Русский язык углублённый Львова (1)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
___________ (Храпко Г.А.)
«___»______________ 20__ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
___________ (Титова М.Н.)
Приказ № ____
от «___»_________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 - 11 класс
Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования

Количество часов: 204
(3 часа в неделю).
Уровень: углублённый

п. Двуреченск

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и
чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной
и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей
и культуры речи.
Программа
сохраняет
преемственность
с
примерной
основной
образовательной программой основного общего образования по русскому языку и
построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть
перегруппировано или интегрировано в другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили
основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего
общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени
нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на
систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и
совершенствование коммуникативных навыков. В то же время учитель при
необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного
материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи»,
посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы
специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности
при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется
способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем
не только в письменной, но и в устной форме.
Содержание.
Углубленный уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и
общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие
русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии
русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект
научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент.
Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития
русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их
особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и
создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых
средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости
от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию
из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение
умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный
лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в
официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата,
проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые
средства,
характерные
для
разговорного языка,
научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой
принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды
сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и
функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и
письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм:
орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы
русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры
речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых
норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со
сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.
Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
10 класс (углублённый уровень) 102 часа
№
урока

Тема

1

Введение: концепт как отражение языковой картины мира

Кол-во Дата
часов
1

Язык как средство общения (26 ч)
Русский язык – хранитель духовных ценностей нации ( 4 ч)
2

Речь – язык – народ

1

3

Формы национального языка: литературный язык,
диалекты, просторечие, арго

1

4

Русская словесность. Эстетическая функция языка

1

5

Лингвостилистический анализ текста

1

Речевое общение как социальное явление ( 5 ч)
6

Речевое общение как социальное явление

1

7

Интернет как нетрадиционное СМИ

1

8

Язык жестов и мимики

1

9

Входная диагностическая работа

2

Речь устная и письменная (4 ч)
10

Основные разновидности устной и письменной речи

1

11

Интернет – речь. Типология жанров устной и письменной
речи

1

13

Смысловой аспект интонации

1

14

Рр Требования к письменному тексту. Рецензирование
сочинения

1

Основные условия эффективного общения (13 ч)
15

Условия эффективного общения

1

16

Позиция автора и её оценка. Юмор. Виртуальная
коммуникация

1

17

Интерактивное общение. Средства комического

1

18

Аргументация

1

19

Коммуникативный барьер

1

20

Правила говорящего и слушающего

1

21

Национальные особенности общения

1

22

Отражение правил этикета общения в русском фольклоре

1

23

Орфоэпические нормы. Речевые ошибки и пути их
преодоления

3

24

Контрольный диктант

2

Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста (68 ч)
Виды речевой деятельности (5 ч)
25

Виды речевой деятельности

1

26

Виды планов. Анализ текста: выделение и сжатие
микротем

1

27

Речь внешняя и внутренняя

1

28

Рр Сочинение – рассуждение

2

Чтение как вид речевой деятельности (17 ч)
29

Виды чтения

1

30

Изучающее чтение

1

31

Концептуальный комментарий к тексту

2

32

Эффективность работы с текстом

1

33

Информационная переработка текста

1

34

Просмотровое чтение

1

35

Ознакомительное чтение

1

36

Алгоритм анализа поэтического текста

1

38

Орфография морфем. Простое осложнённое предложение

3

39

Орфография омонимичных частей речи. Сложное
предложение

3

40

Связь орфографии с морфемикой и морфологией

2

Аудирование как вид речевой деятельности (4 ч)
41

Приёмы слушания

1

42

Типичные ошибки слушания

1

43

Зачем читать вслух?

