Рабочая программа дополнительного образования Робототехника 5-8 кл

1

2

5 класс
Цель: развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками
конструирования в процессе создания робототехнических систем.
Ожидаемые результаты

Предметные:
Учащиеся:
 Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;
 Поймут смысл принципов построения робототехнических систем и смогут
объяснять их значение;
 Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при
проектировании и конструировании робототехнических система;
 Освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут
самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;
 Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и
принципы работы датчиков различного типа;
 Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к
решаемым задачам;
 Смогут использовать визуальный язык для программирования простых
робототехнических систем;
 Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя.
Метапредметные
Учащиеся смогут:
 Найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в
рамках школьной программы.
 Получить практические навыки планирования своей краткосрочной и
долгосрочной деятельности;
 Выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных
результатов;
 Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых
технических задач.
 Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять
алгоритмы решения различных задач;
 Использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и
повседневной жизни.
Личностные
Учащиеся смогут:
 Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях.
 Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в
командной работе;
 Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки
в коллективе;
 Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над
проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов.
 Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за
вверенные ценности.
 Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и
оборудованию в процессе работы.
Учебно-тематическое планирование.
Общее число часов: 34ч.
РАЗДЕЛ 1: РОБОТЫ

5ч.

3

Теория:
Суть термина робот. Робот-андроид, области применения роботов.
Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения
датчиков, моторов и блока управления. Правила программирования роботов.
Модульный
принцип
для
сборки
сложных
устройств.
Конвейерная
автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа.
Современные предприятия и культура производства.
Практика: исследовать основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS
Education EV3 и правила подключения основных частей и элементов робота.
РАЗДЕЛ 2: РОБОТОТЕХНИКА 8ч.
Теория:
Понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники. Современная
робототехника: производство и использование роботов.
Программирование, язык программирования. Визуальное программирование в
робототехнике. Основные команды. Контекстная справка.
Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса.
Ошибки в работе Робота и их исправление. Память робота.
Практика: исследование структуры окна программы для управления и программирования
робота.
РАЗДЕЛ 3: АВТОМОБИЛИ
4ч.
Теория:
Способы поворота робота. Схема и настройки поворота. Вычисление минимального
радиуса поворота тележки или автомобиля.
Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег».
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 4: РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ
2ч.
Теория:
Понятие об экологической проблеме, моделирование ситуации по решению
экологической проблемы.
Практика: разработка проекта для робота по решению одной из экологических проблем.
РАЗДЕЛ 5: РОБОТЫ И ЭМОЦИИ
5ч.
Теория:
Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы
EV3.
Суть конкурентной разведки, цель ее работы.
Роботы-саперы, их основные функции, Управление роботами-саперами.
Практика: создание и проверка работоспособности программы для робота по установке
контакта с представителем внеземной цивилизации.
РАЗДЕЛ 6: ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОБОТЫ 1ч.
Теория:
Первые российские роботы, краткая характеристика роботов.
Практика: создание модуля «Рука» из конструктора, отладка и проверка
работоспособности робота.
РАЗДЕЛ 7: ИМИТАЦИЯ 5ч.
Теория:

4

Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и симуляторы, назначение и
основные возможности.
Понятие алгоритм. Свойства алгоритмов. Особенности линейного алгоритма.
Понятия «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойства
системы команд исполнителя.
Практика: проведение исследования по выполненным проектам, построенным по
линейным алгоритмам; испытания робота «Рука» и «Робота-сапера».
РАЗДЕЛ 8: ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ 3ч.
Теория:
Понятия «звуковой редактор», «конвертер».
Практика: практическая работа в звуковом редакторе.
РАЗДЕЛ 9: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 1ч.
Теория:
Подведение итогов.
Практика: презентация выполненных проектов роботов.
Поурочное планирование (34 часа)
№ Раздела
Содержание
/урока
РАЗДЕЛ 1 РОБОТЫ
Урок 1 1.1.Тема урока: Что такое робот
Теория: суть термина робот, кто первый придумал термин, что
такое робот-андроид, где применятся роботы. Микропроцессор,
как управляют роботом. Первый робот – Луноход. Важные
характеристики робота.
Практика: создать мультимедийную презентацию на одну из
предложенных тем и подготовить к публичному
представлению.
Урок 2 1.2 Тема: Робот конструктора EV3
Теория: Описание конструктора, его основные части,
назначение основных частей. Способы подключения датчиков,
моторов и блока управления. Подключение робота. Правила
программирования роботов.
Практика: Исследовать основные элементы конструктора
LEGO MINDSTORMS Education EV3 и правила подключения
основных частей и элементов робота.
Урок 3 1.3. Тема: Сборочный конвейер
Теория: Суть модульного принципа для сборки сложных
устройств. Конвейерная автоматизированная сборка.

Количество
часов
5
1

1

1

5

Достоинства применения модульного принципа.
Урок 4 1.4. Тема: Проект «Валли»
Теория: Правила и основные методы сборки робота.
Инструкция по сборке робота.
Практика: Выполнить проект «Валли» - собрать робота по
инструкции. Проверить работоспособность робота.
Урок 5 1.5. Тема: Культура производства
Теория: Современные предприятия и культура производства.
Что подразумевается под культурой производства. Для чего она
нужна, что она дает.
Практика: Исследуйте предложенные детали в конструкторе,
найдите существенные отличия, их назначение и применение.
РАЗДЕЛ 2 РОБОТОТЕХНИКА
Урок 6 2.1. Тема: Робототехника и её законы
Теория: Кто ввел понятие «робототехника». Три закона
(правила) робототехники, их смысл. Что представляет собой
современная робототехника. Производство роботов. Где они
используются.
Урок 7 2.2. Тема: Передовые направления в робототехнике
Теория: Основные области и направления использования
роботов в современном обществе.
Практика: Выполнить проект – создать презентацию об
интересном для ученика направлении в робототехнике.
Урок 8 2.3. Тема: Программа для управления роботом
Теория: Что такое программирование, для чего необходимо
знать язык программирования. Что представляет собой
визуальное программирование в робототехнике. Основные
команды визуального языка программирования. Что такое
контекстная справка.
Практика: Исследование структуры окна программы для
управления и программирования робота. Изучить основные
палитры, для чего они используются.
Урок 9 2.4. Тема: Графический интерфейс пользователя
Теория: Что такое интерфейс, графический интерфейс, в чем
его достоинство. Взаимодействие пользователя с роботом.
Достоинство графического интерфейса.
Практика: Исследование графического интерфейса,
назначения отдельных элементов окна.
Урок 10 2.5. Тема: Проект «Незнайка»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта.
Практика: Выполните проект «Незнайка», составьте
программу, чтобы робот выполнил три задания. Проверьте
работоспособность.
Урок 11, 12 2.6. Тема: Первая ошибка
Теория: Почему возникают ошибки, как их исправить. Может
ли робот выполнять действия не по программе. Память робота,
как очистить память робота от предыдущей программы.
Практика: Проведите эксперимент по очистке памяти робота.
Исследовать программные блоки: проанализировать названия
программных блоков и заполнить таблицу 5 (задание 18).
Д/з: Выполните мультимедийный проект на одну из

1

1

8
1

1

1

1

1

2

6

Урок 13

РАЗДЕЛ 3
Урок 14

Урок 15

Урок 16

Урок 17

РАЗДЕЛ 4
Урок 18

Урок 19

предложенных тем, придумайте рассказ о роботе (задание 15).
Контроль: Выполнить задание 16 (палитры и вкладки) и 17
(заполните пропуски).
2.7. Тема: Как выполнять несколько дел одновременно
Теория: Как робот выполняет несколько команд одновременно.
Что такое задача для робота и как они выполняются. Что такое
параллельные задачи. Сколько задач может решать робот
одновременно. Как одна выполняемая задача может мешать
другой.
Практика: Разработать проект, в котором роботу надо
выполнять сразу несколько задач параллельно. Проверить
работоспособность, отладить робота, исправить ошибки, если
они были допущены.
АВТОМОБИЛИ
3.1. Тема: Минимальный радиус поворота
Теория: Что такое тележка и радиус поворота тележки. Как
вычисляется минимальный радиус поворота тележки или
автомобиля.
Практика: Вычисление минимального радиуса поворота
автомобиля или тележки.
3.2. Тема: Как может поворачивать робот
Теория: Способы поворота робота (быстрый, плавный и
нормальный). Схема и настройки поворота.
Практика: поиск информации об автомобилях с наименьшим
углом поворота, понять, для чего такой автомобиль нужен.
3.3. Тема: Проект для настройки поворотов
Теория: Комментарии к выполнению проекта, уточнение
содержания, целей, задач и ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить исследовательский проект, заполнить
таблицы «Соответствие оборота оси мотора развороту робота»
и «Соответствие поворота робота числу градусов, найденных
экспериментально»
3.4. Тема: Кольцевые автогонки
Теория: Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки»,
«Автопробег».
Практика: Запрограммировать робота для движения по
указанному пути.
РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ
4.1. Тема: Проект «Земля Франца Иосифа»
Теория: Краткие сведения о Земле Франца Иосифа,
экологическая проблема, моделирование ситуации по решению
экологической проблемы. Суть проекта, цель, задачи,
ожидаемые результаты. Комментарии к работе.
Практика: Разработка проекта по решению одной из
экологических проблем. Придумать три способа выполнения
задания.
4.2. Тема: Нормативы
Теория: Что такое нормативы (нормы времени). Комментарии к
проведению исследования по решению экологической
проблемы очистки территории.
Практика: Разработать программу исследования по

