Рабочая программа по курсу Русский язык 10-11

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 10- 11 КЛАССА (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку адресована обучающимся 10, 11 класса (базовый
уровень).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ
РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский
язык (базовый уровень). (Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г.№2643 «О
внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях, на 2013/2014 у.г;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку
(базовый уровень).

Авторская программа:
Русский
язык.
Программы
для
10-11 классов
общеобразовательных учреждений (авторы-составители:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова,
Н.А.Николина). - М: «Просвещение», 2011.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей
осуществляется в процессе совершенствования
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций..
В основе рабочей программы – Примерная программа среднего (полного) общего образования
по русскому языку (базовый уровень); программа «Русский язык для 10-11 классов ОУ» (автор –
А.И. Власенков) базовый уровень УМК под ред. А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой (базовый
уровень) (издательство «Просвещение»).
2

УМК соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Система упражнений учебника
построена таким образом, что старшеклассники постоянно обращаются к общелингвистическим
понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Поскольку учебник
ориентирует на работу с текстом, задания для учащихся, как правило, носят комплексный характер
(наряду с освоением материала очередной темы учащиеся анализируют стилевые особенности
текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее
стилистическую роль в данном тексте и т.д. Для реализации федерального компонента
Государственного стандарта общего образования предполагается использование дидактического и
методического аппарата УМК «Русский язык (базовый уровень)» (авторы – А. И. Власенков, Л. М.
Рыбченкова).- М.: «Просвещение», -2013.
Запланирована работа по подготовке к ЕГЭ на уроках «Готовимся к ЕГЭ». Ряд контрольных
уроков планируется провести в форме ЕГЭ (выполнение тестовых заданий, написание сочиненийрассуждений по предложенному тексту).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего
(полного) общего образования. На изучение русского языка в 10 классе (базовый уровень) в
базисном учебном отведено 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1час в неделю).
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о
лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой
деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры,
национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития
языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры
межнационального общения.
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия
для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного
образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать
общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение
и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с
оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных
3

видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков
диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении
непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

Диктант
(объяснительный,
предупредительный,
графический,
выборочный,
распределительный, словарно-орфографический).

Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов:
фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
орфографический, пунктуационный, лексический).

Доклад. Реферат.

Сочинение - рассуждение.

Эссе (классическое, аргументированное).

Тест по материалам и в форме ЕГЭ.

Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Промежуточная аттестация приближена к форме ЕГЭ.

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» (69 часов) (в соответствии с Примерной
программой, 10-11 классы)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.
Речевая ситуация и ее компоненты. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь
и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля.
Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение,
аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры
учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официальноделового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка,
резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование
культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический
стиль,
сферы
его
использования,
назначение.
Признаки
публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления
публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи.
Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и
диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации* 1.
4

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи
(аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная
переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон,
компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных
разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и Лингвистической (языковедческой)
компетенций.
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в
кругу языков народов России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи.Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности,
ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные
аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. .
Языковая норма и ее основные особенности .
Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и
грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном
общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и
отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и
ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим
значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с
учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение
словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе
словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с
подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными
частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1)
правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и
строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и
система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки
препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного
предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
5

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь,
толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники
по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и
ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении
текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного
русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы
и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.

Обязательный минимум содержания
Содержание,
обеспечивающее
компетенции

формирование

коммуникативной

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной
литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание
доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров
(расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи(**).
Культура разговорной речи.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций

Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы(**).
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
6

Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО КЛАССАМ
(10 класс)
(4часа) Слово о русском языке. Сокращение текста. План.
Лексика. Слово и его значение. Омонимы. Паронимы Синонимы
Изобразительно-выразительные средств языка.
Развитие речи. Происхождение лексики русского языка. Фразеология
Лексика общеупотребительная. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
(1 час)Фонетика. Орфоэпия, Фонетический разбор слова
(1 час)Состав слова. Словообразовательный и морфемный разбор
(6 часов) Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне слова. Гласные
после шипящих. Правописание И-Ы после приставок. Правописание приставок
Морфология
(8 часов). Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов в именах
существительных. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен
прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в
суффиксах прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Имя числительное как
часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Употребление имен числительных в
речи.
(1 час) Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Особенности
функционирования местоимений.
(1 час) Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Правописание глаголов.
(1 час)Причастие и деепричастие как глагольные формы. Правописание суффиксов
причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
(1 час) Наречие как часть речи. Образование степеней сравнений имени прилагательного и
наречия. Правописание наречий. Слова категории состояния
(1 час)Служебные части речи. Правописание предлогов, союзов, частиц
(2 часа)Контрольная работа по теме «Морфология». Анализ работ
Текст. Виды его преобразования
(2 час)Признаки текста. Абзац. Сокращение текста. План.
(1 час) Тезисы. Выписки
(1 час) Конспект, тематический конспект
(1 час)Реферат. Аннотация
(1 час) Оценка текста. Рецензия
(2 часа) Контрольная работа по теме «Текст и виды его преобразования». Анализ работ.
Обобщения и повторения за 10 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(11 класс)
(2 часа) Вводный урок. Требования к функциональной грамотности старшеклассников.

Основные единицы языка. Части речи. Смысловые, морфологические признаки
(4 часа) Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Словосочетание как синтаксическая
единица. Виды связей. Классификация словосочетаний. Предложение как синтаксическая единица.Входная
диагностическая контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ

(1 час) РрКлассификация функциональных стилей. Основные признака
(1 час)Постановка тире между главными членами предложения. Полные и неполные предложения

7

(1 час) Работа с тестом в формат ЕГЭ
(1 час)РрКлассификация функциональных стилей. Официально-деловой стиль
(1 час)Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
(1 час)Предложение с однородными членами. Знаки препинания

(1 час) РрКлассификация функциональных стилей. Разговорный стиль.
(2 часа)Обособленные и необособленные определения. Обособление обстоятельств, приложений
(1 час)Рр Классификация функциональных стилей. Научный стиль
( 1час) РР Классификация функциональных стилей. Публицистический стиль и его

характеристика

(1 час)Жанры публицистики. Очерк
(1 час)Особенности публичной речи
(1 час)Устное выступление
(1 час)Дискуссия
(2 часа)Язык художественной литературы
(1 час)Практическая работа по определению стилей речи. Создание текстов разных стилей.
(2 часа) Синтаксис. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания
(2 часа)Сложное предложение и его виды. Знаки препинания в СП с разными видами связи
(1 час)Речевое общение. Культура речи. Речевая ситуация
(2 часа) Языковая норма. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Оценка
коммуникативных качеств и эффективности речи.
(2 часа)Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения».
Анализ работ.
(1 час) Подготовка к ЕГЭ: общие рекомендации

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура
речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и
др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
8

литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения
к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 – 11 КЛАССОВ
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому
языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка
Критерии
Ученик
«5»
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но
«4»
допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
«3»
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
«2»
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
«1»
9

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен
включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление
прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку
учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный диктант
Объём диктанта в 10-11 классах 180-190 слов. При подсчёте слов в тексте диктанта
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. В целом количество
проверяемых орфограмм не должно превышать 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
При оценке диктанта исправляются, но не
учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
Кнегрубым1 относятся ошибки:
1) в переносе слов;
2)

3)
4)

5)
6)

1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в
на правила, которые не включены в школьную
составных собственных наименованиях;
программу;
3) в случаях раздельного и слитного
написания не с прилагательными и
на еще не изученные правила;
причастиями, выступающими в роли
сказуемого;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не 4) в написании ы и ипосле приставок;
проводилась специальная работа;
5) в случаях трудного различия не и ни
(Куда он только не обращался!
в передаче авторской пунктуации;
Куда он ни обращался, никто не
мог дать ему ответ. Никто иной
описки, неправильные написания, искажающие звуковой
не...; не кто иной, как; ничто иное
облик слова, например: «рапотает» (вместоработает),
не...; не что иное, как и др.);
«дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
6) в собственных именах нерусского
происхождения;
7) в случаях, когда вместо одного знака
препинания поставлен другой;
8) в пропуске одного из сочетающихся
знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также п о в т о р я е м о с т ь и о д н о т и п н о с т ь ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за
одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок,
сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот –
Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок
две негрубые считаются за одну.
1

