История России

Управление образования Администрации
Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МАОУ СОШ № 3
_________ (Храпко Г.А.)
« __ » ___________ 20 __ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
_________ ( Титова М.Н.)
Приказ № _____
от « __ » ___________ 20 __
г.

Рабочая программа
по предмету предпрофильного образования
«История России (История Вооруженных Сил
и правоохранительных органов России)»
7-9 (кадетский) класс
Для реализации Федерального государственного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.
Количество часов: 102
Уровень:базовый

п. Двуреченск

«История России (История Вооруженных Сил
и правоохранительных органов России)».
Программа и содержательная часть разработаны с
учетом хронологии становления, развития, реформирования
Армии, Флота и правоохранительной системы за весь период
существования Российской государственности.
Предмет раскрывается в контексте исторического
развития нашей страны, решающего значения в этом её
армии, флота, правоохранительных структур, способствует
военно-патриотическому воспитанию кадетов, осознанию
личной причастности к истории Отечества, как будущих его
защитников - воинов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в
основной школе относятся следующие убеждения и
качества: осознание своей идентичности как гражданина
страны, члена семьи
 религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение
гуманистических
традиций
и
ценностей
современного общества,
 уважение прав и свобод человека; осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений,
 способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной
школе выражаются в следующих качествах: способность
сознательно
организовывать
и
регулировать
свою
деятельность –
 учебную, общественную и др.;
владение умениями
работать с учебной и внешкольной информацией
 (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и

обосновывать выводы и т.д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях; способность решать творческие
задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9
классов включают: овладение целостными представлениями
об историческом пути народов своей страны и человечества
как необходимой основой для миропонимания и познания
современного
общества;
способность
применять
понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из
различных исторических и современных источников,
раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе
осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории
своей страны и человечества в целом; готовность применять
исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и
мира.
 Выпускник научится: определять место исторических
событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.
э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события
исторических периодов (Древняя история, Средневековье,
Новое время, Новейшая история);
 соотносить хронологию истории России и всеобщей
истории; использовать историческую карту как источник
информации о территории государств, значительных
социально-экономических процессах и изменениях на
политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;

 проводить поиск информации, анализировать информацию
из различных источников по отечественной и всеобщей
истории; систематизировать
исторический
материал,
содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
 представлять в различных формах описания, рассказа: а)
условия и образ жизни людей различного социального
положения.; б) ключевые события эпохи и их участников; в)
памятники материальной и художественной культуры
новейшей эпохи;

раскрывать
характерные,
существенные
черты
экономического и социального развития стран, политических
режимов, международных отношений, развития культуры;
 объяснять причины и следствия наиболее значительных
событий (реформы и революции, войны, образование новых
государств и др.); сопоставлять социально-экономическое и
политическое развитие отдельных стран
 сравнивать исторические ситуации и события; давать
оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей
истории.
 Выпускник получит возможность научиться: используя
историческую
карту,
характеризовать
социальноэкономическое и
политическое развитие государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических
источников, выявляя в них общее и различия;
применять элементы источниковедческого анализа при
работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора
и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и
дополнительной литературе, электронных материалах,
систематизировать и представлять её в виде рефератов,
презентаций и др.; применять знания по истории России и
своего края при составлении описаний исторических и
культурных памятников своего города, края; проводить
работу по поиску и оформлению материалов истории своей
семьи, города, края. Соотнесение элементов учебной
деятельности школьников и способов исторического
познания позволяет определить структуру подготовки
учащихся 7—9 классов по истории в единстве ее

