Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования МАОУ СОШ №3 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания ООП СОО МАОУ СОШ № 3 п. Двуреченск (далее — Программа воспитания) разработана на основе федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МАОУ СОШ № 3; разработана с участием коллегиальных органов управления МАОУ СОШ № 3, в том числе совета обучающихся, управляющего совета, и утверждена педагогическим советом школы; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. В соответствии с особенностями МАОУ СОШ № 3 внесены изменения в содержательный и организационный разделы Программы воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 1. Целевой раздел 1.1. Содержание воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 3 определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 1.2. Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 3 планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.3. Цель и задачи воспитания обучающихся. Цель воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 3: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России), а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Задачи воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 3: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС СОО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 3 планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.4. Направления воспитания. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МАОУ СОШ № 3 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, историческом просвещении, формировании российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных ценностях; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщению к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО установлены ФГОС СОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов воспитания, развития личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Гражданско-патриотическое воспитание: знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственной символики России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальное представление о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; владеющий представлением о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповедания; сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Трудовое воспитание: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценность научного познания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальным представлением о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 2. Содержательный раздел 2.1. Уклад образовательной организации В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МАОУ СОШ № 3. Уклад, или порядок, жизни школы аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МАОУ СОШ № 3 удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МАОУ СОШ № 3 и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. Характеристики уклада, особенности условий воспитания в МАОУ СОШ № 3 МАОУ СОШ № 3 находится в сельской местности на территории п. Двуреченск. Наша школа функционирует 69 лет. В 1–11-х классах школы обучается 653 обучающихся. Контингент обучающихся и их родителей формировался из жителей п. Двуреченск и жителей прилегающих сел и поселков. В п. Двуреченск в основном проживают семьи рабочих ПАО КЗФ. В основном это благополучные полные семьи. Состав обучающихся школы неоднороден и различается: - по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах, а также в отдельных классах по программам коррекционно-развивающей направленности; - по социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с девиантным поведением, есть дети, состоящие на различных видах учета; - по национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей микрорайона школы. Источниками положительного влияния на детей являются, прежде всего, педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная динамика результатов деятельности по обеспечению качества образования. Команда администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы — специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. В поселке имеются Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 56 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА», ГАУ «КЦСОН Сысертского района», ПАО «Ключевский завод ферросплавов», ООО «Ключевская обогатительная фабрика», МБУК ДК п. Двуреченска, Отделение почтовой связи Двуреченск 624013, МБОУ ДОД «Двуреченская ДШИ», Центр фитнеса и красоты олимп, Пожарная часть 19/2 поселок Двуреченск, 000 ”БЕСТ ФУД“, 000 УК ПАРИТЕТ, Отделение Сбербанка в поселке Двуреченск № О167ООЗО482, Газэкс, Водоканал. На 2023/24 учебный год школа заключила социальное партнерство с Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 56 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА», ГАУ «КЦСОН Сысертского района», ПАО «Ключевский завод ферросплавов», ООО «Ключевская обогатительная фабрика», МБУК ДК п. Двуреченска, Отделение почтовой связи Двуреченск 624013, МБОУ ДОД «Двуреченская ДШИ», Центр фитнеса и красоты олимп, 000 УК Пожарная часть 19/2 поселок Двуреченск, 000 ”БЕСТ ФУД“, ПАРИТЕТ, Отделение Сбербанка в поселке Двуреченск №О167ООЗО482, Газэкс, Водоканал. Цель МАОУ СОШ № 3 в самосознании педагогического коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В нашей школе имеются традиции: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние программы, «Широкая масленица», мероприятия ко Дню Победы, «День рождения школы», «Город Мастеров». Основные традиции воспитания в МАОУ СОШ № 3: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективность процессов — коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Значимые для воспитания Всероссийские проекты и программы, в которых МАОУ СОШ № 3 принимает участие: 1. РДДМ «Движение первых». 2. Школьный театр. 3. Школьный музей. Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники, посвящение в пятиклассники. Символика МАОУ СОШ № 3: герб и флаг школы. Герб МАОУ СОШ № 3 представляет собой прямоугольник с заострением внизу по центру. Фон герба красного цвета. Красный символизирует справедливость, мужество, храбрость, отвагу, доблесть, силу и благородство. Окантовка белого цвета символизирует справедливость, великодушие и милосердие, позитивный настрой к процессу обучения и воспитания. В центре герба раскрытая книга – символ просвещения, знания, света, мудрости. Справа — ручка и карандаш, выражает стремление быть разумным человеком. Слева - зеленая веточка, символизирует дружбу, вежливость, воспитание, честь, а также стремление к победе. Флаг МАОУ СОШ №3 представляет собой прямоугольное полотнище размером 90 × 130 см, прикрепляемое к древку. Полотнище разделено горизонтально на три части белого, синего и зеленого цвета (символика цветов описана выше). В центре полотнища расположен герб школы (символика описана выше). Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные практики: 1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания — совместная работа ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. 2. Музейная педагогика — создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея. Школа организует вариативные курсы краеведческой направленности: «Наша малая Родина». Также школа реализует практику экологической направленности «ЭкологиЯ». В рамках программы школьники изучают памятники природы Свердловской области и возможности использования этих территорий в качестве экологообразовательных площадок с обеспечением их сохранения. В результате участия школы в данной практике увеличился охват детей дополнительным образованием естественно-научной направленности. Ученики приняли участие в благоустройстве сельской территории в целях экологического просвещения сельчан. Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности: 1. Сотрудничество с родителями — слабый отклик родительской общественности на призыв школы к решению проблем организации воспитательного процесса. 2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей — личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем. Пути решения вышеуказанных проблем: 1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации, проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу. 2. Поощрение деятельности активных родителей. 3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч с родителями. Нормы этикета обучающихся МАОУ СОШ № 3: 1. Соблюдай график посещений, приходи за 10–15 минут, не опаздывай к началу занятий. Если опоздал, вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти в класс и пройти к своему рабочему месту. 2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы. 3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной, прическа — опрятной. 4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке, повесь ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом с вешалкой. 5. Все необходимое для занятий приготовь заранее — тетради, учебники, письменные и чертежные принадлежности. 6. Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты. 7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения. Во время урока отключи звук мобильного телефона и не доставай его. 8. Если в класс вошел педагог, нужно встать в знак приветствия. 9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку. 10.Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся. 11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников. 12.Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и жесты недопустимы. 13.Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его. 14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы. 15.Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. Воспитательная работа МАОУ СОШ № 3 представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». А также в рамках дополнительного (вариативного) модуля «Школьный музей». Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МАОУ СОШ № 3. Модуль «Урочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию наставничества мотивированными и эрудированными обучающимися над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Модуль «Внеурочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном», военно-патриотический клуб «Патриот», «Допризывники», «ЮИД, «Музей»; курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Народы и религии регионов России»; курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: «Практическая география», «Линия жизни», «От простого к сложному», «Техническое моделирование», «Русский язык», «Биологические исследования и проекты», «Робототехника», «Занимательная математика»; курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Экология питания», «Экоплюс»; курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров: «Гитара», «Школьный театр»; курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «Школьное туристическое бюро»; курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Юный тяжелоатлет». Модуль «Классное руководство» Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, дающих возможности для самореализации, установления и укрепления доверительных отношений, становления значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги командообразования, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, повышение успеваемости и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. Модуль «Основные школьные дела» Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности; социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности; проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта; разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и другой направленности; вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей, и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль «Школьный музей» Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает: на индивидуальном уровне — проектно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела; на классном уровне — организацию и проведение музейных уроков; подготовку и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков, уроков в трансформированном пространстве; подготовку и проведение классных часов на базе музея либо по классам с использованием материалов музея; на школьном уровне — организацию и проведение Уроков мужества, воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории школы, города, региона, России; на внешкольном уровне — организацию и проведение воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах различных уровней; размещение экспозиции школьного музея на площадке Музея Победы; онлайн-экскурсии. Модуль «Внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры, фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.; разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем совете образовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации, в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Модуль «Профилактика и безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактики социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении совместно с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.). Модуль «Социальное партнерство» Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.); участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися, педагогами совместно с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Модуль «Профориентация» Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессии, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессии, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 3. Организационный раздел 3.1. Кадровое обеспечение В данном подразделе представлены решения МАОУ СОШ № 3 в соответствии с ФГОС основного общего образования по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.). Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты: заместитель директора по учебно-воспитательной работе; советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями; педагог-организатор; классные руководители; педагоги-психологи; социальный педагог; педагог-логопед; педагоги дополнительного образования. Общая численность педагогических работников МАОУ СОШ № 3 — 69 человек основных педагогических работников, из них 88 процентов имеют высшее педагогическое образование, 32 процента — высшую квалификационную категорию, 4 процента — первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагоги-психологи, социальный педагог, педагог-логопед. Классное руководство в 1– 11-х классах осуществляют 32 классных руководителей. Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком. К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других организаций: МБУК ДК п. Двуреченска, участковый уполномоченный, МБОУ ДОД «Двуреченская ДШИ. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 1 обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты: положение о классном руководстве; положение о дежурстве; положение о школьном методическом объединении; положение о внутришкольном контроле; положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; положение о совете профилактики; положение об управляющем совете; положение о школьной форме; положение о ПМПК; положение о социально-психологической службе; положение о школьном наркологическом посте; положение о школьной медиатеке; положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; положение об организации дополнительного образования; положение о внеурочной деятельности обучающихся; положение об ученическом самоуправлении; Правила внутреннего распорядка для обучающихся; положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»; положение о школьном спортивном клубе «Чайка»; положение о школьном музее; положение о школьном театре. Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы по адресу: https://3set.uralschool.ru/. 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями На уровне ООО обучается 16 обучающихся с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития. Для данной категории обучающихся в МАОУ СОШ № 3 созданы особые условия. На уровне общностей. Формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельности. Педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия для освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий. Проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа ориентируется: на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Принципы поощрения, которыми руководствуется МАОУ СОШ № 3 1. Публичность поощрения — информирование всех учеников школы о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников. 2. Прозрачность правил поощрения — они регламентированы положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно. 3. Регулирование частоты награждений — награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования. 4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения — использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды. 5. Привлечение к участию в системе поощрения на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей. 6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения. Форма организации системы поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся в МАОУ СОШ № 3 В МАОУ СОШ № 3 система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале учебного года: «Ученик года»; «Лидер года»; «Лучший спортсмен года»; «Самый классный класс»; «Класс-волонтер года»; «Учитель года»; «Самый активный родитель». Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются по артефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляют педагогический совет и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования. Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МАОУ СОШ № 3 1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающегося при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать: артефакты признания — грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.; артефакты деятельности — рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д. 1. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся, номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от их успешности и достижений, которые определяются образовательными результатами отдельных обучающихся или классов. Формы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся МАОУ СОШ № 3 1. 2. 3. 4. 5. Объявление благодарности. Награждение грамотой. Вручение сертификатов и дипломов. Занесение фотографии активиста на доску почета. Награждение ценным подарком. Кроме этого, в МАОУ СОШ № 3 практикуется благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка в МАОУ СОШ № 3 осуществляется посредством направления благодарственного письма. Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах награждения размещается на стендах в холлах главного здания школы и ее филиалов, на сайте школы и ее странице в социальных сетях. Рейтинги, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу МАОУ СОШ № 3, цели, задачам, традициям воспитания, их использование должно быть согласовано с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы. 3.5. Анализ воспитательного процесса в МАОУ СОШ № 3 Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС СОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знание и сохранение в работе цели и задач воспитания, умелое планирование воспитательной работы, адекватный подбор видов, форм и содержания совместной с обучающимися, коллегами, социальными партнерами деятельности); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала: урочной деятельности; внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся; школьного музея. Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ СОШ № 3 будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2024/25 учебный год.