Литература (1)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
___________ (Храпко Г.А.)
«___»______________ 20__ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
___________ (Титова М.Н.)
Приказ № ____
от «___»_________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 - 11 класс
Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования

Количество часов: 272
(4 часа в неделю).
Уровень: базовый

п. Двуреченск

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт,
а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития
и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая,
как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание программы

Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный
компонент учебной программы. Учебный материал для составления модулей рабочей
программы и их количество определяются составителем в зависимости от того, как будут
распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата
(или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в
конце каждого модуля.
Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемнотематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный
материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень
теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей,
привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей
программы стоят задачи – определить способ (принцип) распределения планируемых
результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать
контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).
При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие –
обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской
литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие
произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить сбалансированный
характер.
Внутри
отдельного модуля
произведения различной жанрово-родовой
принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в
сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования у
обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более
произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных
особенностях того или иного произведения.
Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен
следующими способами: историко-хронологическим изучением – тематические блоки изучаются
на произведениях отдельного исторического периода; проблемно-тематическим изучением,
когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историко-

литературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной
проблеме или теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе
сопоставительного анализа разных произведений.
В приложении к примерной программе дается рекомендательный список литературы, который
может быть дополнен или адаптирован с учетом особенностей региона, специфики
образовательной организации (ее профиля, условий для реализации элективных и
факультативных курсов, возможности сетевого партнерского взаимодействия с другими
образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями и
др.).
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений
на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами
комментирования;
комплексный
анализ
художественного
текста;
сравнительносопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются
основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на
уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения
одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для
компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой
принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном
произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих
(вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения.
Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две
основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод
анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между
аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью.
Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация,
другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль,
экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства
(знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими
интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией;
философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного
комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного
произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка
литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют
итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными
приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры:
краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации
произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на
вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы
по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация
проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно
прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса

Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением,
изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в
том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о
писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в
периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные
новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия,
фестивали и т.п.).
Список произведений и авторов к программе по литературе для 10–11-х классов
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см.
таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции
особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии
имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех
произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается
составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и
произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые
строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения
которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к
изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
 Поэзия середины и второй половины XIX века
 Реализм XIX–ХХ века
 Модернизм конца XIX – ХХ века
 Литература советского времени
 Современный литературный процесс
 Мировая литература XIX–ХХ века
 Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историколитературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков
можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного
процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные периоды,
но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»), литературного
направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи (например, «советское
время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть рассмотрено сразу в
нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения указываются лишь в одном из
них, а в остальных имя автора помечено астериском*.
Список А
Список В
Список С
Ф.И. Тютчев
Поэзия середины и второй
Стихотворения: «К. Б.» («Я
половины XIX века
встретил вас – и все былое...»),
Ф.И. Тютчев
«Нам не дано предугадать…»,
«День и ночь», «Есть в осени
«Не то, что мните вы,
первоначальной…», «Еще в
природа…», «О, как
полях белеет снег…»,
убийственно мы любим...»,
«Предопределение», «С
«Певучесть есть в морских
поляны коршун поднялся…»,
волнах…», «Умом Россию не
«Фонтан», «Эти бедные
понять…», «Silentium!» и др.
селенья…» и др.

А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…», «Сияла
ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Учись у них – у
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро,
радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.

А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…», «Одним
толчком согнать ладью
живую…».

А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь
шумного бала, случайно…»,
«Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в
пыли…», «Двух станов не боец,
но только гость случайный…»
и др.
Н.А. Некрасов
Н.А. Некрасов
Н.А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…»,
Поэма «Кому на
Стихотворения: «Блажен
«Когда из мрака
Руси жить хорошо» незлобивый поэт…», «В дороге»,
заблужденья…», «Накануне
«В полном разгаре страда
светлого праздника»,
деревенская…», «Вчерашний
«Несжатая полоса», «Памяти
день, часу в шестом…», «Мы с
Добролюбова», «Я не люблю
тобой бестолковые люди...», «О
иронии твоей…»
Муза! я у двери гроба…», «Поэт
и Гражданин», «Пророк»,
«Родина», «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая
мода...»),
Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский
А.Н. Островский
Реализм XIX – XX века
Пьеса «Гроза»
Пьеса «Бесприданница»
А.Н. Островский
«Доходное место», «На всякого
мудреца довольно простоты»,
«Снегурочка», «Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном
царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской
драмы»
И.А. Гончаров
И.А. Гончаров
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада»,
Роман «Обломов»
Роман «Обыкновенная история»
роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
И.С. Тургенев Роман
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне»,
«Отцы и дети»
Роман «Дворянское гнездо»
повести «Первая любовь»,
«Гамлет Щигровского уезда»,
«Вешние воды», статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский
Роман
Романы «Подросток», «Идиот» Повести «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека»,
«Преступление и
«Записки из подполья»
наказание»
А.В. Сухово-Кобылин
М.Е. Салтыков-Щедрин

