Астрономия (1)

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
_________ (Храпко Г.А.)
« __ » ___________ 20 __ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
_________ ( Титова М.Н.)
Приказ № _____
от « __ » ___________ 20 __ г.

Рабочая программа
учебного предмета «Астрономия»
10 - 11 классы
Для реализации Федерального государственного стандарта среднего общего образования

Количество часов: 34
(0,5 часа в неделю).
Уровень: базовый

Двуреченск

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по
темам.
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии»
позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы»
позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей
на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
Результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
Изучение курса астрономии в 11 классе основывается на знаниях обучающихся,
полученных ими при изучении физики в предыдущих классах, а также приобретенных на
уроках химии, географии, биологии, математики и истории.
Содержание предмета (курса) «Астрономия»,
реализуемое с помощью учебника Б.А.Воронцова-Вильяминова, Е.К. Страут
«Астрономия. 11 класс» (базовый уровень):
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название главы
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
Жизнь и разум во Вселенной
ИТОГО:

Кол-во
часов
2
5
7
8
6
4
2
34

Кол-во работ
практ.
контр.
0
0
2
0
2
0
1
2
1
1
0
0
0
1

Поурочно-тематическое планирование
№

Тема

Содержание

Вид деятельности

Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Дата
план факт

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и

математикой;

— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа

работы телескопа.

1.1

Что изучает
астрономия.

1.2

Наблюдения –
основа
астрономии.

Астрономия, ее связь
с другими науками.
Развитие астрономии
было вызвано
практическими
потребностями
человека, начиная с
глубокой древности.
Астрономия,
математика и физика
— их развитие в
тесной связи друг с
другом. Структура и
масштабы
Вселенной.
Наземные и
космические
приборы и методы
исследования
астрономических
объектов. Телескопы
и радиотелескопы.
Всеволновая
астрономия

Поиск примеров,
подтверждающих
практическую
направленность
астрономии.

Применение
знаний,
полученных
в курсе физики, для
описания
устройства
телескопа.
Характеристика
преимуществ
наблюдений,
проводимых

из космоса.
Практические основы астрономии (5 ч)
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны
и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
3.1

4.2

5.3

Звезды и
созвездия.
Небесные
координаты.
Звездные карты.
Практическая
работа №1 по теме
«Определение
горизонтальных
небесных
координат».

Звездная величина
как характеристика
освещенности,
создаваемой звездой.
Согласно шкале
звездных величин,
разность 5 величин,
различие в потоках
света в 100 раз.
Экваториальная
система координат:
прямое восхождение
и склонение.
Использование
звездной карты для
определения
объектов, которые
можно наблюдать в
заданный момент
времени.
Видимое движение Высота полюса мира
звезд на различных над горизонтом и ее
географических
зависимость от
широтах.
географической
широты места
наблюдения.
Небесный меридиан.
Кульминация светил.
Определение
географической
широты по
измерению высоты
звезд в момент их
кульминации.
Годичное
Эклиптика и
движение Солнца. зодиакальные
Эклиптика.
созвездия. Наклон
Практическая
эклиптики к
работа №2 по теме небесному экватору.
«определение
Положение Солнца
экваториальных
на эклиптике в дни

Применение
знаний,
полученных
в курсе географии,
о составлении карт
в различных
проекциях. Работа
со звездной картой
при организации и
проведении
наблюдений.

Характеристика
отличительных
особенностей
суточного
движения звезд
на полюсах,
экваторе и в
средних широтах Земли.

Характеристика
особенностей
суточного
движения Солнца
на полюсах,
экваторе и в
средних широтах

небесных
координат».

6.4

7.5

Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца и Луны.

равноденствий
и солнцестояний.
Изменение в течение
года
продолжительности
дня и ночи на
различных
географических
широтах.
Луна — ближайшее к
Земле небесное тело,
ее единственный
естественный
спутник. Период
обращения Луны
вокруг Земли и
вокруг своей оси —
сидерический
(звездный) месяц.
Синодический месяц
— период полной
смены фаз Луны.
Условия наступления
солнечных и лунных
затмений. Их
периодичность.
Полные, частные и
кольцеобразные
затмения Солнца.
Полные и частные
затмения Луны.
Предвычисление
будущих затмений.

