Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 1-4 классы

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Приложение 2 к ООП НОО

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
____________ (Яцутко Т.А.)

«Утверждаю»
Директора МАОУ СОШ № 3
____________ (Титова М.Н.)
Приказ № 52/2 ОД
от 28 августа 2019 г.

28 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматы»
Уровень образования: начальное общее образование
Стандарт: ФГОС
Класс: 1-4

п. Двуреченск

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
 личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
 метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Тематическое планирование 1 класс
№

Темы

Количество
часов

1

Шахматная доска

4

2

Шахматные фигуры

9

3

Начальная расстановка фигур

4

4

Ходы и взятие фигур

8

5

Цель шахматной партии

5

6

Игра всеми фигурами из начального положения

3

всего

33

Тематическое планирование 2класс
№

Темы

Количество
часов

1

Краткая история шахмат

6

2

Шахматная нотация

8

3

Ценность шахматных фигур

10

4

Техника матования одинокого короля

6

5

Достижения мата без жертвы материала

4

Bсего

34

Тематическое планирование 3класс
№

Темы

Количество
часов

1

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

3

2

Основы дебюта

9

3

Основы миттельшпиля

10

4

Основы эндшпиля

12
Всего

34

Тематическое планирование 4класс
№

Темы

Количество
часов

1

Шахматная партия

8

2

Анализ и оценка позиции

8

3

Шахматная комбинация

18
Всего

1.
2.
3.
4.
5.

34

Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая
3. Тематическое планирование

1 класс
№

Темы

часы

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные
поля.

1

2

Шахматная доска.

1

3

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

4

Центр шахматной доски.

1

5

Белые фигуры, черные фигуры.

1

6

Ладья.

1

7

Слон.

1

8

Ферзь.

1

9

Конь.

1

10

Пешка.

1

11

Король.

1

12

Сравнительная сила фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур

1

14

Начальное положение (начальная позиция).

1

15

Расположение каждой из фигур в начальном положении;

1

16

Правило: “Каждый ферзь любит свой цвет”.

1

17

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.

1

18

Правила хода и взятия каждой из фигур.

1

19

Игра “на уничтожение”.

1

20

Белопольные и чернопольные слоны,

1

21

Одноцветные и разноцветные слоны.

1

22

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

1

23

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.

1

24

Взятие на проходе.

1

25

Превращение пешки.

1

26

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

27

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.

1

28

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

1

29

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

1

30

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

1

31

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

1

32

Представления о том, как начинать шахматную
партию.

33

Короткие шахматные партии.

2 класс
№

1
1

Темы

часы

1

Рождение шахмат.

1

2

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей,
шахматных фигур.

1

3

Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”.

1

4

Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”.

1

5

От чатуранги к шатранджу.

1

6

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей.
П/и: “Назови диагональ”.

1

7

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей.
П/и: “Диагональ”.

1

8

Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”.

1

9

Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”.

1

10

Шахматы проникают в Европу.

1

11

Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”.

1

12

Ценность шахматных фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”.

1

14

Чемпионы мира по шахматам.

1

15

Сравнительная сила фигур.

1

16

Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”.

1

17

Абсолютная и относительная сила фигур.

1

18

Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”.

1

19

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

20

Достижение материального перевеса.

1

21

Нападение и защита.

1

22

Способы защиты.

1

23

П/и: “Защита”.

1

24

Шахматные правила FIDE.

1

25

Мат различными фигурами.

1

26

Ферзь и ладья против короля.

1

27

Две ладьи против короля.

1

28

Король и ферзь против короля.

1

29

Этика шахматной борьбы.

1

30

Король и ладья против короля.

1

31

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).

1

32

Миттельшпиле (середина игры).

33

Эндшпиле (конец игры).

1

34

Защита от мата.

1

3 класс.
№

Темы

1

часы

1

Шахматная партия.

1

2

Правила и законы дебюта.

1

3

Дебютные ошибки.

1

4

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

5

Игра на мат с первых ходов партии.

1

6

Детский мат и защита от него.

1

7

Игра против “повторюшки-хрюшки”.

1

8

Связка в дебюте.

1

9

Коротко о дебютах.

1

10

Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).

1

11

Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”.

1

12

Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”.

1

13

“Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”.

1

14

“Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”.

1

15

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии.

1

16

Понятие отактике.

1

17

Тактические приемы.

1

18

Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

19

Открытое нападение.

1

20

Открытый шах.

1

21

Двойной шах.

1

22

Понятие остратегии.

1

23

Пути реализации материального перевеса

1

24

Элементарные окончания.

1

25

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при
неудачном расположении неприятельского ферзя).

1

26

Ладья против ладьи (при неудачном расположении
неприятельской ладьи),

1

27

слона (простые случаи), коня (простые случаи).

1

28

Матование двумя слонами (простые случаи).

1

29

Матование слоном и конем (простые случаи).

1

30

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля.

1

31

Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего
короля. Оппозиция.

1

32

Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали.

33

Ключевые поля. Удивительные ничейные положения

1

34

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

1

4 класс
№

Темы

1

часы

1

Повторение изученного материала.

1

2

Игровая практика

1

3

Повторение изученного материала.

1

4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о
том, как играть в миттельшпиле.

1

5

Игровая практика

1

6

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ”

1

7

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах.
Двойной шах.

1

8

Решение задания “Выигрыш материала”

1

9

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса. Темы завлечения,
отвлечения, блокировки.

1

10

Решение заданий.

1

11

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Темы разрушения королевского
прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

1

12

Решение заданий.

1

13

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

1

14

Решение заданий.

1

15

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание
тематических приемов.

1

16

Решение заданий.

1

17

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.

1

18

Решение заданий. “Сделай ничью”.

1

19

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая”
партия.

1

20

Решение заданий

1

21

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против
ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

22

Решение заданий

1

23

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона
(простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1

24

Решение заданий

1

25

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и
конем (простые случаи).

1

26

Решение заданий

1

27

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля. Правило “квадрата”.

1

28

Решение заданий

1

29

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой
горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

30

Решение заданий

1

31

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король
ведет свою пешку за собой.

1

32

Решение заданий

33

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля.
Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

1

34

Решение заданий

1

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».