1

4
1

1

1

1

2
1

1

7

РАЗДЕЛ 5
Урок 20, 21

Урок 22

Урок 23

Урок 24

РАЗДЕЛ 6
Урок 25

РАЗДЕЛ 7
Урок 26

Урок 27

Урок 28

определению нормативов для робота, который будет решать
задачи по очистке территории от загрязнения.
РОБОТЫ И ЭМОЦИИ
5.1. Тема: Эмоциональный робот
Теория: Социальные функции робота. Способы передачи
эмоций роботом на базе платформы EV3. Блоки «Экран» и
Звук», функции и особенности.
Практика: По справочной системе узнать о программном
блоке «Экран», его настройках. По справочной системе узнать
о программном блоке «Звук», его настройках Описать
настройки программных блоков «Экран» и «Звук», выполнить
задания.
5.2. Тема: Проект «Встреча
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Уточнение
целей, задач и ожидаемых результатов.
Практика: Создать программу для робота, который должен
установить контакт с представителем внеземной цивилизации.
Проверить работоспособность, отладить.
5.3. Тема: Конкурентная разведка
Теория: Суть конкурентной разведки, цель ее работы. К чему
приводит недооценка конкурентной разведки.
Практика: Исследовать блок управления «Ожидание», его
назначение, возможности и способы настройки.
5.4. Тема: Проект «Разминирование»
Теория: Роботы-саперы, их основные функции, Как управляют
роботами-саперами.
Практика: улучшить программу для разминирования, взяв за
основу программу, приведенную в Задании 39.
ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОБОТЫ
6.1. Тема: Первый робот в нашей стране
Теория: Первые российские роботы, краткая характеристика
роботов.
Практика: Создать модуль «Рука» из конструктора,
использовать блоки: Звук, Экран, Ожидание, Средний мотор.
Проверить работоспособность робота, отладить.
ИМИТАЦИЯ
7.1. Тема: Роботы-симуляторы
Теория: Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и
симуляторы, назначение и основные возможности.
Практика: провести испытания робота «Рука» и «Роботасапера».
7.2. Тема: Алгоритм и композиция
Теория: Что такое алгоритм, откуда появилось это слово.
Композиция – это линейный алгоритм, особенности линейного
алгоритма.
Практика: Провести исследование по выполненным проектам,
найти программы, которые подходят под определение
«линейные алгоритмы».
7.3. Тема: Свойства алгоритма
Теория: Признаки линейного алгоритма – начало и конец.
Свойства алгоритмов.

5
2

1

1

1

1
1

5
1

1

1

8

Практика: Выполните практические задания 41, 42 и 43
Урок 29 7.4. Тема: Система команд исполнителя
Теория: Знакомство с понятиями «команда», «исполнитель»,
«система команд исполнителя». Свойство системы команд
исполнителя.
Практика: Смысл, цель и ожидаемые результаты проекта
«Выпускник»
Урок 30 7.5. Тема: Проект «Выпускник»
Практика: Выполнить проект «Выпускник», создать имитатор
поведения выпускника, составить программу имитатор
поведения выпускника по составленному алгоритму.
Проверить работоспособность, отладить, провести испытания.
РАЗДЕЛ 8 ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ
Урок 31 8.1. Тема: Звуковой редактор и конвертер
Теория: Основные понятия «звуковой редактор», «конвертер».
Практика: Практическая работа в звуковом редакторе.
Урок 32 8.2. Тема: Проект «Послание»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта,
цель, задачи и ожидаемые результаты.
Практика: Выполнить проект с использованием инструкций,
указанных в параграфе 32. Проверить работоспособность
робота, провести испытания, отладить.
Урок 33 8.3. Тема: Проект «Пароль и отзыв»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта,
цель, задачи и ожидаемые результаты.
Практика: Выполнить проект с использованием инструкций,
указанных в параграфе 33. Проверить работоспособность
робота, провести испытания, отладить
РАЗДЕЛ 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Урок 34 9.1. Тема: подведение итогов
Практика: Презентация выполненных проектов роботов.
ВСЕГО

1

1

3
1

1

1

1
1
34 часа

6 класс
Цель: формирование основ технологии проектирования робототехнических систем за
счет использования исследовательских и творческих методов в процессе выполнения
проектов.
 
Ожидаемые результаты
Предметные:
Учащиеся:
 Будут понимать смысл основных терминов робототехники, правильно произносить
и адекватно использовать;
 Поймут принципы работы и назначение основных блоков и смогут объяснять
принципы их использования при конструировании роботов;
 Поймут, как производится измерение яркости света и громкости звука, освоят
единицы измерения и смогут применить эти знания при проектировании
робототехнических систем;
 Смогут понять конструкцию и назначение разных видов алгоритмов: ветвления,
циклические и вспомогательные, а также смогут применять в процессе составления
алгоритмов и программирования для проектирования роботов;
 Освоят разработку алгоритмов с использованием ветвления и циклов, смогут

9

использовать вспомогательные алгоритмы;
 Смогут проанализировать алгоритм и программу, внести коррективы в
соответствии с заданием;
 Приобретут навыки выполнения проектов в соответствии с заданиями в учебнике
и/или устно сформулированного задания педагога.
 Расширят представление о возможностях использования датчиков касания,
световых и звуковых датчиков.
Метапредметные
Учащиеся смогут:
 Найти практическое применение знаниям из математики для решения задач или
реализации проектов:
 Получить навыки работы с разными источниками информации, как в печатном
(бумажном), так и в электронном виде;
 Систематизировать представление о системах искусственного интеллекта и
использовании его в робототехнике;
 Усовершенствовать творческие навыки и эффективные приемы для решения
простых технических задач;
 Усовершенствовать навыки и приемы нестандартных подходов к решению задач
или выполнению проектов;
 Приобрести универсальные навыки и подходы к проектированию роботов и
отладке робототехнических систем;
 Использовать свои знания для самостоятельного проведения исследований и
усовершенствования робототехнических систем и проектов;
Личностные
Учащиеся смогут:
 Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях.
 Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в
командной работе;
 Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки
в коллективе;
 Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над
проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов.
 Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за
вверенные ценности.
 Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и
оборудованию в процессе работы.
Учебно-тематическое планирование.
Общее число часов: 34ч.
РАЗДЕЛ 1: КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4ч.
Теория:
Космонавтика. Исследования Луны. Цели исследования, космические программы
разных стран. Самые известные современные роботы в космосе.
Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1.
Практика: выполнение проектов по материалам учебника.
РАЗДЕЛ 2: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
4ч.
Теория:
Искусственный интеллект. Алан Тьюринг, его работы в области искусственного
интеллекта.
Интеллектуальные роботы, поколения интеллектуальных роботов. Возможности
справочных систем в интернете.
LEGO MINDSTORMS Education EV3. Интерфейс справочной системы.

10

Практика: выполнение проектов по материалам учебника.
РАЗДЕЛ 3: КОНЦЕПТ-КАРЫ
1ч.
Теория:Понятие об электромобиле. Концепт-кары, их назначение.
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 4: МОТОРЫ ДЛЯ РОБОТОВ 2ч.
Теория:Понятие о сервомоторах и тахометрах. Назначение, основные функции. Состав
сервопривода. Принципы работы тахометра.

Практика: выполнение экспериментов, используя сведения к параграфу.
РАЗДЕЛ 5: КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
2ч.
Теория:Модель. Моделирование: основные этапы моделирования, цели создания моделей.Понятие
о 3D моделировании и прототипировании.

Практика: освоение возможностей программы LEGO Digital Designer
РАЗДЕЛ 6: ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ 1ч.
Теория:Первые российские роботы, краткая характеристика роботов.
Правильный многоугольник, его особенности, признаки, применение. Примеры
правильных многоугольников в природе. Проект «Квадрат»
Практика: «Квадрат» - движение робота по квадрату. Алгоритм, программа, сборка,
испытание.
РАЗДЕЛ 7: ПРОПОРЦИЯ
1ч.
Теория: Использование метода пропорции для определения и задания угла поворота робота.
Практика: выполнение проекта «Пчеловод», проведение эксперимента по заданию из
учебника.
РАЗДЕЛ 8: «ВСЁ ЕСТЬ ЧИСЛО»
1ч.
Теория: Виды циклов для робота. Что такое «итерация» и «условие выхода из цикла».Нумерология,
ее суть и особенности.

