ОПИСАНИЕ
Адаптированной основной общеобразовательной программы
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
Целевое назначение адаптивной образовательной программы - создание
гуманной коррекционно-развивающей среды с целью социально-персональной
реабилитации умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в
современном социально–экономическом и культурно-нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных
задач:
коррекция недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности,
позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально
организуемого учебно-воспитательного процесса, а также полноценно участвовать в
культурной, спортивной, досуговой деятельности;
усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на
формирование ценностных установок и отношений;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и
коррекции здоровья обучающихся;
организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического
сопровождения обучающихся;
включение в систему образования внеобразовательных социальных структур.
Учащиеся переводятся в классы коррекционно-развивающего обучения на
основании рекомендации областной ПМПК и по решению педагогического совета школы.
Учебный план школы составлен на основе БУП. При составлении учебного плана
соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами. Образовательное
учреждение в пределах установленного Базисным учебным планом количества часов
может самостоятельно определять количество часов на учебные предметы,
индивидуальные и групповые коррекционные занятия в зависимости от особенностей и
возможностей обучающихся.
В своей учебно-образовательной деятельности школа использует Базисный
учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
утверждённый Приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Базисного учебного плана общего образования
детей с умственной отсталостью» от 23.03.2006 г. № 09-д.
Учебный план направлен на реализацию следующих задач:
1. Формирование общеучебных умений и навыков
на уровне, необходимом для
продолжения образования и самообразования.
2. Создание условий для развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными
особенностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического и
психического здоровья.
В 1-4 классах решались задачи комплексной коррекции, направленной на
формирование всей двигательной сферы обучающихся, их познавательной деятельности и
речи.
В 5-9 классах закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой
подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию
двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социальнотрудовую адаптацию учащихся.
В старших классах таким предметом является социально-бытовая ориентировка
(СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации умственно
отсталые обучающиеся в силу особенностей своего психофизического развития
нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по
СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к
самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация
представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно
включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно
участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать
свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с
Положением о текущей и промежуточной аттестации учащихся. Итоговая аттестация
учащихся проводится в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», Письмом
Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001 г. № 29/1448-6
«Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Государственная
итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения учащимися
программ основного общего образования.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов (VIII вида)
проводится по завершении учебного года в форме экзамена по трудовому обучению в
сроки, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации. На
экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников
требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в
практической деятельности. Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса
проводится в форме практической экзаменационной работы или устных ответов по
билетам.
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта
и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой
деятельности, можно рекомендовать оценку знаний не по экзаменационным билетам, а в
форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача
собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических
знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их
способность общаться со взрослыми. Выпускникам 9 класса (VIII вида), прошедшим
итоговую
аттестацию,
выдается
свидетельство
установленного
образца
о
соответствующем уровне образования.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5тибалльной системе. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с
требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и
навыков учащихся.
Формы учета и контроля достижений учащихся начальной школы:
Текущие формы контроля
текущая успеваемость
устные ответы на уроках
самостоятельные и проверочные работы
контроль техники чтения
контрольные работы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Обучающий эффект:
1. получение учащимися образования по адаптированной общеобразовательной
программе с учетом различных учебных возможностей, способностей, склонностей и
возрастных психофизиологических возможностей;
2. создание благоприятных условий для формирования жизненно важных компетенций,
необходимых для успешной социализации выпускника школы;
3. получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний и умений
обучающихся в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности
жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательный эффект:
1. Овладение обучающимися первоначальными знаниями о человеке (о телесной и
душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях,
правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры,
задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)
2. Развитие у обучающихся представлений о себе и круге близких людей, осознание
общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту
задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию
и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и
самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.)
3. Развитие у обучающихся вкуса и способности к физическому совершенствованию, к
достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного
пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее.
4. Овладение
первоначальными
представлениями
о
социальной
жизни,
профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой
Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его
роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
Социальный эффект:
1. Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек,
наркомании, табакокурения, алкоголизма, использование ПАВ; профилактика
преступности, безнадзорности и беспризорности;
2. Правовое воспитание, профилактика негативного поведения;
3. Эффективное трудоустройство выпускников школы;
4. Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику
дезадаптирующих условий;
Оздоровительный эффект:
1. коррекция и развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков
физических
упражнений;
систематическое
соблюдение
обучающимися,
воспитанниками режима дня.
Коррекционно-развивающий эффект:
1. Активизация познавательной активности.
2. Развитие коммуникативных навыков на уровне.
3. Развитие способности использовать математические умения и знания при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
4. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое
освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
5. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому
сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач,
соответствующих возрасту ребенка.
6. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов
искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии
искусства.
7. Формирование эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни
ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и
обыденной жизни.
8. Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства (в пении, в
танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на
музыкальных инструментах и т.д., к освоению элементарных форм художественного
ремесла).
9. Коррекция психофизического состояния каждого обучающегося в зависимости от его
индивидуальных особенностей.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)