1

44

Текстуальный комментарий к проблеме
короткометражного фильма «Три минуты»

1

Основные способы информационной переработки прочитанного
или прослушанного текста (15 ч)
45

Основные способы информационной переработки
прочитанного или прослушанного текста

1

46

Виды планов

1

47

Тезисный план к сочинению

1

48

Тезисы

1

49

Аннотация

1

50

Конспект

1

51

Реферат

1

52

Рецензия

1

53

Аудиотекст

1

54

Цитирование

1

55

Средства организации текста

2

56

Поэтические достоинства текста и идея

1

57

Комплексный анализ текста

2

Говорение как вид речевой деятельности (15 ч)
58

Говорение как вид речевой деятельности

1

59

Критерии оценивания устного высказывания

1

60

Риторика

1

61

Публичное выступление

1

62

Стилистика ритора

1

63

Рр Практикум: устное сообщение

1

64

Лингвистический комментарий к художественному тексту

1

65

Основные элементы интонации

1

66

Интонационная разметка

1

67

Стратегия речевой ситуации

1

68

Жанрово-тематическая классификация публичной речи

1

69

Развёртывание афоризма

1

70

Функции обращения

1

71

Текстоведческий анализ текста

2

Письмо как вид речевой деятельности (12 ч)
72

Письмо как вид речевой деятельности

1

73

Эпистолярный жанр

1

74

Электронная почта

1

75

SMS-сообщение

1

76

Речевой этикет 19 века: личное письмо

1

77

Риторические приёмы

1

78

Чат

1

79

Графология

1

80

Комплексный анализ текста

2

81

Письменные знаки препинания

1

82

Авторские знаки препинания

1

Повторение изученного (7 ч)
84

Лексика: крылатые слова, афоризмы, фразеологизмы

1

85

Разделы лингвистики: ономастика и этимология

1

86

Разделы лингвистики: орфография, морфология,
морфемика

1

87

Разделы лингвистики: синтаксис и пунктуация

1

88

Итоговая работа за курс 10 класса

2

89

Рр Публичная защита мультимедийных проектов

1

Итого

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
11 класс (углублённый уровень) 102 часа
№

Тема

п/п

Колво
часов

Язык и культура. Язык как составная часть национальной культуры
(7 ч.)
1

Язык и культура: общее и различие.

1

2

Лингвокультурологический портрет слова ХЛЕБ

1

3

Рр Структура научно-исследовательской работы (обучение
этапам работы и методам исследования)

1

4

Взаимосвязь языка и культуры

1

5

Рр Сочинение – рассуждение по лингвистической проблеме

1

6

Методы изучения лингвистики

1

7

Языковая картина мира. Менталитет. Концепты

1

Функциональная стилистика
Функциональные разновидности русского языка (14 ч. )

Дата

8

Входная диагностическая работа

2

9

Функциональные разновидности языка

1

10

Экстралингвистические и лингвистические факторы

1

11

Рр Сочинение – рассуждение по экологической проблеме

1

12

Жанры функциональных стилей речи

1

13

Функциональная стилистика: лексические средства.
Орфография корней

1

14

Функциональная стилистика: морфологические средства.
Орфография приставок

1

15

Функциональная стилистика: синтаксические средства.
Правописание НЕ-НИ

1

16

Как определить стилистическую принадлежность текста

1

17

Орфография Н-НН в разных частях речи

1

18

Сравнительный текстоведческий анализ текста. Роль тропов

1

19

Слитное – раздельное написание предлогов, союзов,
наречий

1

20

Рр Публичное выступление (речь объяснительная,
описательная, биографическая, повествовательная)

1

Разговорная речь (12 ч.)
21

Стилевые черты и языковые средства подстилей
разговорной речи

1

22

Основные жанры разговорной речи. Виды разговора

1

23

Рр Публичная защита научно-исследовательских
работ «Лингвокультурологический портрет слова…»

1

24

Интонация: основные элементы (логическое ударение,
пауза, мелодика, темп, тембр голоса) и их
смыслоразличительная роль. Чтение интонационного
рисунка

1

25

Разговорная речь как средство характеристики героя
художественного произведения. Роль пословиц и поговорок

1

26

Народная (ложная) этимология

1

27

СМС-сообщение как новый жанр речи.

1

28

Чат – общение. Изменение языка в социальных сетях.