Практика: выполнение проекта.
РАЗДЕЛ 9: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ 1ч.
Теория: Вспомогательные алгоритмы. Способы создания вспомогательных алгоритмов.
Примеры программ со вспомогательными алгоритмами.
Практика: выполнение проекта.
РАЗДЕЛ 10: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ» РОБОТА 4ч.
Теория: Способы познания мира человеком: ощущение, восприятие, представление.
Робот – модель человека. Электронные датчики – способы получения информации.
Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка датчиков.
Визуализации звука. Рендеринг.
Практика: составление программы для роботов, анализ и проверка её работоспособности.
Выполнение проектов.
РАЗДЕЛ 11: ВСЁ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО 2ч.
Теория:
Измерение звука, исследования Александра Белла. Единицы измерения звука.
Конкатенация, вывод символов на экране, алфавит, который может воспроизвести
робот. Блок конкатенация.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 12: БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
6ч.
Теория: Безопасности дорожного движения. Назначение датчика цвета и яркости, три режима
датчика, настройка режимов.

Потребительские свойства автомобиля, где они проявляются. Условный выбор,
реализация условного выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель, его

11

особенности. Основные настройки блока Переключатель.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 13: ФОТОМЕТРИЯ
3ч.
Теория:
Яркость света, единицы измерения яркости света. Ориентировочная освещенность
отдельных объектов.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 14: ДАТЧИК КАСАНИЯ
2ч.
Теория:
Датчики касания. Как работает датчик касания. Назначение и способы их
использования.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
поурочное планирование (34 часа)
№ Раздела
Содержание
/урока
РАЗДЕЛ 1 КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Урок 1 1.2.Тема урока: Космонавтика. Роботы в космосе

Урок 2

Урок 3

Урок 4

РАЗДЕЛ 2

Теория: Краткие сведения об основных событиях в области
космонавтики и сведения о странах с пилотируемой
космонавтикой. Самые известные современные роботы в
космосе.
Практика: Выполните задания 2 и 3, используя сведения из
учебника и Интернет-ресурсы.
1.2 Тема: Космические проекты
Теория: Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1, которую
использовали при расчётах траектории вывода на орбиту
первых спутников. Краткие сведения с комментариями по
выполнению проектов «Первый спутник» и «Живой груз».
Практика: Выполнить проекты, используя материалы
учебника и «Общий план работы над робототехнической
задачей».
1.3. Тема: Исследование Луны. Проект «Первый лунный
марафон»
Теория: Краткие сведения о космических исследованиях.
Важнейшие события исследования Луны. Цели исследования,
космические программы разных стран.
Практика: Выполнить проект «Первый лунный марафон» по
материалам учебника.
1.4. Тема: Гравитационный маневр. Проект «Обратная
сторона Луны»
Теория: Что такое гравитационный маневр. Комментарии по
выполнению проекта «Обратная сторона Луны».
Практика: Выполнение проекта «Обратная сторона Луны» в
соответствием с заданием 7.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Количество
часов
4
1

1

1

1

4

12

Урок 5 2.1. Тема: Тест Тьюринга и премия Лёбнера.
Искусственный интеллект.
Теория: Краткие сведения о выдающемся ученом Алане
Тьюринге, его работах в области искусственного интеллекта. В
чем смысл теста Тьюринга. За что присуждают премию
Лёбнера. Что такое искусственный интеллект.
Практика: Выполнение задания 8 с использованием сведений
таблицы 4.
Урок 6 2.2. Тема: Интеллектуальные роботы. Справочные системы
в интернете.
Теория: Интеллектуальные роботы. Поколения
интеллектуальных роботов, какие элементы необходимы для
интеллектуальных роботов. Возможности справочных систем в
интернете.
Практика: Выполнение задания 9 с обоснованием выводов.
Урок 7, 8 2.3. Тема: Исполнительное устройство. Проект «Первые
исследования»
Теория: Краткие сведения об интерфейсе справочной системы
LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Практика: Исследование интерфейса справочной системы и
самостоятельное знакомство информацией о Большом моторе,
Рулевом управлении и Независимом управлении моторами, а
также их настройках и режимах. Краткие сведения о проекте
«Первые исследования».

РАЗДЕЛ 3
Урок 9

РАЗДЕЛ 4
Урок 10

Урок 11

РАЗДЕЛ 5
Урок 12

Практика: Выполнение проекта «Первые исследования» и
заданий 11, 12, 13, 14, 15
КОНЦЕПТ-КАРЫ
3.1. Тема: Что такое концепт-кары. Проект «Шоу должно
продолжаться»
Теория: Что такое концепт-кары и для чего их создают. Что
такое электромобиль. Краткие комментарии к проекту «Шоу
должно продолжаться»
Практика: Ответить на вопросы задания 16. Выполнение
проекта и задания 18 и 19.
МОТОРЫ ДЛЯ РОБОТОВ
4.1. Тема: Сервомотор. Тахометр.
Теория: Краткие сведения о сервомоторах и тахометрах.
Назначение, основные функции. Состав сервопривода.
Принципы работы тахометра.
Практика: Исследование одной из особенностей сервомотора,
выполнение задания 16. Выполнение эксперимента, используя
сведения из заданий к параграфу 19.
4.2. Тема: Проект «Тахометр»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта.
Практика: Выполнение проекта «Тахометр» - создать для
робота приборную панель, отображающую количество
оборотов в минуту по программе в параграфе 19. Выполнить
задания 23-27 к параграфу 19.
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
5.1. Тема: Модели и моделирование
Теория: Что такое модель, в чем смысл моделирования, что
можно моделировать. Основные этапы моделирования и
краткая характеристика этапов. Цели создания моделей.
Практика: Выполнение заданий 28-32 к параграфу 20.

1

1

2

1
1

2
1

1

2
1

13

Урок 13 5.2. Тема: Цифровой дизайнер. Проект «Первая 3D-модель»
Теория: Краткие сведения о 3D моделировании и
прототипировании.
Практика: Освоение возможностей программы LEGO Digital
Designer .Изучение интерфейса и инструментов программы.
Выполнение проекта «Первая 3D модель» в соответствии с
заданиями 33-35.
РАЗДЕЛ 6 ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ
Урок 14 6.1. Тема: Углы правильных многоугольников. Проект
«Квадрат»
Теория: Что такое правильный многоугольник, его
особенности, где применяется и по каким признакам можно
понять, что прямоугольник правильный. Примеры правильных
многоугольников в природе. Комментарии к проекту «Квадрат»
Практика: Выполнение проекта «Квадрат» - движение робота
по квадрату. Алгоритм, программа, сборка, испытание.
РАЗДЕЛ 7 ПРОПОРЦИЯ
Урок 15 7.1. Тема: Метод пропорции. Проект
Теория: Использование метода пропорции для определения и
задания угла поворота робота. Комментарии к заданию
«Вычисление робота по треугольнику» и к выполнению

РАЗДЕЛ 8
Урок 16

РАЗДЕЛ 9
Урок 17

РАЗДЕЛ 10
Урок 18

проекта «Пчеловод»
Практика: Выполнить задания 38-40. Выполнить проект
«Пчеловод» (задание 41). Провести эксперимент по заданию
42.
«ВСЁ ЕСТЬ ЧИСЛО»
8.1. Тема: Итерации. Магия чисел.
Теория: Что такое «итерация» и «условие выхода из цикла».
Виды циклов для робота. Нумерология, ее суть и особенности.
Практика: Выполнить проект «Счастливая восьмерка» по
заданной программе на рис. 37. Выполнить настройки и
проверить работоспособность робота. Провести эксперимент,
составить программы по заданию 47 и 48.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ
9.1. Тема: Вложенные числа. Вспомогательные алгоритмы
Теория: Что такое вспомогательные алгоритмы. Способы
создания вспомогательных алгоритмов. Примеры программ со
вспомогательными алгоритмами.
Практика: Выполнить проект «Правильный тахометр»,
провести исследования и объяснить работу тахометра, сравнить
алгоритмы программы «Тахометр-1» и «Тахометр-2»,
обосновать ответы.
«ОРГАНЫ ЧУВСТВ» РОБОТА
10.1. Чувственное познание. Робот познает мир.
Теория: Как человек познает мир, стадии познания: ощущение,
восприятие, представление. Робот – это модель человека. Робот
с помощью датчиков получает информацию. Что такое
электронный датчик. Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка
датчиков.
Практика: Тренинг. Выполнить задания 54-56.

