Рабочая программа 5-7 Технология (мальчики)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
___________Храпко Г.А.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
____________Титова М.Н.
Приказ № _____
от «___»___________2022г.

«___»_______2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 5 - 7 КЛАССОВ
Для реализации Федерального государственного стандарта основного
общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России
№ 1897 от 17.12.2010 г.

Количество часов: 204
Уровень: базовый

п. Двуреченск

Требования к результатам
Изучение технологии в основной школе по направлению «Индустриальные
технологии» обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
• Проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности.
• Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
• Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
• Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного
и физического труда.
• Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации.
• Становление профессионального самоопределения в выбранной сфере
профессиональной деятельности.
• Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
• Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации.
• Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
• Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• Проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
• Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технического труда.
Метапредметные результаты:
• Планирование процесса познавательно трудовой деятельности.
• Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой
задачи на основе заданных алгоритмов.
• Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
• Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса.
• Мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск
новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
• Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию технических изделий.
• Виртуальное и натурное моделирование технических и технологических
процессов, объектов.
• Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности.
• Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительскую стоимость.
• Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие
базы данных.
• Использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.

• Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками.
• Объективное оценивание вклада своей познавательно трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива.
• Оценивание своей познавательно трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам.
• Диагностика результатов познавательно трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям.
• Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах.
• Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства.
• Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях
создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения технических и технологических
задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также
соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в техническом труде;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической и технологической информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно математического
цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и
проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты
работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда и пожар ной безопасности;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
• выбор и использование кодов и средств представления технической и
технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз,
технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной за дачей, сферой и
ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на
рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
• оценка своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней
школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
• согласование своих потребностей и требований с другими участниками
познавательно трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование технического изделия;
• моделирование художественного оформления объекта труда;
• разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
• опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом
общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом
требований действующих стандартов;
• публичная презентация и защита проекта технического изделия;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действую щей рекламы.
В физической сфере:
• развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с
ручными инструментами и выполнении станочных операций;
• достижение необходимой точности движений при вы полнении различных
технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к
инструменту с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные
и профессиональные планы;
• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства,
культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
• основные технологические понятия и характеристики;
• назначение и технологические свойства материалов;
• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека;
• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием
изделий из них, получением продукции;
В результате обучения учащиеся должны уметь:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках, применять
конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными
приборами и визуально по заданным образцам контроль качества изготавливаемого
изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать:

• приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий
или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и
приспособлений;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных
и разметочных инструментов;
• обеспечения безопасности труда;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Содержание учебного предмета «Технология»
5 класс
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20
часов)
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал,
её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области
применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий.
Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные
обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для
обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический
процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных
разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

и

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление,
строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления
для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм
ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и
клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы.

Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из
древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины;
измерительных и разметочных инструментов.

способы

применения

контрольно-

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными
инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий.
Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов
(саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил
безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и
оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
(22 часа)
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и
цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки
отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с
производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения
искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных
материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его
назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной
обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка,
разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные
сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания,
гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального
оборудования.

Основные технологические операции обработки искусственных материалов
ручными инструментами. Точность обработки и качество поверхности деталей.
Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из
металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым
швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами
тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств. Ознакомление с видами и
свойствами искусственных материалов. Организация рабочего места для ручной
обработки металлов.
Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил
безопасного труда. Уборка рабочего места. Чтение чертежей. Графическое изображение
изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка
графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных
материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и
приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка
навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков
работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Отделка
материалов.

изделий

из

тонколистового

металла,

проволоки,

искусственных

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и
инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных
материалов (2 часа)
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов.
Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием
машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для
работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на
сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические
механизмами, машинами, соединениями, деталями.

работы.

Ознакомление

Ознакомление
с
устройством
настольного
приспособлениями и инструментами для работы на станке.

сверлильного

станка,

с
с

Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольноизмерительных инструментов при сверлильных работах
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
(6часов)
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального
назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание
лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация
рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для
выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила
безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из
древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к
создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их
декоративного оформления
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и
чертежам. Отделка и презентация изделий

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за
ними (4часа)
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру
помещений в городском и сельском доме.
Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня : их назначение,
оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и
мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой,
кухонной мебелью.
Экологические
препаратов в быту.

