Рабочая программа по МХК 10-11 кл

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
_________ (Храпко Г.А.)
« __ » ___________ 20 __ г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 3
_________ ( Титова М.Н.)
Приказ № _____
от « __ » ___________ 20 __ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
МХК
10-11 классы
Для реализации государственного стандарта общего образования, утвержденного
приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Количество часов: 70
(1 часа в неделю).
Уровень: средний (полный)

«Рассмотрено»
на заседании ШМО
учителей естественных
и общественных наук
Протокол № _____
от « ____ » _________ 2014 г.

п. Двуреченск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
10-11 классы средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший этап образования и
воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой
художественной культуры на уроках истории на новом художественно-эстетическом и
философском уровне. Изучение МХК в школе осуществляется в рамках базового курса и
опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы
среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня.
Программа ориентирована на УМК «МХК для 10-11 классов» под редакцией
Г.И.Давыдовой.
Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных учреждений
«МХК 10 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. «МХК 11 класс» Г.И. Данилова
Москва, «Дрофа», 2011 год. Учебники включены в федеральный перечень учебников,
рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая
художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
В том числе в Х и ХI классах по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой
культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных
особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Оценки и формы контроля.
1. Устный контроль:
o фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;
o индивидуальный опрос;
o собеседование по теме,
2. Письменный контроль:
o
тестирование,
o
творческая работа,
o
письменный ответ,
o
составление глоссария по изученному материалу,
Контроль уровня обученности
Нормы оценивания знаний учащихся
Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает
материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает
уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми
обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным
литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и
умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями,
жизненным опытом.
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет
аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли
последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает
некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке
отдельных явлений культуры.
Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с
отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и
обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении.
Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на
личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.
Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание
материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы.
Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке
фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных
норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.
Наиболее важными критериями оценки анализа являются:
1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.
2. Полнота и глубина характеристики произведений.
3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.
4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.
5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического
предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их
эстетических достоинств).
6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на
действительность.
7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.
8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной
жизнью.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов)
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы.
Первобытная магия*(12). Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы,
костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные
комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические
основы фольклора. Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии:
аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной
жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи,
храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо.
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского
величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала
божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм
(киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая,
топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев). Ансамбль
московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе
Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных
представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве
Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего
мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в
архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера,
комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
Театр В. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей
Возрождения.
Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени.
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини),
Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). Реализм XVII в. в
живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.
Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к
академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование
классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической
школы (В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи
(прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической
музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в.
(П.И. Чайковский).
Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в:
импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в
архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и
музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм
(П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в.
(В.Е. Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.:
режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта.

Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).
Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М. Эйзенштейн,
Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл
(Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).
Массовое искусство.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС.
Примерные
сроки
7,14,21.09

Тема урока

Гос. стандарт

1Культура первобытного общества .
Первы художники Земли.
2.С чего начиналась история
архитектуры.
3.Тетр ,музыка и танецпервобытного
общества

Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека.
Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец. Художественная культура
первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия . Ритуал единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения
и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического
орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

28,09
5,10

4-5.Архитектура страны фараонов.

Основные направления архитектуры: Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества; архитектурные
сооружения позднего времени.

12,10
19,10

6-7.Изобразительное искусство и
музыка Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта:
пирамиды Гизы.

26,10

8.Художественная культура
Междуречья.

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность
ансамблей Вавилона.

9,11

9.Искусство доколумбовой Америки.

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе
(Паленке, Теночтитлан).

16,11

10.Эгейское искусство.

Шедеврах эгейской архитектуры; о фресках киосского дворца; о вазописи стиля камарес.

23,11

11.Золотой век Афин.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное
действо.

30,11

12.Выдающиеся скульпторы Древней
Эллады.

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь)

7,12

13.Архитектура императорского Рима.

Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

14,12

14.Изобразительное искусство
Римской империи.

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.

