Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Хор кадет» 7-8 (кадетский) класс Количество часов: 68 часов (1 час в неделю) Уровень: базовый п. Двуреченск ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение предмета «Хор кадет» обеспечивает следующие результаты. Происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Обучающийся должен знать: - лучшие мужские отечественные и зарубежные хоровые коллективы, музыкальную культуру и основные тенденции развития хорового искусства, вокальнохоровые термины; - основы музыкальной грамоты. Обучающийся должен уметь: - совершенствовать применение навыков вокально-хоровой деятельности; - исполнять двухголосные произведения; - петь сольно. Актуальность настоящей программы обусловлена ее методологической и практической значимостью. Воспитанник выработает привычку брать на себя ответственность - особенно при исполнении соло, и работать в коллективе, сможет решать жизненнопрактические задачи по формированию эстетических потребностей, ценностей, развитию эстетических чувств и художественного вкуса, творческой деятельности в вокальном виде искусства. Воспитанник будет способен бережно, заинтересованно относиться к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. Развитие вокально-хоровых навыков, ровности дыхания, точности унисона, артикуляции, правильность фонетики и умение слышать себя и своих товарищей должны привести к умению петь двухголосные произведения, умению петь сольно и в ансамбле. Пение в хоре воспитывает у каждого суворовца художественный вкус и эстетическое восприятие действительности. Новизна программы заключается в алгоритме организации певческой деятельности учащихся ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище», направленной на получение результата в виде сформированных качеств суворовцев, направленных на гармоничное развитие личности. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для обучения учащихся основам певческого искусства. Учащемуся этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает стремления обучающегося к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Программа направлена на формирование у обучающихся умений и навыков в области певческого искусства и выполнение задач по обучению воспитанников суворовского военного училища, связанная со спецификой учебного заведения. В вокально-хоровой работе на занятиях хора важно знакомство с основными правилами пения мальчиков и мужчин. Особое место в работе занимает разучивание строевых песен, при исполнении которых необходим навык пения при движении в строю. В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая практика. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, ведущим, структурообразующим элементом, которым является классическая вокальная подготовка. Другими значимыми элементами являются музыкальная память, слух и чувство ритма. Первоочередными задачами являются выработка певческих навыков навыков владения собственным голосом, причем в короткие сроки - до начала мутации: правильное произношение гласных и согласных звуков, умение интонировать мелодии, владение певческим дыханием, развитие диапазона голоса. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторовклассиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторовпесенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках творческого объединения. Имеет место варьирование. Вокально-хоровая работа идет с произведениями, связанными с исполнительской деятельностью суворовцев - это песни о Родине, народные песни* солдатские песни и др. Используя данный музыкальный материал, на основе фонетического метода вырабатываются основные навыки пения как сольного, так и хорового. Здесь суворовцы знакомятся с четко сформулированными, ясно изложенными правилами пения. Песенный репертуар составлен с учетом развития вокальных, ансамблевых и хоровых навыков суворовцев, участников творческих музыкальных коллективов. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что приобщение учащихся к вокально-хоровой деятельности является особенно важным и значимым на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, базирующихся на взаимосвязи четырех компонентов. 1. Когнитивный компонент включает когнитивные умения: - критическое мышление (умение упорядочивать информацию, размышлять, формулировать последовательные суждения, отстаивать свою позицию); - логическое мышление (умение анализировать информацию, обосновывать альтернативные решения, выявлять причинно-следственные связи, применение логического анализа, установление новых связей); - аналитическое мышление (классификация информации, видение несоответствия, использование соответствующих методов анализа). 2. Мотивационный компонент включает в себя установку на обучение (умение задавать вопросы, анализировать исходный материал, строить эффективные планы) и самомотивацию (умение анализировать свои достижения и ошибки, стремление к качеству работы, проявление настойчивости). 