содержательных
(объектных)
и
деятельностных
(субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в
основной школе учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать
хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а
также даты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории; · соотносить год с веком, устанавливать
последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: ·
характеризовать
место,
обстоятельства,
участников,
результаты
важнейших
исторических
событий;
·
группировать (классифицировать) факты по различным
признакам.
3. Работа с историческими источниками: · читать
историческую карту с опорой на легенду; · проводить поиск
необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и
других); · сравнивать данные разных источников, выявлять
их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или
письменно) об исторических событиях, их участниках; ·
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи; Основная образовательная
программа основного общего образования МАОУ СОШ № 3
Приложение 1 · на основе текста и иллюстраций учебника,
дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять
описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его
описание (факт источника, факт историка); · соотносить
единичные исторические факты и общие явления; · называть
характерные, существенные признаки исторических событий
и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших
исторических понятий; · сравнивать исторические события и
явления, определять в них общее и различия; · излагать
суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки
исторических событий и личностей, изложенные в учебной
литературе; · определять и объяснять (аргументировать) свое

отношение к наиболее значительным событиям и личностям
в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной
среде: · применять исторические знания для раскрытия
причин и оценки сущности современных событий; ·
использовать знания об истории и культуре своего и других
народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни
как основу диалога в поликультурной среде; ·
способствовать сохранению памятников истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и
общественных мероприятиях по поиску и охране памятников
истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Основы военной истории (История Вооруженных Сил
и правоохранительных органов России)» делится на 11
разделов:
7 КЛАСС
Раздел 1. Древняя Русь.
Тема 1. Образования прообразов
государственных структур в Древней Руси.
Восточные славяне в VI-IX веках: расселение,
занятия, быт, общественное устройство. Славяне и Византия.
Первые войны, зарождение вооруженных сил и военного
искусства русского государства. Характер, образ жизни,
способы ведения войны восточными славянами, их
вооружение, одежда и внешний облик. Дружина: состав,
вооружение и тактика.
Формирование княжеской власти (князь и дружина,
полюдье). Первые русские князья: Рюрик, Олег Вещий,
Игорь; их внутренняя и внешняя политика. Святослав
Игоревич – князь воитель. Походы и полководческое
искусство первых русских князей.
Право Древней Руси. Становление княжеской
администрации. Организация местного самоуправления.
Первые административные и правовые реформы.
Тема 2. Древнерусское мореходство.

Ладьи. Кочи. Струги. Военное значение речных
путей. Морские походы.
Тема 3. Вооруженные силы и
правоохранительная деятельность в Киевской Руси.
Структура вооруженных сил, вооружение, главные
войны конца X – начала XII веков. Князь Владимир
Святославович и его потомки.
Судопроизводство Киевской Руси. «Русская Правда»
как памятник права Киевской Руси. Причины, цель
появления документа.
Тема 4. Военное противостояние Руси со Степью.
Тюркские народы и славяне: вооружение, структура
вооруженных сил. Походы Владимира Мономаха, Игоря
Святославовича, Мстислава Удалого.
Древнерусская литература о воинском искусстве:
“Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”.
Тема 5. Русские войска в период
раздробленности.
Государственные структуры в период политической
раздробленности. Особенности государственных структур
самостоятельных центров Руси. Сражение на Калке.
Право в период раздробленности. Источники права.
Особенности развития права в Великом Новгороде,
Галицком, Владимирском княжествах.
Тема 6. Военная деятельность на Руси в период
монгольского нашествия.
Монгольское нашествие на Северо-Восточную
Русь 1237-1238 годов. Поход на Южную и ЮгоЗападную Русь 1239-1240 годов. Героическая оборона
городов и партизанская война.
Государственное устройство и вооруженные
силы Руси в период монгольского владычества.
Александр Невский. Невская битва. “Ледовое
побоище”. Значение побед Александра Невского.
Князья Даниил Галицкий и Довмонт Псковский.
Борьба населения русских земель против захватчиков.
Раздел 2. Вооруженные силы и правоохранительная
деятельность Московских князей в период объединения
русских земель и их освобождения из-под ордынской
зависимости (XIV-XVI века).

