Психология общения 7 кл

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
«Утверждено»
Директор МАОУ СОШ № 3
Титова М.Н.
___________________________
«___»_________________2022 г.

Рабочая программа
курса «Психология общения»
7 (социально-экономический) класс

Количество часов: 34 часа
(1 час в неделю)

Двуреченск

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные:
- ориентация в системе моральных норм, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- умения конструктивно разрешать конфликты.
- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные:
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и
управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм
поведения;
- владеть навыками активного слушания собеседника, приемами обратной связи;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- учитывать при принятии решения разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- коммуникативной рефлексии.
Реализация данной программы является условием создания коллектива, созданном благодаря
формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании
своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании
собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков
разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.
Познавательные:
Обучающийся научится:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью взрослого;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости
от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые при изучении этических норм и
правил поведения человека.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических
особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся:
Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного
взаимодействия.
Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в
различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы
общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются
упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные
упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к
чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья,
потребность следовать закону и нравственным нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять
уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста,
особенностей, статуса.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе
занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.
Третий уровень результатов
общественного действия.

– получение

обучающимися

опыта

самостоятельного

Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы
информирования, ведение переговоров, выявление потребностей других) на основе
нравственных норм.
Обучающиеся получат возможность осознать многообразие проявлений личности в социуме и
ценность каждого человека. Овладеть навыками принятия и терпимости в ситуациях
различного социального взаимодействия.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один
раз в неделю.
Количество часов: 34 ч.
Категория участников: обучающиеся 7 класса социально-экономического профиля

подготовки.
Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование
разнообразных методов и форм работы:
Занятия содержат интерактивные методы:
 творческие задания; игровые элементы; мозговой штурм; интерактивные лекции
(использование видеоматериала);
 информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинарыпрактикумы.
 практические и тренинговые занятия, ролевые игры.
 обучение через опыт и сотрудничество.
 психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
 проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
 анализ статей научно-популярной литературы.
 систематическое повторение ранее изученного материала.
 проверка и самопроверка знаний и умений.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по
темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Информационная часть
2. Практическая часть
3. Рефлексия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема: «Самопознание и саморазвитие» (2 ч.)
Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Этапы самопознания. Определение
собственных личностных качеств. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Самооценка. Я
глазами других людей. Многообразие личностных качеств.
Тема: «Межличностное общение» (6 ч.)
Человек как социальный феномен. Понятие коммуникации. Виды и уровни коммуникации.
Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Вербальный и невербальный
компонент общения. Общение как взаимодействие. Личные границы.
Тема: «Вербальный компонент общения» (3 ч.)
Речь как уникальный феномен человеческой природы. Особенности вербальной коммуникации.
Эктралингвистические средства общения. Активное слушание как важнейший инструмент
эффективного общения.
Тема: «Невербальный компонент общения» (3 ч.)
Особенности невербальной коммуникации, паралингвистические средства общения.
Эмоциональная составляющая общения. Понятие конгруэнтного и не конгруэнтного
взаимодействия.
Тема: «Искусство убеждения» (3 ч.)

Важность умения отстоять свою точку зрения. Взаимосвязь уверенности в себе и успешности.
Методы и приемы убеждения другого человека. Публичное выступление, навыки работы с
аудиторией.
Тема: «Деловое общение» (3 ч.)
Особенности и правила делового общения. Составляющие успешной презентации. Общение
через электронные средства: особенности телефонного общения, деловой переписки.
Тема: «Конфликты и их разрешение» (5 ч.)
Понятие конфликта, причины возникновения конфликтов. Этапы развития конфликта.
Различные стили поведения в конфликте. Стратегия «выиграть-выиграть» как наиболее
эффективный способ разрешения конфликта. Эмоциональная составляющая конфликта,
способы выражения и совладания с агрессивным поведением.
Тема: «Манипуляции» (2 ч.)
Манипуляция как скрытое управление собеседником против его воли. Как понять, что тобой
манипулируют. Приемы противостояния манипуляции.
Тема: «Общение в группе». (6 ч.)
Малая и большая группы. Группа и коллектив. Структуры формальной и неформальной
группы. Психологический климат в группе и коллективе. Обратная связь и правила ее
предоставления. Групповое влияние и умение ему противостоять.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Обобщение полученных знаний, умений и навыков. Рефлексия личных успехов в повышении
уровня коммуникативной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов

1

Самопознание и саморазвитие

2

2

Межличностное общение

6

3

Вербальный компонент коммуникации

3

4

Невербальный компонент коммуникации

3

5

Искусство убеждения

3

6

Деловое общение

3

7

Конфликты и их разрешение

5

8

Манипуляции

2

9

Общение в группе

6

10

Итоговое занятие

1

Итого:

34 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
п/п

Тема занятия

Самопознание и саморазвитие

Всего
учебных
часов
2

Из них
Теоретическая Практическая
часть
часть
1

1

1.

Что такое самопознание? Зачем нужно
знать себя.

1

0,5

0,5

2.

Способы самопознания. Кто я? Какой я?
Я глазами других людей.

1

0,5

0,5

Межличностное общение

6

2,5

3,5

Человек как социальный феномен.
Понятие коммуникации
Виды и уровни коммуникации

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Механизмы общения: эмпатия,
рефлексия, идентификация
Общение как взаимодействие

1

0,5

0,5

2

1

1

Личные границы, базовое доверие в
коммуникации

1

Вербальный компонент общения

3

1

2

8.

Особенности вербальной коммуникации

1

0,5

0,5

9.

Экстралингвистические средства
общения
Активное слушание как важнейший
инструмент эффективного общения

1

0,5

0,5

3.
4.
5.
6.
7.

10.
№
п/п

Тема занятия

Невербальный компонент общения

1

1
Всего
учебных
часов

1
Из них
Теоретическая Практическая
часть
часть

3

1

2

1

0,5

0,5

12.

Особенности невербальной
коммуникации
Эмоциональная составляющая общения.

1

0,5

0,5

13.

Конгруэнтное общение

1

11.

Искусство убеждения

1

3

1,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

3

1,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Конфликты и их разрешение

5

2

3

20.

Конфликт - когда возникает, как
развивается, для чего нужен

1

0,5

0,5

21.

Стратегии поведения в конфликте

2

1

1

14.
15.
16.

Уверенность в себе и умение отстоять
свою точку зрения
Методы и приемы убеждения другого
человека
Публичное выступление, навыки работы
с аудиторией
Деловое общение

17.
18.
19.

Особенности и правила делового
общения
Общение через электронные средства
коммуникации
Составляющие успешной презентации

22.

Наши эмоции в конфликтной ситуации

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Манипуляция как скрытое управление
собеседником
Приемы противостояния манипуляциям.

1

0,5

0,5

Общение в группе
Что такое малая и большая группы.
Группа и коллектив.
Формальные и неформальные группы.

6
1

3
1

3

1

0,5

0,5

Положение человека в группе и
коллективе. психологический климат в
группе и коллективе.
Групповое влияние и умение ему
противостоять

2

1

1

1

0,5

0,5

Важность обратной связи и навыки ее
предоставления
Итоговое занятие

1

1

1

1

Манипуляции
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.

ИТОГО ЧАСОВ

1

34

1

14

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».