Хор кадет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Хор кадет»
7-8 (кадетский) класс
Количество часов: 68 часов
(1 час в неделю)
Уровень: базовый

п. Двуреченск

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Хор кадет» обеспечивает следующие результаты.
Происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития
личности обучающегося, формируется целостное представление о мире,
развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и
освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Обучающийся должен знать:
- лучшие мужские отечественные и зарубежные хоровые коллективы,
музыкальную культуру и основные тенденции развития хорового искусства,
вокальнохоровые термины;
- основы музыкальной грамоты.
Обучающийся должен уметь:
- совершенствовать применение навыков вокально-хоровой деятельности;
- исполнять двухголосные произведения;
- петь сольно.
Актуальность настоящей программы обусловлена ее методологической и
практической значимостью.
Воспитанник выработает привычку брать на себя ответственность - особенно
при исполнении соло, и работать в коллективе, сможет решать
жизненнопрактические задачи по формированию эстетических потребностей,
ценностей, развитию эстетических чувств и художественного вкуса,
творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Воспитанник будет способен бережно, заинтересованно относиться к
культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической
общности.
Развитие вокально-хоровых навыков, ровности дыхания, точности унисона,
артикуляции, правильность фонетики и умение слышать себя и своих
товарищей должны привести к умению петь двухголосные произведения,
умению петь сольно и в ансамбле.
Пение в хоре воспитывает у каждого суворовца художественный вкус и
эстетическое восприятие действительности.
Новизна программы заключается в алгоритме организации певческой
деятельности учащихся ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное
училище», направленной на получение результата в виде сформированных
качеств суворовцев, направленных на гармоничное развитие личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
условий для обучения учащихся основам певческого искусства. Учащемуся
этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого
исполнения. Но это препятствие практически не снижает стремления
обучающегося к проявлению своей вокальной индивидуальности через
участие в художественно-творческом коллективе.
Программа направлена на формирование у обучающихся умений и навыков в
области певческого искусства и выполнение задач по обучению
воспитанников суворовского военного училища, связанная со спецификой
учебного заведения.
В вокально-хоровой работе на занятиях хора важно знакомство с основными
правилами пения мальчиков и мужчин. Особое место в работе занимает
разучивание строевых песен, при исполнении которых необходим навык
пения при движении в строю.
В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных
вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая практика.
Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего,
их системностью, ведущим, структурообразующим элементом, которым
является классическая вокальная подготовка. Другими значимыми
элементами являются музыкальная память, слух и чувство ритма.
Первоочередными задачами являются выработка певческих навыков навыков владения собственным голосом, причем в короткие сроки - до
начала мутации: правильное произношение гласных и согласных звуков,
умение интонировать мелодии, владение певческим дыханием, развитие
диапазона голоса.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторовклассиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные
детские песни, значительно обновленный репертуар композиторовпесенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в
освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат,
особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его
освоения в рамках творческого объединения. Имеет место варьирование.

Вокально-хоровая работа идет с произведениями, связанными с
исполнительской деятельностью суворовцев - это песни о Родине, народные
песни* солдатские песни и др. Используя данный музыкальный материал, на
основе фонетического метода вырабатываются основные навыки пения как
сольного, так и хорового. Здесь суворовцы знакомятся с четко
сформулированными, ясно изложенными правилами пения.
Песенный репертуар составлен с учетом развития вокальных, ансамблевых и
хоровых навыков суворовцев, участников творческих музыкальных
коллективов.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
приобщение учащихся к вокально-хоровой деятельности является особенно
важным и значимым на заключительном этапе формирования рефлексивных
умений, базирующихся на взаимосвязи четырех компонентов.
1. Когнитивный компонент включает когнитивные умения:
- критическое мышление (умение упорядочивать информацию, размышлять,
формулировать последовательные суждения, отстаивать свою позицию);
- логическое мышление (умение анализировать информацию, обосновывать
альтернативные решения, выявлять причинно-следственные связи,
применение логического анализа, установление новых связей);
- аналитическое мышление (классификация информации, видение
несоответствия, использование соответствующих методов анализа).
2. Мотивационный компонент включает в себя установку на обучение
(умение задавать вопросы, анализировать исходный материал, строить
эффективные планы) и самомотивацию (умение анализировать свои
достижения и ошибки, стремление к качеству работы, проявление
настойчивости).
3. Ценностно-смысловой компонент представляет собой формирование
интер- культуральности: умение и желание общаться с представителями
других культур, узнавать причины культурных традиций и этических
убеждений (уважение к мнению других, стремление найти правду,
соблюдение норм морали).
4. Деятельностно-практический компонент - опыт использования знаний как
системы общих информационных и исследовательских умений и навыков.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и
работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем
уровне общего образования.
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание
произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов
разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, участвовать в различных формах музицировали, проявлять
инициативу
в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса,