Тема 7. Причины и этапы создания единых
войск русских земель.
Укрепление Москвы. Князья Московские, их
внутренняя и внешняя деятельность. Формирование
московской дружины.
Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение.
Появление огнестрельного оружия.
Тема 8. Усиление великокняжеской власти в
Московской Руси. Освобождение от ордынской зависимости.
Иван III. Образование единого войска и его значение.
Становление вооруженных сил и правоохранительной
системы в XV– начале XVI века.
Источники общерусского права в XV – XVI
веках. Судебник 1497 года. Виды и характер уголовных
наказаний. Влияние церковного права на семейное право.
Инстанции судебной системы. Судебные органы.
Юрисдикция церковного суда. Судебные органы церкви.
Система наказаний в церковном праве.
Изменения в составе, структуре, вооружении и
тактике Московского войска. Московский Кремль,
монастыри-крепости.
Тема 9. Военно-правовые аспекты
царствования Ивана Грозного.
Реформы 1550-х годов и их значение.
Стоглавый Собор. Судебник 1550 года. Виды и
характер уголовных наказаний. Структура документа.
Понятие преступления. Преступления против государства и
против личности. Система наказаний.
Опричнина: причины, сущность, последствия.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Ливонская война 1558-1583 гг. Военные действия на
территории нашего края. Династический кризис
Рюриковичей.
Тема 10. Формирование стрелецкого войска.
Состав, структура и вооружение русской армии.
Совершенствование стрелкового оружия, артиллерийского
вооружения. Борьба с Крымом, Швецией, ПольскоЛитовским государством.

Воеводы XVI- начала XVII веков. Даниил Холмский.
Даниил Щеня. Василий Васильевич Шуйский, Михаил
Иванович Воротынский.
Тема 11. Сибирская эпопея казаков.
Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Василий Поярков,
Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Значение деятельности
русских мореходов.
Раздел 3. Армия и правоохранительные структуры
в XVII веке.
Тема 12. Военная и правоохранительная деятельность
Бориса Годунова. Смутное время.
Избрание на царство и деятельность Б.Годунова.
Смута: причины, участники, последствия.
Освободительная борьба против интервентов. Ополчение
под руководством К.Минина и Д.Пожарского.
Тема 13. Возрождение российской
государственности.
Окончание Смуты. Изгнание интервентов из Москвы.
Оформление сословного строя в царствование первых
Романовых. Воинская повинность основных сословий.
Соборное Уложение 1649 года. Причины появления.
Структура и содержание документа. Процедура суда по
Уложению. Система преступлений. Стадии преступного
деяния. Система наказаний. Вещное, обязательственное и
наследственное право. Сервитутное право.
Укрепления позиций в отношениях с соседями.
Воссоединение русских земель левого берега Днепра и
Киева.
Раздел 4. Вооруженные силы и правоохранительные
структуры в эпоху Петра Великого.
Тема 14. Начало царствования Петра I.
Азовские походы. Потешные полки.
Реформа государственного аппарата руководства
вооруженными силами и правоохранительными
структурами: причины, результат.
Формы правовых актов. Новые источники права.
Воинские артикулы. Изменения в судебной и правовой
системах.
Изменение правового статуса дворянства – «Табель о
рангах».

Тема 15. Военная реформа Петра I.
Складывание офицерского корпуса. Создание
военных учебных заведений. Создание российского военноморского флота.
Тема 16. Войны начала XVIII века.
Северная война: причины, основные события, итоги.
Поражение под Нарвой. Шлиссельбург. Основание
Санкт-Петербурга, Кронштадта. Разгром шведов под
Полтавой. Гангут. Гренгам.
Прутский и Каспийский походы.
Полководцы Петра I: Федор Алексеевич Головин,
Борис Петрович Шереметьев, Аникита Иванович Репнин,
Михаил Михайлович Голицын.
Тема 17. Создание полиции.
Система органов и должностных лиц, выполнявших
полицейские функции государства до создания “регулярной
полиции”. Деятельность Петра I и создание полицейских
подразделений.
Раздел 5. Вооруженные силы и правоохранительные
структуры Российской империи в XVIII веке.
Тема 18. Россия в первой половине XVIII века.
Преемники Петра Великого и их деятельность.
Дворцовые перевороты. Западное и восточное направление
деятельности вооруженных сил. Войны с Польшей (17331735 гг.), Швецией (1741-1743 гг.), Турцией (1735-1739 гг.).
Б.Х. Миних.
Тема 19. Россия во второй половине XVIII века.
Семилетняя война 1756-1763 годов. Русско-турецкая
война 1768-1774 годов. Петр Александрович РумянцевЗадунайский, Григорий Андреевич Спиридов. Русскотурецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и
Северного Причерноморья. Григорий Потёмкин.
Георгиевский трактат.
Участие России в разделах Речи Посполитой.
Швейцарский и Итальянский походы.
Тема 20. Александр Васильевич Суворов.
Непобедимый генералиссимус.
Жизнь и победы. Характеристика полководца.
Тема 21. Федор Федорович Ушаков.
Флотоводец и человек.

