География (1)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
___________ (Храпко Г.А.)
«___»______________ 20__ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
___________ (Титова М.Н.)
Приказ № ____
от «___»_________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ

10 класс
Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования

Количество часов: 68
(2 часа в неделю).
Уровень: базовый

п. Двуреченск

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении
проблем человечества;
– определять
количественные
и
качественные
характеристики
географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным
критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных
явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих
событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и
антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее
пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации,
миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения
мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения
и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения
отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и
регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней
экономического развития, используя показатель внутреннего валового
продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи
различных
источников
информации
в
современных
условиях
функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь
населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде;
сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками
и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и
экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические
проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и
явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом
сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под
влиянием международных отношений;
– оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной политической карты мира;
– оценивать
геополитические
риски,
вызванные
социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и
регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований
малоизученных территорий;
– выявлять
особенности
современного
геополитического
и
геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;

– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на
решение глобальных проблем человечества.
Содержание
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути
решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории
и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная
политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика.
«Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и
структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав,
городское и сельское население). Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости.
Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные
отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество.

Международные организации (региональные, политические и отраслевые
союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык
географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное
сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
№
ДАТА
урока
1
2
3
4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16

17

ТЕМА
ВВЕДЕНИЕ. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ.
Экономическая и социальная география мира. Географическая наука.
Политическая география и геополитика.
ТЕМА 1. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА.
Типы стран современного мира
Развитые и развивающиеся страны
Практическая работа № 1 «Составление таблицы
«Государственный строй стран мира»
Зачёт по темам «Введение. Современная география» и «Страны
современного мира»
ТЕМА 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
История взаимоотношений между природой и обществом.
Природные ресурсы
Минеральные ресурсы
Рудные и нерудные полезные ископаемые
Земельные ресурсы и лесные ресурсы
Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана
Загрязнение и охрана окружающей среды.
Пути решения экологических проблем.
Зачет по теме № 2 « Мировые природные ресурсы и экологические
проблемы»
ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.
Численность и динамика населения мира.
Практическая работа № 2 «Определение демографической ситуации и
особенностей демографической политики в разных странах и регионах
мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в
разных странах и регионах мира»
Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы.
Практическая работа № 3 «Определение степени обеспеченности
крупных регионов и стран трудовыми ресурсами
Расовый и этнический состав населения

18
19
20
21

22

23
24
25
26

27
28
29

30
31
32
33

34
35
36
37

38
39

40

41
42
43
44

Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.
Размещение населения и его миграции
Сельское и городское население
Зачёт по теме 3 «География населения мира»
ТЕМА 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И НАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ.
Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство
Практическая работа № 4 «Сравнительная характеристика
факторов размещения производительных сил»
Современная эпоха НТР и мировое хозяйство.
ТЕМА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
Топливно-энергетическая промышленность
Металлургия
Машиностроение.
Практическая работа № 5 «Комплексная географическая
характеристика отрасли машиностроения»
Химическая, лесная и легкая промышленность.
Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство.
Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.
Практическая работа № 6 «Определение стран-экспортёров основных
видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья»
Виды транспорта
Транспорт и мировое хозяйство
Международные экономические отношения.
Зачёт по темам «Мировое хозяйство и НТР» и «Характеристика
отраслей мирового хозяйства»
ТЕМА 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Глобальные проблемы и их взаимосвязь.
Географическая наука. Политическая география и геополитика.
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Этапы формирования политической карты.
Регионы мира и международные организации. Практическая
работа № 1
«Классификация крупнейших государств мира: а) по формам
правления, б) по государственному устройству».
Входная контрольная работы.
ТЕМА 8. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА
Состав и ГП Зарубежной Европы.
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте
границ субрегионов Европы»
Природа и люди Зарубежной Европы
Практическая работа № 3 «Разработка маршрута
туристической поездки по странам Европы»
Хозяйство и внутренние различия Зарубежной Европы.
Страны Европы: ФРГ
Страны Европы: Польша
ТЕМА 9. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии.
Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте
границ субрегионов Азии».

45

46
47
48
49
50
51

52
53
54

55
56

57

58
59
60

61
62
63

64

65
66
67

68

Население и хозяйство Зарубежной Азии.
Практическая работа № 5 «Разработка маршрута
туристической поездки по странам Азии»
Страны Азии: Япония (ГП, ресурсы, население)
Страны Азии: Япония (хозяйство)
Страны Азии: КНР (ГП, ресурсы, население)
Страны Азии: КНР (хозяйство)
Страны Азии: Индия (ГП, ресурсы, население)
Страны Азии: Индия (Хозяйство и внутренние различия).
Практическая работа № 6 «Сравнительная характеристика
экономико-географического положения двух стран Азии»
Зачёт по темам «Зарубежная Европа» и "Зарубежная Азия"
ТЕМА 10. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
США: ГП, ресурсы, население
США: хозяйство, внутренние различия.
Практическая работа № 7. «Заполнение таблицы «Экономические
районы США».
Канада: комплексная характеристика
ТЕМА 11. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
Латинская Америка: ГП, ресурсы и население.
Практическая работа № 8. «Составление картосхемы «Природные
ресурсы субрегионов Латинской Америки»
Латинская Америка: хозяйство и внутренние различия.
Практическая работа № 9. «Разработка маршрута
туристической поездки по Латинской Америке»
Бразилия: комплексная характеристика
Зачёт по темам "Северная и Латинская Америка»
ТЕМА 12. АФРИКА
Африка: ГП и природные ресурсы.
Практическая работа № 10. «Оценка ресурсного потенциала одной
из африканских стран по картам атласа»
Африка: население и хозяйство
ЮАР: комплексная характеристика
Кения: комплексная характеристика.
Практическая работа № 11. «Подбор рекламно-информационных
материалов для обоснования деятельности туристической фирмы
в одном из субрегионов Африки»
ТЕМА 13. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия: комплексная характеристика.
Практическая работа № 12. «Характеристика природноресурсного потенциала Австралии по картам атласа»
Океания - крупнейший островной мир
ТЕМА 14. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Экономико-географическая история России.
Современная Россия
Практическая работа № 13. «Анализ материалов, опубликованных
в средствах массой информации, характеризующих место России в
современном мире».
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ЗА КУРС

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».