21,12

15.Театральное и музыкальное
искусство античности.

Рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра; театральное и
церковное искусство Древнего Рима; музыкальное искусство Древней Греции.

11,01

16.Мир византийской культуры.

18,25,01

17,18.Архитектурный облик Древней
Руси.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение
идеала божественного мироздания в восточном христианстве
Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская,
новгородская, московская школа).

1,02

19.Изобразительное искусство и
музыка Древней Руси.

Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф. Грек,
А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.

8,02

20.Архитектура западноевропейского
средневековья.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический
собор - как образ мира. Региональные школы Западной Европы.

15,02

21.Изобразительное искусство средних
веков.

Скульптуры романского стиля; скульптуры готики; искусство витража.

19,02

22.Театральное искусство и музыка
средних веков.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

2902

23.Индия – «страна чудес».

14,03

24.Художественная культура Китая.

21,03

25.Искусство страны восходящего
солнца (Япония).

28,03

26-27.Художественная культура
ислама.

4,04

28.Флоренция – колыбель
итальянского Возрождения.

11,04

29.Живопись Проторенессанса и
Раннего Возрождения.

18-25,04

30,31.Золотой век возрождения.

Шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии;
искусство индийского танца. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель

Вселенной Древней Индии.
Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме
Неба в Пекине.
Шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; мастерская японской гравюры; скульптуры
цэцкэ; театральное искусство. . Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; литература Арабского Востока;
своеобразие музыкальной культуры ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана

(Древний Самарканд).
Художественная культура Ренессанса. Флорентийское чудо Брукеллески; скульптурные шедевры
Донателло; настоящий переворот в живописи (Мозаччо); в мире образов Боттичелли. Возрождение в
Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.
Мастера Проторенессанса; личность Джотто как лучшего в мире живописца; живопись Раннего
Возрождения.

Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан).

16,05

32Возрождение в Венеции.

23,05

33 Северное Возрождение.

30,05

34Музыка и театр эпохи Возрождения.
35.Повторно-обощающий урок

Архитектурный облик Венеции; Джорджоне и мастера венецианской живописи; художественный мир
Тициана; Веронзе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы; живопись нидерландских немецких мастеров; Бах ;
творческие искания Брейгеля; личность Дюрера как художника, достойного бессмертия. комплекс

Гентский алтарь Я. ван Эйка; Фонтенбло.

Музыкальная культура Возрождения; итальянская комедия дель арте; театр Шекспира «Глобус». Роль
полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира.
Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 11 КЛАСС
Дата
7,09

Тема урока
1.Стилевое многообразие искусства XVII
– XVIII вв.

Гос. стандарт
Возникновение новых стилей и Возрождение; человек и новая картина мира; взаимопроникновение и
обогащение художественных стилей.

1409

2.Искусство маньеризма.

Архитектура маньеризма; маньеризм в изобразительном искусстве; «Особенный мастер» Эль Греко.

21,09

3.Архитектура барокко.

28,09

4.Изобразительное искусство барокко.

Скульптурные шедевры Л. Бернини; живопись барокко; Рубенс – король живописи.

5,10

5.Классицизм в архитектуре Западной
Европы.

Архитектурные творения К.Рена; прогулки по Версалю.

12,10

6.Шедевры классицизма в архитектуре
России.

«Архитектурный театр» Москвы; «строгий, стройный» вид Петербурга.

19,10

7.Изобразительное искусство
классицизма и рококо.

26,10

8.Реалистическая живопись Голландии.

Характерные черты архитектуры барокко; шедевры итальянского барокко; «дивное узорочье» московского
барокко; архитектурные творения В.В. Растрелли.

Н.Пуссен – основоположник классицизма; мастера «галантного жанра»; скульптурные шедевры
классицизма.
Многообразие жанров голландской живописи; творчество Рембрандта – вершина реализма.

9,11

9.Русский портрет XVIII в.

Истоки портретного искусства; шедевры русских портретистов; мастеров скульптурного портрета.