Романы «История одного
города», «Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр.
по выбору)
Повести и рассказы «Человек на
часах», «Тупейный художник»,
«Левша», «Очарованный
странник», «Леди Макбет
Мценского уезда»

«Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок»,
«Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый
мальчик» (оригинальный
текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение графа Л.Н.
Толстого. Военные рассказы
графа Л.Н. Толстого»,
«Русский человек на rendezvous. Размышления по
прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана
Л.Н. Толстой РоманЛ.Н. Толстой
Ильича»,
«Крейцерова соната»,
эпопея «Война и
Роман «Анна Каренина», цикл
пьеса «Живой труп»
мир»
«Севастопольские рассказы»,
А.П. Чехов
повесть «Хаджи-Мурат»
Рассказы «Душечка»,
А.П. Чехов
А.П. Чехов
«Любовь»,
«Скучная история»,
Пьеса «Вишневый
Рассказы: «Смерть чиновника»,
пьеса «Дядя Ваня».
сад»
«Тоска», «Спать хочется»,
В.А. Гиляровский
«Студент», «Ионыч», «Человек в
Книга «Москва и москвичи» //
футляре», «Крыжовник», «О
Другие региональные
любви», «Дама с собачкой»,
произведения
о родном городе,
«Попрыгунья»
крае
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька»,
И.А. Бунин
«Деревня»,
«Суходол», «Захар
Стихотворения: «Аленушка»,
Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и
«Митина любовь»
шмели, и трава, и колосья…», «У
Статья «Миссия русской
зверя есть гнездо, у птицы есть
эмиграции»
нора…»
А.И.
Куприн
Рассказы: «Антоновские
Рассказы и повести: «Молох»,
яблоки», «Господин из Сан«Олеся», «Поединок»,
Франциско», «Легкое дыхание»,
«Гранатовый браслет»,
«Темные аллеи», «Чистый
«Гамбринус»,
«Суламифь».
понедельник»
М. Горький
Рассказ
«Карамора»,
романы
М. Горький
М. Горький
«Мать», «Фома Гордеев»,
Пьеса «На дне»
Рассказы: «Макар Чудра»,
«Дело Артамоновых»
«Старуха Изергиль», «Челкаш»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».

А.А. Блок
Поэма «Двенадцать»

И.С. Шмелев
Повесть «Человек из
ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*
А.А. Блок
Модернизм конца XIX – ХХ
Стихотворения: «В ресторане»,
века
«Вхожу я в темные храмы…»,
А.А. Блок
«Девушка пела в церковном
Стихотворения: «Ветер принес
хоре…», «Когда Вы стоите на
издалека…», «Встану я в утро
моем пути…», «На железной
туманное…», «Грешить
дороге», цикл «На поле
бесстыдно, непробудно…»,
Куликовом», «Незнакомка»,
«Мы встречались с тобой на
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
закате…», «Пляски осенние,
«О, весна, без конца и без
Осенняя воля, Поэты,
краю…», «О доблестях, о
«Петроградское небо мутилось
подвигах, о славе…», «Она
дождем…», «Я – Гамлет.
пришла с мороза…»;
Холодеет кровь», «Я отрок,
«Предчувствую Тебя. Года
зажигаю свечи…», «Я
проходят мимо…», «Рожденные
пригвожден к трактирной
в года глухие…», «Россия»,
стойке…»
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль
Поэма «Соловьиный сад»
нам маяться…», «Пушкинскому
Л.Н. Андреев
Дому», «Скифы»
Повести и рассказы: «Большой
шлем», «Красный смех»,
«Рассказ о семи повешенных»,
«Иуда Искариот», «Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть чтото позорное в мощи
природы...», «Неколебимой
истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...»
«Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья»,
«Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей
Рублев», «Жираф»,

