Родная литература (1)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
___________ (Храпко Г.А.)
«___»______________ 20__ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
___________ (Титова М.Н.)
Приказ № ____
от «___»_________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10 класс

Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования

Количество часов: 18
Уровень: базовый

п. Двуреченск
1

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 10 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями;
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1578;
- Примерной программы основного общего образования по литературе. –
М.: Просвещение, 2015;
- Основной образовательной программы среднего общего образования
МАОУ СОШ № 3 п. Двуреченск
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ОУ
Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение
родной (русской) литературы в 10 классе – 18 часов; (0,5 часа во 2 полугодии).
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
русская литература»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская
литература»
Реализация программы способствует достижению личностных результатов:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объ2

единяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
 дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
их художественную и смысловую функцию;
 сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
 - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
 - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
других искусств;
 понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
 определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
3

 определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
 осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать
ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
 основам прогнозирования;
 отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом;
 использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных
задач.
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная (русская)
литература"
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы
или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста,
характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений
в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его ча4

стей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения,
открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено
в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
интернет-ресурсов и т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведений (например, кино- или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
—
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
—
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
—
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим
периодом, эпохой;
—
анализировать произведения современной литературы;
—
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
—
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные
направления и проч.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная (русская ) литература»
Проблемно-тематические блоки
5

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление
личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт
долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в
мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и
доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Гдето в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Ме6

таморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новыеробинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое;
роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;
человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№

Количество часов
3
1
Личность
3
2
Личность и семья
4
3
Личность – общество – государство
4
Личность – природа – цивилизация
3
3
5
Личность – история – современность
2
Резерв
Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
18 часов, 0.5 часа в неделю
Дата

Тема раздела

Тема раздела
учебного курса
Личность

№

Тема урока

1

Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В.
Брюсова(Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...»,
«Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»)
Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».
Судьба человека, становление личности конфликт
долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н.
Мартынова
Детство, отрочество, личность и мир в рассказе
Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»
Семейные и родственные отношения в повести Е.И.
Носова «Усвятские шлемоносцы»

2

3
Личность и семья

4

7

5
6
Личность –
общество –
государство

7

Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова
«Обмен»
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»:
влияние социальной среды на личность человека

Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести Э.Веркина «Облачный полк»
9 В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система
10 Законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология в романе З. Прилепина «Санькя»
11 Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики
(Стихотворения :«В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня»,
«Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»)
12 Человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения:
«В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей»,
«Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..»,
«Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»)
13 Комфорт и духовность; современная цивилизация,
ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»
14 Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
15 Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова
«Пара гнедых»
16 Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки»
17Повторение
18
8

Личность –
природа – цивилизация

Личность –
история – современность

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».