1

1
1

1
1

1
1

1
1

4
1

14

Урок 19 10.2. Тема: Проекты «На старт, внимание, марш!» и
«Инстинкт самосохранения»
Теория: Комментарии к выполнению проектов.
Практика: Составить программы для роботов по заданию 57,
проанализировать ее, проверить работоспособность. Составить
программу, усовершенствовать ее по заданию 58 и 59.
Урок 20 10.3. Тема: Проекты «Автоответчик» и «Робот-кукушка»
Теория: Суть проектов «Автоответчик» и «Робот-кукушка»,
краткие комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Автоответчик», используя
сведения заданий 60 и 61 и программу на рис. 51. Провести
испытания, усовершенствовать программу по заданию 62..
Выполнить проект «Робот-кукушка», провести исследования
по заданию 63. Проверить работоспособность роботов.
Урок 21 10.4. Тема: Проект «Визуализируем громкость звука»
Теория: Суть визуализации звука. Что такое рендеринг.
Краткие комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект, используя программу на рис. 54,
проверить работоспособность.
РАЗДЕЛ 11 ВСЁ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО
Урок 22 11.1. Тема: Как измерить звук. Проект «Измеритель уровня
шума»

Урок 23

РАЗДЕЛ 12
Урок 24

Урок 25

Урок 26

Теория: Измерение звука, исследования Александра Белла,
единицы измерения «бел» и «децибел». Примеры громкости
звука. Краткие комментарии к проекту.
Практика: Выполнить проект «Измеритель уровня шума» по
заданиям 66 и 67. Проверить работоспособность.
11.2. Тема: Конкатенация
Теория: Что такое конкатенация, вывод символов на экране,
какой алфавит может воспроизвести робот. Блок конкатенация.
Практика: выполнить задания 69-70, провести эксперименты с
блоком конкатенация. Усовершенствовать программу
«Измеритель уровня шума», используя блок конкатенация.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
12.1. Тема: Проблемы ДТП. Датчик цвета и яркости
Теория: Краткие сведения о ДТП и Дне памяти жертв ДТП.
Назначение датчика цвета и яркости, три режима датчика,
настройка режимов.
Практика: Выполнить задания 73-76, подключив датчик цвета
и яркости. Знакомство с особенностями режимов датчика через
справочную систему. Проанализировать программы по
заданию 75 и 76, провести эксперименты.
12.2. Тема: Проект «Дневной автомобиль»
Теория: Комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Дневной автомобиль»,
составить алгоритм и программу, проверить
работоспособность.
12.3. Тема: Потребительские свойства товара. Проект
«Безопасный автомобиль»
Теория: Потребительские свойства автомобиля, где они
проявляются. Что такое условный выбор, реализация условного
выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель,
его особенности и настройка.
Практика: Выполнить проект «Безопасный автомобиль»,
используя программу на рис. 69 в задании 78.

1

1

1

2
1

1

6
1

1

1

15

Урок 27 12.4. Проект «Трёхскоростное авто»
Теория: Краткие сведения о проекте. Уточнение цели и задач.
Практика: Выполнить проект в соответствии с заданием 79.
Урок 28 12.5. Проект «Ночная молния»
Теория: Основные настройки блока Переключатель. Краткие
сведения о проекте. Уточнение цели и задач.
Практика: Выполнить проект в соответствии с заданиями 8085. Проверить работоспособность.
Урок 29 12.6. Проект «Авто на краю»
Теория: Краткие сведения о проекте. Уточнение заданий, цели
и задач.
Практика: Выполнить проект, используя программу «Робот на
крыше» с одним (рис. 72) и двумя датчиками (рис. 73).
РАЗДЕЛ 13 ФОТОМЕТРИЯ
Урок 30 13.1. Измерение яркости света
Теория: Яркость света, единицы измерения яркости света.
Ориентировочная освещенность отдельных объектов.
Практика: Выполнить задание 88 и учебно-исследовательскую
работу по измерению яркости света с помощью датчиков.
Урок 31 13.2. Проект «Режим дня»
Теория: Краткие сведения о проекте «Режим дня», уточнение
цели, задач и результатов.
Практика: Выполнить проект «Режим дня», используя
программу на рис. 74. Проверить работоспособность.
Урок 32 Проект «Измеритель освещённости»
Теория: Краткие сведения о проекте, уточнение цели, задач и
результатов.
Практика: Выполнить проект «Измеритель освещенности»,
проверить работоспособность.
РАЗДЕЛ 14 ДАТЧИК КАСАНИЯ
Урок 33 14.1. Тактильные ощущения. Датчик касания.
Теория: Назначение и способы использования датчиков
касания. Как работает датчик касания. Комментарии по
выполнению проекта «Система автоматического контроля
дверей».
Практика: Выполнить задание 93. Выполнить проект «Система
автоматического контроля дверей». Проверить
работоспособность.
Урок 34 14.2. Проект «Перерыв 15 минут», Проект «Кто не работает
— тот не ест!»
Теория: Комментарии к выполнению проектов. Уточнение цели
и задач, ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект «Перерыв 15 минут» и
исследования по заданиям 97 и 98. Проверить
работоспособность.
Выполнить проект «Кто не работает – тот не ест» по заданиям
99, проверить работоспособность.
ВСЕГО

1

1

1

3
1

1

1

2
1

1

34 часа

7 класс
Цель: формирование технической грамотности и учебно-познавательной компетенции на
базе интеграции робототехники со школьными предметами и за счет выполнения
исследовательских и творческих проектов различной направленности.

16

Ожидаемые результаты
Предметные:
Учащиеся:
 Будут понимать смысл основных терминов робототехники, правильно произносить
и адекватно использовать;
 Поймут принципы работы и назначение основных блоков и смогут объяснять
принципы их использования при конструировании роботов;
 Смогут понять принципы кодирования и декодирования, а также идеи
использования их в робототехнических системах;
 Смогут использовать знания из области физических основ робототехники для
построения робототехнических систем;
 Смогут осуществлять самостоятельную разработку алгоритмов и программ с
использованием конструкций ветвления, циклов, а также использовать
вспомогательные алгоритмы;
 Смогут самостоятельно и/или с помощью педагога производить отладку роботов в
соответствии с требованиями проекта;
 Приобретут навыки самостоятельного выполнения проектов в соответствии с
заданиями в учебнике и/или устно сформулированного задания педагога.
 Расширят представление о возможностях использования датчиков ультразвука, и
блока переменная, смогут использовать знания при выполнении проектов;
 Смогут выполнять настройки блоков Звук и Переменная, а также датчика
Ультразвук.
Метапредметные
Учащиеся:
 Смогут применять знания из математики, физики и бионики для решения задач или
реализации проектов;
 Получить навыки работы с разными источниками информации, как в печатном
(бумажном), так и в электронном виде;
 Усовершенствовать творческие навыки и эффективные приемы для решения
сложных технических задач;
 Усовершенствовать навыки и приемы нестандартных подходов к решению задач
или выполнению проектов;
 Усовершенствовать универсальные навыки и приемы к конструированию роботов
и отладке робототехнических систем;
 Расширить представление о методах оптимизации в робототехнике на примерах
выполнения проектов с задачей поиска лучшего конструктивного решения;
 Смогут использовать свои знания для самостоятельного проведения исследований
и усовершенствования робототехнических систем и проектов;
 Усовершенствовать умения работать индивидуально и в группе, планировать свою
деятельность в процессе разработки, отладки и исследования робототехнических
систем.
Личностные
Учащиеся смогут:
 Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях.
 Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в
командной работе;
 Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки
в коллективе;
 Использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом,
отладки и публичном представлении созданных роботов;
 Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за
вверенные ценности;
 Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и
оборудованию в процессе работы.

17

Учебно-тематическое планирование.
Общее число часов: 34ч.
РАЗДЕЛ 1: СИСТЕМЫ ПЕРЕВОДА

2ч.

Теория: Языки мира. Краткие сведения о разговорных языках.
Язык общения в компьютерных сетях. Компьютерные переводчики, назначение,
возможности. Виды переводчиков.
Краткие сведения о техническом переводе.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 2: КОДИРОВАНИЕ
4ч.
Теория :Понятия: «код» и «кодирование». Декодирование. Азбука Морзе. Принципы кодирования в
азбуке Морзе.Система графов в кодировании. Выполнение кодирования с помощью системы
графов.

Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 3: МИР В ЦВЕТЕ
1ч.
Теория: Цвет. Значение цвета в жизни человека.
Режимы работы датчиков: яркость и яркость отраженного цвета. Определение цвета
роботом. Единицы измерения яркости. Принципы работы светодиода.
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 4: МИР ЗВУКА 1ч.
Теория: Звук. Распространение звуковых волн в воздухе. Как человек слышит звук.
Принцип работы громкоговорителя. Назначение диффузора. Частота колебания –
характеристика звука. Единицы измерения частоты колебаний звука. Виды звуков в
зависимости от частоты.
Блок «Звук», его особенности и настройка.
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 5: РОБОТЫ В ЛЕСОПОЛОСЕ
1ч.
Теория: Защитные
лесные насаждения. Виды конструкций лесополосы.
защитной лесополосы. Работа роботов по защите леса.

Назначение

Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 6: ЧИСЛО «ПИ»
3ч.
Теория: Окружность, радиус, диаметр. Способы вычислений.
Число «Пи», исторические сведения, вычислении числа «Пи».
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 7: ИЗМЕРЯЕМ РАССТОЯНИЕ

2ч.

Теория: Понятие о курвиметре и одометре, назначение, возможности. Виды одометров: цифровой и
аналоговый. Отличия разных видов одометров. Математическая модель одометра. Построение
математической модели.