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

А.А. Ахматова
Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено, предано,
продано…», «Когда в тоске
самоубийства…», «Мне ни к
чему одические рати…»,
«Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил землю…»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала
руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по
аллеям…»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь
моя родная…», «Да! Теперь
решено. Без возврата…», «До
свиданья, друг мой, до
свиданья!..», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Песнь о собаке»,
«Письмо к женщине», «Письмо
матери», «Собаке Качалова»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я

«Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны»,
«Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный дервиш»,
«Пятистопные ямбы», «Слово»,
«Слоненок», «У камина»,
«Шестое чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие
смехом», «Когда умирают кони
– дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем
звездам тыкать…», «О
достоевскиймо бегущей
тучи…», «Сегодня снова я
пойду…», «Там, где жили
свиристели…», «Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый,
В.Я. Брюсов, М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
Литература советского времени
А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь,
блудницы…», «Перед весной
бывают дни такие…», «Родная
земля», «Творчество», «Широк
и желт вечерний свет…», «Я
научилась просто, мудро
жить…».
«Поэма без героя»

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не
бродить, не мять в кустах
багряных…», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Отговорила
роща золотая…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Русь
советская», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Я
обманывать себя не стану…».
Роман в стихах «Анна

последний поэт деревни…»

В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!»,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Лиличка!», «Послушайте!»,
«Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
«Хорошее отношение к
лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме «Во
весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Генералам
двенадцатого года», «Мне
нравится, что вы больны не
мной…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы на
глазах…». «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Мы
живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез…», «Я
не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать чернил
и плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

Снегина». Поэмы:
«Сорокоуст», «Черный
человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «Адище
города», «Вам!», «Домой!»,
«Ода революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор
с фининспектором о поэзии»,
«Уже второй должно быть ты
легла…», «Юбилейное»
Поэма: «Про это»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю
первый стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто создан из
камня…», «Откуда такая
нежность», «Попытка
ревности», «Пригвождена к
позорному столбу»,
«Расстояние: версты, мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София»,
«За гремучую доблесть
грядущих веков…», «Лишив
меня морей, разбега и
разлета…», «Нет, никогда
ничей я не был
современник…», «Сумерки
свободы», «Я к губам подношу
эту зелень…»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Август»,
«Давай ронять слова…»,
«Единственные дни»,
«Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить
иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…»,
«О, знал бы я, что так
бывает…», «Определение
поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи», «Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…», «Снег

идет», «Столетье с лишним – не
вчера…»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце»
Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов.
Рассказы и повести: «В
прекрасном и яростном мире»,
«Котлован», «Возвращение»
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
В.В. Набоков
Рассказы «Облако, озеро,
башня», «Весна в Фиальте»

А.И. Солженицын
Рассказ «Один день
Ивана Денисовича»

А.И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку»,
«Серафим», «Красный крест»,
«Тифозный карантин»,
«Последний бой майора
Пугачева»

М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки
юного врача». Пьесы «Дни
Турбиных», «Бег», «Кабала
святош» («Мольер»), «Зойкина
квартира»
А.П. Платонов
Рассказы и повести: «Река
Потудань», «Сокровенный
человек», «Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские
рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита
Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди»,
«Качество продукции»,
«Аристократка», «Прелести
культуры», «Тормоз
Вестингауза», «Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая
гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой
теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
Повесть «Раковый корпус»,
статья «Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное
молоко», «Татарский мулла и
чистый воздух», «Васька
Денисов, похититель свиней»,
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий
мужик», «Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий

И.А. Бродский
Стихотворения: «Конец
прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни
погоста…», «Рождественский
романс», «Я входил вместо
дикого зверя в клетку…»
В.М. Шукшин
Рассказы «Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти
размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы»,
«Лицо коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день,
когда окончилась война…»,
«Вся суть в одномединственном завете…»,
«Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965
года», «В деревне Бог живет не
по углам…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Осенний
крик ястреба»,
«Рождественская звезда», «То
не Муза воды набирает в
рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда
полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ
века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий
краем моря», «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести «Апельсины из
Марокко», «Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело»,

книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана
Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных
вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги
для Марии», «Живи и помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков

Рассказы: «Пара гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй половины
ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын»,
«Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX
века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы,
Лекции о русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»

В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и
Шестипалый», книга «Жизнь
насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой
круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной
стороне улицы», «Я и ты под
персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим», «На золотом
крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая
кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»

А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте
без перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды»,
«Пусть танцуют белые
медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой в
соответствии с ее региональной
принадлежностью

Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев,
Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений является
примерным и может
варьироваться в разных
субъектах Российской
Федерации)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
10 КЛАСС
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
№п/п
Тема, элементы содержания урока
Кол-во Дата
часов

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22,23
24

Введение (2 часа)
«Прекрасное начало...» (История русской литературы XIXв.).
Основные вехи становления «большой» литературы в России
Литература второй половины XIX века
Литература и журналистика второй половины XIX века. Реализм XIX XX века.
Демократические тенденции в развитии русской культуры,
обращённость к реалиям современной жизни
А.Н. Островский (10 часов)
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь великого русского
драматурга
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «На всякого мудреца
довольно простоты»
Мир города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза»
Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.
Трагедия совести и её разрешение в пьесе

2

2

1
2
1
2

Образ Катерины в свете критики.
Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
Д.И.Писарев. Статья «Мотивы русской драмы»
И.А.Гончаров (10 часов)
Личность и творчество И.А. Гончарова
Утро Обломова. (Знакомство с героем романа «Обломов»)
К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»)
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи
Пшеницыной)
Роман "Обломов" в русской критике (Статьи Н.А.Добролюбова,
Д.И.Писарева, А.В.Дружинина
Письменная работа по роману «Обломов».

2

Роман «Обыкновенная история»
Повесть «Фрегат Паллада»

2
1

2

1
1
1
1
1
1
1

№п/п

25
26,27
28,29
30
31
32,33
34
35,36,37
38
39,40
41
42
43
44

45

46,47

48,49

50
51
52,53
54,55

56,57

58,59

60,61

Тема, элементы содержания урока
И.С. Тургенев (16 часов)
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева
Повесть «Первая любовь»
Повесть «Вешние воды»
Роман "Отцы и дети". Герои и эпоха в романе
Мир «отцов» в романе
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Философские итоги романа. Смысл заглавия
Роман «Обыкновенная история»
Статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»
Сочинение по творчеству И.С.Тургенева»
Н.Г.Чернышевский (4 часа)
Личность Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что
делать?»
Разумна ли теория «разумного эгоизма»?
«Будущее светло и прекрасно…» (Черты социальной утопии в романе.)

Кол-во
часов
1
2
2
1
1
2
1
3
1
2
1
1
1

Статья Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez – vous.
Размышления по прочтении повести г.Тургенева «Ася»
А.Н.Некрасов (13 часов)
Творчество Н.А. Некрасова. Основные вехи жизни и творчества
народного поэта. Народные характеры и типы в некрасовской лирике

1

«Муза мести и печали» в лирике Некрасова. Анализ стихотворений «В
дороге», "О Муза! я у двери гроба...", "Мы с тобой бестолковые
люди...", «Блажен незлобивый поэт…»,«Вчерашний день часу в
шестом…», «В полном разгаре страда деревенская», "Русскому
писателю",
«За великое дело любви…» (Социальные и гражданские мотивы в
некрасовской лирике.) Анализ стихотворений «Внимая ужасам войны»,
«Поэт и Гражданин», «Пророк», «Элегия» ("Пускай нам говорит
изменчивая мода..."),"Элегия" (А.Н.Еракову), «Несжатая полоса»,
«Памяти Добролюбова»
Поэма «Русские женщины». Образы жён декабристов
«В каком году – рассчитывай…» (Жанр и проблематика поэмы «Кому
на Руси жить хорошо»)
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова
«Пел он воплощение счастия народного…». Образ Гриши
Добросклонова.
Философские итоги некрасовского эпоса
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

2

Ф.И.Тютчев (4 часа)
Жизнь и поэзия Ф.И. Тютчева. "Мыслящая поэзия" поэта.
Стихотворения "Не то, что мните вы, природа...", "Silentium!","Умом
Россию не понять...", "К.Б." (Я встретил вас..."), "О, как убийственно
мы любим!..", "Нам не дано предугадать..."
Личность и мироздание в лирике Тютчева. Анализ стихотворений
"Певучесть есть в морских волнах...", "Ещё земли печален вид...",
"Полдень", «Фонтан», «Эти бедные селенья…»
А.А.Фет (3 часа)

1

2

1
1
2
2

2

2

2

Дата

№п/п
62

63,64

65
66
67
68,69
70

71
72,73
74
75,76
77
78

79,80

81
82,83
84
85

Тема, элементы содержания урока
Жизнь и творчество А.А. Фета. Эмоциональная глубина и образностилистическое богатство лирики поэта

