РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования военно-патриотический клуб «ПАТРИОТ» Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г. Количество часов: 272 Возраст детей: 10-17 лет Срок реализации: 1 год п. Двуреченск Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1Пояснительная записка Программа Военно-патриотического клуба «Патриот» имеет социальнопедагогическую направленность. Актуальность. Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки, неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в Российской армии, не желают трудиться в государственном секторе, хотят эмигрировать из страны. Это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая: имеет военно-патриотическую направленность; отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота; способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций. При разработке программы опирались на: Федеральный закон от 29.122012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295; − Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N2765р; − Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (опубликована для общественного обсуждения); - Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» - Методические рекомендации «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области» № 70-Д, утв. приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. -Муниципальная программа «Развитие молодежной и социальной политики в Сысертском городском округе на 2015-2020 годы", утверждена Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 01.12.2014г. № 3981: - Подпрограмма 1. «Молодежь Сысертского городского округа»; - Подпрограмма 2. «Патриотическое воспитание граждан на территории Сысертского городского округа»; - Подпрограмма 4. «Толерантное сознание, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений и профилактика экстремизма на территории Сысертского городского округа»; Устав МАОУ СОШ №3 п.Двуреченск Отличительные особенности: Общеобразовательная общеразвивающая программа ВПК «ПАТРИОТ» предоставит дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и социальной деятельности. Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков в возрасте от 11 до 17 лет и учитывает три ключевые направления деятельности: поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация); поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита); обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.). Адресат программы: На обучение принимаются все желающие подростки в возрасте от 10-17 лет (юноши и девушки), не имеющие отклонений в здоровье (без ОВЗ), при наличии медицинской справки, свидетельствующей о прохождении медицинского осмотра. Группы формируются с учетом физических возможностей и теоретических познаний. Число детей, одновременно находящихся в группе – 15 человек первого года обучения и 10-12 человек второго года обучения. Краткая характеристика обучающихся: Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Подростковый период — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего период Режим занятий: Занятия проводятся еженедельно: Объем программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 306 часов , Уровневость: «Стартовый уровень». Материал для обучающихся первого года предполагает минимальную степень сложности для освоения общеразвивающей программы; «Базовый уровень». Материал предназначен для основного состава группы второго года обучения. Предполагает допускает освоение специализированных знаний общеразвивающей программы; «Продвинутый уровень». При реализации дифференцированного подхода в обучении группа с завышенными образовательными потребностями реализует сложные (усложненные) содержательно-тематические направления. Формы обучения: Занятия проводятся в индивидуально-групповой форме Виды занятий: Тренинг Мастер-класс; Экскурсия; Беседы; Лекции; Практические занятия Формы подведения результатов: Практическое занятие Презентация Беседа Открытое занятие 2. Цель и задачи общеразвивающей программы: Данная программа имеет цель: Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно– нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества. В ходе ее достижения решаются задачи: -воспитательные - развитие способности планировать, исследовать, анализировать свою деятельность; формирование навыка работы руководителя, формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; -развивающие - обучение приемам и методам организации и планирования деятельности, навыкам социальной активности, способам конструктивного общения; -образовательные –формирование познавательного интереса к военной работе, расширение кругозора и интеллектуального роста обучающихся. 2.1 Содержание программы Учебный план № Разделы и темы всего Теория Практика 69 Основы гигиены и закаливания 3 Методы развития выносливости: 19 Внутреннее состояние бойца 3 интервальный 3 повторно-переменный 5 сопряженных воздействий 5 круговой 3 Разогревающие упражнения, упражнения 5 на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) Упражнения на развитие силы и 5 скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика. Строй, понятие строя, фланги, 3 колонна 20 1 5 1 1 1 1 1 1 49 2 14 2 2 4 4 2 4 2 3 1 2 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия) Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность Чрезвычайные ситуации локального характера ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС. Раздел II Основы выживаемости Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита. Здоровье и здоровый образ жизни Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих 2 1 1 5 2 3 3 2 1 3 1 2 15 3 12 2 - 2 67 10 20 3 47 7 10 17 3 4 7 13 Форма контрол я Раздел I 1 2 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 беседа тест оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при 4 2 2 травматизме (при травмах, переломах, ушибах). 