Рабочая программа факультативного курса по обществознанию «Тестовый практикум. Обществознание» для 10 класса Количество часов: 34 Двуреченск Пояснительная записка В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным. Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана. Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для обучающихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. Программа элективного курса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию; Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию; Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера. Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. Задачи курса: повторение курса обществознания; формирование умений и навыков решения тестовых заданий; знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию. Содержание элективного курса Введение. (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию. Тема 1. Общество. (4 ч.) Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. Тема 2. Человек. (4 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности. Тема 3. Духовная сфера общества. (2 ч.) Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии. Тема 4. Познание. (3 ч.) Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А. Тема 5. Экономическая сфера общества. (4 ч.) Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция. Тема 6. Социальная сфера общества. (3 ч.) Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм. Тема 7. Политическая сфера общества. (4 ч.) Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни. Тема 8. Правовая сфера общества. (4 ч.) Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды. Тема 9. Решение заданий различных типов. (2 ч.) Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа. Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.) Задания С1 - С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения). Задание С7 (Решение познавательных задач). Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против». Итоговое тестирование. (1 ч.). Решение КИМов. Требования к уровню подготовки выпускников Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Использовать приобретенные знания и умения для: самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Учебно-тематический план 10 класса Наименование тем курса Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию. Тема 1. Общество. 4 часа. Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Сферы жизни общества и их взаимосвязь. Ступени развития общества. Глобальные проблемы человечества. Тема 2. Человек. 4 часа. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Потребности и способности человека. Многообразие видов деятельности человека. Человек в системе социальных связей. Тема 3. Духовная сфера. 2 часа. Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Наука и образование. Мораль. Религия. Тема 4. Познание. 3 часа. Познание мира. Многообразие форм человеческого знания. Решение тестовых заданий части «А». Тема 5. Экономическая сфера. 4 часа. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы Многообразие рынков. Рыночные отношения. Тема 6. Социальная сфера. 3 часа. Социальная система. Семья и брак как социальные институты. Социальный конфликт и пути его разрешения. Тема 7. Политическая сфера. 4 часа. Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм. Структура политической власти в РФ. Тема 8. Право. 4 часа. Право, система права. Источники права. Права человека. Конституция РФ. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Тема 9. Решение заданий различных типов. 2 часа. Решение тестовых заданий части «А». Решение тестовых заданий части «В». Тема 10. Решение заданий части «С». Эссе. 1 час. Решение тестовых заданий части «С». Эссе. Тема 11. Итоговое тестирование. 1 час. Тестирование в формате ЕГЭ. Дата Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)