10

ротик, грустный –грустить, резкий –резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки,
то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на
верное) оценка снижается на один балл.Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и
более.Диктант оценивается одной отметкой.
Контрольная работа (диктант)
орфографические / пунктуационные ошибки
Оценка
«5»

0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)

дополнительные задания
(фонетическое, лексическое,
орфографическое,
грамматическое)
выполненыверно все задания
правильно выполнено
не менее ¾ заданий

«2»

2/2; или 1/3; или 0/4;
3/0(если среди них есть однотипные)
4/4; или 3/5; или 0/7;
в 5 кл. допускается: 5/4;
6/6 (если имеются ошибки однотипные и
негрубые)
до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

не выполнено ни одно задание

«4»
«3»

правильно выполнено
не менее половины заданий
не выполнено
более половины заданий

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за
диктант, следует принимать во внимание предел,превышение которого не позволяет выставлять
данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» — 2 орфографические ошибки,
для оценки«3» — 4 орфографические ошибки
для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки,
допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать
мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой
по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
11

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
 разнообразие словаря и грамматического строя речи;
 стилевое единство и выразительность речи;
 число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических.

Оценка
«5»

«4»

«3»

«2»

Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Содержание и речь
Грамотность
( 0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт)
0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0гр.ош.
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность
Допускается:
текста.
1– 0 –0
В целом в работе допускается:
или 0 – 1 – 0
1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта
или 0 – 0 – 1
1. Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
Допускается:
выразительностью.
2–2–0
В целом в работе допускается:
или 1 – 3 – 0
2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов
или 0 – 4 – 2
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности
Допускается:
изложения.
4– 4 –0
4. Беден словарь и однообразны употребляемые
или 3 – 5 – 0
синтаксические конструкции, встречается неправильное
или 0 – 7 – 4
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостав 6 классе: 5 – 4 – 4
точно выразительна.
В целом в работе допускается:
4 недочета в содержании—5 речевых недочетов
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь между ними,
часты случаи неправильного словоупотребления.
Допускаются:
7– 7 –0
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими
или 6 – 8 – 0
однотипными предложениями со слабовыраженной
или 5 – 9 – 0
связью между ними, часты случаи неправильного
12

«1»

словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено:
6 недочетов в содержании — до7 речевых недочетов
В работе допущено:
7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов

или 8 – 6 – 0
а также 7 грамматических
ошибок
имеется более
7–7–7

Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на
один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну,
а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при
3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках
или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3;
«3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.
При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка
диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При
этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется
степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также
наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём
диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок,
оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Учебно-методическое обеспечение УМК под ред. А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
1. Программа «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»
(базовый уровень). Авторы – А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М: «Просвещение», 2011.
2. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учебник для общеобразовательных
учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 15-е изд. - М.: «Просвещение», 2013.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык:
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: «Просвещение»,
13

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык:
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: «Просвещение»,
5. Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой
Л.М. (компакт-диск). – Издательство «Учитель», 2012.

14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС(35 часов)
Кол-во часов
1
1

1
1
1

Тема урока
Р.Р. Слово о русском языке
Сокращение текста. План.
Лексика. Слово и его значение. Омонимы. Паронимы.
Синонимы
Изобразительно-выразительные средства языка
Готовимся к ЕГЭ.
Развитие речи
Происхождение лексики русского языка. Фразеология
Фонетика. Орфоэпия, Фонетический разбор слова

1

Состав слова. Словообразовательный и морфемный
разбор

1

Принципы русской орфографии

2

Правописание гласных в корне слова. Готовимся к ЕГЭ

2

Гласные после шипящих.Правописание И-Ы после
приставок
Правописание приставок. Готовимся к ЕГЭ

1

1

Имя существительное как часть речи. Правописание
суффиксов в именах существительных
Имя прилагательное как часть речи. Правописание
окончаний имён прилагательных
Правописание суффиксов имён прилагательных

1

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных

1
1

Характеристика деятельности уч-ся
Составление плана научного текста
Работа с толковым словарем. Омографы, омоформы,
омофоны Происхождение исконно русской лексики.
Пользование словарями различных типов
Находить в художественной речи тропы и объяснять их роль
в создании худ.образов
Находить способы взаимодействия при работе в группе,
уметь вступать в полемику и вести дискуссию
уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
использование для решения познавательных задач
справочные пособия по русскому
выделять главное, классифицировать, рефлексировать
Определение фонетики, характеристика звуков Знать
Орфоэпические нормы
Знать значимые части слова, порядок морфемного анализа
слов
Морфологический анализ слова, лексическое значение слова
Находить способы взаимодействия при работе в группе,
уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Распознавать морфемы в словах