аспекты

применения

современных химических средств

и

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии
ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого
ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели.
Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища (2 часа)
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические,
экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для
поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль
освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом
потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в
помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов
размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (12 часов)
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы
проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах,
журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический,
заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные
пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и
технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости
материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный
год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и
презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных
потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели
изделия. Составление учебной инструкционной карты
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов
для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных
материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов : предметы
обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков,
полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для
отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки
для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели
автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов:
предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные
подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные
цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для
мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Содержание учебного предмета «Технология»
6 класс
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
(18часов)
Теоретические сведения. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы
древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством
древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические
(твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на
чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных
чертежей.
Технологическая карта и её назначение. Использование
компьютера (ПК) для подготовки графической документации.

персонального

Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов.
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.
Контроль качества изделий
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали
(изделии) и их устранение
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.
Исследование плотности древесины.
Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по
технологической документации.
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.
Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.
Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.
Сборка изделия по технологической документации.
Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
( 6 часов)

Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство,
назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы
на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества
деталей.
Графическая и технологическая документация для деталей из древесины,
изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из
древесины и древесных материалов.
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам,
эскизам, чертежам и технологическим картам.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных
материалов.
Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение устройства
токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения
токарных работ с древесиной.
Соблюдение правил безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка
рабочего места.
Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и
зачистка готовых деталей.
Точение деталей (цилиндрической и конической формы) на токарном станке для
обработки древесины. Применение контрольно-измерительных инструментов при
выполнении токарных работ.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
(18 часов)
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Свойства
чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат,
профили сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки
графической документации. Чтение сборочных чертежей.
Контрольно-измерительные
инструменты.
Устройство
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

штангенциркуля.

Технологии изготовления изделий из сортового проката.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание,
рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций.
Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок
напильниками.

Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий
из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и
ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание видов
металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и
сплавов. Ознакомление с видами сортового проката. Чтение чертежей отдельных деталей
и сборочных чертежей.
Выполнение чертежей деталей из сортового проката. Изучение устройства
штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.
Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на плите.
Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с
напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил
безопасного труда.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных
материалов (2 часа)
Теоретические сведения. Элементы машиноведения. Составные части машин.
Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения
слесарных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с
составными частями машин. Ознакомление с механизмами (цепным, зубчатым, реечным),
соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определение передаточного отношения
зубчатой передачи.
Ознакомление с современными ручными технологическими машинами и
механизмами для выполнения слесарных работ.
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6
часов)
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной
обработки древесины.
Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву.
Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по
дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Эстетические и эргономические требования к изделию.

Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с
древесиной.
Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка изделия с
учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для резьбы по
дереву. Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами.
Художественная резьба по дереву по выбранной технологии.
Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и
чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за
ними (2 часа)
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Технология крепления
настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и
материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения
работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Закрепление настенных
предметов (картины, стенда, полочки). Пробивание (сверление) отверстий в стене,
установка крепёжных деталей.
Тема 2. Технологии ремонтно-отделочных работ (4 часа)
Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные
материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Основы
технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных работ, их назначение.
Особенности работы со штукатурными растворами.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных
работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении
ремонтно-отделочных и строительных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Проведение ремонтных
штукатурных работ. Освоение инструментов для штукатурных работ. Заделка трещин,
шлифовка.
Разработка эскиза оформления стен декоративными элементами. Изучение видов
обоев; подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея подвид обоев.
Наклейка образцов обоев (на лабораторном стенде).
Тема 3. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
(2 часа)

Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме.
Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в
водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей
водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарнотехнических работ, их назначение.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических
работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с
сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и
прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка кранов и смесителей (на лабораторном стенде). Замена
резиновых шайб и уплотнительных колец. Очистка аэратора смесителя.

Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (10 часов)
Теоретические сведения. Творческий проект. Понятие о техническом задании.
Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании
изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные
пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и
технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Практические работы. Коллективный анализ возможностей изготовления
изделий, предложенных учащимися в качестве творческого проекта. Конструирование и
проектирование деталей с помощью ПК.
Разработка чертежей и технологических карт. Изготовление деталей и контроль их
размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления
изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта
рекламы.
Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов.
Презентация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы
обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки,
кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для

телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подставка для цветов, панно с
плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой),
детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигуркиматрёшки), карандашница, коробка для мелких деталей, будка для четвероногого друга,
садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки,
ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов:
предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, подвеска для цветов, инвентарь для
мангала или камина, настенный светильник, ручка для дверки шкафчика) , модели
вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов,
приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска,
наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Содержание учебного предмета «Технология»
7 класс
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (8
часов)
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация.
Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации.
Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Точность измерений и допуски при обработке. Отклонения и допуски на размеры
детали.
Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей.
Выдалбливание проушин и гнёзд.
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Рациональные
приёмы работы ручными инструментами при подготовке деталей и сборке изделий.
Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим
рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка чертежей
деталей и изделий. Разработка технологических карт изготовления деталей из древесины.
Настройка рубанка. Доводка лезвия ножа рубанка.
Расчёт отклонений и допусков на размеры деталей.
Расчёт шиповых соединений деревянной рамки.

Изготовление изделий из древесины с шиповым соединением брусков.
Ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами при
выпиливании, долблении и зачистке шипов и проушин.
Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
( 4 часа)
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация для
деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для
подготовки конструкторской и технологической документации.
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины.
Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков.
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль
качества деталей. Шлифовка и отделка изделий.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных
материалов.
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам,
эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение чертежей и
технологических карт для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке.
Точение деталей из древесины по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Ознакомление со способами применения разметочных и контрольно-измерительных
инструментов при изготовлении деталей с фасонными поверхностями.
Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными
приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Соблюдение правил
безопасного труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
(4 часа)
Теоретические сведения. Металлы и их
Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

сплавы,

область

применения.

Резьбовые соединения. Резьба. Технология нарезания в металлах и искусственных
материалах наружной и внутренней резьбы вручную. Режущие инструменты (метчик,
плашка), приспособления и оборудование для нарезания резьбы.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой
материалов.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с
термической обработкой стали. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную.
Отработка навыков нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах.
Выявление дефектов и их устранение. Изготовление деталей из тонколистового металла,
проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных
материалов (10 часов)
Теоретические сведения. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение,
приёмы подготовки к работе; приёмы управления и выполнения операций. Инструменты
и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной
обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из
искусственных материалов. Правила безопасной работы на токарном станке.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и
приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной
обработки и особенности их выполнения. Правила безопасной работы на фрезерном
станке.
Графическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном
станках. Технологическая документация для изготовления изделий на токарном и
фрезерном станках. Операционная карта.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных
материалов. Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий
из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и
фрезерных станков.
Лабораторно-практические и практические
устройством школьного токарно-винторезного станка.

работы.

Ознакомление

с

Ознакомление с видами и назначением токарных резцов, режимами резания при
токарной обработке.
Управление токарно-винторезным станком. Наладка и настройка станка.
Отработка приёмов работы на токарно-винторезном станке (обтачивание
наружной цилиндрической поверхности, подрезка торца, сверление заготовки).
Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке.
Ознакомление с устройством настольного горизонтально-фрезерного станка.
Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования.
Наладка и настройка школьного фрезерного станка. Установка фрезы и заготовки.
Фрезерование. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.

Разработка чертежей для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках.
Применение ПК для разработки графической документации.
Разработка операционной карты на изготовление детали вращения и детали,
получаемой фрезерованием. Применение ПК для разработки технологической
документации.
Изготовление деталей из металла и искусственных материалов на токарном и
фрезерном станках по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (8
часов)
Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки
материалов.
Художественная обработка древесины. История
(инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри).

мозаики.

Виды

мозаики

Технология изготовления мозаичных наборов. Материалы, рабочее место и
инструменты. Подготовка рисунка, выполнение набора, отделка.
Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань); подбор материалов,
применяемые инструменты, технология выполнения.
Художественное ручное тиснение по фольге: материалы заготовок, инструменты
для тиснения. Особенности технологии ручного тиснения. Технология получения
рельефных рисунков на фольге в технике басмы.
Технология изготовления декоративных изделий из проволоки
скульптура из металла). Материалы, инструменты, приспособления.