музыкально-эстетической жизни роты, училища, города и др.;
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др.,
оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальны й образ и музыкальная драматургия
Учащийся научится:
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,
жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности,
приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности
(типу) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и
форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности
музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание
музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,
пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной
деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и
музыкальной драматургии исследовательскую деятельность
художественноэстетической направленности для участия в выполнении
творческих проектов, в том числе связанных с практическим
музицированием.
Учащийся получит возможность научиться:
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации
культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки,
библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной
художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и
проведении концертов,
театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Учащийся научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и
поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в
текущих

событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом,
владеть
специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового
значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального
искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи
Средневековья до рубежа XIX - XX вв., отечественное и зарубежное
музыкальное искусство XX в.);
- применять информационно-коммуникационные технологии для
расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания
образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе
музицирования на электронных
музыкальных инструментах и поиска информации в музыкальнообразовательном пространстве Интернета.
Учащийся получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в
жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённ^тх в
шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать
свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия
музыки и окружающей действительности изученный материал и
разнообразную информацию, полученную из других источников.
По окончании основной школы учащиеся должны :
- развить музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в
эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- сформировать навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной
музыкально-учебной деятельности;
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе
овладения учебными действиями;
- уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке,
подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- уметь определять главные отличительные особенности музыкальных
жанров
- песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально
- изобразительных жанров;

- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства;
- использовать разные источники информации; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
- определять в прослушанном музыкальном произведении его главных
выразительных средств: ритма, мелодии, гармонии, полифонических
приемов, фактуры, тембров, динамики;
- уметь отражать понимание художественного воздействия музыкальных
средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- совершенствовать художественный вкус, устойчивых предпочтений в
области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.
- анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов;
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе
овладения учебными действиями;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства;
- использовать разные источники информации;
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
- понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознание
их органического взаимодействия;
- уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его
принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражать этого умения в
размышлениях о музыке;
- уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их
художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
- понимать художественно-выразительные особенности музыкальных форм
(период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная
форма);
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- научится обосновывать собственные предпочтения, касающиеся
музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к
образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке
(устных и письменных), ответах на вопросы учебника, в выполнении
проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
- извлекать информацию из различных источников, уметь вести
самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным
словарям, справочникам, Интернету).
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: исполнять
одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию
аккомпанементом, пение a,capella в унисон, правильное распределение
дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; исполненять
одно-двухголосные произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более
сложные ритмические рисунки; исполнять двухголосные произведения с
использованием различных консонирующих интервалов, умение
вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса;
научиться исполнять произведения различных жанров и стилей,
представленных в программе, петь под фонограмму с различным
аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты),
владеть своим голосом и дыханием).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Содержание «Хор кадет» включает:
Раздел 1. Знакомство с хоровыми голосами.
Тема 1. Возникновение и развитие хорового искусства.
Теория: Возникновение и развитие хорового искусства.
Тема 2. Прослушивание голосов.
Практика: Прослушивание голосов суворовцев.
Раздел 2. Основные навыки хорового пения.
Тема 1. Певческая установка.
Теория: Изучение основных правил пения.
Практика: Применение основных правил пения.
Тема 2. Постановка хорового дыхания.
Теория: Постановка дыхании в пении.
Практика: Постановка хорового дыхания.
Тема 3. Дикция и артикуляция.
Теория: Особенности произношения гласных и согласных в пении.
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией.
Тема 4. Фонетика. Вокально-хоровая работа.
Теория: Влияние фонетики на интонацию и качество звука.

Практика: Вокально-хоровая работа на основе фонетического метода.
Концертное выступление.
Тема 5. Унисон. Интонационный ансамбль.
Теория: Понятие унисона в хоре.
Практика: Работа над интонацией.
Тема 6. Вокальная позиция
Теория: Рассказ о речевой и вокальной позиции в пении.
Практика: Выработка вокальной позиции.
Раздел 3. Музыкальная грамота.
Тема 1. Ритм в пении.
Теория: Ритмическая структура хоровой музыки.
Практика: Работа над точностью исполнения ритмического рисунка музыки.
Выработка ощущения внутридолевой пульсации.
Тема 2. Нотная запись и пение по нотам Теория: Нотная запись и правила
пения по нотам.
Практика: Пение по нотам.
Раздел 4. Управление хором.
Тема 1. Дирижёрский жест.
Теория: Основные дирижёрские жесты.
Практика: Показ вступлений, снятий, ритма, динамики, агогики.
Тема 2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: Особенности подготовки хора к концертному выступлению.
Практика: Подготовка к концертному выступлению.
Раздел 5. Виды и жанры вокально-хорового искусства Тема 1. Сольное пение
Теория: Роль солиста в хоровом исполнительстве. Отличия сольного пения
от хорового.
Практика: Работа с солистами.
Конкурс на лучшее исполнение песни.
Тема 2. Ансамбль.
Теория: Пение в ансамбле.
Практика: Выработка навыков пения в ансамбле.
Раздел 6. Хоровая фактура.
Тема 1. Двухголосие.
Теория: Виды двухголосия.
Практика: Работа над двухголосием.
Тема 2. Пение с сопровождением.
Теория: Особенности пения с сопровождением.
Практика: Исполнению песен с сопровождением.
Тема 3. Пение а capella.
Теория: Особенности пения без сопровождения.