От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов,
А.А. Иванов).
16,11

10.Музыкальная культура барокко.

23,11

11.Композиторы Венской классической
школы.

«взволнованный стиль» барокко в итальянской опере; Бах и Гендель – музыканты барокко; русская музыка
барокко.
Классический символизм Гайдна; Глюк – реформатор оперного стиля; музыкальный мир Моцарта.

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров
Венской классической школы

30,11

12. Театральное искусство XVII – XVIII
вв.

Западноевропейский театр барокко; «золотой век» французского театра классицизма; пути развития
русского драматического театра.

7,12

13.Феникс романтизма.

14,12

14.Изобразительное искусство
романтизма.

Герои романтической эпохи; история глазами романтиков.

21,12

15.Реализм – художественный стиль
эпохи.

Художественные принципы реализма; романтизм и реализм, их связь и отличие; реализм и натурализм.

28,12

16.Изобразительное искусство реализма.

11,01

17.«Живописцы счастья» (художники
импрессионизма).

«романизм».

Бытовые картины жизни. Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье,
художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков).
Художественные искания импрессионализмов; «салон отверженных»; пейзажи впечатления.

импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген).

18,01

18.Многообразие стилей зарубежной
музыки.

Западноевропейская музыка романтизма; музыка импрессионализма.

25,01

19.Русская музыкальная культура.

Русская музыка романтизма; М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики; «Могучая
кучка». Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).

1,02

20.Пути развития западноевропейского
театра.

«Порыв духа и страсти души» в театре романтизма; «торжество правды и истины» в реалистическом театре.

8,02

21.Русский драматический театр.

Театр драматизма; русский реалистический театр.

15,02

22.Искусство символизма.

Художественные принципы символизма; мастера живописи символизма.

19,02

23.Триумф модернизма.

От символизма к модернизму; модерн в изобразительном искусстве.

29,02

24.Архитектура: от модерна до
конструктивизма.

Идеи и принципы архитектуры начала XX века; мастера и шедевры зарубежной архитектуры;
архитектурные достижения России. Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель).

14,03

25.Стили и направления зарубежного
изобразительного искусства.

Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Художественные течения

модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский),
сюрреализм (С. Дали).

2103

26.Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир XX века. Стили и направления; искусство джаза и его истоки; рок-музыка.

4,04

27.Мастера русского авангарда.

Абстракционализм В. Кандинского; супрематизм К.Малевича; «Аналитическое искусство»; В. Татлин –
основоположник живописного конструктивизма.

11,04

28.Русская музыка XX столетия.

Традиции романтизма и символизма в творчестве А.Н. Скрябина; многообразие творческого наследия И.Ф.
Стравинского; дух новаторства в творческом наследии С.С. Прокофьева; музыкальное творчество Д.Д.
Шостаковича. Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).

Массовое искусство.

18,04

29.Зарубежный театр XX столетия.

Интеллектуальный театр и новую драматургию; экспрессионализм на театральной сцене Германии;
творческие новации Г. Крэга; сюрреализм в театральном искусстве Франции; театр абсурда; эпический театр
Б. Брехта; творческие эксперименты П.Брука; зарубежный театр последних лет.

25,04

30.Русский театр XX века.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники театрального искусства; модерн в
балете М.М. Фокина; театральный авангард В.Э. Мейерхольда; камерный театр А.Я. А.Я. Таирова; театр в
годы ВОВ; отечественный театр последних лет.

2,05

31, 32.Становление и расцвет
зарубежного кинематографа.

Рождение и первые шаги кинематографа; выдающиеся достижения американского кино; великий немой;
рождение звукового кино; киноавангард XX в; неореализм итальянского кино; рождение национального
кинематографа; режиссеры американского кино (по выбору).

16,05

33, 34.Шедевры отечественного кино.

23,05

35.Культура постмодернизма.

Первые шаги отечественного кино; картина С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»; феномен
советской музыкальной комедии; фильмы о ВОВ; кинематограф последних лет.

Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: виды и жанры телевидения, дизайн

компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».