(ажурная

Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла
(просечное железо). Инструменты для просечки или выпиливания.
Чеканка, история её возникновения, виды. Материалы изделий и инструменты.
Технология чеканки: разработка эскиза, подготовка металлической пластины, перенос
изображения на пластину, выполнение чеканки, зачистка и отделка.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с
древесиной и металлом.
Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление мозаики из
шпона. Разработка эскизов изделий, подбор материалов, выполнение работ, отделка.
Изготовление мозаики с металлическим контуром (украшение мозаики
филигранью или врезанным металлическим контуром).
Освоение технологии изготовления изделия тиснением по фольге; подготовка
фольги, подбор и копирование рисунка, тиснение рисунка, отделка.
Разработка эскизов и изготовление декоративного изделия из проволоки.
Определение последовательности изготовления изделия.

Изготовление изделия в технике просечного металла. Подбор рисунка, подготовка
заготовки, разметка, обработка внутренних и наружных контуров, отделка.
Изготовление металлических рельефов методом чеканки: выбор изделия, правка
заготовки, разработка рисунка и перенос его на металлическую поверхность, чеканка,
зачистка, отделка.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонтно-отделочных работ (8 часов)
Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные
материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.
Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого
количества рулонов обоев.
Основы технологии малярных работ. Инструменты и приспособления для
малярных работ. Виды красок и эмалей. Особенности окраски поверхностей помещений,
применение трафаретов.
Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки
стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Технология крепления плитки к стенам и
полам.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных
работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении ремонтно-отделочных
работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение технологии
малярных работ. Подготовка поверхностей стен под окраску. Выбор краски, в том числе
по каталогам и образцам. Изготовление трафарета для нанесения какого-либо рисунка на
поверхность стены. Выполнение ремонтных малярных работ в школьных мастерских под
руководством учителя.
Ознакомление с технологией плиточных работ. Изучение различных типов плиток
для облицовки стен и настилки полов. Замена отколовшейся плитки на участке стены
(под руководством учителя).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (26 часов)
Теоретические сведения. Творческий проект. Этапы проектирования и
конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и
технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и
документацию (ЕСКД и ЕСТД).

Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия,
возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание).
Практические работы. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых
опросов. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием ПК,
установление состава деталей.
Разработка чертежей деталей проектного изделия.
Составление технологических карт изготовления деталей изделия.
Изготовление деталей изделия, сборка изделия и его отделка. Разработка варианта
рекламы.
Оформление проектных материалов. Подготовка электронной презентации
проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы
обихода и интерьера (табурет, столик складной для балкона, банкетка, скалка, шкатулка,
стаканчик для ручек и карандашей, толкушка, столик, ваза для конфет и печенья, полочка
для ванной комнаты, ваза, чаша, тарелка, сахарница-бочонок, кухонный комплект для
измельчения специй, аптечка, полочка-вешалка для детской одежды, рама для зеркала,
подсвечник, приспособление для колки орехов), изделия декоративно-прикладного
творчества (шахматная доска, мозаичное панно, шкатулка, мозаика с металлическим
контуром), киянка, уголь ник, выпиловочный столик, массажёр, игрушки для детей,
наглядные пособия и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов:
предметы обихода и интерьера (подставка для цветов, картина из проволоки, мастерок
для ремонтных работ, флюгер, вешалка-крючок, ручки для шкафчиков), изделия
декоративно-прикладного творчества (панно, выполненное тиснением по фольге, ажурная
скульптура из проволоки, изделия в технике басмы и просечного металла, чеканка),
струбцина, вороток для нарезания резьбы, отвёртка, фигурки из проволоки, модели
автомобилей и кораблей, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных
занятий и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в
основной школе:


формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики; проявление
познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации
умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и
стратификации;

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей
деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных
потребностей;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей
профессиональной
деятельности,
планирование
образовательной
и
профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного
труда как условия безопасной и эффективной социализации;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении
работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов
трудового коллектива;

проявление технико-технологического и экономического мышления
при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления; бережное отношение к
природным и хозяйственным ресурсам;

развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в
основной школе:

самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой деятельности;