Земли.

Изучение основных
фаз Луны.
Описание порядка
смены фаз Луны,
взаимного
расположения
Земли, Луны и
Солнца в моменты
затмений.
Анализ причин, по
которым Луна
всегда обращена к
Земле одной
стороной,
необходимости
введения часовых
поясов, високосных
лет и нового
календарного
стиля.
Объяснение
причин, по
которым затмения
Солнца и Луны не
происходят
каждый месяц.
Подготовка и
выступление с
презентациями и
сообщениями.
Анализ
необходимости
введения часовых
поясов, високосных
лет и нового
календарного
стиля.

Время и календарь. Точное время и
определение
географической
долготы. Часовые
пояса. Местное и
поясное, летнее и
зимнее время.
Календарь —
система счета
длительных
промежутков
времени.
История календаря.
Високосные годы.
Старый и новый
стиль.
Строение Солнечной системы (7 ч)

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс,
угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
8.1

Развитие
представлений о
строении мира.

9.2

Конфигурация
планет.
Синодический
период.

10.3

Законы движения
планет Солнечной
системы.
Практическая

Геоцентрическая
система мира
Аристотеля —
Птолемея. Система
эпициклов и
дифферентов
для объяснения
петлеобразного
движения планет.
Создание
Коперником
гелиоцентрической
системы мира. Роль
Галилея в
становлении новой
системы мира.
Внутренние и
внешние планеты.
Конфигурации
планет:
противостояние и
соединение.
Периодическое
изменение условий
видимости
внутренних и
внешних планет.
Связь синодического
и сидерического
(звездного) периодов
обращения планет.
Три закона Кеплера.
Эллипс. Изменение
скорости движения
планет по

Подготовка и
презентация
сообщения о
значении открытий
Коперника и
Галилея для
формирования
научной картины
мира.
Объяснение
петлеобразного
движения планет с
использованием
эпициклов и
дифферентов.
Описание условий
видимости планет,
находящихся в
различных
конфигурациях.
Решение задач на
вычисление
звездных периодов
обращения
внутренних и
внешних планет.

Анализ законов
Кеплера, их

значения
для развития

работа №3 по теме
«Решение задач по
теме
«Конфигурация
планет».

11.4

Определение
расстояний и
размеров тел в
Солнечной
системе.

12.5

Практическая
работа №4 с
планом Солнечной
системы.

13.6

Открытие и
применение закона
всемирного
тяготения.

14.7

Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА) в
Солнечной
системе.

эллиптическим орбитам. Открытие
Кеплером законов
движения планет —
важный шаг на пути
становления
механики. Третий
закон — основа для
вычисления
относительных
расстояний планет от
Солнца.
Размеры и форма
Земли.
Триангуляция.
Горизонтальный
параллакс. Угловые и
линейные размеры
тел Солнечной
системы.
План Солнечной
системы в масштабе
1 см к 30 млн км с
указанием
положения планет на
орбитах согласно
данным
«Школьного
астрономического
календаря» на
текущий учебный
год.
Подтверждение
справедливости
закона тяготения для
Луны и планет.
Возмущения в
движении тел
Солнечной системы.
Открытие планеты
Нептун. Определение
массы небесных тел.
Масса и плотность
Земли. Приливы и
отливы.
Время старта КА и
траектории полета к
планетам и другим
телам Солнечной
системы.
Выполнение
маневров,

физики и
астрономии.
Решение задач на
вычисление
расстояний планет
от Солнца на
основе третьего
закона Кеплера.

Решение задач на
вычисление
расстояний и
размеров объектов.

