Элективный курс 10-11 кл. Читаем, размышляем. Сочиняем (1)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
_________ (________________)
« __ » ___________ 20 __ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
_________ ( Титова М.Н.)
Приказ № _____
от « __ » ___________ 20 __ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу
«ЧИТАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, СОЧИНЯЕМ»
10-11 класс

Количество часов:102
(34 часа – 10 класс; 68 часов – 11 класс)

«Рассмотрено»
на заседании ШМО
учителей русского
языка и литературы
Протокол № 1
от «27 » августа 2019 г.

п. Двуреченск

Пояснительная записка
Элективный курс «Читаем, размышляем, сочиняем» предлагается для учащихся 10 -11
класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 102 часа: 34 часа в 10 классе; 68 часов в 11
классе.
Данный курс поможет обучающимся успешно подготовиться к написанию итогового
сочинения по литературе, а также выполнить задания повышенной сложности (задание №27:
сочинение-рассуждение) Единого государственного экзамена по русскому языку.
Цель данного элективного курса – целенаправленная и качественная подготовка
учащихся к выполнению заданий итоговой аттестации.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурными компонентами итогового сочинения (классического)
и сочинения-рассуждения, технологией их написания;
- систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых),
функциональных стилях, типах речи;
-совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как
инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;
-развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
-научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять
письменную работу;
- способствовать совершенствованию навыков редактирования собственного текста;
- совершенствовать практическую грамотность учащихся (оформление высказывания в
соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими
нормами современного русского литературного языка);
- способствовать формированию у учащихся культуры устной и письменной речи;
- психологически подготовить учащихся к процедуре итоговой аттестации.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны
понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Выпускники учатся работать с
информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и
доказывать аргументированно собственную точку зрения. Именно поэтому вниманию
выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий
правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы,
проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых
поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа
над пониманием значения терминов, используемая в формулировке заданий и критериях
оценивания.
Результатом системы работы курса является успешное написание итогового сочинения
и выполнения задания №27 (сочинения-рассуждения) на ЕГЭ по русскому языку в
соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают как написание отдельных частей сочинения, так
и работы в целом.
Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение
строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы
проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок
применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного
применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную
деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Прогнозируемый результат
Программа курса предусматривает
обучение конструированию текста итогового
сочинения и сочинения-рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и
интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную
мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с
учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса,
направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать тему сочинения и способы её раскрытия, а также практически применять
полученные знания и умения в ситуации необходимости самостоятельного построения
собственного высказывания;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
3. итоговый (в конце курса)
Календарно-тематическое планирование 10 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5

6

7

8
9

Наименование раздела, темы
Введение. Техника написания сочинения по литературе
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
сочинению
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности
создаваемого текста.
Тема сочинения. Выбор эпиграфа к сочинению.
Использование цитат в сочинении
Композиция и структура классического сочинения
Вступление. Виды вступлений (историческое, историколитературное, проблемное, биографическое, публицистическое,
лирическое и др.)
Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных
вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование
вариантов вступлений по одной теме.
Основная часть. Идея (основная мысль) сочинения. Тезис.
Практикум. Написание тезисов к заданным темам.
Аргументы. Подбор аргументов (примеров) из литературных
произведений

Колич
ество
часов
1
2
1
1
2

1

2

1
1

Дата

10

Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы

2

11
12

Заключение. Виды заключений (традиционное, оригинальное)
Практикум. Анализ образцов заключений. Создание собственных
вариантов заключений к заданным темам. Моделирование
вариантов заключений по одной теме.
Речевое оформление сочинения. Средства связи предложений в
тексте. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки.
Речевые ошибки. Грамматические ошибки.

1

14

Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ.
Редактирование и рецензирование написанного.

2

15

Практикум. Анализ текстов с нарушением логической
последовательности расположения частей сочинения и мыслей.
Корректирование логических ошибок.
Практикум. Написание сочинения. Взаимопроверка работ
Сочинение-рассуждение.
Рассуждение-доказательство.
Рассуждение-опровержение.
Композиция и структура сочинения-рассуждения
Структура сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Критерии его
оценивания
Проблема текста. Типы проблем. Способы формулирования
проблемы
Комментарий к проблеме. Типы комментария
Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.
Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.
Структура аргументации
Заключение в сочинении-рассуждении.
Практикум. Работа над заключением
Практикум. Написание сочинения-рассуждения. Взаимопроверка
работ