определение
адекватных
имеющимся
организационным
и
материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой
задачи на основе заданных алгоритмов;


комбинирование
известных
алгоритмов
технического
и
технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного
применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или
организационной проблемы;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов,
имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение
различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

виртуальное и натурное моделирование технических объектов,
продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к
решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или
технологического процесса;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательнотрудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада
своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств
устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда
в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;

формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной
школе: в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения

методов получения и преобразования материалов, энергии, информации,
природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного
производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях
создания объектов труда;

практическое
освоение
обучающимися
основ
проектноисследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под
руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в
ходе исследований;

уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования,
применяемого
в
технологических
процессах;
оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

развитие
умений
применять
технологии
представления,
преобразования и использования информации, оценивать возможности и области
применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;

овладение средствами и формами графического отображения
объектов или процессов, правилами выполнения графической документации,
овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной
информации;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение
общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в
процессе подготовки и осуществления технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение
элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

овладение алгоритмами и методами решения организационных и
технико-технологических задач; овладение элементами научной организации
труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и
технологической культуре производства;
В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда; подбор
материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов,
приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально энергетических ресурсов;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты
работ;

выполнение
технологических
операций
с
соблюдением
установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и

технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда,
пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

выбор средств и видов представления технической и технологической
информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе груда и
обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка
возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной
деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

формирование представлений о мире профессий, связанных с
изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное
продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах
полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального образования;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства
или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к
предпринимательской деятельности;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств, груда; наличие экологической культуры при
обосновании объекта труда и выполнении работ;
В эстетической сфере:

овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка
варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом
требований эргономики и элементов научной организации труда;

умение выражать себя в доступных видах и формах художественноприкладного творчества; художественное оформление объекта труда и
оптимальное планирование работ;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание
рабочей одежды;

участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного
участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:


практическое
освоение
умений,
составляющих
основу
коммуникативной компетентности; действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой
общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать
намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;

установление рабочих отношений в группе для выполнения
практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и
способствование эффективной кооперации;

интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия со сверстниками и учителями;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и
осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в
споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение
монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита
проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с
ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и
механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций;

соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к
инструментам, с учётом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в проектной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:

находить в учебной литературе сведения, необходимые для
конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; выполнять в
масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых
объектов;

осуществлять технологические процессы создания или ремонта
материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:


грамотно пользоваться графической документацией и техникотехнологической информацией, которые применяются при разработке, создании и
эксплуатации различных технических объектов;

осуществлять технологические процессы создания или ремонта
материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Выпускник научится:

выполнять мелкий ремонт одежды, обуви, мебели, помещения;

узнавать информацию о товаре, совершать покупки;

предлагать варианты размещения декоративных элементов
помещения

в

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять некоторые ремонтно-отделочные работы помещения;

выполнять мелкий ремонт элементов систем водоснабжения и
канализации;

вести семейный бюджет.
Раздел «Электротехника»
Выпускник научится:

разбираться в адаптированной для школьников техникотехнологической информации по электротехнике и ориентироваться в
электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и
эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые
электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

осуществлять технологические процессы сборки или ремонта
объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии
электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:

составлять электрические схемы, которые применяются при
разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных
приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации
(включая Интернет);

осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов,
содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Технологии
деятельности»

исследовательской,

опытнической

и

проектной

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты:
выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию

изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать
этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления
изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический
процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться
основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к
проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе
установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений;
планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся
ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку
проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара
на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
1.
Синица Н.В.., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В.
Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций,
Вентана-Граф, 2015
2.
Синица Н.В.., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома.
6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, Вентана-Граф,
2016
3.
Синица Н.В.., Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. 7
класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, Вентана-Граф,
2017
4.
Матяш Н. В., Электов А.А., Симоненко В.Д., Гончаров Б.А., Елисеева
Е.В., Богатырев А.Н., Очинин О.П. Технология. 8 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2018

