Управление образования Администрации Сысертского городского округа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №3 ___________ (Храпко Г.А.) «___»______________ 20__ г. «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №3 ___________ (Титова М.Н.) Приказ № ____ от «___»_________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 - 11 класс Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования Количество часов: 204 (3 часа в неделю). Уровень: углублённый п. Двуреченск В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; оценивать стилистические ресурсы языка; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; выделять и описывать социальные функции русского языка; проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль. На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией. В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме. Содержание. Углубленный уровень Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 10 класс (углублённый уровень) 102 часа № урока Тема 1 Введение: концепт как отражение языковой картины мира Кол-во Дата часов 1 Язык как средство общения (26 ч) Русский язык – хранитель духовных ценностей нации ( 4 ч) 2 Речь – язык – народ 1 3 Формы национального языка: литературный язык, диалекты, просторечие, арго 1 4 Русская словесность. Эстетическая функция языка 1 5 Лингвостилистический анализ текста 1 Речевое общение как социальное явление ( 5 ч) 6 Речевое общение как социальное явление 1 7 Интернет как нетрадиционное СМИ 1 8 Язык жестов и мимики 1 9 Входная диагностическая работа 2 Речь устная и письменная (4 ч) 10 Основные разновидности устной и письменной речи 1 11 Интернет – речь. Типология жанров устной и письменной речи 1 13 Смысловой аспект интонации 1 14 Рр Требования к письменному тексту. Рецензирование сочинения 1 Основные условия эффективного общения (13 ч) 15 Условия эффективного общения 1 16 Позиция автора и её оценка. Юмор. Виртуальная коммуникация 1 17 Интерактивное общение. Средства комического 1 18 Аргументация 1 19 Коммуникативный барьер 1 20 Правила говорящего и слушающего 1 21 Национальные особенности общения 1 22 Отражение правил этикета общения в русском фольклоре 1 23 Орфоэпические нормы. Речевые ошибки и пути их преодоления 3 24 Контрольный диктант 2 Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста (68 ч) Виды речевой деятельности (5 ч) 25 Виды речевой деятельности 1 26 Виды планов. Анализ текста: выделение и сжатие микротем 1 27 Речь внешняя и внутренняя 1 28 Рр Сочинение – рассуждение 2 Чтение как вид речевой деятельности (17 ч) 29 Виды чтения 1 30 Изучающее чтение 1 31 Концептуальный комментарий к тексту 2 32 Эффективность работы с текстом 1 33 Информационная переработка текста 1 34 Просмотровое чтение 1 35 Ознакомительное чтение 1 36 Алгоритм анализа поэтического текста 1 38 Орфография морфем. Простое осложнённое предложение 3 39 Орфография омонимичных частей речи. Сложное предложение 3 40 Связь орфографии с морфемикой и морфологией 2 Аудирование как вид речевой деятельности (4 ч) 41 Приёмы слушания 1 42 Типичные ошибки слушания 1 43 Зачем читать вслух? 1 44 Текстуальный комментарий к проблеме короткометражного фильма «Три минуты» 1 Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (15 ч) 45 Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста 1 46 Виды планов 1 47 Тезисный план к сочинению 1 48 Тезисы 1 49 Аннотация 1 50 Конспект 1 51 Реферат 1 52 Рецензия 1 53 Аудиотекст 1 54 Цитирование 1 55 Средства организации текста 2 56 Поэтические достоинства текста и идея 1 57 Комплексный анализ текста 2 Говорение как вид речевой деятельности (15 ч) 58 Говорение как вид речевой деятельности 1 59 Критерии оценивания устного высказывания 1 60 Риторика 1 61 Публичное выступление 1 62 Стилистика ритора 1 63 Рр Практикум: устное сообщение 1 64 Лингвистический комментарий к художественному тексту 1 65 Основные элементы интонации 1 66 Интонационная разметка 1 67 Стратегия речевой ситуации 1 68 Жанрово-тематическая классификация публичной речи 1 69 Развёртывание афоризма 1 70 Функции обращения 1 71 Текстоведческий анализ текста 2 Письмо как вид речевой деятельности (12 ч) 72 Письмо как вид речевой деятельности 1 73 Эпистолярный жанр 1 74 Электронная почта 1 75 SMS-сообщение 1 76 Речевой этикет 19 века: личное письмо 1 77 Риторические приёмы 1 78 Чат 1 79 Графология 1 80 Комплексный анализ текста 2 81 Письменные знаки препинания 1 82 Авторские знаки препинания 1 Повторение изученного (7 ч) 84 Лексика: крылатые слова, афоризмы, фразеологизмы 1 85 Разделы лингвистики: ономастика и этимология 1 86 Разделы лингвистики: орфография, морфология, морфемика 1 87 Разделы лингвистики: синтаксис и пунктуация 1 88 Итоговая работа за курс 10 класса 2 89 Рр Публичная защита мультимедийных проектов 1 Итого Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 11 класс (углублённый уровень) 102 часа № Тема п/п Колво часов Язык и культура. Язык как составная часть национальной культуры (7 ч.) 1 Язык и культура: общее и различие. 