Тема 22. Местные, столичные и специальные органы
полиции и военно-охранительной системы в конце XVIII
века.
Реформы Екатерины II. Учреждение об управлении
губерниями 1775 г. Устав благочиния 1782 г. Оформление
самостоятельных, полицейских организаций: городской и
сельской. Структурная организация и функции полиции к
концу XVIII-началу XIX века.
Вооруженные формирования, предназначенные для
поддержания порядка и обеспечения внутренней
безопасности.
8 КЛАСС
Раздел 6. Вооруженные силы и правоохранительные
органы России в первой половине XIX века.
Тема 23. Реформы управления вооруженных сил и
правоохранительных структур начала ХIХ века.
Манифест «О разделении дел по
министерствам». Создание министерств. Организация,
функции, компетенция военного министерства,
министерства полиции.
Причины и предпосылки образования внутренней
стражи. Указы 1811 года. Формирование инвалидных рот и
команд. Положение о внутренней страже 1811 года.
Структура и функции внутренней стражи. Жандармские
подразделения в составе внутренней стражи.
Реформирование внутренней стражи в первой половине XIX
века. Деятельность отдельного корпуса внутренней стражи.
Укрепление органов политической полиции. III
Отделение собственной Его Императорского Величества
канцелярии.
Реформа уездной и земской полиции. Образование
станов как административно-полицейских единиц.
Тема 24. Вооруженные силы империи до 1812
года.
Участие в антинаполеоновских коалициях.
Тильзитский мир 1807 года. Война со Швецией и
присоединение к России Финляндии.
Тема 25. Отечественная война 1812 года.
Планы и действия сторон в войне 1812 года.
Основные этапы и сражения войны. Смоленск. Бородино.

Малоярославец. Михаил Илларионович Кутузов. Герои 1812
года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович
Багратион, Николай Николаевич Раевский.
Тема 26. Партизанское движение 1812 года.
Денис Васильевич Давыдов.
Тема 27. Заграничные походы русской армии 18131815 годов.
Тема 28. Вооруженные силы и восточная
политика России в 1-й половине XIX века.
Войны с Персией (1804-1810, 1826-1828 годов),
Турцией (1806-1812, 1828-1829 годов).
Кавказская война 1814-1864 годов. Имамат; движение
Шамиля. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение
Кавказа. Трагедия войны и ее последствия.
Тема 29. Военный флот служит науке.
Иван Крузенштерн, Николай Петрович Резанов.
Экспедиция в Антарктиду. Михаил Петрович Лазарев,
Фаддей Фаддеевич Беллинзгаузен.
Раздел 7. Вооруженные силы и правоохранительные
органы Российской империи во второй половине XIX-начале
XX века. Эпоха Великих реформ.
Тема 30. Армия и Флот России в Восточной
(Крымской) войне 1853-1856 годов.
Причины, участники, сражения. Героизм
защитников Севастополя. Владимир Алексеевич
Корнилов, Павел Степанович Нахимов. Владимир
Иванович Истомин.
Последствия войны.
Тема 31. Военные реформы 1861-1874 годов.
Необходимость и предпосылки реформ.
Реорганизация структуры Вооруженных Сил. Введение
всеобщей воинской повинности. Перевооружение.
Железнодорожное строительство.
Тема 32. Реформы правоохранительных органов
1860-х годов.
Предпосылки и причины реформ. Местные органы
полиции накануне реформ. Создание специализированных
полицейских подразделений столичной полиции.
Учреждение должности обер-полицмейстера. Реформа