Технические средства обучения
1)
Классная доска
2)
Инструменты для ручной обработки древесины
3)
Учебные верстаки
Цифровые образовательные ресурсы
1.
https://derevoblog.ru/ Сборник видеоблогов и мастер классов по
столярному делу
2.
https://sam-stroy.info/plotnik/ Плотничное дело. Уроки мастерства
3.
http://www.trudoviki.net/ Трудовое обучение в сети интернет
4.
https://extxe.com/7483/drevesina-materialy-i-izdelija-na-ee-osnove/
Современные технологии производства

5.
https://zen.yandex.ru/stroim_vmeste Канал
о строительстве и
строительных материалах
6.
https://mir-real.ru/tekhniki/item/236-uroki-masterstva-c-chego-nachatsistema-obucheniya Мир реальности. Школа развития мастерства
7.
https://sdelaysam-svoimirukami.ru/
Мастер-классы,
инструкции,
полезные советы

Календарно-тематическое планирование 5 класс
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Лабораторных и практических работ 6 ч.
№
№
Наименование разделов и тем
разд урока
ела
п\п

1

Характерис
Плановые
тика
сроки
основных
прохождения
видов
деятельност
и ученика

Фактическ
ие сроки
прохождени
я (и/или
коррекция)

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины). 24
ч.
1-2

Вводное занятие. Дерево и
древесина. Породы деревьев.

3-4

Внешние свойства древесины.
Пороки древесины.
Лабораторная работа № 1
«Определение внешних свойств
древесины».

5-6

Лесоматериалы, их получение и
применение. Отходы древесины
и их рациональное
использование.

7-8

Способы получения шпона и
фанеры. Обработка древесины.
Рабочее место для обработки
древесины. Лабораторная
работа № 2 «Фанера и ее
применение».
Чертежные инструменты,
масштаб, эскиз и технический
рисунок. Типы линий.

9-10

Участие в
диалоге,
работа с
учебником
Изучение
образцов,
работа с
учебником,
лаботаторна
я работа
Участие в
диалоге,
тработа с
учебником,
самостоятел
ьный поиск
информации
Работа с
образцами, с
учебником,
лабораторна
я работа
Работа с
учебником,
работа в
тетради

Чертёж детали и изделия.
Прямоугольный
параллелепипед. Лабораторная
работа № 3 «Чертеж
прямоугольного
параллелепипеда».
Планирование работы по
изготовлению изделия.
Основные технологические
операции при работе с
древесиной.

Работа в
тетради,
лабораторна
я работа

25-27

Виды металлов и сплавов, их
основные свойства. Общие
сведения о пластмассах.

28-30

Тонколистовой металл и
проволока.

31-34

Правка, разметка, резание и
гибка тонколистового металла.
Лабораторная работа № 5
«Теснение тонколистового
металла».

35-36

Отделка изделий из

Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге,
лабораторна
я работа
Работа в

11-16

Работа с
учебником,
работа в
тетради,
участие в
диалоге
19
Отделка изделий из древесины. Работа в
Выпиливание лобзиком.
тетради,
работа с
учебником
20-23 Приёмы нанесения водных
Работа в
красителей. Лабораторная
тетради,
работа № 4 «Декоративное
работа с
панно».
учебником,
лабораторна
я работа
24
Теоретические основы
Работа в
выжигания.
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов,
пластмасс, тонколистового металла и проволоки). 16 ч.
17-18

2

тонколистового металла.
Сверлильный станок: строение
и правила работы.

37-40

3

Электротехнические работы. 4 ч.
41-42 Общее понятие об
электрическом токе.

43-44

4

Электрические провода.
Теоретические основы
электромонтажных работ.

Элементы техники. 4 ч.
45-46 Понятие о технике и
техническом устройстве.

47-48

5

Правка, разметка, резка, рубка,
гибка проволоки.
Лабораторная работа № 6 «Sобразное плетение».

Классификация машин, их
типовые. Подвижные и
неподвижные соединения.

Проектные работы. 20 ч.
49-50 Выбор проекта, его этапы.
Пояснительная записка.

51-54

Чертеж изделия.

тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге,
лабораторна
я работа
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге,
самостоятел
ьный поиск
информации
, мозговой
штурм
Выполнение

55-62

Этап изготовления изделия.

63-64

Заключительный этап.
Экономический расчет.

65-66

Защита проекта.

67-68

Подведение итогов.