Построение модели курвиметра. Сведения о сервомоторе и зубчатом колесе.

Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 8: ВРЕМЯ
1ч.
Теория: Время. Исторические сведения об измерении времени. Единицы измерения времени.
Особенности блока Таймер для измерения времени. Программа Таймер.
Практика: выполнение проекта «Секундомеры», проведение эксперимента по заданию из
учебника.
РАЗДЕЛ 9: СИСТЕМА СПОРТИВНОГО ХРОНОМЕТРАЖА
2ч.
Теория: Таймер. Принципы работы и единицы измерения в таймере.
Практика: самостоятельное конструирование блоков для выделения минут, секунд,
миллисекунд; проведение испытаний.

18

РАЗДЕЛ 10: СКОРОСТЬ
2ч.
Теория: Скорость. Единицы измерения скорости.
Виды движения. Равномерное и неравномерное движение. Особенности.
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 11: ГДЕ ЧЕРПАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ
5ч.
Теория: Бионика. Предмет изучения. Применение знаний бионики. Характеристика частейбионики.
Использование знаний из биологии в технических системах.

Датчик ультразвука. Принцип работы датчик ультразвука.
Принципы работы дальномера.
Практика: выполнение исследовательских проектов; создание прототипа охранной
системы по заданиям учебника.

РАЗДЕЛ 12: ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО
2ч.
Теория: История появления электромузыкальных инструментов. Терменвокс. Принципыработы
электромузыкальных инструментов.

«Изобретатель» – кто это? Характеристика направления «умный дом».
Практика: выполнение проекта «Умный дом», по программе «Уходя, гасите свет!»,
анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 13: СИСТЕМА ПОДСЧЁТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ
3ч.
Теория: Система подсчета посетителей, для чего она используется. Назначение и особенности

блока Переменная. Типы переменных. Характеристика разных типов. Настройки блока Переменная.

Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 14: ПАРКОВКА В ГОРОДЕ
5ч.
Теория: Понятие о плотности автомобильного парка. Анализ данных по плотности автомобильного
парка в России. Проблемы парковок в больших городах. Описание моделей парковок.

Понятие об оптимизации на примере проекта «Парковка». Рекомендации по
оптимизации программы «Парковка».
Виды ошибок, возникающих при испытаниях роботов.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность; дополнение
списка ошибок и проблем, возникающих в процессе испытаний роботов.
Учебно-тематическое планирование (34 часа)

№ Раздела
Содержание
/урока
РАЗДЕЛ 1 СИСТЕМЫ ПЕРЕВОДА
Урок 1 1.3.Тема урока: Язык «человек — компьютер»
Теория: Краткие сведения о разговорных языках. Язык
общения в компьютерных сетях. Компьютерные переводчики,
назначение, возможности. Виды переводчиков.
Практика: Практическая работа «Компьютерные
переводчики», задание 1.
Урок 2 1.2 Тема: Технический перевод
Теория: Краткие сведения о техническом переводе.
Практика: Выполнить практическую работу «Технический
перевод» и задания 2-4. Проверить работоспособность
РАЗДЕЛ 2 КОДИРОВАНИЕ
Урок 3 2.1. Тема: Азбука Морзе
Теория: Краткие сведения об азбуке Морзе. Принципы
кодирования в азбуке Морзе.
Практика: Выполнить проект «Телеграф», задания 7 и 8.

Количество
часов
2
1

1

4
1

19

Урок 4, 5 2.2. Тема: Практическая работа «Кодируем и декодируем»
Теория: Система графов в кодировании. Что такое «код» и
«кодирование». Как выполнить кодирование с помощью
системы графов. Декодирование.
Практика: Выполнить практическую работу «Кодируем и
декодируем» и задания 9-16. Проверить работоспособность.
Урок 6 2.3. Тема: Практическая работа «Борьба с ошибками при
передаче»
Теория: Краткие сведения о выполнении работы.
Практика: Выполнить практическую работу «Борьба с
ошибками» и задание 17. Проверить работоспособность.
РАЗДЕЛ 3 МИР В ЦВЕТЕ
Урок 7 3.1. Тема: Цвет для робота. Выполнение проектов.
Теория: Значение цвета в жизни человека. Краткие
комментарии по выполнению проекта «Робот определяет

РАЗДЕЛ 4
Урок 8

РАЗДЕЛ 5
Урок 9

РАЗДЕЛ 6
Урок 10

Урок 11

цвета» и «Меняем освещенность». Режимы работы датчиков:
яркость и яркость отраженного цвета. С помощью какого
элемента робот определяет цвет. Единицы измерения яркости.
Принципы работы светодиода.
Практика: Выполнить проект «Робот определяет цвета» по
заданиям 18-20, программа на рис. 15. Выполнить проект
«Меняем освещенность» по заданиям 21 и 22, программа на
рис. 16. Проверить работоспособность.
МИР ЗВУКА
4.1. Тема: Частота звука.
Теория: Краткие сведения о звуковых волнах в воздухе. Как
человек слышит звук. Принцип работы громкоговорителя.
Назначение диффузора. Частота колебания – характеристика
звука. Единицы измерения частоты колебаний звука. Виды
звуков в зависимости от частоты. Блок «Звук», его особенности
и настройка.
Практика: Выполнить проект «Симфония звука» по заданиям
23-29. Провести исследования. Проверить работоспособность.
РОБОТЫ В ЛЕСОПОЛОСЕ
5.1. Тема: Защитные лесонасаждения
Теория: Защитные лесные насаждения. Виды конструкций
лесополосы. Краткие сведения о назначении защитной
лесополосы. Комментарии к проектам.
Практика: Выполнить проект «Лесовосстановительная рубка»
по заданиям 30, 31 и «Ажурные насаждения» по заданию 31.
Проверить работоспособность.
ЧИСЛО «ПИ»
6.1. Тема: Диаметр и длина окружности
Теория: Краткие сведения об окружности, радиусе и диаметре.
Способы вычислений.
Практика: Выполнить практическую работу «Не верь глазам
своим» по заданию 23.
6.2. Тема: Эксперимент «Ищем взаимосвязь величин»
Теория: Краткие сведения о проведении эксперимента и
выполнении заданий.
Практика: Провести эксперимент в соответствии с заданиями
34-38

2

1

1
1

1
1

1
1

3
1

1

20

Урок 12 6.3. Тема: Немного истории о числе «Пи»
Теория: Исторические сведения о числе «Пи», вычислении
числа «Пи». Комментарии к выполнению проекта «Роботкалькулятор»
Практика: Выполнить проект «Робот-калькулятор» по
заданиям 39-46. Проверить работоспособность.
РАЗДЕЛ 7 ИЗМЕРЯЕМ РАССТОЯНИЕ
Урок 13 7.1. Тема: Курвиметр и одометр. Математическая модель
одометра.
Теория: Сведения о курвиметре и одометре, назначение,
возможности. Виды одометров: цифровой и аналоговый.
Отличия разных видов одометров. Что такое математическая
модель. Построение математической модели одометра.
Практика: Выполнить проект «Одометр» по заданиям 47-52.

Урок 14

РАЗДЕЛ 8
Урок 15

РАЗДЕЛ 9
Урок 16

Урок 17

РАЗДЕЛ 10
Урок 18

Программирование робота-одометра по алгоритму на рис. 33,
Проверить работоспособность.
7.2. Тема: Модель курвиметра
Теория: Как построить модель курвиметра. Сведения о
сервомоторе и зубчатом колесе. Краткие сведения о
выполнении заданий.
Практика: Усовершенствовать программу одометра,
выполнив задания 53 и 55.Создать модель курвиметра,
используя различные аппаратные и программные возможности
ВРЕМЯ
8.1. Тема: Секунда. Таймер. Проект «Секундомеры»
Теория: Исторические сведения об измерении времени.
Единицы измерения времени. Особенности блока Таймер для
измерения времени. Программа Таймер.
Практика: Выполнить проект «Секундомеры» по заданиям 6069. Провести исследования и проверить работоспособность.
СИСТЕМА СПОРТИВНОГО ХРОНОМЕТРАЖА
9.1. Тема: Проект «Стартовая калитка»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта. Настройка
блоков. Уточнение цели и задач.
Практика: Выполнить проект по заданиям 70-71, проверить
работоспособность.
9.2. Тема: Минуты, секунды, миллисекунды
Теория: Принципы работы таймера и единицы измерения в
таймере. Проект «Самый простой хронограф».
Практика: Самостоятельно сконструировать блоки для
выделения минут, секунд, миллисекунд (задания 75-78),
провести испытания. Использовать сведения из заданий 72-74.
Выполнить проект «Самый простой хронограф» .Проверить
работоспособность.
СКОРОСТЬ
10.1. Тема: Проект «Измеряем скорость»
Теория: Краткие сведения об измерении скорости. Единицы
измерения скорости. Комментарии к проекту «Измеряем
скорость»
Практика: Выполнить проект «Измеряем скорость» по
заданиям 80-83. Проверить работоспособность.