Построение плана
Солнечной
системы в
принятом масштабе
с указанием
положения планет
на орбитах.
Определение
возможности их
наблюдения на
заданную дату.
Решение задач на
вычисление массы
планет.
Объяснение
механизма
возникновения
возмущений и
приливов.

Подготовка и
презентация
сообщения о КА,
исследующих
природу тел
Солнечной
системы.

необходимых для
посадки на
поверхность планеты
или выхода на
орбиту вокруг нее.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет- гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.

15.1

Контрольная
работа №1 по теме
«Строение
солнечной
системы».
Солнечная система
как комплекс тел,
имеющих общее
происхождение.

16.2

Земля и Луна –
двойная планета.

Гипотеза о
формировании всех
тел Солнечной
системы в процессе
длительной
эволюции холодного
газопылевого облака.
Объяснение их
природы на основе
этой гипотезы.
Краткие сведения о
природе Земли.
Условия на
поверхности Луны.
Два типа лунной
поверхности — моря
и материки. Горы,
кратеры и другие
формы рельефа.
Процессы
формирования
поверхности Луны и
ее рельефа.

Анализ основных
положений
современных
представлений о
происхождении тел
Солнечной
системы.

На основе знаний
из курса
географии
сравнение природы
Земли с природой
Луны.
Объяснение
причины
отсутствия у Луны
атмосферы.
Описание
основных форм
лунной

Результаты
исследований,
проведенных
автоматическими
аппаратами и
астронавтами.
Внутреннее строение
Луны.
Химический состав
лунных пород.
Обнаружение воды
на Луне.
Перспективы
освоения Луны.
17.3 Две группы планет. Анализ основных
характеристик
планет. Разделение
планет по размерам,
массе и средней
плотности.
Планеты земной
группы и
планеты-гиганты.
Их различия.
18.4
Природа планет
Сходство
земной группы.
внутреннего
Практическая
строения и
работа №5 по теме химического состава
«Составление
планет земной
сравнительных
группы. Рельеф
характеристик
поверхности.
планет земной
Вулканизм и
группы».
тектоника.
Метеоритные
кратеры.
Особенности
температурных
условий на
Меркурии, Венере и
Марсе. Отличия
состава атмосферы
Земли от атмосфер
Марса и Венеры.
Сезонные изменения
в атмосфере и на
поверхности Марса.
Состояние воды на
Марсе в прошлом и в
настоящее время.
Эволюция природы
планет. Поиски
жизни на Марсе.

поверхности и их
происхождения.
Подготовка и
презентация
сообщения об
исследованиях
Луны,
проведенных
средствами
космонавтики.

Анализ табличных
данных,
признаков сходства
и различий
изучаемых
объектов,
классификация
объектов.
На основе знаний
физических
законов объяснение
явлений и
процессов,
происходящих в
атмосферах планет.
Описание и
сравнение природы
планет земной
группы.
Объяснение
причин
существующих
различий.
Подготовка и
презентация
сообщения о
результатах
исследований
планет земной
группы.

19.5

Урок-дискуссия
«Парниковый
эффект – польза
или вред?»

20.6

Планеты-гиганты,
их спутники и
кольца.

21.7

Малые тела
Солнечной
системы
(астероиды,
карликовые
планеты и кометы).

Обсуждение
различных аспектов
проблем, связанных с
существованием
парникового эффекта
и его роли в
формировании и
сохранении
уникальной природы
Земли.
Химический состав и
внутреннее строение
планет-гигантов.
Источники энергии в
недрах планет.
Облачный покров и
атмосферная
циркуляция.
Разнообразие
природы спутников.
Сходство природы
спутников с
планетами земной
группы и Луной.
Наличие атмосфер у
крупнейших
спутников.
Строение и состав
колец.

Астероиды главного
пояса. Их размеры и
численность. Малые
тела пояса Койпера.
Плутон и другие
карликовые планеты.
Кометы. Их строение
и состав. Орбиты
комет. Общая
численность комет.
Кометное облако
Оорта.
Астероиднокометная опасность.
Возможности и
способы ее
предотвращения.