уездной и земской полиции. Реформа полиции 1862 г. и
создание единых уездных полицейских управлений.
Организация полицейской службы в Санкт-Петербурге,
Москве и других городах во 2-й половине XIX-начале XX
века.
Укрепление органов политической полиции.
Отдельный корпус жандармов и охранные отделения.
Структура и функции сыскных отделений. Объединение
общей и политической полиции.
Местные войска: назначение, структура, функции.
Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной
системы. Основные положения реформы. Результат ее
проведения. Значение реформы. Судебные преобразования
Александра III. Развитие гражданского судопроизводства.
Реорганизация центрального аппарата Министерства
внутренних дел в 1880 г. Структурная организация
Департамента полиции к 1894 г.
Тема 33. Военно-учебные заведения Российской
империи.
Юнкерские училища, кадетские корпуса. Их значение
и роль в истории России.
Тема 34. Военная медицина.
Николай Иванович Пирогов. Военно-полевая
хирургия. Сестры милосердия и помощь раненым в полевых
условиях. Организация госпиталей.
Тема 35. Вооруженные силы в последней четверти
XIXвека.
Русско-Турецкая война 1877-1878 годов. Роль России
в освобождении балканских народов, образования их
государственности. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны.
Михаил Дмитриевич Скобелев.
Присоединение Средней Азии к России.
9 КЛАСС
Раздел 8. Вооруженные силы и правоохранительные
органы Российской империи в начале XX века.
Тема 36. Война с Японией 1905 года.
Планы сторон, основные сражения, итоги.
Воздействие войны на общественную и политическую жизнь
страны.

Тема 37. Влияние революционного движения19051907 годов и войн на деятельность Армии, Флота и
правоохранительных органов.
Социально-политическая ситуация в России в начале
XX века. Революция 1905-1907 годов и её последствия.
Тема 38. Вооруженные силы России в Первой
мировой войне.
Причины, цели и планы сторон в войне. Начало
войны. Основные события на Восточном фронте, их влияние
на общий ход войны. Отношение к войне в обществе.
Тема 39. Место и роль Армии, Флота и
правоохранительных органов в революциях 1917 года,
ликвидация Российской империи.
Революционные события 1917 года, их причины.
Позиция армии и правоохранительных органов к
возникшим беспорядкам. Упразднение полиции и
жандармерии в начале марта 1917 г. Создание народной
милиции.
Раздел 9. Образование и становление Вооруженных
Сил и правоохранительных органов советской России и
СССР. 2-я мировая война.
Тема 40. Создание военных и правоохранительных
структур Советской России. Гражданская война и
иностранная интервенция.
Падение самодержавия. Временное правительство и
советы. Становление советской власти. Первые декреты.
Создание советской государственности. Реформы и
реорганизации
II Всероссийский съезд Советов. Образование НКВД
и его функции. Постановление НКВД “О рабочей милиции”
от 28 октября (10 ноября) 1917 г.: организация и функции.
Переход от добровольности к штатной организации,
выполняющий специальные функции по охране
общественного порядка и борьбе с преступностью. Создание
правоохранительных и репрессивных органов. Декрет СНК
“О советской рабоче-крестьянской милиции” от 3 апреля
1919 г. Организация промышленной милиции (1919 г.), ее
задачи.
Положение о рабоче-крестьянской милиции от 10
июня 1920 г. как результат завершения процесса