1 2 Лингвокультурологический портрет слова ХЛЕБ 1 3 Рр Структура научно-исследовательской работы (обучение этапам работы и методам исследования) 1 4 Взаимосвязь языка и культуры 1 5 Рр Сочинение – рассуждение по лингвистической проблеме 1 6 Методы изучения лингвистики 1 7 Языковая картина мира. Менталитет. Концепты 1 Функциональная стилистика Функциональные разновидности русского языка (14 ч. ) Дата 8 Входная диагностическая работа 2 9 Функциональные разновидности языка 1 10 Экстралингвистические и лингвистические факторы 1 11 Рр Сочинение – рассуждение по экологической проблеме 1 12 Жанры функциональных стилей речи 1 13 Функциональная стилистика: лексические средства. Орфография корней 1 14 Функциональная стилистика: морфологические средства. Орфография приставок 1 15 Функциональная стилистика: синтаксические средства. Правописание НЕ-НИ 1 16 Как определить стилистическую принадлежность текста 1 17 Орфография Н-НН в разных частях речи 1 18 Сравнительный текстоведческий анализ текста. Роль тропов 1 19 Слитное – раздельное написание предлогов, союзов, наречий 1 20 Рр Публичное выступление (речь объяснительная, описательная, биографическая, повествовательная) 1 Разговорная речь (12 ч.) 21 Стилевые черты и языковые средства подстилей разговорной речи 1 22 Основные жанры разговорной речи. Виды разговора 1 23 Рр Публичная защита научно-исследовательских работ «Лингвокультурологический портрет слова…» 1 24 Интонация: основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр голоса) и их смыслоразличительная роль. Чтение интонационного рисунка 1 25 Разговорная речь как средство характеристики героя художественного произведения. Роль пословиц и поговорок 1 26 Народная (ложная) этимология 1 27 СМС-сообщение как новый жанр речи. 1 28 Чат – общение. Изменение языка в социальных сетях. 1 29 Составление диалога для сценария «Ералаша» на тему «Русский язык в интернет – общении 1 30 Оформление прямой речи, диалога, полилога, монолога в современной пунктуации 1 31 Способы передачи чужой речи: косвенная и несобственнопрямая речь 1 32 Скайп как форма организации устного общения. Орфография и морфемика 1 Официально-деловой стиль речи (9 ч.) 33 Сфера применения, основные функции разновидности (подстили) официально-делового стиля 1 34 Основные особенности официально-делового стиля. Нарушение стиля как средство создания комического эффекта 1 35 Лексические средства официально-делового стиля. Канцеляриты 1 36 Текстоведческий анализ текста. Морфологические средства официально-делового стиля 1 37 Рр Сочинение – рассуждение по патриотической проблематике 2 38 Синтаксические средства официально-делового стиля. Речевой штамп 1 39 Основные жанры официально-делового стиля 1 40 Характеристика и резюме как виды делового документа 1 Научный стиль речи (9 ч.) 41 Сфера применения, основные функции разновидности (подстили) научного стиля речи 1 42 Основные особенности научного стиля 1 43 Лексические средства научного стиля. Термины. Терминологические словари 1 44 Морфологические средства научного стиля 1 45 Синтаксические средства научного стиля. Цитирование 1 46 Основные жанры научного стиля 1 47 Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. План и конспект как форма передачи содержания. 1 48 Рр Сочинение – рассуждение по нравственной проблематике 2 Публицистический стиль речи (10 ч.) 49 Сфера применения, основные функции, разновидности (подстили) публицистического стиля речи 1 50 Основные особенности публицистического стиля 1 51 Лексические средства публицистического стиля 1 52 Морфологические средства публицистического стиля 1 53 Синтаксические средства публицистического стиля 1 54 Основные жанры публицистического стиля. Проблемная статья 1 55 Рр Интервью (очерк) как жанр публицистического стиля 1 56 Рекламный подстиль: афиша, слоган, плакат, лозунг 1 57 Рр Сочинение в жанре эссе по философской проблематике 2 Язык художественной литературы (9 ч.) 58 Сфера применения, основные функции и разновидности языка художественной литературы 1 59 Основные особенности языка художественной литературы 1 60 Лексические средства языка художественной литературы 1 61 Морфологические средства языка художественной литературы 1 62 Синтаксические средства языка художественной литературы 1 63 Троп как оборот речи. Основные виды тропов 1 64 Фигуры речи (риторические и стилистические фигуры) 1 65 Основные жанры художественной литературы: лирики, эпоса, драмы 1 66 Текстоведческий анализ текста 1 Культура речи (23 ч. ) Культура речи как раздел лингвистики (6 ч. ) 67 Культура речи как раздел лингвистики. Орфоэпические и лексические нормы. 1 68 Грамматические нормы. Грамматические ошибки 1 69 Синтаксические нормы 1 70 Основные компоненты культуры речи. Речевые ошибки 1 71 Речевой этикет, эффективные приёмы общения 1 72 Качества образцовой речи как свойства речи 1 Языковой компонент культуры речи (6 ч. ) 73 Языковые нормы. Основные виды норм: произносительные, лексические, грамматические 1 74 Языковые нормы как явление историческое. Изменение литературных норм 1 75 Текстоведческий анализ текста. Орфографические и пунктуационные нормы языка 1 76 Взаимосвязь культуры речи с другими разделами лингвистики 1 77 Основные нормативные словари русского языка 1 78 Правильность как качество речи 1 Коммуникативный компонент культуры речи (8 ч. ) 79 Коммуникативный компонент культуры речи 1 80 Точность как коммуникативное качество речи 1 81 Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения 1 82 Содержательность речи как наличие чёткой мысли 1 83 Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний 1 84 Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи 1 85 Богатство как коммуникативное качество речи 1 86 Выразительность как качество речи. Неуместное употребление тропов, излишнее украшательство 1 Этический компонент культуры речи (3 ч. ) 87 Этический аспект культуры речи как нравственный кодекс народа 1 88 Чистота речи. Этические ошибки в сочинении-рассуждении 1 89 Вежливость речи. Правила речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия) 1 IV Повторение изученного (9 ч.) 90 Орфография и морфология 2 91 Синтаксис и пунктуация 2 92 Культура речи. Средства выразительности языка 1 93 Подготовка к итоговой работе 2 100 Итоговая работа 2 Ито го 102 ч. 2 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)