Рабочая программа по внеурочной деятельности ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Практическая география»
9 класс

Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.

Количество часов: 34
Уровень: базовый

п. Двуреченск

Планируемые результаты:
Знать:
 основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса
и
географических
карт
по
содержанию,
масштабу,
способам
картографического изображения; результаты выдающихся географических
открытий и путешествий;
 географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате
деятельности человека; географическая зональность и поясность;
 географические особенности природы материков и океанов, география
народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и
акваторий; связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
 специфика
географического
положения
и
административнотерриториального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов;
 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений.
Уметь:
 описывать и объяснять; приводить примеры, использовать
разнообразные географические источники информации — карту,
статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться
приборами, а также составлять географическую характеристику разных
территорий.
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
 находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
 приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов; районов разной специализации, центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их
узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а
также крупнейших регионов и стран мира;
 составлять краткую географическую характеристику разных
территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
 определять на местности, плане и карте расстояния, направления
высоты
точек;
географические
координаты
и
местоположение
географических объектов;
 применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты

измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические
зависимости.
3. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно
в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений,
возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего
своей местности.
• Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков;
определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
• учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценка их последствий;
• наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности; определение
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов;
• решение практических задач по определению качества окружающей среды
своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие
необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
• проведение самостоятельного поиска географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Формы организации занятий:
 беседа;
 анкетирование;
 опрос;
 работа в парах;
 работа малыми группами;
 презентации;
 работа с электронными источниками информации;
 игра.
Формы контроля:
 тестирование
 диагностическая контрольная работа

Тематическое планирование
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Наименование тем
Модуль 1. Географическая карта и ее основа
Понятие о плане местности. Топографический план и
условные знаки. Масштаб. Стороны горизонта.
Изображение на плане неровностей земной
поверхности.
Градусная сеть на глобусе и картах. Обозначение на к/к
материков и океанов, элементов градусной сетки
Географическая широта. Географическая долгота.
Изображение высот и глубин на физических картах.
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Модуль 2. Природа Земли и человек
Земля и её внутреннее строение. Породы, слагающие
земную кору. Движения земной коры. Землетрясения.
Основные формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового
океана.
Погода. Климат. Климатообразующие факторы.
Численность населения Земли. Городские и сельские
населённые пункты. Стихийные природные явления
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Роль атмосферы. Распределение температуры воздуха
на Земле. Распределение осадков на Земле. Роль
воздушных течений в формировании климата.
Строение и свойства географической оболочки.
Природные комплексы суши и океана, природная
зональность.
Модуль 3. Материки и океаны
Особенности географического положения южных
материков.
Географическое положение Африки. Рельеф и
полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды Африки. Природные зоны.
Население Африки.
Географическое положении Австралии, история
исследования, рельеф и полезные ископаемые. Климат,
внутренние воды. Природные зоны. Население и
хозяйство.
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Географическое положение Ю.Америки. Рельеф и
полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Природные зоны. Население.
Общие особенности природы северных материков.
Географическое положение С.Америки. Рельеф.
Полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Природные зоны. Население материка.
Географическое положение.
Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климат.
Внутренние воды. Природные зоны. Народы Евразии.
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Модуль 4. Особенности природы России

Кол-во
Формы
часов организации
4
1

1
1
1
6
1

1
1
1
1

1

6
1

1

1

1

1

1
8

Формы
контроля

17.

18.

19.

20.
21.

22.
23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Географическое положение России. Часовые пояса.
Особенности
рельефа. Геологическое строение
территории России. Минеральные ресурсы. Развитие
форм рельефа.
Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и
радиационный баланс. Циклоны и антициклоны. Типы
климатов России. Закономерности распределения тепла
и влаги на территории нашей страны.
Разнообразие внутренних вод России. Главные речные
системы, важнейшие озёра и их происхождение. Болота,
подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Образование почв и их разнообразие. Закономерности
распространения почв. Почвенные ресурсы России.
Своеобразие растительного и животного мира России.
Разнообразие природных комплексов (ландшафты)
России. Моря. Природные зоны России.
Природа регионов России. Русская равнина, Урал,
Кавказ, Зап.Сибирь, Вост.Сибирь, Якутия, Таймыр,
Алтай
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Модуль 5. Экономическая и социальная география
России
Численность и естественный прирост населения.
Национальный состав населения России. Миграции
населения. Городское и сельское население. Расселение
населения.
География основных типов экономики на территории
России. Россия в современной мировой экономике.
Перспективы развития.
Научный комплекс. Машиностроительный комплекс.
Военно-промышленный
комплекс.
Топливноэнергетический комплекс. (ТЭК)
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Состав и значение комплексов. Металлургический
комплекс. Факторы размещения предприятий.
Химико-лесной комплекс. Состав и значение АПК.
Земледелие и животноводство . Пищевая и легкая
промышленность
Инфраструктурный комплекс.
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Решение практических заданий. Разбор ошибок.
Западный макрорегион – Европейская Россия.
Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Решение практических заданий. Разбор ошибок.

1

1

1

1
1

1
1

1
10
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».