1

29

Составление диалога для сценария «Ералаша» на тему
«Русский язык в интернет – общении

1

30

Оформление прямой речи, диалога, полилога, монолога в
современной пунктуации

1

31

Способы передачи чужой речи: косвенная и несобственнопрямая речь

1

32

Скайп как форма организации устного
общения. Орфография и морфемика

1

Официально-деловой стиль речи (9 ч.)
33

Сфера применения, основные функции разновидности
(подстили) официально-делового стиля

1

34

Основные особенности официально-делового стиля.
Нарушение стиля как средство создания комического
эффекта

1

35

Лексические средства официально-делового стиля.
Канцеляриты

1

36

Текстоведческий анализ текста. Морфологические средства
официально-делового стиля

1

37

Рр Сочинение – рассуждение по патриотической
проблематике

2

38

Синтаксические средства официально-делового стиля.
Речевой штамп

1

39

Основные жанры официально-делового стиля

1

40

Характеристика и резюме как виды делового документа

1

Научный стиль речи (9 ч.)
41

Сфера применения, основные функции разновидности
(подстили) научного стиля речи

1

42

Основные особенности научного стиля

1

43

Лексические средства научного стиля. Термины.
Терминологические словари

1

44

Морфологические средства научного стиля

1

45

Синтаксические средства научного стиля. Цитирование

1

46

Основные жанры научного стиля

1

47

Текст школьного учебника как образец научно-учебного
подстиля научной речи. План и конспект как форма
передачи содержания.

1

48

Рр Сочинение – рассуждение по нравственной
проблематике

2

Публицистический стиль речи (10 ч.)
49

Сфера применения, основные функции, разновидности
(подстили) публицистического стиля речи

1

50

Основные особенности публицистического стиля

1

51

Лексические средства публицистического стиля

1

52

Морфологические средства публицистического стиля

1

53

Синтаксические средства публицистического стиля

1

54

Основные жанры публицистического стиля. Проблемная
статья

1

55

Рр Интервью (очерк) как жанр публицистического стиля

1

56

Рекламный подстиль: афиша, слоган, плакат, лозунг

1

57

Рр Сочинение в жанре эссе по философской проблематике

2

Язык художественной литературы (9 ч.)
58

Сфера применения, основные функции и разновидности
языка художественной литературы

1

59

Основные особенности языка художественной литературы

1

60

Лексические средства языка художественной литературы

1

61

Морфологические средства языка художественной
литературы

1

62

Синтаксические средства языка художественной
литературы

1

63

Троп как оборот речи. Основные виды тропов

1

64

Фигуры речи (риторические и стилистические фигуры)

1

65

Основные жанры художественной литературы: лирики,
эпоса, драмы

1

66

Текстоведческий анализ текста

1

Культура речи (23 ч. )
Культура речи как раздел лингвистики (6 ч. )

67

Культура речи как раздел лингвистики. Орфоэпические и
лексические нормы.

1

68

Грамматические нормы. Грамматические ошибки

1

69

Синтаксические нормы

1

70

Основные компоненты культуры речи. Речевые ошибки

1

71

Речевой этикет, эффективные приёмы общения

1

72

Качества образцовой речи как свойства речи

1

Языковой компонент культуры речи (6 ч. )
73

Языковые нормы. Основные виды норм: произносительные,
лексические, грамматические

1

74

Языковые нормы как явление историческое. Изменение
литературных норм

1

75

Текстоведческий анализ текста. Орфографические и
пунктуационные нормы языка

1

76

Взаимосвязь культуры речи с другими разделами
лингвистики

1

77

Основные нормативные словари русского языка

1

78

Правильность как качество речи

1

Коммуникативный компонент культуры речи (8 ч. )
79

Коммуникативный компонент культуры речи

1

80

Точность как коммуникативное качество речи

1

81

Уместность как строгое соответствие речи условиям и
задачам общения

1

82

Содержательность речи как наличие чёткой мысли

1

83

Логичность речи как логическая соотнесённость
высказываний

1

84

Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи

1

85

Богатство как коммуникативное качество речи

1

86

Выразительность как качество речи. Неуместное
употребление тропов, излишнее украшательство

1

Этический компонент культуры речи (3 ч. )
87

Этический аспект культуры речи как нравственный кодекс
народа

1

88

Чистота речи. Этические ошибки в сочинении-рассуждении

1

89

Вежливость речи. Правила речевого поведения во время
обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия)

1

IV Повторение изученного (9 ч.)
90

Орфография и морфология

2

91

Синтаксис и пунктуация

2

92

Культура речи. Средства выразительности языка

1

93

Подготовка к итоговой работе

2

100

Итоговая работа

2

Ито
го

102 ч.

2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».