РП факультативного курса Тестовый практикум. Обществознание. 10 кл (2)

Рабочая программа факультативного курса
по обществознанию
«Тестовый практикум. Обществознание» для 10 класса

Количество часов: 34

Двуреченск

Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации - ЕГЭ.
Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для теоретической и практической
помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить,
систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того,
ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки
данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим
занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для обучающихся 10 классов и
рассчитана на 34 часа. Программа элективного курса составлена на основе:
 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от
05.03.2004 №1089);
 Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
по обществознанию;
 Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по
обществознанию;
 Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного
экзамена по обществознанию.
Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ;
повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий:
лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
 повторение курса обществознания;
 формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
 знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
 формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Содержание элективного курса
Введение. (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ
по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию
Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
Тема 1. Общество. (4 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура.
Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития
общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества.
Современный этап НТР.
Тема 2. Человек. (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия.
Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности
человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид,
индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и
ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества. (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая.
Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки.
Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее
роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание. (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и
относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания.
Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий
части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества. (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд,
капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая,
рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности.
Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике.

Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.
Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества. (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные
роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение
личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как
социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества. (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки,
функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое
государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система
РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы,
референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества. (4 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия
и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской
Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты.
Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая
ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и
ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов. (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение
позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на
конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.)
Задания С1 - С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора
и сформулировать ответ на вопрос Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов
одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения). Задание С7 (Решение
познавательных задач). Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм
написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции
автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».
Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование. (1 ч.). Решение КИМов.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
 биосоциальную сущность человека;
 основные этапы и факторы социализации личности;
 место и роль человека в системе общественных отношений;
 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов;
 основные социальные институты и процессы;
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
 особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений
и обществоведческими терминами и понятиями;
 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов
(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать,














анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения,
аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих
в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования оценки происходящих событий и поведения людей с точки
зрения морали и права.

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Учебно-тематический план 10 класса
Наименование тем курса
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию.
Тема 1. Общество. 4 часа.
Общество - сложная, динамично развивающаяся система.
Сферы жизни общества и их взаимосвязь.
Ступени развития общества.
Глобальные проблемы человечества.
Тема 2. Человек. 4 часа.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Потребности и способности человека.
Многообразие видов деятельности человека.
Человек в системе социальных связей.
Тема 3. Духовная сфера. 2 часа.
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
Наука и образование. Мораль. Религия.
Тема 4. Познание. 3 часа.
Познание мира.
Многообразие форм человеческого знания.
Решение тестовых заданий части «А».
Тема 5. Экономическая сфера. 4 часа.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономические системы
Многообразие рынков.
Рыночные отношения.
Тема 6. Социальная сфера. 3 часа.
Социальная система.
Семья и брак как социальные институты.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Тема 7. Политическая сфера. 4 часа.
Политическая система.
Признаки, функции и формы государства.
Политический плюрализм.
Структура политической власти в РФ.
Тема 8. Право. 4 часа.
Право, система права. Источники права.
Права человека.
Конституция РФ.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Тема 9. Решение заданий различных типов. 2 часа.
Решение тестовых заданий части «А».
Решение тестовых заданий части «В».
Тема 10. Решение заданий части «С». Эссе. 1 час.
Решение тестовых заданий части «С». Эссе.
Тема 11. Итоговое тестирование. 1 час.
Тестирование в формате ЕГЭ.

Дата

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».