Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 3 Титова М.Н. ___________________________ «___»_________________2022 г. Рабочая программа курса «Психология общения» 7 (социально-экономический) класс Количество часов: 34 часа (1 час в неделю) Двуреченск ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные: - ориентация в системе моральных норм, понимание конвенционального характера морали; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: - доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия; - позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Обучающиеся получат возможность для формирования: - умения конструктивно разрешать конфликты. - адекватной позитивной самооценки и Я - концепции; - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные: Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения; - владеть навыками активного слушания собеседника, приемами обратной связи; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные: Обучающийся научится: - учитывать при принятии решения разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - коммуникативной рефлексии. Реализация данной программы является условием создания коллектива, созданном благодаря формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера. Познавательные: Обучающийся научится: - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью взрослого; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые при изучении этических норм и правил поведения человека. Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения. Обучающиеся научатся: Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия. Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения. Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности. У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам. Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов. Третий уровень результатов общественного действия. – получение обучающимися опыта самостоятельного Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей других) на основе нравственных норм. Обучающиеся получат возможность осознать многообразие проявлений личности в социуме и ценность каждого человека. Овладеть навыками принятия и терпимости в ситуациях различного социального взаимодействия. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один раз в неделю. Количество часов: 34 ч. Категория участников: обучающиеся 7 класса социально-экономического профиля подготовки. Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы: Занятия содержат интерактивные методы: творческие задания; игровые элементы; мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала); информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинарыпрактикумы. практические и тренинговые занятия, ролевые игры. обучение через опыт и сотрудничество. психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания. проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций. анализ статей научно-популярной литературы. систематическое повторение ранее изученного материала. проверка и самопроверка знаний и умений. В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п. Каждое занятие имеет следующую структуру: 1. Информационная часть 2. Практическая часть 3. Рефлексия. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема: «Самопознание и саморазвитие» (2 ч.) Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Этапы самопознания. Определение собственных личностных качеств. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Самооценка. Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств. Тема: «Межличностное общение» (6 ч.) Человек как социальный феномен. Понятие коммуникации. Виды и уровни коммуникации. Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Вербальный и невербальный компонент общения. Общение как взаимодействие. Личные границы. Тема: «Вербальный компонент общения» (3 ч.) Речь как уникальный феномен человеческой природы. Особенности вербальной коммуникации. Эктралингвистические средства общения. Активное слушание как важнейший инструмент эффективного общения. Тема: «Невербальный компонент общения» (3 ч.) Особенности невербальной коммуникации, паралингвистические средства общения. Эмоциональная составляющая общения. Понятие конгруэнтного и не конгруэнтного взаимодействия. Тема: «Искусство убеждения» (3 ч.) Важность умения отстоять свою точку зрения. Взаимосвязь уверенности в себе и успешности. Методы и приемы убеждения другого человека. Публичное выступление, навыки работы с аудиторией. Тема: «Деловое общение» (3 ч.) Особенности и правила делового общения. Составляющие успешной презентации. Общение через электронные средства: особенности телефонного общения, деловой переписки. Тема: «Конфликты и их разрешение» (5 ч.) Понятие конфликта, причины возникновения конфликтов. Этапы развития конфликта. Различные стили поведения в конфликте. Стратегия «выиграть-выиграть» как наиболее эффективный способ разрешения конфликта. Эмоциональная составляющая конфликта, способы выражения и совладания с агрессивным поведением. Тема: «Манипуляции» (2 ч.) Манипуляция как скрытое управление собеседником против его воли. Как понять, что тобой манипулируют. Приемы противостояния манипуляции. Тема: «Общение в группе». (6 ч.) Малая и большая группы. Группа и коллектив. Структуры формальной и неформальной группы. Психологический климат в группе и коллективе. Обратная связь и правила ее предоставления. Групповое влияние и умение ему противостоять. Итоговое занятие. (1 ч.) Обобщение полученных знаний, умений и навыков. Рефлексия личных успехов в повышении уровня коммуникативной культуры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Кол-во часов 1 Самопознание и саморазвитие 2 2 Межличностное общение 6 3 Вербальный компонент коммуникации 3 4 Невербальный компонент коммуникации 3 5 Искусство убеждения 3 6 Деловое общение 3 7 Конфликты и их разрешение 5 8 Манипуляции 2 9 Общение в группе 6 10 Итоговое занятие 1 Итого: 34 ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п Тема занятия Самопознание и саморазвитие Всего учебных часов 2 Из них Теоретическая Практическая часть часть 1 1 1. Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. 1 0,5 0,5 2. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. 1 0,5 0,5 Межличностное общение 6 2,5 3,5 Человек как социальный феномен. Понятие коммуникации Виды и уровни коммуникации 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация Общение как взаимодействие 1 0,5 0,5 2 1 1 Личные границы, базовое доверие в коммуникации 1 Вербальный компонент общения 3 1 2 8. Особенности вербальной коммуникации 1 0,5 0,5 9. Экстралингвистические средства общения Активное слушание как важнейший инструмент эффективного общения 1 0,5 0,5 3. 4. 5. 6. 7. 10. № п/п Тема занятия Невербальный компонент общения 1 1 Всего учебных часов 1 Из них Теоретическая Практическая часть часть 3 1 2 1 0,5 0,5 12. Особенности невербальной коммуникации Эмоциональная составляющая общения. 1 0,5 0,5 13. Конгруэнтное общение 1 11. Искусство убеждения 1 3 1,5 1,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 3 1,5 1,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Конфликты и их разрешение 5 2 3 20. Конфликт - когда возникает, как развивается, для чего нужен 1 0,5 0,5 21. Стратегии поведения в конфликте 2 1 1 14. 15. 16. Уверенность в себе и умение отстоять свою точку зрения Методы и приемы убеждения другого человека Публичное выступление, навыки работы с аудиторией Деловое общение 17. 18. 19. Особенности и правила делового общения Общение через электронные средства коммуникации Составляющие успешной презентации 22. Наши эмоции в конфликтной ситуации 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Манипуляция как скрытое управление собеседником Приемы противостояния манипуляциям. 1 0,5 0,5 Общение в группе Что такое малая и большая группы. Группа и коллектив. Формальные и неформальные группы. 6 1 3 1 3 1 0,5 0,5 Положение человека в группе и коллективе. психологический климат в группе и коллективе. Групповое влияние и умение ему противостоять 2 1 1 1 0,5 0,5 Важность обратной связи и навыки ее предоставления Итоговое занятие 1 1 1 1 Манипуляции 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. ИТОГО ЧАСОВ 1 34 1 14 20