Родной русский язык (2)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
___________ (Храпко Г.А.)
«___»______________ 20__ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
___________ (Титова М.Н.)
Приказ № ____
от «___»_________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 класс

Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования

Количество часов: 16
Уровень: базовый

п. Двуреченск

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной
среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения
и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:
функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая
ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный
язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический
аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов
разной
функционально-стилевой
и
жанровой
принадлежности;
оценка
коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Содержание учебного предмета
Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские
слова.
Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная
лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет.
Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и
«ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах.

Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий,
традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Языковая норма и ее
функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Речь. Речевая деятельность.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации
языка.
Функциональные
стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка. Литературный язык и язык художественной литературы.
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные
средства языка. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ
текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Рабочая программа составлена в соответствии с документами:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года
N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (с изменениями на 29 июня 2017 года);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования» от 29 декабря 2014 г. № 1645;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 31 декабря 2015 г. № 1578;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06. 2017 г. №
613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413»
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16-з) [Электронный ресурс].- URL:
http://fgosreestr.ru/;
3. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 3
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком
русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию,

связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к
духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности,
приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои
базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций и истории народа, говорящего на нём.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически
мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями
убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли 3 других людей, извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей. Как средство познания
действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто
изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение
данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса «Русский язык». В содержании курса «Русский родной язык»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами
курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с
историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях
русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций
и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического
чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного
и гуманитарного циклов.
Цели рабочей программы:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
• углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 3 учебный предмет «Родной русский
язык» изучается как обязательный в 10 классе, в первом полугодии в объеме 16 учебных часов
из расчета 1 часа в неделю

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».