Подготовка и
презентация
сообщения по этой
проблеме. Участие
в дискуссии.

На основе знаний
законов физики
описание природы
планет-гигантов.
Подготовка и
презентация
сообщения о новых
результатах
исследований
планет-гигантов, их
спутников.
На основе знаний
законов физики
описание природы
планет-гигантов.
Подготовка и
презентация
сообщения о новых
результатах
исследований
планет-гигантов, их
спутников.
Описание
внешнего вида
астероидов и
комет.
Объяснение
процессов,
происходящих в
комете, при
изменении ее
расстояния от
Солнца.
Подготовка и
презентация
сообщения о
способах
обнаружения
опасных
космических
объектов
и предотвращения

Одиночные метеоры.
Скорости встречи с
Землей. Небольшие
тела (метеороиды).
Метеорные потоки,
их связь с кометами.
Крупные тела.
Явление болида,
падение метеорита.
Классификация
метеоритов:
железные, каменные,
железокаменные.
Солнце и звезды (6 ч)
Предметные результаты освоения темы позволяют:
—
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
—
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
—
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
—
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
—
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—
называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
—
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной
стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
23.1
Солнце, состав и
Источник энергии
На основе знаний
внутреннее
Солнца и звезд —
физических
строение.
термоядерные
законов описание и
реакции. Перенос
объяснение
энергии внутри
явлений
Солнца. Строение
и процессов,
его атмосферы.
наблюдаемых на
Грануляция.
Солнце. Описание
Солнечная корона.
процессов,
Обнаружение потока происходящих при
солнечных нейтрино. термоядерных
реакциях протонЗначение этого
открытия для физики протонного цикла.
и астрофизики.
24.2
Солнечна
Проявления
На основе знаний о
активность и ее
солнечной
плазме,
22.8

Метеоры, болиды,
метеориты.
Контрольная
работа №2 по теме
«Природа тел
Солнечной
системы».

их столкновения с
Землей.
На основе знания
законов физики
описание и
объяснение
явлений метеора и
болида.
Подготовка
сообщения о
падении наиболее
известных
метеоритов.

влияние на Землю.

25.3

Физическая
природа звезд.

26.4

Переменные и
стационарные
звезды.

активности:
солнечные пятна,
протуберанцы,
вспышки,
корональные
выбросы массы.
Потоки солнечной
плазмы. Их влияние
на состояние
магнитосферы
Земли. Магнитные
бури, полярные
сияния и другие
геофизические
явления, влияющие
на радиосвязь, сбои в
линиях
электропередачи.
Период изменения
солнечной
активности.
Звезда — природный
термоядерный
реактор. Светимость
звезды.
Многообразие мира
звезд. Их
спектральная
классификация.
Звезды-гиганты и
звезды-карлики.
Диаграмма «спектр
— светимость».
Двойные и кратные
звезды. Звездные
скопления. Их состав
и возраст.
Цефеиды —
природные
автоколебательные
системы.
Зависимость «период
— светимость».
Затменно-двойные
звезды. Вспышки
Новых — явление в
тесных системах
двойных звезд.
Открытие «экзопланет» — планет
и планетных систем
вокруг других звезд.

полученных в
курсе физики,
описание
образования пятен,
протуберанцев и
других проявлений
солнечной
активности.
Характеристика
процессов
солнечной
активности и
механизма их
влияния на Землю.

Определение
понятия «звезда».
Указание
положения звезд на
диаграмме «спектр
— светимость»
согласно их
характеристикам.
Анализ основных
групп диаграммы.

На основе знаний
по физике
описание
пульсации цефеид
как
автоколебательного
процесса.
Подготовка
сообщения о
способах
обнаружения
«экзопланет» и
полученных
результатах.

27.5

Эволюция звезд.
Практическая
работа №6 по теме
«Решение задач по
«Характеристики
звезд».