чертежа
Изготовлени
е изделия
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
индивидуаль
ные
консультаци
и,
подготовка
презентации
Выступлени
е, диалог,
защита
Участие в
коллективно
м диалоге

Календарно-тематическое планирование 6 класс
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Лабораторных и практических работ 9 ч.
№
раздела
п\п

1

№
урока
п\п

Тема

Характеристи Плановые
Фактические
ка основных
сроки
сроки
видов
прохождения
прохождения
деятельности
(и/или
ученика
коррекция)
Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины). 22 ч.
1-2
Вводное
занятие. Работа
в
Механические
свойства тетради,
древесины.
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
3-4
Требования
к Работа
в
изготавливаемому
изделию. тетради,
Чертёж детали цилиндрической работа
с
формы.
учебником,
участие
в
диалоге
5-8
Лабораторная работа № 1 Выполнение
«Чертеж цилиндра».
чертежа
9-10 Изготовление
деталей Работа
в
цилиндрической
формы тетради,
ручными
инструментами. работа
с
Устройство токарного станка учебником,
для точения древесины.
участие
в
диалоге
11-12 Подготовка
заготовок
к Работа
в

2

обработке на токарном станке. тетради,
Точение
деталей работа
с
цилиндрической формы.
учебником,
участие
в
диалоге
13-14 Склеивание
деталей. Работа
в
Технологические особенности тетради,
сборки и отделки изделий из работа
с
древесины.
учебником,
участие
в
диалоге
15-18 Декоративно-прикладная
Работа
в
обработка древесины. Роспись тетради,
по дереву.
Лабораторная работа
с
работа № 2 «Хохлома».
учебником,
участие
в
диалоге,
выполнение
росписи
по
дереву
19-20 Теоретические
основы Работа
в
выполнение контурной резьбы. тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
21-22 Выпиливание ручным лобзиком Работа
в
по внутреннему контуру. Пути тетради,
экономии
древесины. работа
с
Лабораторная работа №3
учебником,
участие
в
диалоге,
выпиливание
Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и
пластмасс). 16 ч.
23-24 Чёрные и цветные металлы и Работа
в
сплавы,
их
механические тетради,
свойства.
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
25-26 Сортовой прокат, его виды и Работа
в
способы получения.
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
27-30 Измерение размеров деталей с Работа
в
помощью
штангенциркуля. тетради,
Чертёж детали из сортового работа
с
проката. Сборочный чертёж. учебником,
Учебная технологическая карта участие
в
диалоге,

31-34

35-36

37-38

3

4

5

Резание
и
опиливание
сортового
проката.
Рубка
металла зубилом.

Сверление
заготовок
из
сортового проката и других
материалов. Виды заклёпочных
соединений и способы их
выполнения.
Виды пластических материалов.
Свойства
пластмасс,
их
обработка и применение.

Электротехнические работы. 2 ч.
39-40 Электромагнит
как
электротехническое устройство.
Применение электромагнитов в
электротехнических
устройствах.

выполнение
чертежа
Работа
тетради,
работа
учебником,
участие
диалоге
Работа
тетради,
работа
учебником,
участие
диалоге
Работа
тетради,
работа
учебником,
участие
диалоге

в
с
в
в
с
в
в
с
в

Работа
в
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге

Элементы техники. 6 ч.
41-42 Чем
различаются
рабочие Работа
машины.
Технологические тетради,
машины и их рабочие органы.
работа
учебником,
участие
диалоге
43-44 Принцип резания и вращения в Работа
технике. История появления тетради,
наземных, водных и воздушных работа
транспортных машин.
учебником,
участие
диалоге
45-46 Современное
развитие Работа
транспортных
средств. тетради,
Транспортирующие машины.
работа
учебником,
участие
диалоге
Проектные работы. 22 ч.
47-48 Выбор проекта. Пояснительная Работа в
записка.
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге,

в
с
в
в
с
в
в
с
в

49-52

Чертеж изделия.

53-61

Этап изготовления изделия.

62-64

Заключительный этап.
Экономический расчет.

65-66

Защита проекта.

67-68

Подведение итогов.

