Управление образования Администрации Сысертского городского округа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Приложение 2 к ООП НОО «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 3 ____________ (Яцутко Т.А.) «Утверждаю» Директора МАОУ СОШ № 3 ____________ (Титова М.Н.) Приказ № 52/2 ОД от 28 августа 2019 г. 28 августа 2019 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» Уровень образования: начальное общее образование Стандарт: ФГОС Класс: 1-4 п. Двуреченск 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование 1 класс № Темы Количество часов 1 Шахматная доска 4 2 Шахматные фигуры 9 3 Начальная расстановка фигур 4 4 Ходы и взятие фигур 8 5 Цель шахматной партии 5 6 Игра всеми фигурами из начального положения 3 всего 33 Тематическое планирование 2класс № Темы Количество часов 1 Краткая история шахмат 6 2 Шахматная нотация 8 3 Ценность шахматных фигур 10 4 Техника матования одинокого короля 6 5 Достижения мата без жертвы материала 4 Bсего 34 Тематическое планирование 3класс № Темы Количество часов 1 Шахматная партия. Три стадии шахматной партии 3 2 Основы дебюта 9 3 Основы миттельшпиля 10 4 Основы эндшпиля 12 Всего 34 Тематическое планирование 4класс № Темы Количество часов 1 Шахматная партия 8 2 Анализ и оценка позиции 8 3 Шахматная комбинация 18 Всего 1. 2. 3. 4. 5. 34 Основные формы и средства обучения: Практическая игра. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. Участие в турнирах и соревнованиях. Виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая 3. Тематическое планирование 1 класс № Темы часы 1 Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля. 1 2 Шахматная доска. 1 3 Горизонталь, вертикаль, диагональ. 1 4 Центр шахматной доски. 1 5 Белые фигуры, черные фигуры. 1 6 Ладья. 1 7 Слон. 1 8 Ферзь. 1 9 Конь. 1 10 Пешка. 1 11 Король. 1 12 Сравнительная сила фигур. 1 13 Ценность шахматных фигур 1 14 Начальное положение (начальная позиция). 1 15 Расположение каждой из фигур в начальном положении; 1 16 Правило: “Каждый ферзь любит свой цвет”. 1 17 Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 1 18 Правила хода и взятия каждой из фигур. 1 19 Игра “на уничтожение”. 1 20 Белопольные и чернопольные слоны, 1 21 Одноцветные и разноцветные слоны. 1 22 Качество. Легкие и тяжелые фигуры. 1 23 Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. 1 24 Взятие на проходе. 1 25 Превращение пешки. 1 26 Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. 1 27 Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. 1 28 Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. 1 29 Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. 1 30 Длинная и короткая рокировка и ее правила. 1 31 Шахматная партия. Начало шахматной партии. 1 32 Представления о том, как начинать шахматную партию. 33 Короткие шахматные партии. 2 класс № 1 1 Темы часы 1 Рождение шахмат. 1 2 Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. 1 3 Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”. 1 4 Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”. 1 5 От чатуранги к шатранджу. 1 6 Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Назови диагональ”. 1 7 Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Диагональ”. 1 8 Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”. 1 9 Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”. 1 10 Шахматы проникают в Европу. 1 11 Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”. 1 12 Ценность шахматных фигур. 1 13 Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”. 1 14 Чемпионы мира по шахматам. 1 15 Сравнительная сила фигур. 1 16 Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”. 1 17 Абсолютная и относительная сила фигур. 1 18 Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”. 1 19 Выдающиеся шахматисты нашего времени. 1 20 Достижение материального перевеса. 1 21 Нападение и защита. 1 22 Способы защиты. 1 23 П/и: “Защита”. 1 24 Шахматные правила FIDE. 1 25 Мат различными фигурами. 1 26 Ферзь и ладья против короля. 1 27 Две ладьи против короля. 1 28 Король и ферзь против короля. 1 29 Этика шахматной борьбы. 1 30 Король и ладья против короля. 1 31 Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры). 1 32 Миттельшпиле (середина игры). 33 Эндшпиле (конец игры). 1 34 Защита от мата. 1 3 класс. № Темы 1 часы 1 Шахматная партия. 1 2 Правила и законы дебюта. 1 3 Дебютные ошибки. 1 4 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 1 5 Игра на мат с первых ходов партии. 1 6 Детский мат и защита от него. 1 7 Игра против “повторюшки-хрюшки”. 1 8 Связка в дебюте. 1 9 Коротко о дебютах. 1 10 Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). 1 11 Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. 1 12 Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”. 1 13 “Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”. 1 14 “Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”. 1 15 Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. 1 16 Понятие отактике. 1 17 Тактические приемы. 1 18 Связка в миттельшпиле. Двойной удар. 1 19 Открытое нападение. 1 20 Открытый шах. 1 21 Двойной шах. 1 22 Понятие остратегии. 1 23 Пути реализации материального перевеса 1 24 Элементарные окончания. 1 25 Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). 1 26 Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), 1 27 слона (простые случаи), коня (простые случаи). 1 28 Матование двумя слонами (простые случаи). 1 29 Матование слоном и конем (простые случаи). 1 30 Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. 1 31 Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. 1 32 Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. 33 Ключевые поля. Удивительные ничейные положения 1 34 Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. 1 4 класс № Темы 1 часы 1 Повторение изученного материала. 1 2 Игровая практика 1 3 Повторение изученного материала. 1 4 ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. 1 5 Игровая практика 1 6 Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ” 1 7 Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. 1 8 Решение задания “Выигрыш материала” 1 9 Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. 1 10 Решение заданий. 1 11 Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. 1 12 Решение заданий. 1 13 Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. 1 14 Решение заданий. 1 15 Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. 1 16 Решение заданий. 1 17 Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. 1 18 Решение заданий. “Сделай ничью”. 1 19 Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. 1 20 Решение заданий 1 21 ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). 1 22 Решение заданий 1 23 Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). 1 24 Решение заданий 1 25 Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). 1 26 Решение заданий 1 27 Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. 1 28 Решение заданий 1 29 Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. 1 30 Решение заданий 1 31 Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. 1 32 Решение заданий 33 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. 1 34 Решение заданий 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)