1

2
1

1

1
1

2
1

1

2
1

21

Урок 19 10.2. Тема: Скорость равномерного и неравномерного
движения.
Теория: Краткие сведения о скорости. Виды движения.
Равномерное и неравномерное движение. Особенности.
Комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Спидометр» по заданиям 84-88.
Провести исследования по заданию 89. Проверить
работоспособность.
РАЗДЕЛ 11 ГДЕ ЧЕРПАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ
Урок 20 11.1. Тема: Бионика. Датчик ультразвука.
Теория: Что изучает бионика. Применение знаний бионики.
Характеристика частей бионики. Как в технических системах
используются знания из биологии. Датчик ультразвука. Как
работает датчик ультразвука.

Урок 21

Урок 22

Урок 23

Урок 24

РАЗДЕЛ 12
Урок 25

Урок 26

РАЗДЕЛ 13

Практика: Выполнить задания 90-95 по исследованию работы
датчика ультразвука..
11.2. Тема: Проект «Дальномер»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Принципы
работы дальномера. Уточнение цели и задач проекта.
Практика: Выполнить проект «Дальномер» по заданиям 96-99,
провести испытания, проверить работоспособность
дальномера.
11.3. Тема: Проект «Робот-прилипала»
Теория: Комментарии по выполнению проекта. Уточнение идеи
проекта, цели и задач.
Практика: Выполнить проект по созданию робота-прилипалы
по заданиям 100-101.
11.4. Тема: Проект «Соблюдение дистанции»
Теория: Комментарии по выполнению проекта. Уточнение идеи
проекта, цели и задач.
Практика: Выполнить проект «Соблюдение дистанции»,
проверить работоспособность по заданию 102.
11.4. Тема: Проект «Охранная система»
Теория: Комментарии по выполнению проекта. Уточнение идеи
проекта, цели и задач.
Практика: Создать прототип охранной системы по заданиям
103-105.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО
12.1. Тема: Терменвокс.
Теория: История появления электромузыкальных
инструментов. Что такое терменвокс. Принципы работы
электромузыкальных инструментов.
Практика: Выполнить проект, создав терменвокс для 1-й и 2-х
рук по заданиям 106-108.
12.1. Тема: Проект «Умный дом»
Теория: Кто такой изобретатель. Характеристика направления
«умный дом». Комментарии и рекомендации по выполнению
проекта «Умный дом». Уточнение идеи проекта, цели и задач.
Практика: Выполнить проект «Умный дом», по программе
«Уходя, гасите свет!» по заданиям 110-112.
СИСТЕМА ПОДСЧЁТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

1

5
1

1

1

1

1

2
1

1

3

22

Урок 27 13.1. Тема: Подсчёт посетителей. Блок переменная.
Теория: Система подсчета посетителей, для чего она
используется. Назначение и особенности блока Переменная.
Типы переменных. Характеристика разных типов. Настройки
блока Переменная. Комментарии к проекту «Считаем
посетителей», идея, цель и задачи.
Практика: Выполнить проект «Считаем посетителей» по
заданиям 113-115. Провести испытания, проверить
работоспособность.
Урок 28 13.2. Тема: Проект «Счастливый покупатель»
Теория: Комментарии по выполнению проекта. Уточнение идеи
проекта, цели и задач. Рекомендации по выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Счастливый покупатель» на
основе системы подсчета покупателей по заданиям 116, 117,
Урок 29

РАЗДЕЛ 14
Урок 30

Урок 31, 32

Урок 33

Урок 34

используя датчик ультразвука. Проверить работоспособность.
13.3. Тема: Проект «Проход через турникет»
Теория: Комментарии по выполнению проекта. Уточнение идеи
проекта, цели и задач. Рекомендации по выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Проход через турникет» на
основе системы подсчета покупателей по заданиям 118-128,
используя датчик касания. Проверить работоспособность,
провести испытания.
ПАРКОВКА В ГОРОДЕ
14.1. Тема: Плотность автомобильного парка. Проблема
парковки в мегаполисе.
Теория: Что такое плотность автомобильного парка. Анализ
данных по плотности автомобильного парка в России.
Проблемы парковок в больших городах. Описание моделей
парковок.
Практика: Выполнить задание 129.
14.2. Тема: Проект «Парковка»
Теория: Комментарии и рекомендации к выполнению проекта.
Описание идеи, цели и задач проекта.
Практика: Выполнить проект «Парковка» по схеме на рис. 94
и 95. Выполнить задания 130-133.
14.3. Тема: Оптимизация. Опыт. Итоги.
Теория: Что такое оптимизация на примере проекта
«Парковка». Рекомендации по оптимизации программы
«Парковка».
Практика: Выполнить оптимизацию к проекту «Парковка» по
описанию в параграфе 53 и схеме на рис. 98 и 99. Выполнить
задания 134 и 135. Проверить работоспособность.
Тема: Опыт. Итоговое занятие.
Теория: Какие ошибки возникают при испытаниях роботов.
Практика: Дополнить список ошибок и проблем,
возникающих в процессе испытаний роботов.
ВСЕГО

1

1

1

5
1

2

1

1

34 часа

8 класс
Цель: формирование технической и учебно-познавательной компетенции на базе
интеграции робототехники со школьными предметами и за счет выполнения
исследовательских и творческих проектов различной направленности.

23

Ожидаемые результаты
Предметные:
Учащиеся:
 Смогут понимать смысл основных терминов робототехники, включить их в
активный словарь и адекватно использовать;
 Поймут принципы работы и назначение основных блоков, смогут объяснять
принципы их использования при конструировании роботов и выбирать
оптимальный вариант их использования;
 Будут понимать отличия программы от программного продукта, смогут правильно
использовать терминологию по основам программирования;
 Смогут самостоятельно производить выполнять проекты, осуществлять отладку
роботов в соответствии с требованиями проекта, оформлять отчеты;
 Приобретут навыки самостоятельного выполнения проектов в соответствии с
заданиями, смогут выбирать наиболее рациональные методы и способы для
конструирования роботов;
 Понять и применить на практике принципы инверсии цвета для создания роботов;
 Поймут основные законы и принципы теории автоматического управления и
регулирования, а также методы использования в робототехнических системах;
 Смогут самостоятельно выполнять настройки блока Математика.
Метапредметные
Учащиеся:
 Смогут самостоятельно планировать свою деятельность при выполнении
исследовательских проектов по робототехнике;
 Освоят основные методы и приемы работы с разными источниками информации,
как в печатном (бумажном), так и в электронном виде;
 Усовершенствовать творческие навыки и эффективные приемы для решения
сложных технических задач;
 Усовершенствовать навыки и приемы нестандартных подходов к решению задач
или выполнению проектов;
 Поймут смысл основных технологий построения робототехнических систем и
овладеют методами и приемами использования знаний для проектирования
роботов;
 Смогут усовершенствовать и расширить спектр универсальных навыков и приемов
по конструированию роботов и отладке робототехнических систем;
 Расширят представление о методах оптимизации в робототехнике на примерах
выполнения проектов с задачей поиска лучшего конструктивного решения;
 Смогут самостоятельно производить усовершенствование робототехнических
систем при выполнении проектов;
 Усовершенствовать умения работать индивидуально и в группе, планировать свою
деятельность в процессе разработки, отладки и исследования робототехнических
систем.
Личностные
Учащиеся смогут:
 Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях.
 Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в
командной работе;
 Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки
в коллективе;
 Использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом,
отладки и публичном представлении созданных роботов;
 Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за
вверенные ценности;
 Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и
оборудованию в процессе работы;

24



Смогут самостоятельно и целенаправленно выстраивать индивидуальный маршрут
для самосовершенствования.
Учебно-тематическое планирование
Общее число часов: 34ч.

РАЗДЕЛ 1: СЛОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

1ч.

Теория: Общие рекомендации и правила работы над сложным проектом.
Практика: выполнение проекта «Система газ – тормоз» в соответствии с
рекомендациями, проведение исследований с целью улучшения проекта, корректировка и
проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 2: ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ...
2ч.
Теория: Суть понятия «проект», смысл проекта и проектирования. Описание этаповвыполнения
проекта – от идеи до перспектив развития проекта.

Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность. Оформление
проекта.
РАЗДЕЛ 3: ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ
2ч.
Теория: Программа
и
программный продукт.
Отличия
программногопродукта.

программы

от

Переменная «счетчик», ее особенности.
Блок «Сравнение», особенности блока и настройки.

Практика: выполнение практической работы.
РАЗДЕЛ 4: МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
1ч.
Теория: Механическая передача. Мгновенная скорость. Как ее найти.
Практика: выполнение
работоспособность.

исследовательского

проекта,

анализ

и

проверка

на

РАЗДЕЛ 5: ИМПРОВИЗАЦИЯ
3ч.
Теория: Суть понятия «импровизация».
Программный блок «Случайное значение». Назначение и функции блока. Настройки
блока.
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 6: ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СЕТИ
1ч.
Теория: Персональные сети. Особенности персональных сетей. Назначение и возможности.
Персональная сеть. Cybiko.

Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 7: РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1ч.

Теория: Основные понятия о системах управления. Виды систем управления. Замкнутая и
разомкнутая. Характеристика групп систем управления.

Практика: выполнение практической работы. Проверка работоспособности системы и
усовершенствование проекта.
РАЗДЕЛ 8: ПРОМЫШЛЕННЫЕ РОБОТЫ
4ч.
Теория:
Промышленные роботы. Краткая характеристика промышленных роботов.
Комментарии к проекту. Принцип отслеживания границы чёрной полосы и белого поля.
Датчик цвета в режиме Яркость отражённого света.

25

Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 9: АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
2ч.
Теория: Знакомство
с
понятиями:
«транспорт», «автоматический

транспорт»
и «персональный автоматический транспорт». Назначение персональных автоматическихсистем.

Инверсия и инверсия цветов. Связь между мощностью мотора и яркостью
отражённого света.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.

РАЗДЕЛ 10: АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
3ч.
Теория: Основные сведения о теории автоматического управления. Знакомство с основными
понятиями. Использование идей автоматического управления.

Практика: выполнение исследовательского проекта, проверка на работоспособность и
отладка.
РАЗДЕЛ 11: ЗАКОНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
6ч.
Теория: Основные сведения о пропорциональном и интегральном законах. Математическая
модель, описывающая зависимость. Смысл основных понятий.

Суть дифференциального закона регулирования. Математическая модель
дифференциального регулятора.
Особенности разных видов линейных регуляторов: пропорциональный,
интегральный и дифференциальный.
Нелинейные регуляторы. Особенности и отличия. Назначение нелинейных
регуляторов. Кубические регуляторы.
Назначение и особенности пропорционально-интегрального регулятора. Настройка
ПИД-регулятора.
Практика:
выполнение
исследовательских
проектов,
отладка,
проверка
работоспособности, оформление.
РАЗДЕЛ 12: ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР
8ч.
Теория: Инженер – профессия творческая. Смысл профессии инженера, особенности. Смысл
понятий «данные», «информация» и «знания», отличия и особенности.Подведение итогов.
Презентация лучших проектов.

Практика:
выполнение
исследовательских
работоспособности, оформление.

проектов,

отладка,

проверка

Поурочное планирование (34 часа)
№ Раздела
Содержание
/урока
РАЗДЕЛ 1 СЛОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ
Урок 1 1.4.Тема урока: Как работать над проектом. Проект
«Система газ — тормоз»
Теория: Краткие сведения о проекте, общие рекомендации и
правила работы над проектом. Комментарии к проекту «Система
газ – тормоз».
Практика: Выполнить проект «Система газ – тормоз» в
соответствии с рекомендациями. Составить программу (задание
1), провести исследование с целью улучшения проекта (задание
2), скорректировать программу в соответствии с заданием 3 и 4.
Проверить работоспособность и отладить.
РАЗДЕЛ 2 ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ...

Количест
во часов
1
1

2

26

Урок 2 2.1. Тема: Реализуем и оформляем проект. Проект «Робот на
КПП»
Теория: Что такое проект, смысл проекта и проектирования.
Описание этапов выполнения проекта – от идеи до перспектив
развития проекта. Комментарии к проекту «Робот на КПП».
Практика: Выполнить проект «Робот на КПП» в соответствии с
заданием 5 и рис. 5 и 6. Оформить проект (задание 6).
Урок 3 2.2. Тема: Проекты «Робот-уборщик» и «Цветовая система
управления»
Теория: Роботы-уборщики, способы ориентации роботовуборщиков. Комментарии к проектам «Робот-уборщик» и
«Цветовая система управления», требования к проектам.
Практика: Выполнить проекты: «Робот-уборщик» по заданиям
7-9 и проект «Цветовая система управления» по заданиям 10, 11,
оформить проекты в соответствии с требованиями. Проверить
работоспособность, отладить.
РАЗДЕЛ 3 ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ
Урок 4 3.1. Тема: Требования к программам. Практические работы
«Свойства математических действий» и «Вспомогательная
переменная»
Теория: Программа и программный продукт. Отличия
программы от программного продукта. Комментарии к
выполнению практической работы. Что такое переменная
«счетчик», ее особенности.
Практика: Выполнить практическую работу «Свойства

Урок 5

РАЗДЕЛ 4
Урок 6

РАЗДЕЛ 5
Урок 7

математических действий» (задание 12, рис. 14) и
«Вспомогательная переменная» (задание 13, рис. 15).
3.2. Тема: Практическая работа «Сравни — и узнаешь
истину» и проект «Управление электромобилем»
Теория: Блок «Сравнение», особенности блока и настройки.
Комментарии к выполнению практической работы «Сравни – и
узнаешь». Комментарии к выполнению проекта «Управление
автомобилем». Требования к проекту.
Практика: Выполнить практическую работу «Сравни – и
узнаешь» (задание 14). Выполнить проект «Управление
автомобилем» по заданиям 15 и 16. Провести исследование по
заданию 17и усовершенствовать программу по заданиям 18,19.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
4.1. Тема: Практическая работа «Спидометр для робота с
коробкой переключения передач» и проект «Мгновенная
скорость»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы.
Формула в блоке «Математика». Мгновенная скорость. Как ее
найти. Комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить практическую работу «Спидометр для
робота с коробкой переключения передач» (задание 24).
Выполнить проект «Мгновенная скорость» по заданиям 25 и 26.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
5.1. Тема: Импровизация и робот. Исследование «Случайное
число»
Теория: Что такое «импровизация». Программный блок
«Случайное значение». Назначение и функции блока. Настройки
блока. Комментарии к исследованию «Случайное число».
Практика: Выполнить исследование «Случайное число» по
заданиям 27 и 29. Выполнить задания 28, 30 и 31.

1

1

2
1

1

1
1

3
1

27

Урок 8 5.2. Тема: Проекты «Игра в кости» и «Конкурс танцев»
Теория: Комментарии к проектам. Требования к выполнению
проектов.
Практика: Анализ программы (рис. 30) «Игра в кости для
одного игрока» (задание 32). Разработать программу «Игра в
кости для двух человек» (задание 33) и программу для
определения победителя (задание 34). Выполнить проект
"Конкурс танцев» по заданиям 35 и 36. Проверить
работоспособность.
Урок 9 5.3. Тема: Проект «Робот, говорящий выпавшее число»
Теория: Комментарии к проекту. Требования к выполнению
проекта.
Практика: Выполнить проект по заданиям 37-39. Проверить
работоспособность. Отладить программу.
РАЗДЕЛ 6 ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СЕТИ
Урок 10 6.1. Тема: Первая персональная сеть Cybiko. Практическая
работа «РАN или пропал». Проект «Экипаж лунохода»
Теория: Что такое персональная сеть. Cybiko. Особенности
персональных сетей. Назначение и возможности. Комментарии к
выполнению проекта «Экипаж лунохода».
Практика: Выполнить задание 40. Выполнить проект по

РАЗДЕЛ 7
Урок 11

РАЗДЕЛ 8
Урок 12

Урок 13

заданиям 41-45. Проверить работоспособность. Отладить
программу.
РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
7.1. Тема: Системы управления. Проект «Геймпад»
Теория: Основные понятия о системах управления. Виды систем
управления. Замкнутая и разомкнутая. Характеристика групп
систем управления. Комментарии к выполнению практической
работы и проекта «Геймпад»..
Практика: Выполнить практическую работу «Замкнутая и
разомкнутая системы управления» (задания 46 и 47). Выполнить
проект» Геймпад» по заданиям 48-54. Проверить
работоспособность системы и усовершенствовать проект.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ РОБОТЫ
8.1. Тема: Роботы в промышленности. Проект «Движемся
зигзагом»
Теория: Промышленные роботы. Краткая характеристика
промышленных роботов. Комментарии к проекту. Принцип
отслеживания границы чёрной полосы и белого поля. Датчик
цвета в режиме Яркость отражённого света.
Практика: Выполнить задание 55 – создать прототип
промышленного робота. Выполнить проект «Движемся
зигзагом» по заданиям 56-59. Проверить работоспособность,
отладить.
8.2. Тема: Проекты «Плавное движение по линии» и
«Движемся прямо»
Теория: Комментарии к проектам «Плавное движение по линии»
и «Движемся прямо». Рекомендации к проведению
исследований.
Практика: Выполнить проект «Плавное движение по линии» по
заданиям 60 и 61. Проверить работоспособность и отладить.
Провести исследования. Выполнить проект «Движемся прямо»
по заданиям 62-65. Проверить работоспособность и отладить.
Провести исследования.