Практика: Подготовка к исполнению песен без сопровождения, выработка
необходимых навыков.
Раздел 7. Вокально-хоровая работа.
Тема 1. Работа над репертуарными произведениями.
Теория: Основные работы над репертуарными произведениями при
подготовке к концерту.
Практика: Работа над репертуарными произведениями.
Концертное выступление.
Тема 2. Игра на малом и большом маршевых барабанах
Теория: Игра на малом и большом маршевых барабанах(с использованием
барабанов).
Практика: Упражнения для развития тесситуры, расширение тесситурных
возможностей на изучаемых произведениях.
Тема 3. Работа над звуком, тембр, штрихи.
Теория: Регистры голоса, особенности тембра, использование штрихов в
хоровой музыке.
Практика: Выработка ровного звуковедения.
Раздел 8. Исполнительское мастерство Тема 1. Сценическая культура.
Теория: Правила поведения на сцене.
Практика: Репетиции на сцене.
Тема 2. Разучивание хоровых партий.
Практика: Работа по разучиванию хоровых партий.
Тема 3. Манера исполнения.
Теория: Индивидуальные особенности и манера исполнения певцов.
Практика: Прослушивание хористов.
Тема 4. Работа с фонограммами
Теория: Выбор фонограммы, пение под «минус».
Практика: Пение изучаемых песен под «минус».
Тема 5. Охрана голоса.
Теория: Основные правила охраны голоса певцов.
Практика: Упражнения для расслабления голосового аппарата.
Тема 6. Особенности разучивания строевых песен.
Теория: Порядок разучивания строевой песни.
Практика: Разучивание строевой песни.
Тема 7. Искусство хорового пения.
Теория: Хоровое искусство.
Практика: Особенности хорового пения.
Отчетное мероприятие «Фестиваль творческих инициатив».
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория: Повторение пройденного.
Практика: Прослушивание хористов.

Концерты, посвященные Дню Учителя, Дню Училища, Дню Защитника
Отечества, 8-е Марта, Дню Победы, Последнему звонку
Количество часов
Раздел, тема

Всего Теория Практика
7 класс
Раздел 1. Знакомство с хоровыми голосами

Тема 1. Возникновение и развитие хорового искусства

2

2

-

Тема 2. Прослушивание голосов

2

-

2

4
2
2
4
4
2

1
1
1
1
1
1

3
1
1
3
3
1

2
2

1
1

1
1

2
2

1
1

1
1

Раздел 2. Основные навыки хорового пения
Тема 3. Певческая установка
Тема 4. Постановка хорового дыхания
Тема 5. Дикция и артикуляция
Тема 6. Фонетика. Вокально-хоровая работа
Тема 7. Унисон. Интонационный ансамбль
Тема 8. Вокальная позиция
Раздел 3. Музыкальная грамота
Тема 9. Ритм в пении
Тема 10. Нотная запись и пение по нотам
Раздел 4. Управление хором
Тема 11. Дирижёрский жест
Тема 12. Подготовка к концертному выступлению

Раздел 5. Виды и жанры вокально-хорового искусства
Тема 13. Сольное пение
Тема 14. Ансамбль

2
2

1
1

1
1

Тема 15. Двухголосие

2

1

1

Тема 16. Пение с сопровождением
Тема 17. Пение а capella

2
2

1
1

1
1

8 класс
Раздел 6. Хоровая фактура

Раздел 7. Вокально-хоровая работа
Тема 18. Работа над репертуарными произведениями
Тема 19. Игра на малом и большом маршевых
барабанах
Тема 20. Работа над звуком, тембр, штрихи

4

4

2

1

1

4

1

4

1

1

Раздел 8. Исполнительское мастерство
Тема 21. Сценическая культура

2

Тема 22. Разучивание хоровых партий
Тема 23. Манера исполнения
Тема 24. Работа с фонограммами, пение под «минус»
Тема 25. Охрана голоса
Тема 26. Особенности разучивания строевых песен
Тема 27. Искусство хорового пения
Итого:

2
2
2
2
4
4
68

-

1
1
1
1
2
26

2
1
1
1
3
2
42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».