Кол-во
часов
1

Природа и человек в лирике Фета. Стихотворения "Шёпот, робкое
дыханье...", "Ещё майская ночь...", "Заря прощается с землёю...", "Я
пришёл к тебе с приветом...", "Сияла ночь. Луной был полон
сад.лежали...", "На заре ты её не буди...", "Это утро, радость эта",
"Одним толчком согнать ладью живую...", «Учись у них – у дуба, у
берёзы…», «Шёпот, робкое дыханье…»
Н.С. Лесков (6 часов)
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник»
Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести
Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость
"Очарованного странника»
Рассказы «Человек на часах»,
«Леди Макбет Мценского уезда»

2

Письменная работа по прозе Н.С. Лескова
М.Е.Салтыков-Щедрин (8 часов)
М.Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество великого
сатирика.«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в
творчестве писателя
Сатира на «хозяев жизни» в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Анализ
сказок «Медведь на воеводстве»,"Богатырь"
Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» (Образ обывателя в сказке
«Премудрый пискарь»)
Образы градоначальников и проблема народа и власти в романелетописи «История одного города»
Судьба глуповцев и проблема финала «Истории одного города»
Письменная работа по прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина
А.К.Толстой (2 часа)
Интимная лирика А.К. Толстого. Природный мир в лирике поэта.
Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты
мой, родимый край…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость случайный…» и др.

1

Л.Н. Толстой (24 часа)
Творчество Л.Н. Толстого. Жизненный и творческий путь великого
художника-мыслителя
Повесть «Смерть Ивана Ильича»
«Севастопольские рассказы»
История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир»

1
1
1
2

1

2
1
2
1
1

2

1
2
1
1

86

Испытание эпохой «поражений и срама»

1

87
88

«Мысль семейная» в романе. Подлинная семейственность (Ростовы и
Болконские) в её противопоставлении семьям-имитациям

2

89
90

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера
Безухова

2

Дата

№п/п

Тема, элементы содержания урока

Кол-во
часов
2

91
92

«Она не удостаивает быть умной». (Наташа Ростова и женские образы
романа.)

93
94
95

Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон

2

Уроки Бородина

1

96
97
98

«Мысль народная» в романе

2

Платон Каратаев: русская картина мира

1

99
100

Нравственно-философские итоги романа

2

101
102
103
104

Роман «Анна Каренина». Мысль семейная в романе

2

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

2

Ф.М. Достоевский (16 часов)
Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Эпоха кризиса в
"зеркале" идеологического романа "Преступление и наказание"

2

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

1

Мир «униженных и оскорблённых» в романе. Темы «маленького
человека» в романе с опорой на классическую традицию
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

2

«Двойники» Раскольникова: теория в действии

2

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора
Роман «Идиот»
Повесть «Неточка Незванова»
Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского
Обзор творчества В.М.Гаршина (рассказ «Красный цветок»),
Д.В.Григоровича ( рассказы «Гуттаперчивый мальчик», «Прохожий»),
Г.И.Успенского (эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница»)
А.П.Чехов (10 часов)
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Идейный смысл рассказов «Смерть
чиновника», «Спать хочется», "Дама с собачкой", "Душечка",
"Студент", «Попрыгунья»
Трагикомедия «футлярной» жизни в рассказах "Человек в футляре",
"Крыжовник", «О любви», "Ионыч"

1
2
2
2

128
129

Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня»

2

130
131

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишнёвый сад».
«Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская проблематика
пьесы.)
Новаторство Чехова-драматурга
Сочинение по творчеству А.П. Чехова

1
1

105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115,116
117,118
119,120
121
122
123
124
125
126
127

132
133

2

3
2

2

1
1

Дата

№п/п

Тема, элементы содержания урока

134

Обобщение по курсу литературы за 10 класс (3 часа)
Контрольная работа по теме "Русская литература второй половины XIX
века"
Нравственные уроки русской литературы XIX века

135,136

Кол-во
часов

Всего

1
2
136

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
11 КЛАСС
(4 часа в неделю, 136 часов за год)
№ п/п

Тема, элементы содержания урока

Кол-во
часов

Введение (2 часа)
1
2

Сложность и самобытность русской литературы XX
века. Реалистические традиции и модернистские
искания в литературе начала XX века.

2

И.А.Бунин (7 часов)
3

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь.

1

4

Статья «Миссия русской эмиграции»

1

5

Стихотворения «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И
цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть
гнездо, у птицы есть нора…»

1

6

Поэтика «Остывших усадеб» в прозе Бунина.Рассказ
"Антоновские яблоки"

1

7,8

9

Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.Бунина
«Господин из Сан-Франциско».