1

13

16
17

18
19
20
21
22
23
24

2
3

2
1

1
1
1
1
1
1
2

Календарно-тематическое планирование 11 класс (68 часов)
№
1
2
3

4
5
6
7

Наименование раздела, темы
Введение. Цель написания итогового сочинения по литературе.
Общая характеристика
Требования к написанию сочинения (объём, самостоятельность).
Критерии оценивания итогового сочинения
Общая характеристика направлений итогового сочинения.
Классификация тем (тема-афоризм, тема-цитата, тема-понятие) и
жанров итогового сочинения
Композиция итогового сочинения. Соразмерность частей
сочинения. План сочинения
Что значит «раскрыть тему» и как её «закрыть»?
Практикум. Анализ темы и составление плана итогового
сочинения.
Литературоведческие термины и способы их использования в

Количес
тво
часов
1
1
1

1
1
1
1

Дата

2

8

сочинении
Включение иллюстративного материала из произведений русской и
мировой литературы в текст сочинения

9
10

Использование цитат в сочинении. Способы цитирования
Вступление. Виды вступлений. Анализ образцов вступлений

1
1

11

Практикум. Создание собственных вариантов вступлений к
заданным темам. Анализ вариантов вступлений
Основная часть. Аргументация собственного мнения.
Микровывод. Связь между аргументами
Практикум. Учимся подбирать и комментировать примеры из
литературных произведений
Практикум. Анализ типичных ошибок в основной части итогового
сочинения. Коррекция ошибок
Заключение. Виды заключений

2

Практикум. Создание собственных вариантов заключений к
заданным темам. Анализ вариантов заключений
Качество письменной речи. Речевые ошибки. Классификация
речевых ошибок. Логические ошибки в сочинении. Этические и
фактические ошибки
Основы грамотного письма. Орфографические, пунктуационные,
грамматические ошибки
Практикум. Анализ деформированных текстов и их
редактирование
Изобразительно-выразительные средства языка и их использование
в сочинении
Выбор стиля сочинения. Оригинальность
Практикум. Написание итогового сочинения(пробного). Анализ
работ. Редактирование и рецензирование написанного
Общая характеристика задания 27 ЕГЭ (сочинение-рассуждение по
исходному тексту)
Критерии оценивания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ
Проблематика исходного текста и тезис автора в публицистическом
тексте
Проблематика исходного текста и тезис автора в художественном
тексте. Способы формулировки проблемы
Практикум. Формулируем проблему публицистического и
художественного текста
Виды комментариев к проблеме. Концептуальный и текстовый
комментарий к проблеме
Речевые клише ввода комментария в сочинение-рассуждение.
Смысловая связь между примерами в комментарии
Практикум. Пишем комментарий к проблеме
Выявление и формулировка авторской позиции. Средства
выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном
тексте.
Речевые клише для выражения авторской позиции
Практикум. Нахождение в тексте авторской позиции.
Формулировка позиции автора в сочинении
Аргументация собственного мнения. Согласие или несогласие с
позицией автора
Типовые конструкции для выражения своей позиции

2

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35

2
2
2
1

2

2
2
1
1
4
1
1
2
2
2
2
2
2
1

1
1
1
1

36
37
38
39
40

41
42
42
43
44

Типы аргументов. Литературный аргумент. Ссылка на
общезначимый опыт. Аналогия. Аргумент от обратного
Практикум. Аргументация собственного мнения по проблеме
Виды заключения. Речевые клише, используемые в заключении
Практикум. Пишем заключение
Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения. Абзацное членение. Композиция. Соразмерность частей
сочинения
Орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки
Изобразительно-выразительные средства языка и их использование
в сочинении
Практикум. Анализ деформированных текстов и их
редактирование
Практикум. Написание сочинений по исходным текстам. Анализ
сочинений. Рецензирование и редактирование
Заключительное занятие. Подведение итогов. Рекомендации к
экзамену
Общее количество часов - 68

1
2
1
1
1

2
1
1
4
1

Учебно - методическое обеспечение элективного курса
1.Подготовка и проведение итогового сочинения политературе. Метод. рекомендации для
образоват.организаций. — М.: Просвещение, 2015. — 94 с. —ISBN 978-5-09-035697-8.
2.Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И.
Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. : Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с
«Просвещением». Экзаменс «Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5.
3.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей
общеобразоват. организаций /143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю). —
ISBN 978-5-09-035839-2
4.Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен, ФИПИ, 2018
5.Цыбулько И.П. Учебно-методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2017 г. РУССКИЙ ЯЗЫК
6.Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2017, 2018 г.
7.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702402
8.Нарушевич А.Г. Презентация. ЕГЭ – 2019. Русский язык. Готовимся к сочинению в новом формате
Интернет-ресурсы
1.Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»http://rus.1september.ru
2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http//www.philolog/ru/dahl/
5. Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
6. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
7. Мир слова русского http://www/rusword.org
8. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook
9. Российскоеобщество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
10. Электронные пособия по русскому языку для школьниковhttp://learning-russian.gramota.ru
11. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru
12.Сайт ФИПИ.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».