Урок-практикум «Обратная сторона медали: примеры недобросовестных медиа» Разбор реальных журналистских материалов, составленных с искажением истины. Тема 1. История рекламы. Устная и письменная реклама в античности. Средневековые глашатаи. Первый экслибрис и использование символики. Расцвет рекламы с изобретением книгопечатания. Торговая реклама на русских ярмарках. Лубки как первые рекламные плакаты. Политическая реклама Петра I: гравюры и фейерверки. Частные объявления в газетах XVIII века как способ выживания редакций. Середина XIX века — многоцветный плакат. Начало ХХ века — меню, этикетки, театральные программки. 1910 год — первая неоновая вывеска. Тема 2. Прогрессивные скидки и специальные акции. Особенности составления рекламных статей. Скрытая реклама. Ответственность за недостоверную информацию. Тема 3. Урок-практикум «Составление рекламных текстов и объявлений». Тема 1. Три основных источника информации: личные наблюдения, общение с очевидцами, работа с документами. Понятия «факт», «фактура» и «информационный повод». Тема 2. Политическое и экономическое значение медиа. Манипуляция СМИ. Пропаганда. Фейки, повлиявшие на сознание масс. Тема 3. Урок-практикум. «Анализ манипулятивных компонентов медиапродукта» Тема 1. Лекции по созданию общественно полезного блога, волонтёрской деятельности и др. Тема 2. Создание своего блога: наполнение, подбор аудитории, ведение контента, общение с подписчиками и т.д. Тема 1. Защита проектов. Оценивание Подведение итогов Итого: 34 часа 9 класс 1 Раздел 1. Повторение деятельности. 4 ч. 2 Раздел 2. Субъекты медийного пространства 6 ч. 3. Раздел 3. История 6 ч. зарубежных МЕДИА (на основе журналистики) 4. Раздел 4. История отечественных МЕДИА (на основе журналистики) 8 ч. Тема 1. Повторение. Что такое МЕДИА? Каково их значение в 21 веке? Разновидности медиаплощадок. Сетевая культура. И др. Тема 1. Пресс-секретарь как партнёр журналиста в процессе информационного взаимодействия. Тема 2. Степени раскрытия информации: от полного умалчивания до чрезмерной откровенности. Тема 3. Мониторинг публикаций СМИ как одна из функций пресс-службы. Где кончаются интересы пиарщика и начинаются интересы редакции. Тема 4. Информационная политика фирмы как основа работы маркетолога. Информационный повод реальный и вымышленный. «Чёрный пиар» и агентства вымышленных новостей. Тема 5. Урок-практикум. «Осуществление мониторинга публикаций Интернет-СМИ на заданную тему при помощи сервисов «Яндекс.Новости» и “Google.News”» Тема 1. Предпосылки возникновения средств массовой информации. Дожурналистские явления античности и средневековья. Тема 2. Начало эпохи книгопечатания. Первые газеты — Германия, XVII век. Цензура и свобода слова. Тема 3. Американская печать в годы борьбы за независимость и гражданской войны. Печать и публицистика Великой французской революции. Тема 4. «Качественная» журналистика и «разгребатели грязи». Тема 5. Газета «Таймс» как четвёртая власть. Первое информационное агентство. Глянцевые журналы. Тема 6. Урок-практикум. Заполнение тестов по истории зарубежной журналистики. Анализ развития журналистики в различные исторические периоды 1. История отечественной журналистики досоветского периода. Пражурналистика в России. Возникновение периодической печати. Первый журнал «Ежемесячные сочинения». Сатирические издания Новикова, Фонвизина и 5. Раздел 5. Проектная работа «Профессиональный аккаунт» Раздел 6. Подведение итогов Итого: 34 часа 6 6 ч. 4 ч. Крылова. Журналистика Отечественной войны 1812 года. Декабристы и российская печать. Журналистская деятельность Пушкина. «Современник» и «Отечественные записки». Публицистика Белинского, Салтыкова-Щедрина, Писарева. Вольная русская пресса за границей. Нелегальная печать революционного народничества. Публицистическая деятельность Короленко, Чехова и Горького. Периодическая печать в начале ХХ века. Развитие структуры СМИ. Тема 2. История отечественной журналистики советского и постсоветского периода. Первые печатные издания советской власти. НЭП и культ личности. Появление радио как СМИ. Печать в годы Великой Отечественной войны. Развитие системы официальных СМИ в послевоенный период. Политический, литературный и музыкальный самиздат. Журналистика и новое политическое мышление. Возрождение многопартийной печати. Первые частные издания и информационные агентства. Легализация самиздата. Рост и спад доверия к журналистам. Отечественная журналистика и ГКЧП. Невзоров — отважный репортёр или провокатор? Советский и российский законы о СМИ. Российские СМИ в новых экономических условиях. Тема 3. Урок-практикум. Заполнение тестов по истории зарубежной и отечественной журналистики. Анализ развития журналистики в различные исторические периоды. Сравнение отечественных печатных СМИ с зарубежными. Тема 1. Лекции по профориентации, проф. деятельности и др. Тема 2. Создание своего блога: наполнение, подбор аудитории, ведение контента, общение с подписчиками и т.д. Тема 1. Защита проектов. Оценивание деятельности.