2

Рассказы "Тёмные аллеи", "Лёгкое дыхание", "Чистый

1

Дата

Дата

понедельник"
М.Горький (9 часов)
М. Горький. Судьба и творчество.

1

11,12

Романтизм ранних рассказов М.Горького. Рассказы
"Старуха Изергиль", "Макар Чудра"

2

13,14

Реалистические рассказы М.Горького «Челкаш»,
«Карамора»

2

Драматургия М.Горького. История создания драмы
«На дне»: система образов, философско-этическая
проблематика пьесы.

2

17

Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин)

1

18

Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»

1

10

15
16

А.И.Куприн (6 часов)
19
20

21,22
23,24

А.И.Куприн. Художественный мир писателя.
Нравственно-философский смысл истории о
"невозможной" любви в рассказе "Гранатовый
браслет"

1

Повести А.И.Куприна. «Олеся»: внутренняя цельность
и красота "природного" человека

2

Повесть "Поединок": мир армейских отношений как
отражение духовного кризиса общества

1

2

Л.Н. Андреев (3 часа)
25,26

27

Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь. Повести
«Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех»
Конфликт между одиночкой и толпой в повести «Иуда
Искариот».

2

1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX ВЕКА - НАЧАЛА XX ВЕКА
28

29

Серебряный век русской поэзии как своеобразный
"русский ренессанс". Литературные течение поэзии
русского модернизма.
В.Я.Брюсов "Сонет к форме", Грядущие гунны»,
«Творчество», «Юному поэту»
К.Д.Бальмонт "Я мечтою ловил уходящие тени...",

1

1

«Безглагольность», «Будем как солнце…»
А. Блок (4 часа)
30

31

А.А.Блок. Жизненные и творческие искания поэта.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Россия и её судьба
в стихотворениях "Ночь, улица, фонарь, аптека...",
"Скифы", "В ресторане", "Вхожу я в тёмные
храмы...", "Незнакомка", "О доблестях, о подвигах, о
славе...", "На железной дороге" , "О. я хочу безумно
жить...", "Россия", "Река раскинулась. Течёт, грустит
лениво..." , «О, весна, без конца и без краю…»,
«Пушкинскому дому», «Скифы» и др.

1

1

32

Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать»

1

33

Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала

1

Н.С Гумилёв (2 часа)
34

Н.С.Гумилев. Поэзия и судьба. Стихотворения
"Слово", "Жираф", "Кенгуру". Герой-маска в ранней
поэзии Н.С.Гумилёва. Экзотический колорит поэзии.

1

35

Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней
лирике поэта. Стихотворения "Волшебная скрипка",
"Заблудившийся трамвай", "Шестое чувство".

1

А.А. Ахматова (6 часов)
36
37

38

39,40

41

А. Ахматова. Очерк жизни и творчества.
Стихотворения "Песня последней встречи", "Сжала
руки под тёмной вуалью", "Мне ни к чему одические
рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...".
Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

Тема Родины в творчестве Ахматовой. Стихотворения
"Родная земля", "Я научилась просто, мудро жить...",
"Бывает так: какая-то истома...", «Мужество»

1

А.Ахматова. Поэма «Реквием». История создания и
публикации. Тема исторической памяти.

2

Поэзия советского времени. «Поэма без героя»

1

1

М.И. Цветаева (4 часа)
42

М.Цветаева. Очерк жизни и творчества. Основные
темы. Своеобразие поэтического стиля Цветаевой.
Стихотворения "Моим стихам, написанным так
рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твоё - птица в

2

43

руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...",
«О сколько их упало в эту бездну…»

44

Тема России в поэзии Цветаевой. Стихотворения
"Тоска по Родине! Давно...", "Идёшь на меня
похожий...", "Куст". Своеобразие поэтического стиля.

1

45

Очерк «Мой Пушкин»

1

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ

46

47
48
49,50

Октябрьская революция в восприятии художников
различных направлений. Литература и публицистика
послереволюционных лет как живой документ эпохи.
литературные группировки. Возникновение "гнёзд
рассеяния" эмигрантской части "расколотой лиры".
Тема родины и революции в произведениях писателей
"новой волны".
Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина "Мы"
А.П. Платонов. Рассказы и повести. «В прекрасном и
яростном мире», «Возвращение», «Сокровенный
человек»

51

1

2
2

1

Сатирическая проза М.М.Зощенко. Рассказы «Баня»,
«Жертва революции», «Нервные люди»,
«Аристократка»
В. В. Маяковский (6 часов)

52
53

54

55

56,57

В.В.Маяковский. Творческая биография. Тема поэта и
толпы. Стихотворения "А вы могли бы?",
"Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно",
"Лиличка!", "Письмо Татьяне Яковлевой"

2

Тема поэта и революции. Стихотворение «Левый
марш». «Ода революции»

1

Сатира В.Маяковского. Анализ стихотворений
«Прозаседавшиеся», "Разговор с фининспектором о
поэзии" "Нате!", «Юбилейное»
Проблематика и художественное своеобразие поэм
"Облако в штанах", «Про это»

1

2

С.А. Есенин (5 часов)
58

С. А. Есенин. Поэзия и судьба.