организационного оформления органов охраны
правопорядка.
Предпосылки, участники, основные этапы
гражданской войны. Белые и красные. Интервенция.
Окончание и итоги гражданской войны.
Тема 41. Вооруженные Силы и правоохранительные
органы СССР в 1922-1939 годах.
Объединение советских республик в СССР. Роль
Красной Армии.
Правоохранительные органы в системе органов
государственного управления. Использование классового
принципа при комплектовании органов внутренних дел.
Идеология и кадровая система. Оформление тоталитаризма и
связанные с ним изменения в государственном механизме.
Реформа НКВД – ОГПУ. Постановление ЦИК и СНК
СССР от 15 декабря 1930 г. о ликвидации наркоматов
внутренних дел союзных и автономных республик.
Организационное и оперативное подчинение милиции
органам ОГПУ. Концентрация и централизация управления
ОВД.
Образование НКВД СССР в 1931 году. Задачи,
организация, функции ОВД в конце 30-х гг. Формирование
специализированных подразделений милиции. Особенности
судебного процесса. Методы ведения судебного следствия.
Причины, результаты репрессий. Создание системы
исправительно-трудовых учреждений. ГУЛАГ.
События у озера Хасан и реки Халхин-Гол.
Тема 42. Вооруженные Силы Советского Союза в
начале Второй мировой войны.
Советско-германские договоры 1939 года, их характер
и последствия. Присоединение к СССР прибалтийских
республик, Западной Украины и Западной Беларуси. Война с
Финляндией и её итоги.
Тема 43. Вооруженные Силы и правоохранительные
органы СССР в период Великой отечественной войны.
Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов. Состояние
Вооруженных Сил. Партизанское движение. Изгнание
захватчиков с территории СССР; освобождение народов
Европы. Разгром японских войск в Маньчжурии.

Выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны.
Г.К. Жуков, К.К.Рокоссовский, И.С. Конев,
А.М.Василевский, И.Д.Черняховский.
Реорганизация НКВД в феврале 1941 г. Создание
самостоятельного НКГБ. Слияние НКВД и НКГБ в июле
1941 г. Изменения в праве в период Великой Отечественной
войны. Приказы № 270 и 293 за 1941 г., № 227 за 1942 г.
Указы Президиума СССР. Депортации народов.
Деятельность НКВД. Система военной юстиции.
Реорганизация НКВД 1943 г. - создание самостоятельных
ведомств. НКВД, НКГБ и Управление контрразведки РККА,
причины и содержание. Основные направления деятельности
ОВД в годы Великой Отечественной войны.
Тема 44. Место и роль Вооруженных Сил и СССР в
окончании Второй мировой войны.
Разгром японских войск в Маньчжурии.
Раздел 10. Вооруженные Силы и правоохранительные
органы Советского государства во 2-й половине XX века.
Распад СССР.
Тема 45. Вооруженные Силы.
Укрепление статуса СССР как великой мировой
державы. «Холодная война». Принятие на вооружение
ядерного оружия. Формирование двух военно-политических
блоков в мире. Реформирование Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы в локальных войнах.
Основные локальные войны послевоенного периода,
их характеристика. Новые средства вооруженной борьбы.
Особенности использования сухопутных войск, ВВС и ВМФ.
Тема 46. Правоохранительные органы.
Образование МВД СССР и его реформирование в
1940-50-х годах. МВД СССР в 1960-80-х годах.
Реорганизация центрального и местного аппарата ОВД в
конце 40-х - начале 50-х годов. Передача милиции в ведение
МГБ СССР. Выведение из системы МВД органов
госбезопасности и создание КГБ при Совете Министров
СССР. Ликвидация МВД СССР и передача управления
внутренними делами в 1960 г. в ведение союзных республик.
Образование Министерства охраны общественного порядка.
Местные органы милиции. Нарастание тенденции