самостоятель
ный поиск
информации,
мозговой
штурм
Выполнение
чертежа
Изготовление
изделия
Работа в
тетради,
работа с
учебником,
индивидуаль
ные
консультации
, подготовка
презентации
Выступление,
диалог,
защита
Участие в
коллективно
м диалоге

Календарно-тематическое планирование 7 класс
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Лабораторных и практических работ 10 ч.
№
раздел
а п\п

1

№
урока
п\п

Тема

Технологии обработки древесины. 14 ч.
1-2
Вводное
занятие.
Технологические
свойства
древесины. Пороки и дефекты
древесины.

3

4-10

Сушка
древесины.
Изготовление плоских изделий
криволинейной формы.

Чертёж детали с конической
поверхностью. Лабораторная
работа № 1 «Усечённый
конус».

Характеристи
ка основных
видов
деятельности
ученика
Работа
тетради,
работа
учебником,
участие
диалоге
Работа
тетради,
работа
учебником,
участие
диалоге
Работа
тетради,
работа
учебником,
участие

в
с
в
в
с
в
в
с
в

Плановые
сроки
прохождения

Фактические
сроки
прохождения
(и/или
коррекция)

2

диалоге,
выполнение
чертежа
11-12
Приёмы
обтачивания Работа
в
конических и фасонных деталей тетради,
на
токарном
станке. работа
с
Изготовление
шипового учебником,
соединения.
участие
в
диалоге
13-14
Геометрическая резьба по Работа
в
дереву. Лабораторная работа тетради,
№ 2 «Составление узора».
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге,
изготовление
технического
рисунка
Технологии обработки металлов и пластмасс. 20 ч.
15-18
Технологические
свойства, Работа
в
классификация и маркировка тетради,
стали. Термическая обработка работа
с
металлов и сплавов.
учебником,
участие
в
диалоге
19-22
Сечения и разрезы на чертежах Работа
в
деталей.
Лабораторная тетради,
работа № 3 «Деталь в работа
с
разрезе».
учебником,
участие
в
диалоге,
выполнение
чертежа
23-24
Сущность токарной обработки.
Работа
в
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
25-26
Обтачивание
наружных Работа
в
цилиндрических поверхностей. тетради,
Обработка
торцовых работа
с
поверхностей и уступов.
учебником,
участие
в
диалоге
27-28
Общее понятие о резьбе и Работа
в
резьбовых поверхностях.
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
29-30
Понятие о полимере. Свойства Работа
в
пластмасс.
тетради,

3

4

5

6

работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
31-32
Технологии ручной и машинной Работа
в
обработки пластмасс.
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
33-34
Дизайн, его требования и Работа
в
правила.
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
Технологии электротехнических работ. Элементы автоматики. 2 ч.
35-36
Понятие
о
датчиках Работа
в
преобразования
тетради,
неэлектрических сигналов в работа
с
электрические.
Виды
и учебником,
назначение
автоматических участие
в
устройств.
диалоге
Ремонтно-отделочные работы. 6 ч.
37-38
Технологии малярных работ.
Работа
в
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
39-40
Технологии обойных работ.
Работа
в
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
41-42
Ремонт мебели.
Работа
в
тетради,
работа
с
учебником,
участие
в
диалоге
Элементы техники. 2 ч.
43-44
Понятие
о
машине
и Работа
в
механизме.
Классификация тетради,
механизмов
передачи работа
с
движения.
Понятие
о учебником,
передаточном числе.
участие
в
диалоге
Робототехника. 12 ч.
45-46
Введение в робототехнику
Работа
в
тетради,
работа
в

6

программе
Ev3
47-50
Основы программирования
Работа
в
тетради,
работа
в
программе
Ev3
51-56
Лабораторная работа № 4 Сборка
«Сборка и программирование робота,
модели»
программиро
вание,
испытания
Проектные работы. 12 ч.
57

58
59-62
63-64

65-66

67-68

Выбор проекта. Пояснительная
записка.

Работа в
тетради,
работа с
учебником,
участие в
диалоге,
самостоятель
ный поиск
информации,
мозговой
штурм
Чертеж изделия.
Выполнение
чертежа
Этап изготовления изделия.
Изготовление
изделия
Заключительный
этап. Работа в
Экономический расчет.
тетради,
работа с
учебником,
индивидуаль
ные
консультации
, подготовка
презентации
Защита проекта.
Выступление,
диалог,
защита
Подведение итогов.
Участие в
коллективно
м диалоге


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».