59

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта.
Стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не

1

60

61

бродить , не мять в кустах багряных..", "Мы теперь
уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит
ковыль...", "Чую радуницу божью...", "Над тёмной
прядью перелесиц...", "В том краю, где жёлтая
крапива...", "Собаке Качалова", "Шаганэ ты моя ,
Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...". "Русь
советская".Тема революции. «Я последний поэт
деревни…»
Нравственно-философское звучание поэм «Анна
Снегина», «Чёрный человек»

2

2

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-Х - НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ XX ВЕКА

62

Духовная атмосфера десятилетия и её отражения в
литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма
и горечи, идеализма и страха, возвышения человека
труда и бюрократической власти.

1

О.Э.Мандельштам (2 часа)

63,64

Истоки поэтического творчества О.Э.Мандельштама.
Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике.
Художественное мастерство поэта. Стихотворения
"NotreDame", "Бессоница. Гомер. Тугие паруса...", "Я
вернулся в мой город, знакомый до слёз...", "На
розвальнях, уложенных соломой...", "Эпиграмма",
"Заснула чернь. Зияет площадь аркой...", "За гремучую
доблесть грядущих веков..."

2

М.А. Шолохов ( 6 часов)
65,66

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь.
"Донские рассказы" как пролог романа "Тихий Дон"

2

67,68

Роман-эпопея "Тихий Дон". Картины жизни донского
казачества в романе. События революции и
Гражданской войны в романе. Идея Дома и святости
семейного очага в романе.

2

69

Сложность, противоречивость пути "казачьего
Гамлета" Григория Мелехова, отражение в нём
традиций народного правдоискательства.

1

70

Сочинение по творчеству М.Шолохова

1

М.А. Булгаков (8 часов)
71

М.А.Булгаков. Жизнь и судьба.

1

72

Многослойность исторического пространства в
романе "Белая гвардия".

1

73

Дом Турбиных как островок любви и добра в
бурном море Истории.

1

74,75

"Мастер и Маргарита" - "роман-лабиринт" со
сложной философской проблематикой

2

Взаимодействие трёх повествовательных пластов в
образно-композиционной системе романа.
Сатирическая "дьяволиада" в романе.

1

Книга рассказов М.А.Булгакова «Записки юного
врача»

1

76
77
78

1

Б.Л. Пастернак (5 часов)
79,80

Б.Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь.
Единство человеческой души и стихии мира в
лирике поэта. Стихотворения "Февраль. Достать
чернил и плакать!..", "Снег идёт", "В больнице",
"Плачущий сад", "Зимняя ночь", «Быть знаменитым
некрасиво…»

2

81

Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской
концепции Б.Л.Пастернака. Стихотворения
"Гамлет", "Во всём мне хочется дойти до сути...",
«Любить иных – тяжёлый крест…», "Определение
поэзии"

1

Роман «Доктор Живаго» (обзор). Нравственные
искания героя, его отношение к революционной
доктрине "переделки жизни"

2

82,83

В.В.Набоков (3 часа)
84,85

86

В.В.Набоков. Роман "Машенька". Драматизм
эмигрантского небытия героев романа. Своеобразие
сюжетно-временной организации повествования.

2

Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в
Фиальте»

1

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (6 часов)
87,88

89

Отражение летописи военных лет в произведениях
русских писателей. Публицистика времён войны
Лирика военных лет. Песенная поэзия В.ЛебедеваКумача. М.Исаковского, Л.Ошанина,

2

1

Е.Долматовского, А.Суркова и др.

90

91,92

А.Т. Твардовский. Стихотворения «В тот день,
когда окончилась война…», «Вся суть в одном – в
единственном завете…», «Дробится рваный цоколь
монумента…», «О сущем», «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины…»

1

Проза о войне. А.А.Фадеев "Молодая гвардия", В.Н.
Некрасов "В окопах Сталинграда" , В.Л.Кондратьев
«Сашка», Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие», «В
списках не значился», В.В.Быков «Знак беды»

2

Н.А. Заболоцкий (2 часа)

93,94

95

Н.А. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные
вопросы о сущности красоты и единства природы и
человека в лирике поэта. Стихотворения «В
жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…»,
«Где – то в поле, возле Магадана…»,
«Метаморфозы», «Движение», «Я не ищу гармонии
в природе…». Жанр совета, размышления в
художественной концепции Н.Заболоцкого.