21 Первая медицинская помощь при 7 2 5 инфекционных заболеваниях 22 Первая медицинская помощь при 6 3 3 отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. 23 Выживание в различных географических 5 1 4 и климатических условиях. 24 Первая медицинская помощь при 8 2 6 ожогах, отравлении. ИТОГО 136 40 96 Содержание учебного плана I раздел «Как стать лидером» Теория: Основы гигиены и закаливания Практика: Домашнее задание (под наблюдением взрослых) : обтирание влажным полотенцем, воздушные ванны 20 Теория: Методы развития выносливости Практика: Выполнение утренней зарядки по индивидуальному комплексу Теория Внутреннее состояние бойца Практика:Развитие волевых качеств Теория: интервальный Практика: чередование интервалов высокой и низкой интенсивности физических нагрузок.( например: утренняя зарядка) Теория: повторно-переменный Практика: упражнения с собственным весом (например: отжимания) Теория: сопряженных воздействий Практика: совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Теория: круговой Практика: поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Теория: Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) Практика: Отработка в начале тренировки Теория: Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость. Практика: Отработка элементов (простейших) акробатики Теория: Строй, понятие строя, фланги, колонна Практика: Работа на плацу Теория: Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). Практика: Работа на плацу Теория: Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). Практика: Работа на плацу Теория: Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия) Практика: Работа на плацу Теория: Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность Практика: Отработка движения по безопасному маршруту домой от образовательного учреждения. Теория: Чрезвычайные ситуации локального характера Практика: Последовательность поведения при возникновении подобной опасности, отработка навыков Теория: Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. Практика: Работа с манекеном Теория: Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах). Практика: Работа с манекеном Теория: Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях Практика: Работа с манекеном Теория: Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Практика: Работа с манекеном Теория: Выживание в различных географических и климатических условиях. Практика: Дневной поход Теория: Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении Практика: Работа с манекеном Учебный план № Разделы и темы Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах. 2 Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. 3 Походная, маршевая подготовка 4 Защита от оружия массового (радиационного) поражения. 5 Защита от оружия массового (химического) поражения. 6 Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. 7 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров 8 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. 9 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. 10 Походная, маршевая подготовка. 11 Вы хотите чувствовать себя «в своей тарелке» на улице, в тёмной подворотне или при общении с угрожающего вида «чемоданом»? 12 Что делать, если драка неизбежна?Как защитить свою спутницу? 13 Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. 14 Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. 15 Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца». 16 Планирование маршрута 17 Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. 18 Определение расстояния при движении 19 Ориентирование по солнцу ИТОГО 1 Общее Теория 10 4 Практик а 6 Форма контроля Контрольная работа Самостоятельн ая работа Тест анкета 10 4 6 10 10 4 2 6 8 8 2 6 4 2 2 2 - 2 Методическая разработка Презентация 4 2 2 Презентация 10 2 8 Защита проекта 8 4 2 - 6 4 Праздник Методическая разработка 4 2 2 соревнование 4 2 2 4 2 2 Защита 8 2 6 Защита 10 10 6 6 4 4 8 2 6 8 136 2 40 6 96 Праздник Содержание учебного плана (второй год обучения) Раздел 1 Теория Первая медицинская помощь при травмах, ушибах. Практика Оказание первой доврачебной помощи . Теория Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. Практика Работа с манекеном Теория. Защита от оружия массового (радиационного) поражения. Практика. Применение спец.средств (спец костюмы РХБЗ) Теория. Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров Практика. Дневной поход Теория Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. Практика Дневной поход Теория Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. Практика Дневной поход Теория Походная, маршевая подготовка. Практика Работа с курсантами на плацу Теория Вы хотите чувствовать себя «в своей тарелке» на улице, в тёмной подворотне или при общении с угрожающего вида «чемоданом»? Практика Создание предпологаемых ситуаций и отработка навыков принятия решений Теория Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. Практика Дневной поход, для отработки навыков Теория Планирование маршрута Практика Практическое занятие с заданиями по формированию маршрутного листа Теория Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. Практика Работа с компасом по определению направления движения, согласно полученному заданию Теория Определение расстояния при движении Практика Решение практических задач Теория Ориентирование по солнцу Практика Отработка полученных навыков 2.4. Планируемые результаты «Общефизическая подготовка». Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития обучающихся. Также оценивается правильность выполнения акробатических упражнений (умение владеть своим телом). По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание обучающегося и степень освоения учебного материала. Контроль и механизм оценки по разделу «Строевая подготовка» Степень усвоения практического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета. Контроль по разделу «Основы выживаемости». Степень усвоения теоретического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета; практическое овладение материалом оценивается в условиях похода выходного дня в мае и в условиях летних выездов. Во время проведения экспедиции обучающиеся делятся на отделения (звенья) и участвуют в конкурсе на лучший бивак, ночлег, костер, лучшее приготовление пищи и т.п. Контроль по разделу «Ориентирование, топография» Теоретическая подготовка оценивается с помощью зачета в конце учебного года. Практическое освоение материала оценивается по итогам задания в полевых условиях, участия в соревнованиях на первенство школы по ориентированию. Контроль по разделу «Стрелковая подготовка». Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражается в разделе «Конечный результат». Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных мероприятиях: соревнованиях, посвященных годовщине битвы под Москвой, дню защитника Отечества. Контроль по разделу «История Вооруженных Сил и силовых структур России». Форма контроля – зачет по теоретическому материалу в конце учебного года. 2.5. Планируемые результаты Личностные - соблюдать дисциплину; - выполнять правила внутреннего распорядка; -осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива; - способность к самооценке своих действий и поступков; -проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь. усвоить гуманистические, демократически и традиционные ценности многонационального российского общества; - принять чувство ответственности и долга перед Родиной Метапредметные Регулятивные - уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы; - выстраивать последовательность необходимых операций; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные - выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; -уметь работать с информацией. Коммуникативные - уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности; -работать индивидуально и в группе; -сознавать ответственность за общее дело; - выделять моральное содержание ситуации. Предметные знать: - меры безопасности во время занятий; -воинские традиции Советской и российской армии; -символы воинской чести; -государственную символику России; -элементы строя и обязанности в строю; -материальную часть автомата Калашникова; -требования к личному и групповому снаряжению; - организацию привалов и ночлегов; - принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. уметь: -выполнять строевые команды на месте и в движении; -выполнять сборку-разборку автомата АК-74; -выполнять приемы рукопашного боя; - организовать ночлег в полевых условиях; - ориентироваться на местности; - выполнять комплексы физических упражнений; - оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях; - оказать помощь при чрезвычайных ситуациях. Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий Материально-техническое обеспечение: Противогазы, плакаты по устройству:7,62 мм автомат Калашникова5,6 мм малокалиберная винтовка, палатки 4-х местные, коврики туристические, спальные мешки, форма полевая, страховочная система, карабины стальные автоматические, аптечка первой помощи Информационное обеспечение – аудио, фото,видео материалы и интернет источник Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория Методические материалы 1. «Топографическая подготовка для курсантов патриотических объединений»: методическое пособие / Омельченко С. Д., Решетов П.А., Дубровин С.А., Алексеев А.Ю., Хисматуллина Е.А., Чуфистова Т.С. – М. : ООО «Центр полиграфических услуг «РАДУГА». 2. Начальная туристическая подготовка. Учебно-методическое пособие для инструкторов военно-патриотических клубов и центров. - М.: ВПЦ «Вымпел», 2017. – 192 с. 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Рецензенты Заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Государственного университета управления, доктор политических наук А.Ю.ЯКОВЛЕВ Директор военно-патриотического центра «Вымпел», ветеран Кремлевского полка, ветеран группы спецназа КГБ СССР и ФСБ России «Вымпел» С.Д.ОМЕЛЬЧЕНКО Автор-составитель кандидат экономических наук АЮ Алексеев ББК 74.200.51© АНО «Русич», 2016©А.Ю. Алексеев, 2016 4. Методические рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия ветеранских объединений и молодежи на основе внедрения научно обоснованных инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях /Сост. С.К. Сахаров, А.А. Крицын, И.Е. Ступина, Е.А. Кальченко / Под общ. ред. Р.