Зависимость
скорости и
продолжительности
эволюции звезд от их
массы.
Вспышка
Сверхновой — взрыв
звезды в конце ее
эволюции. Конечные
стадии жизни звезд:
белые карлики,
нейтронные звезды
(пульсары), черные
дыры.
Контрольная
Контрольная работа
работа №3 по теме по темам:
«Солнце и звезды». «Строение
Солнечной
системы», «Природа
тел Солнечной
системы», «Солнце
и звезды».

На основе знаний
по физике оценка
времени свечения
звезды по
известной массе
запасов водорода;
для описания
природы объектов
на
конечной стадии
эволюции звезд.

Подготовка к
контрольной
работе.
Повторение:
— основных
вопросов тем;
— способов решения
задач;
приемов
практической
работы с планом
Солнечной
системы.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Предметные результаты изучения темы позволяют:
—
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
—
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
—
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
—
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
—
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
—
формулировать закон Хаббла;
—
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
Сверхновых;
—
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
—
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
29.1
Наша Галактика.
Размеры и строение
Описание строения
28.6

30.2

Наша Галактика.

31.3

Другие звездные
системы –
галактики.

Галактики.
Расположение и
движение Солнца.
Плоская и
сферическая
подсистемы
Галактики. Ядро и
спиральные рукава
Галактики.
Вращение Галактики
и проблема «скрытой
массы».
Радиоизлучение
межзвездного
вещества. Его состав.
Области
звездообразования.
Обнаружение
сложных
органических
молекул.
Взаимосвязь звезд
и межзвездной
среды. Планетарные
туманности —
остатки вспышек
Сверхновых звезд.
Спиральные,
эллиптические и
неправильные
галактики. Их
отличительные
особенности,
размеры, масса,
количество звезд.
Сверхмассивные
черные дыры в ядрах
галактик. Квазары и
радиогалактики.
Взаимодействующие
галактики.
Скопления и
сверхскопления
галактик.

и структуры
Галактики.
Изучение объектов
плоской и
сферической
подсистем.
Подготовка
сообщения о
развитии
исследований
Галактики.
На основе знаний
по физике
объяснение
различных
механизмов
радиоизлучения.
Описание процесса
формирования
звезд из холодных
газопылевых
облаков.

Определение типов
галактик.
Подготовка
сообщения о
наиболее
интересных
исследованиях
галактик, квазаров
и других далеких
объектов.

Космология начала Общая теория
Применение
ХХ в.
относительности.
принципа Доплера
Стационарная
для объяснения
Вселенная А.
«красного
Эйнштейна. Вывод
смещения».
А. А. Фридмана о
Подготовка
нестационарности
сообщения о
Вселенной. «Красное деятельности
смешение» в
Хаббла и
спектрах галактик и
Фридмана.
закон Хаббла.
Доказательство
Расширение
справедливости
Вселенной
закона Хаббла для
происходит
наблюдателя,
однородно и
расположенного в
изотропно.
любой галактике.
33.5
Основы
Гипотеза Г. А.Гамова Подготовка и
современной
о горячем начале
презентация
космологии.
Вселенной, ее
сообщения о
обоснование и
деятельности
подтверждение.
Гамова и
Реликтовое
лауреа тов
излучение. Теория
Нобелевской
Большого взрыва.
премии по физике
Образование
за работы по
химических
космологии.
элементов.
Формирование
галактик и звезд.
Ускорение
расширения
Вселенной. «Темная
энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
32.4

34.1

Урок-конференция Проблема
«Одиноки ли мы во существования
Вселенной?»
жизни вне Земли.
Условия,
необходимые для
развития жизни. Поиски
жизни на планетах
Солнечной системы.
Сложные
органические
соединения в
космосе.
Современные
возможности
радиоастрономии
и космонавтики для
связи с другими
цивилизациями.
Планетные системы
у других звезд.
Человечество
заявляет
о своем
существовании.

Подготовка и
презентация
сообщения о
современном
состоянии
научных
исследований по
проблеме
существования
внеземной жизни
во Вселенной.
Участие в
дискуссии по этой
проблеме.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».