1

1

1
1

1
1

4
1

1

28

Урок 14 8.3. Тема: Проекты «Используем два датчика цвета» и
«Гараж будущего»
Теория: Комментарии по работе с проектами. Уточнение идеи,
целей и задач. Настройки блока «Математика».
Практика: Выполнить проект «Используем два датчика цвета»,
использовать программы на рис.57 и 58. Выполнить проект
«Гараж будущего» самостоятельно. Проверить
работоспособность и отладить.
Урок 15 8.4. Тема: Проекты «Используем четыре датчика» и
«Складской робот»
Теория: Комментарии к проектам. Уточнение идеи проекта,
целей и задач.
Практика: Выполнить проект «Используем четыре датчика
цвета». Проверить работоспособность и отладить. Выполнить
проект «Складской робот» по заданию 70. Проверить
работоспособность и отладить.
РАЗДЕЛ 9 АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
Урок 16 9.1. Тема: Персональный автоматический транспорт. Проект

Урок 17

РАЗДЕЛ 10
Урок 18

Урок 19

Урок 20

«Кольцевой маршрут»
Теория: Знакомство с понятиями: «транспорт», «автоматический
транспорт» и «персональный автоматический транспорт».
Назначение персональных автоматических систем. Комментарии
к проекту «Кольцевой маршрут».
Практика: Выполнить проект «Кольцевой маршрут» по
заданиям 72-74, используя рис. 62 и 63.
9.2. Тема: Проект «Инверсия»
Теория: Что такое инверсия и инверсия цветов. Как связаны
мощность мотора и яркость отражённого света. Комментарии к
проекту. Уточнение целей и задач.
Практика: Выполнить проект, используя фрагмент программы
на рис. 64.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
10.1. Тема: Теория автоматического управления. Проект
«Держи планку»
Теория: Основные сведения о теории автоматического
управления. Знакомство с основными понятиями. Где
используются идеи автоматического управления. Комментарии к
проекту «Держи планку». Уточнение идеи целей, задач,
результатов проекта.
Практика: Выполнить задание 77. Выполнить проект «Держи
планку» по рис. 65 и 66 и заданиям 78-80. Проверить
работоспособность, отладить.
10.2. Тема: Проект «Робот, будь принципиальным!» и
«Поехали на регуляторе»
Теория: Комментарии к проектам «Робот, будь
принципиальным» и «Поехали на регуляторе». Уточнение идей
проектов, целей, задач и ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект «Робот, будь принципиальным»
по заданиям 81 и 82 и проект «Поехали на регуляторе» по
заданию 83. Проверить работоспособность, отладить.
10.3. Тема: Проект «Секретная служба»
Теория: Комментарии к проекту «Секретная служба». Уточнение
идеи проекта, цели и задач, ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект по заданиям 84, 85 и рис. 72 и 74.
Проверить работоспособность, отладить.

1

1

2
1

1

3
1

1

1

29

РАЗДЕЛ 11 ЗАКОНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Урок 21 11.1. Тема: Пропорциональный закон. Интегральный закон.
Исследование работы интегрального регулятора.
Теория: Основные сведения о пропорциональном и
интегральном законах. Математическая модель, описывающая
зависимость. Смысл основных понятий. Комментарии к
проведению исследования работы интегрального регулятора.
Практика: Выполнить исследования по заданиям 86-88.
Выполнить задание 89.
Урок 22 11.2. Тема: Дифференциальный закон. Исследование работы
дифференциального регулятора
Теория: Суть дифференциального закона регулирования.
Математическая модель дифференциального регулятора.
Комментарии к проведению исследования работы
дифференциального регулятора.

Урок 23

Урок 24

Урок 25

Урок 26

РАЗДЕЛ 12

Практика: Выполнить исследование по заданию 90 и программе
на рис. 77.
11.3. Тема: Линейные регуляторы. Практическая работа
«Композиции линейных регуляторов»
Теория: Особенности разных видов линейных регуляторов:
пропорциональный, интегральный и дифференциальный.
Комментарии по созданию композиций из разных видов
регуляторов. Комментарии к выполнению практической работы.
Практика: Выполнить практическую работу «Композиции
линейных регуляторов» по заданиям 91-93. Проверить
работоспособность регуляторов.
11.4. Тема: Нелинейные регуляторы. Исследование работы
кубического регулятора. Проект «Идеи новых регуляторов»
Теория: Нелинейные регуляторы. Особенности и отличия.
Назначение нелинейных регуляторов. Кубические регуляторы.
Комментарии к проекту «Идеи новых регуляторов».
Практика: Выполнить исследование работы кубического
регулятора. Выполнить проект «Идеи новых регуляторов» по
заданию 95. Проверить работоспособность, отладить.
11.5. Тема: Пропорционально-интегральнодифференциальный регулятор. Проект «Соблюдай
дистанцию»
Теория: Назначение и особенности пропорциональноинтегрального регулятора. Настройка ПИД. Комментарии к
выполнению проекта. Уточнение идеи, цели и задач, ожидаемых
результатов.
Практика: Выполнить проект 96 и выполните задания в
соответствии с планом экспериментальной и расчетной частей.
Проверить работу ПИД.
11.6. Тема: Проект «Вдоль чёрной линии»
Теория: Комментарии к проекту «Вдоль черной линии».
Уточнение идеи, цели и задач проекта, ожидаемых результатов.
Комментарии к проведению экспериментов.
Практика: Выполнить проект «Вдоль черной линии» по
заданиям 97-99 и провести исследование и заполнить таблицу по
заданию 100.
ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР

6
1

1

1

1

1

1

8

30

Урок 27 12.1. Тема: Данные, информация, знания. Инженерная
специальность. Проект «Сушилка для рук».
Теория: Смысл понятий «данные», «информация» и «знания»,
отличия и особенности. В чем смысл профессии инженера,
особенности. Комментарии к выполнению проекта, уточнение
цели, задач и результатов.
Практика: Выполнить проект «Сушилка для рук», проверить
работоспособность и оформить отчет.
Урок 28 12.2. Тема: Проекты «Светофор». Практические работы
«Секундомер для учителя физкультуры» и «Стартовая
система».
Теория: Комментарии к выполнению проектов и оформлению
отчетов. Уточнение целей и задач и ожидаемых результатов.
Комментарии к выполнению практических работ.
Практика: Выполнить проекты «Светофор», проверить

1

1

работоспособность, отладить. Оформить отчет. Выполнить
практические работы «Секундомер для учителя физкультуры» и
«Стартовая система». Проверить работоспособность, отладить.
Урок 29 12.3. Тема: Проекты «Приборная панель». Исследование
работы лифта. Практическая работа «Стиральная машина»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Приборная
панель», оформлению отчета и проведения исследования.
Комментарии к выполнению исследования работы лифта и
практической работы «Стиральная машина».
Практика: Выполнить проект, проверить работоспособность,
отладить. Создать план исследования работы лифта, провести
исследование. Выполнить практическую работу «Стиральная
машина». Проверить работоспособность, отладить.
Урок 30 12.4. Тема: Практическая работа «Регулятор температуры».
Проект «Послушный домашний помощник».
Теория: Комментарии к выполнению практической работы
«Регулятор температуры». Уточнение смысла, цели и задач
проекта, ожидаемые результаты. Комментарии к выполнению
проекта «Послушный домашний помощник». Уточнение смысла,
целей и задач.
Практика: Выполнить практическую работу, создать регулятор
температуры. Выполнить проект «Послушный помощник».
Проверить работоспособность, отладить.
Урок 31 12.5. Тема: Проект «Валли». Практическая работа «Роботгазонокосильщик».
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Валли» и
составлению отчета. Уточнение идеи цели, задач проекта.
Комментарии к выполнению практической работы и
составлению программы для робота-газонокосильщика.
Уточнение идеи, цели и задач проекта.
Практика: Выполнить проект «Валли» и практическую работу
«Робот-газонокосильщик». Написать отчет по работе над
проектом. Проверить работоспособность, отладить.

1

1

1

31

Урок 32 12.6. Тема: Проект «Робот-футболист». Практическая работа
«Робот-погрузчик»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Роботфутболист». Уточнение идеи проекта, цели и задач, ожидаемых
результатов. Комментарии к выполнению практической работы
«Робот-погрузчик», к составлению алгоритмов и программы.
Практика: Выполнить проект «Робот-футболист», составить
отчет. Проверить работоспособность и отладить. Выполнить
практическую работу «Робот-погрузчик», составить программу,
проверить работоспособность, отладить.
Урок 33 12.7. Тема: Практическая работа «Чертёжная машина».
Проект «Сбор космического мусора».
Теория: Комментарии к выполнению практической работы
«Чертежная машина». Комментарии к выполнению проекта
«Сбор космического мусора». Уточнение идеи проекта, цели и
задач.
Практика: Выполнить практическую работу «Чертежная
машина». Составить алгоритм и программу. Проверить
работоспособность, отладить. Выполнить проект «Сбор
космического мусора». Проверить работоспособность, отладить.
Урок 34 Тема: Итоговое занятие.
Теория: Презентация лучших проектов. Какие ошибки
возникают при испытаниях роботов.
Практика: Дополнить список ошибок и проблем, возникающих
в процессе выполнения исследовательских проектов.
ВСЕГО

1

1

1

34 часа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».