Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Приложение 2 к ООП НОО
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
____________ (Яцутко Т.А.)
«Утверждаю»
Директора МАОУ СОШ № 3
____________ (Титова М.Н.)
Приказ № 52/2 ОД
от 28 августа 2019 г.
28 августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматы»
Уровень образования: начальное общее образование
Стандарт: ФГОС
Класс: 1-4
п. Двуреченск
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Тематическое планирование 1 класс
№
Темы
Количество
часов
1
Шахматная доска
4
2
Шахматные фигуры
9
3
Начальная расстановка фигур
4
4
Ходы и взятие фигур
8
5
Цель шахматной партии
5
6
Игра всеми фигурами из начального положения
3
всего
33
Тематическое планирование 2класс
№
Темы
Количество
часов
1
Краткая история шахмат
6
2
Шахматная нотация
8
3
Ценность шахматных фигур
10
4
Техника матования одинокого короля
6
5
Достижения мата без жертвы материала
4
Bсего
34
Тематическое планирование 3класс
№
Темы
Количество
часов
1
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии
3
2
Основы дебюта
9
3
Основы миттельшпиля
10
4
Основы эндшпиля
12
Всего
34
Тематическое планирование 4класс
№
Темы
Количество
часов
1
Шахматная партия
8
2
Анализ и оценка позиции
8
3
Шахматная комбинация
18
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
34
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая
3. Тематическое планирование
1 класс
№
Темы
часы
1
Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные
поля.
1
2
Шахматная доска.
1
3
Горизонталь, вертикаль, диагональ.
1
4
Центр шахматной доски.
1
5
Белые фигуры, черные фигуры.
1
6
Ладья.
1
7
Слон.
1
8
Ферзь.
1
9
Конь.
1
10
Пешка.
1
11
Король.
1
12
Сравнительная сила фигур.
1
13
Ценность шахматных фигур
1
14
Начальное положение (начальная позиция).
1
15
Расположение каждой из фигур в начальном положении;
1
16
Правило: “Каждый ферзь любит свой цвет”.
1
17
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.
1
18
Правила хода и взятия каждой из фигур.
1
19
Игра “на уничтожение”.
1
20
Белопольные и чернопольные слоны,
1
21
Одноцветные и разноцветные слоны.
1
22
Качество. Легкие и тяжелые фигуры.
1
23
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.
1
24
Взятие на проходе.
1
25
Превращение пешки.
1
26
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
1
27
Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.
1
28
Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.
1
29
Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.
1
30
Длинная и короткая рокировка и ее правила.
1
31
Шахматная партия. Начало шахматной партии.
1
32
Представления о том, как начинать шахматную
партию.
33
Короткие шахматные партии.
2 класс
№
1
1
Темы
часы
1
Рождение шахмат.
1
2
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей,
шахматных фигур.
1
3
Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”.
1
4
Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”.
1
5
От чатуранги к шатранджу.
1
6
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей.
П/и: “Назови диагональ”.
1
7
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей.
П/и: “Диагональ”.
1
8
Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”.
1
9
Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”.
1
10
Шахматы проникают в Европу.
1
11
Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”.
1
12
Ценность шахматных фигур.
1
13
Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”.
1
14
Чемпионы мира по шахматам.
1
15
Сравнительная сила фигур.
1
16
Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”.
1
17
Абсолютная и относительная сила фигур.
1
18
Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”.
1
19
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
1
20
Достижение материального перевеса.
1
21
Нападение и защита.
1
22
Способы защиты.
1
23
П/и: “Защита”.
1
24
Шахматные правила FIDE.
1
25
Мат различными фигурами.
1
26
Ферзь и ладья против короля.
1
27
Две ладьи против короля.
1
28
Король и ферзь против короля.
1
29
Этика шахматной борьбы.
1
30
Король и ладья против короля.
1
31
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).
1
32
Миттельшпиле (середина игры).
33
Эндшпиле (конец игры).
1
34
Защита от мата.
1
3 класс.
№
Темы
1
часы
1
Шахматная партия.
1
2
Правила и законы дебюта.
1
3
Дебютные ошибки.
1
4
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
1
5
Игра на мат с первых ходов партии.
1
6
Детский мат и защита от него.
1
7
Игра против “повторюшки-хрюшки”.
1
8
Связка в дебюте.
1
9
Коротко о дебютах.
1
10
Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).
1
11
Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”.
1
12
Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”.
1
13
“Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”.
1
14
“Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”.
1
15
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии.
1
16
Понятие отактике.
1
17
Тактические приемы.
1
18
Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
1
19
Открытое нападение.
1
20
Открытый шах.
1
21
Двойной шах.
1
22
Понятие остратегии.
1
23
Пути реализации материального перевеса
1
24
Элементарные окончания.
1
25
Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при
неудачном расположении неприятельского ферзя).
1
26
Ладья против ладьи (при неудачном расположении
неприятельской ладьи),
1
27
слона (простые случаи), коня (простые случаи).
1
28
Матование двумя слонами (простые случаи).
1
29
Матование слоном и конем (простые случаи).
1
30
Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля.
1
31
Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего
короля. Оппозиция.
1
32
Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали.
33
Ключевые поля. Удивительные ничейные положения
1
34
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
1
4 класс
№
Темы
1
часы
1
Повторение изученного материала.
1
2
Игровая практика
1
3
Повторение изученного материала.
1
4
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о
том, как играть в миттельшпиле.
1
5
Игровая практика
1
6
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ”
1
7
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах.
Двойной шах.
1
8
Решение задания “Выигрыш материала”
1
9
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса. Темы завлечения,
отвлечения, блокировки.
1
10
Решение заданий.
1
11
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Темы разрушения королевского
прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.
1
12
Решение заданий.
1
13
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.
1
14
Решение заданий.
1
15
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание
тематических приемов.
1
16
Решение заданий.
1
17
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.
1
18
Решение заданий. “Сделай ничью”.
1
19
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая”
партия.
1
20
Решение заданий
1
21
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против
ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
1
22
Решение заданий
1
23
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона
(простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
1
24
Решение заданий
1
25
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и
конем (простые случаи).
1
26
Решение заданий
1
27
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля. Правило “квадрата”.
1
28
Решение заданий
1
29
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой
горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
1
30
Решение заданий
1
31
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король
ведет свою пешку за собой.
1
32
Решение заданий
33
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля.
Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.
1
34
Решение заданий
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)