2

Поэма А.Т.Твардовского «По праву памяти» как
поэма-исповедь, поэма-завещание.

1

В.Т. Шаламов (2 часа)
96
97

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в
"Колымских рассказах" В.Т.Шаламова. Рассказы
"Последний бой майора Пугачёва", «Серафим»,
«Красный крест»

2

А.И. Солженицын (6 часов)
98,99

100
101
102,103

А.И.Солженицын. Рассказ "Один день Ивана
Денисовича". Отражение "лагерных университетов".
Рассказ «Матрёнин двор»

2

2

Статья «Жить не по лжи»
Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты)

2

ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (11 часов)
104

В.М. Шукшин. Жизнь и творчество.

105

Тип героя-чудика в рассказах Шукшина. Тема
города и деревни. «Забуксовал», «Чудик», «Миль
пардон, мадам» , «Срезал»

1

1

106

В.Ф.Тендряков. Рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для
собаки»

1

В.П. Астафьев (4 часа)
107,108

109,110

Роман "Царь-рыба". Человек и природа: единство и
противостояние.
Повесть «Пастух и пастушка», рассказ "Людочка".
Натурфилософия писателя. Нравственный пафос
произведений писателя. Проблема утраты
человеческого в человеке

2

2

В.Г. Распутин (4 часа)
111,112

113,114

Творчество В. Г. Распутина. Повести «Прощание с
Матерой», "Живи и помни".
Рассказы «Деньги для Марии», "Не могу-у...". Дом и
семья как составляющие национального космоса.
Философское осмысление социальных проблем
современности

2

2

ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (3 часа)
115

Н.М. Рубцов. Диалог поэта с Россией. Прошлое и
настоящее через призму вечного. Стихотворения
"Русский огонёк", "Звезда полей", "В горнице",
"Душа хранит", «Тихая моя Родина» и др. Образ
скитальца и родного очага.

1

116

Б.Ш. Окуджава. Поэт-фронтовик, исторический
романист. Элементы городского романса в
авторской песне. Стихотворения "Проводы у
военкомата", "Я ухожу от пули", "Вот уже
который месяц"

1

117

В.С. Высоцкий. Творческий путь. Диалогичность
песен. Эмоциональная лирика. Трагедийная песня.
Образы и художественные средства в
стихотворениях "Я не люблю", "Кони
привередливые", «Позабыв про дела и тревоги»,
«Песня о друге» и др.

1

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (3 часа)
118

А.В. Вампилов. Драматург-новатор. Создатель
своего театра

1

119

Поиски спасительных нравственных ориентиров.
Пьесы "Старший сын", "Утиная охота"

1

120

В.С.Розов. Пьеса «Гнездо глухаря». Нравственные
искания героев

1

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ (6 часов)
121

В. О. Пелевин. Рассказ «Затворник и шестипалый»

1

122

В. С. Маканин."Городская проза", обращённая к
личности, к памяти, мукам повседневных
нравственных отношений в общественной среде.
Рассказ "Кавказский пленный"

1

123

Л.Улицкая. Повесть "Сонечка"

1

124

Л.С.Петрушевская . Рассказы «Новые робинзоны»,
«Свой круг», «Гигиена»

1

125

Д.И.Рубина. Повесть «На солнечной стороне
улицы»

1

126

Т.Н.Толстая. Рассказ «На золотом крыльце
сидели». Роман «Кысь»

1

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ ( 1 час)
127

Расул Гамзатов. Стихотворение "О Родине".
Свежесть восприятия жизни. Жизнеутверждающее,
самобытное и многоликое начало

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 часов)
128

Дж. Оруэлл. Роман-антиутопия "1984"

1

129

Р.Брэдбери. Фантастический роман «451 градус по
Фаренгейту»

1

130

Э.Хемингуэй Повесть «Старик и море»

1

131

Ш.Бодлер. Стихотворение "Игра"

1

132

А.Франк. Повесть «Дневник Анны Франк»

1

Обзор литературы современных уральских писателей (1 час)
133,134

Обобщающее повторение изученного за год

2

135,136

Итоговая работа за курс литературы 11 класса

2

Всего

136

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».