Управление образования Администрации Сысертского городского округа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 3 _________ (________________) « __ » ___________ 20 __ г. «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 _________ ( Титова М.Н.) Приказ № _____ от « __ » ___________ 20 __ г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по элективному курсу «ЧИТАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, СОЧИНЯЕМ» 10-11 класс Количество часов:102 (34 часа – 10 класс; 68 часов – 11 класс) «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от «27 » августа 2019 г. п. Двуреченск Пояснительная записка Элективный курс «Читаем, размышляем, сочиняем» предлагается для учащихся 10 -11 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 102 часа: 34 часа в 10 классе; 68 часов в 11 классе. Данный курс поможет обучающимся успешно подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе, а также выполнить задания повышенной сложности (задание №27: сочинение-рассуждение) Единого государственного экзамена по русскому языку. Цель данного элективного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению заданий итоговой аттестации. Задачи: - познакомить учащихся со структурными компонентами итогового сочинения (классического) и сочинения-рассуждения, технологией их написания; - систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых), функциональных стилях, типах речи; -совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями; -развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; -научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; - способствовать совершенствованию навыков редактирования собственного текста; - совершенствовать практическую грамотность учащихся (оформление высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка); - способствовать формированию у учащихся культуры устной и письменной речи; - психологически подготовить учащихся к процедуре итоговой аттестации. Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и доказывать аргументированно собственную точку зрения. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке заданий и критериях оценивания. Результатом системы работы курса является успешное написание итогового сочинения и выполнения задания №27 (сочинения-рассуждения) на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки. Практические занятия предусматривают как написание отдельных частей сочинения, так и работы в целом. Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний. Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Прогнозируемый результат Программа курса предусматривает обучение конструированию текста итогового сочинения и сочинения-рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: - понимать тему сочинения и способы её раскрытия, а также практически применять полученные знания и умения в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания; - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт); - уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. Формы итогового контроля Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях: 1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); 2. промежуточный (проводится в форме творческих работ) 3. итоговый (в конце курса) Календарно-тематическое планирование 10 класс (34 часа) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование раздела, темы Введение. Техника написания сочинения по литературе Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. Тема сочинения. Выбор эпиграфа к сочинению. Использование цитат в сочинении Композиция и структура классического сочинения Вступление. Виды вступлений (историческое, историколитературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме. Основная часть. Идея (основная мысль) сочинения. Тезис. Практикум. Написание тезисов к заданным темам. Аргументы. Подбор аргументов (примеров) из литературных произведений Колич ество часов 1 2 1 1 2 1 2 1 1 Дата 10 Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы 2 11 12 Заключение. Виды заключений (традиционное, оригинальное) Практикум. Анализ образцов заключений. Создание собственных вариантов заключений к заданным темам. Моделирование вариантов заключений по одной теме. Речевое оформление сочинения. Средства связи предложений в тексте. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. 1 14 Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного. 2 15 Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. Практикум. Написание сочинения. Взаимопроверка работ Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство. Рассуждение-опровержение. Композиция и структура сочинения-рассуждения Структура сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Критерии его оценивания Проблема текста. Типы проблем. Способы формулирования проблемы Комментарий к проблеме. Типы комментария Позиция автора. Средства выражения авторской позиции. Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргументации Заключение в сочинении-рассуждении. Практикум. Работа над заключением Практикум. Написание сочинения-рассуждения. Взаимопроверка работ 1 13 16 17 18 19 20 21 22 23 24 2 3 2 1 1 1 1 1 1 1 2 Календарно-тематическое планирование 11 класс (68 часов) № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела, темы Введение. Цель написания итогового сочинения по литературе. Общая характеристика Требования к написанию сочинения (объём, самостоятельность). Критерии оценивания итогового сочинения Общая характеристика направлений итогового сочинения. Классификация тем (тема-афоризм, тема-цитата, тема-понятие) и жанров итогового сочинения Композиция итогового сочинения. Соразмерность частей сочинения. План сочинения Что значит «раскрыть тему» и как её «закрыть»? Практикум. Анализ темы и составление плана итогового сочинения. Литературоведческие термины и способы их использования в Количес тво часов 1 1 1 1 1 1 1 Дата 2 8 сочинении Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения 9 10 Использование цитат в сочинении. Способы цитирования Вступление. Виды вступлений. Анализ образцов вступлений 1 1 11 Практикум. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Анализ вариантов вступлений Основная часть. Аргументация собственного мнения. Микровывод. Связь между аргументами Практикум. Учимся подбирать и комментировать примеры из литературных произведений Практикум. Анализ типичных ошибок в основной части итогового сочинения. Коррекция ошибок Заключение. Виды заключений 2 Практикум. Создание собственных вариантов заключений к заданным темам. Анализ вариантов заключений Качество письменной речи. Речевые ошибки. Классификация речевых ошибок. Логические ошибки в сочинении. Этические и фактические ошибки Основы грамотного письма. Орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки Практикум. Анализ деформированных текстов и их редактирование Изобразительно-выразительные средства языка и их использование в сочинении Выбор стиля сочинения. Оригинальность Практикум. Написание итогового сочинения(пробного). Анализ работ. Редактирование и рецензирование написанного Общая характеристика задания 27 ЕГЭ (сочинение-рассуждение по исходному тексту) Критерии оценивания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ Проблематика исходного текста и тезис автора в публицистическом тексте Проблематика исходного текста и тезис автора в художественном тексте. Способы формулировки проблемы Практикум. Формулируем проблему публицистического и художественного текста Виды комментариев к проблеме. Концептуальный и текстовый комментарий к проблеме Речевые клише ввода комментария в сочинение-рассуждение. Смысловая связь между примерами в комментарии Практикум. Пишем комментарий к проблеме Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Речевые клише для выражения авторской позиции Практикум. Нахождение в тексте авторской позиции. Формулировка позиции автора в сочинении Аргументация собственного мнения. Согласие или несогласие с позицией автора Типовые конструкции для выражения своей позиции 2 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 2 2 2 1 2 2 2 1 1 4 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 42 43 44 Типы аргументов. Литературный аргумент. Ссылка на общезначимый опыт. Аналогия. Аргумент от обратного Практикум. Аргументация собственного мнения по проблеме Виды заключения. Речевые клише, используемые в заключении Практикум. Пишем заключение Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Композиция. Соразмерность частей сочинения Орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки Изобразительно-выразительные средства языка и их использование в сочинении Практикум. Анализ деформированных текстов и их редактирование Практикум. Написание сочинений по исходным текстам. Анализ сочинений. Рецензирование и редактирование Заключительное занятие. Подведение итогов. Рекомендации к экзамену Общее количество часов - 68 1 2 1 1 1 2 1 1 4 1 Учебно - методическое обеспечение элективного курса 1.Подготовка и проведение итогового сочинения политературе. Метод. рекомендации для образоват.организаций. — М.: Просвещение, 2015. — 94 с. —ISBN 978-5-09-035697-8. 2.Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. : Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзаменс «Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5. 3.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю). — ISBN 978-5-09-035839-2 4.Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен, ФИПИ, 2018 5.Цыбулько И.П. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 г. РУССКИЙ ЯЗЫК 6.Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017, 2018 г. 7.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702402 8.Нарушевич А.Г. Презентация. ЕГЭ – 2019. Русский язык. Готовимся к сочинению в новом формате Интернет-ресурсы 1.Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»http://rus.1september.ru 2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/ 3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http//www.philolog/ru/dahl/ 5. Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/ 6. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 7. Мир слова русского http://www/rusword.org 8. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook 9. Российскоеобщество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru 10. Электронные пособия по русскому языку для школьниковhttp://learning-russian.gramota.ru 11. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru 12.Сайт ФИПИ. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)