С. Ступина. - М., 2015. – 403 с. 5. Военные плакаты для оформления учебных классов, казарм и военных городков. Формат: CDR, JPG, TIF, PUB, VSD. Архив (общий вес): 2,94 ГБ плакаты по антитеррору - 9 шт. - плакаты по ВМП – 5 шт. - военная техника: КамАЗ - 2 шт., МТ-ЛБ - 3 шт., УРАЛ - 2 шт. - плакаты по вождению - 2 шт. - плакаты по инженерной подготовке - 2 шт. - караульное помещение: бирки и указатели – 6 шт., обязанности – 5 шт., прочие – 6 шт. - плакаты по огневой подготовке: автомат - 8 шт., АГС - 2 шт., ГП-25 - 2шт., гранаты – 1 шт., иностранное оружие - 6 шт., пистолет – 1 шт., прочие – 11 шт., пулемет – 2 шт., РПГ – 1 шт., СВД – 2 шт., стрельбы – 3 шт., таблички - 3 шт. 2.3 Формы аттестации Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции. Беседа. Лекция. Экскурсия. Видео-занятие. Самостоятельная работа обучающихся. Практическая работа обучающихся. Сочетание различных форм учебных занятий. - Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, грамота, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др. - Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, сдача норматива на право ношения «оливкового берета», праздник, соревнование, фестиваль. 2.4 Оценочные материалы Методики диагностики по работе с детским коллективом В содержание данной программы вошли коррекционные, развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова «Тренинг активности», а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен). Название методики, автор Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (авт. Л.В.Байбородова) Методика выявления уровня воспитанности (авт. Капустин Н.П.) Методика определения общественной активности учащихся. (доц. Е.Н.Степанов) Методика изучения социализированности личности учащегося. (проф. М.И.Рожков) Методика В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности» С какой целью применяется Позволяет выявить мотивы участия школьников в деятельности клуба. Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Сравнение позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности: коллективистские мотивы, личностные мотивы или престижные мотивы. Выявление качеств личности, которые надо выработать учащемуся, чтобы достичь успеха. Помогает определить общественную активность учащихся. Сопоставление самооценки и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников. Позволяет выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сравнительный анализ помогает выявить развитие коммуникативных способностей у обучающихся. Календарно-тематическое планирование № Разделы и темы всего Теория Практика 69 Основы гигиены и закаливания 3 Методы развития выносливости: 19 Внутреннее состояние бойца 3 интервальный 3 повторно-переменный 5 сопряженных воздействий 5 круговой 3 Разогревающие упражнения, упражнения 5 на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) Упражнения на развитие силы и 5 скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика. Строй, понятие строя, фланги, 3 колонна 20 1 5 1 1 1 1 1 1 49 2 14 2 2 4 4 2 4 2 3 1 2 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия) Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность Чрезвычайные ситуации локального характера ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС. Раздел II Основы выживаемости Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита. Здоровье и здоровый образ жизни Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих 2 1 1 5 2 3 3 2 1 3 1 2 15 3 12 2 - 2 67 10 20 3 47 7 10 17 3 4 7 13 Раздел I 1 2 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Дата проведе ния 20 21 22 23 24 оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах). Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Выживание в различных географических и климатических условиях. Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении. ИТОГО 4 2 2 7 2 5 6 3 3 5 1 4 8 2 6 136 40 96 Календарно-тематическое планирование 2 полугодие № Разделы и темы Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах. 2 Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. 3 Походная, маршевая подготовка 4 Защита от оружия массового (радиационного) поражения. 5 Защита от оружия массового (химического) поражения. 6 Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. 7 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров 8 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. 9 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. 10 Походная, маршевая подготовка. 11 Вы хотите чувствовать себя «в своей тарелке» на улице, в тёмной подворотне или при общении с угрожающего вида «чемоданом»? 12 Что делать, если драка неизбежна?Как защитить свою спутницу? 13 Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. 14 Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. 15 Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца». 16 Планирование маршрута 17 Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. 18 Определение расстояния при движении 19 Ориентирование по солнцу ИТОГО 1 Общее Теория 10 4 Практик а 6 10 4 6 10 10 4 2 6 8 8 2 6 4 2 2 2 - 2 4 2 2 10 2 8 8 4 2 - 6 4 4 2 2 4 2 2 4 2 2 8 2 6 10 10 6 6 4 4 8 2 6 8 136 2 40 6 96 Дата проведения 2.5 Список литературы Литература для педагога 1. Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996. 2. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. - СПб., 1992. - 43 с. 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1998. -224 с. 4. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000. 5. Веселые задания для моей компании. В. 5-8 -М.:Дрофа- Плюс, 2004. - 96с. 6. Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. П р о г р а м м а деятельности школьного клуба старшеклассников«Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004. 7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989. 8. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003. 9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:Педагогика, 1998. -208с.