3. Ценностно-смысловой компонент представляет собой формирование интер- культуральности: умение и желание общаться с представителями других культур, узнавать причины культурных традиций и этических убеждений (уважение к мнению других, стремление найти правду, соблюдение норм морали). 4. Деятельностно-практический компонент - опыт использования знаний как системы общих информационных и исследовательских умений и навыков. - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования. Учащийся научится: - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; - понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицировали, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. Учащийся получит возможность научиться: - принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни роты, училища, города и др.; - самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения. Музыкальны й образ и музыкальная драматургия Учащийся научится: - раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типу) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; - понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; - осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественноэстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. Учащийся получит возможность научиться: - заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; - воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. Музыка в современном мире: традиции и инновации Учащийся научится: - ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); - определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); - применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкальнообразовательном пространстве Интернета. Учащийся получит возможность научиться: - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённ^тх в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; - структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. По окончании основной школы учащиеся должны : - развить музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - сформировать навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; - уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; - уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально - изобразительных жанров; - размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; - использовать разные источники информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; - определять в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств: ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики; - уметь отражать понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно); - совершенствовать художественный вкус, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; - размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; - использовать разные источники информации; - применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; - понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия; - уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражать этого умения в размышлениях о музыке; - уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений; - понимать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма); - аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека; - научится обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; - преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устных и письменных), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений; - извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету). - проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a,capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; исполненять одно-двухголосные произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки; исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса; научиться исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), владеть своим голосом и дыханием). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Содержание «Хор кадет» включает: Раздел 1. Знакомство с хоровыми голосами. Тема 1. Возникновение и развитие хорового искусства. Теория: Возникновение и развитие хорового искусства. Тема 2. Прослушивание голосов. Практика: Прослушивание голосов суворовцев. Раздел 2. Основные навыки хорового пения. Тема 1. Певческая установка. Теория: Изучение основных правил пения. Практика: Применение основных правил пения. Тема 2. Постановка хорового дыхания. Теория: Постановка дыхании в пении. Практика: Постановка хорового дыхания. Тема 3. Дикция и артикуляция. Теория: Особенности произношения гласных и согласных в пении. Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Тема 4. Фонетика. Вокально-хоровая работа. Теория: Влияние фонетики на интонацию и качество звука. Практика: Вокально-хоровая работа на основе фонетического метода. Концертное выступление. Тема 5. Унисон. Интонационный ансамбль. Теория: Понятие унисона в хоре. Практика: Работа над интонацией. Тема 6. Вокальная позиция Теория: Рассказ о речевой и вокальной позиции в пении. Практика: Выработка вокальной позиции. Раздел 3. Музыкальная грамота. Тема 1. Ритм в пении. Теория: Ритмическая структура хоровой музыки. Практика: Работа над точностью исполнения ритмического рисунка музыки. Выработка ощущения внутридолевой пульсации. Тема 2. Нотная запись и пение по нотам Теория: Нотная запись и правила пения по нотам. Практика: Пение по нотам. Раздел 4. Управление хором. Тема 1. Дирижёрский жест. Теория: Основные дирижёрские жесты. Практика: Показ вступлений, снятий, ритма, динамики, агогики. Тема 2. Подготовка к концертному выступлению. Теория: Особенности подготовки хора к концертному выступлению. Практика: Подготовка к концертному выступлению. Раздел 5. Виды и жанры вокально-хорового искусства Тема 1. Сольное пение Теория: Роль солиста в хоровом исполнительстве. Отличия сольного пения от хорового. Практика: Работа с солистами. Конкурс на лучшее исполнение песни. Тема 2. Ансамбль. Теория: Пение в ансамбле. Практика: Выработка навыков пения в ансамбле. Раздел 6. Хоровая фактура. Тема 1. Двухголосие. Теория: Виды двухголосия. Практика: Работа над двухголосием. Тема 2. Пение с сопровождением. Теория: Особенности пения с сопровождением. Практика: Исполнению песен с сопровождением. Тема 3. Пение а capella. Теория: Особенности пения без сопровождения. Практика: Подготовка к исполнению песен без сопровождения, выработка необходимых навыков. Раздел 7. Вокально-хоровая работа. Тема 1. Работа над репертуарными произведениями. Теория: Основные работы над репертуарными произведениями при подготовке к концерту. Практика: Работа над репертуарными произведениями. Концертное выступление. Тема 2. Игра на малом и большом маршевых барабанах Теория: Игра на малом и большом маршевых барабанах(с использованием барабанов). Практика: Упражнения для развития тесситуры, расширение тесситурных возможностей на изучаемых произведениях. Тема 3. Работа над звуком, тембр, штрихи. Теория: Регистры голоса, особенности тембра, использование штрихов в хоровой музыке. Практика: Выработка ровного звуковедения. Раздел 8. Исполнительское мастерство Тема 1. Сценическая культура. Теория: Правила поведения на сцене. Практика: Репетиции на сцене. Тема 2. Разучивание хоровых партий. Практика: Работа по разучиванию хоровых партий. Тема 3. Манера исполнения. Теория: Индивидуальные особенности и манера исполнения певцов. Практика: Прослушивание хористов. Тема 4. Работа с фонограммами Теория: Выбор фонограммы, пение под «минус». Практика: Пение изучаемых песен под «минус». Тема 5. Охрана голоса. Теория: Основные правила охраны голоса певцов. Практика: Упражнения для расслабления голосового аппарата. Тема 6. Особенности разучивания строевых песен. Теория: Порядок разучивания строевой песни. Практика: Разучивание строевой песни. Тема 7. Искусство хорового пения. Теория: Хоровое искусство. Практика: Особенности хорового пения. Отчетное мероприятие «Фестиваль творческих инициатив». Тема 8. Итоговое занятие. Теория: Повторение пройденного. Практика: Прослушивание хористов. Концерты, посвященные Дню Учителя, Дню Училища, Дню Защитника Отечества, 8-е Марта, Дню Победы, Последнему звонку Количество часов Раздел, тема Всего Теория Практика 7 класс Раздел 1. Знакомство с хоровыми голосами Тема 1. Возникновение и развитие хорового искусства 2 2 - Тема 2. Прослушивание голосов 2 - 2 4 2 2 4 4 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 3 3 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 Раздел 2. Основные навыки хорового пения Тема 3. Певческая установка Тема 4. Постановка хорового дыхания Тема 5. Дикция и артикуляция Тема 6. Фонетика. Вокально-хоровая работа Тема 7. Унисон. Интонационный ансамбль Тема 8. Вокальная позиция Раздел 3. Музыкальная грамота Тема 9. Ритм в пении Тема 10. Нотная запись и пение по нотам Раздел 4. Управление хором Тема 11. Дирижёрский жест Тема 12. Подготовка к концертному выступлению Раздел 5. Виды и жанры вокально-хорового искусства Тема 13. Сольное пение Тема 14. Ансамбль 2 2 1 1 1 1 Тема 15. Двухголосие 2 1 1 Тема 16. Пение с сопровождением Тема 17. Пение а capella 2 2 1 1 1 1 8 класс Раздел 6. Хоровая фактура Раздел 7. Вокально-хоровая работа Тема 18. Работа над репертуарными произведениями Тема 19. Игра на малом и большом маршевых барабанах Тема 20. Работа над звуком, тембр, штрихи 4 4 2 1 1 4 1 4 1 1 Раздел 8. Исполнительское мастерство Тема 21. Сценическая культура 2 Тема 22. Разучивание хоровых партий Тема 23. Манера исполнения Тема 24. Работа с фонограммами, пение под «минус» Тема 25. Охрана голоса Тема 26. Особенности разучивания строевых песен Тема 27. Искусство хорового пения Итого: 2 2 2 2 4 4 68 - 1 1 1 1 2 26 2 1 1 1 3 2 42