бюрократизации государственного аппарата в годы застоя.
Органы милиции в 70-80-е годы .
Образование МВД РСФСР (6 октября 1989 г.),
изменения в организационной структуре МВД СССР и в
правовом регулировании организации милиции.
Мероприятия и правовые акты по созданию подразделений
МВД РСФСР.
Раздел 11. Вооруженные Силы и правоохранительные
органы Российской Федерации.
Тема 47. Вооруженные Силы
Реформирование Вооруженных Сил. Вооруженные
Силы в локальных войнах. Отечественные военные реформы
и военное строительство в 90-е годы XX – начале XXI века.
Тема 48. Правоохранительные органы.
Реформирование структуры Министерства
внутренних дел Российской Федерации. Создание
подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Центральные и местные органы внутренних дел в
Российской Федерации
Защитники Земли Русской. Урок-обобщение
Основная образовательная программа основного общего
образования МАОУ СОШ № 3
Тематическое планирование
«История России (История Вооруженных Сил и
правоохранительных органов России)»
1ч. в неделю в 7, 8, 9 классе, всего за 3 года обучения 102 ч
Темы
7 КЛАСС
1.Введение
2.Образования прообразов государственных
структур в Древней Руси.
3.Древнерусское мореходство.
4.Вооруженные силы и правоохранительная
деятельность в Киевской Руси.
5.Военное противостояние Руси со Степью
6.Русские войска в период раздробленности.

Количество
часов
1
3
1
2
1
1

7.Военная деятельность на Руси в период
монгольского нашествия.
8.Причины и этапы создания единых войск
русских земель.
9.Усиление великокняжеской власти в Московской
Руси. Освобождение от ордынской зависимости.
10.Военно-правовые аспекты царствования
Ивана Грозного.
11.Формирование стрелецкого войска.
12.Сибирская эпопея казаков.
13.Военная и правоохранительная деятельность Бориса
Годунова.
14.Смутное время.
15.Возрождение российской государственности
16.Начало царствования Петра I.
17.Военная реформа Петра I.
18.Войны начала XVIII века.
19.Создание полиции.
20.Россия в первой половине XVIII века.
21.Россия во второй половине XVIII века.
22.Александр Васильевич Суворов. Непобедимый
генералиссимус.
23.Федор Федорович Ушаков
Итоговая контрольная работа по курсу
24.Местные, столичные и специальные органы полиции
и военно-охранительной системы в конце XVIII века.

Темы

2
1
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество
часов

8 КЛАСС
1.Реформы управления вооруженных сил и
правоохранительных структур начала ХIХ века.
2.Вооруженные силы империи до 1812 года.
3.Отечественная война 1812 года.
4.Партизанское движение 1812 года.
5.Заграничные походы русской армии 1813-1815 годов.
6.Вооруженные силы и восточная политика
России в 1-й половине XIX века.
7.Военный флот служит науке.
8.Армия и Флот России в Восточной (Крымской)
войне 1853-1856 годов.

3
3
2
2
2
3
3
3

9.Военные реформы 1861-1874 годов.
10.Реформы правоохранительных органов 1860-х годов
11.Военно-учебные заведения Российской империи.
12.Военная медицина.

Итоговая контрольная работа по курсу
13.Вооруженные силы в последней четверти XIXвека.

Темы

3
3
2
2
1
2
Количество
часов

9 КЛАСС
1.Война с Японией 1905 года.
2.Влияние революционного движения1905-1907 годов и
войн на деятельность Армии, Флота и
правоохранительных органов.
3.Вооруженные силы России в Первой мировой войне.
4.Место и роль Армии, Флота и правоохранительных
органов в революциях 1917 года, ликвидация
Российской империи.
5.Создание военных и правоохранительных структур
Советской России. Гражданская война и иностранная
интервенция.
6.Вооруженные Силы и правоохранительные органы
СССР в 1922-1939 годах.
7.Вооруженные Силы Советского Союза в начале
Второй мировой войны.
8.Вооруженные Силы и правоохранительные органы
СССР в период Великой отечественной войны.
9.Место и роль Вооруженных Сил и СССР в окончании
Второй мировой войны.
10.Вооруженные Силы и правоохранительные органы
Советского государства во 2-й половине XX века.
11.Правоохранительные органы.
12.Вооруженные Силы и правоохранительные органы
Российской Федерации.
13.Правоохранительные органы.

Итоговая контрольная работа по курсу
14.Защитники Земли Русской. Урокобобщение.

2
2
3
2
2
3
2
3
2
3
3
3
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».