Дата
02.09

09.09
16.09
23.09
30.09

14.10

21.10
27.10

11.11

Классификация орфограмм Правильно писать орфограммы в
словах
Знать правописание приставок Классификация приставок

18.11

Уметь применять изученные правила

02.12

Знать правила переноса слов находить способы
взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в
полемику и вести дискуссию;
Знать лексико-грамматические разряды имен

09.12

25.11

16.12
15

1

Правописание сложных имён прилагательных

2

Контрольная работа по теме «Правописание имён
существительных и прилагательных». Анализ работ
Имя числительное как часть речи. Склонение и
правописание имен числительных. Употребление имен
числительных в речи.

1

1

1
1

1

1

Местоимение как часть речи. Правописание
местоимений. Особенности функционирования
местоимений. Готовимся к ЕГЭ
Глагол как часть речи. Спряжение глаголов.
Правописание глаголов. Готовимся к ЕГЭ
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Правописание суффиксов причастий. Правописание Н,
НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Готовимся к ЕГЭ
Наречие как часть речи. Образование степеней сравнений
имени прилагательного и наречия. Правописание
наречий. Слова категории состояния
Готовимся к ЕГЭ

существительных выделять главное, классифицировать,
рефлексировать Делать морфологический разбор имен
существительных Правильное написание суффиксов имен
существительных
Знать лексико-грамматические разряды прилагательных
выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Делать морфологический разбор прилагательных.
Знатьправописание суффиксов прилагательных

23.12

Знать правописание суффиксов прилагательных
умение ставить цели, определять пути их решения
Знать разряды и виды числительных выделять главное,
классифицировать, рефлексировать. Делать
морфологический разбор числительных. Знать особенности
употребления собирательных числительных и числительных
один, оба, полтора, два, три, четыре умение ставить цели,
определять пути их решения
Знать лексико-грамматические разряды местоимений.
Делать морфологический разбор местоимений. Уметь
применять изученные правила
Уметь применять изученные правила

20.01
03.02
13.01

Отличать причастия от других частей речи выделять
главное, классифицировать, рефлексировать Знать
правописание суффиксов причастий

24.02

Отличать деепричастие от других частей речи выделять
главное, классифицировать, рефлексировать. Умение писать
деепричастия и обособлять деепричастный оборот находить
способы взаимодействия при работе в группе, уметь
вступать в полемику и вести дискуссию;
Служебные части речи. Правописание предлогов, союзов, выделять главное, классифицироватьЗнать разряды наречий
частиц
по значению. Уметь образовывать степени сравнения
Правильно писать наречия. Различать слова категории
состояния, наречия и краткие

10.02

17.02

02.03

09.03

16

2

1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольная работа по теме «Морфология». Анализ
Уметь применять изученные правила
работ
Текст. Виды его преобразования
Признаки текста. Абзац
Проведение лингвистического анализа текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка.
Сокращение текста. План.
Создание письменных текстов разных типов и жанров в
учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения.
Тезисы. Выписки
Развитие навыков монологической речи.
Конспект, тематический конспект
Публичная защита реферата: оценка коммуникативных
Реферат. Аннотация
качеств и эффективности речи.
Оценка текста. Рецензия
Контрольная работа по теме «Текст и виды его
Уметь применять изученные правила
преобразования». Анализ работ
Урок обобщения и повторения за 10 класс

16.03
23.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05

17

Календарно-тематическое планирование 11 класс
Кол-во часов

Тема урока

1

Требования к функциональной грамотности старшеклассников

1

Основные единицы языка. Части речи. Смысловые,
морфологические признаки

Характеристика деятельности уч-ся

Дата

Знать основные единицы языка и их особенности Лексическое и
грамматическое значение слова. Уметь применять их на практике.
Знать грамматические значения, грамматические формы и
синтаксические функции частей речи.

02.09

09.09

1

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Знать определения синтаксиса, пунктуации. Знать синтаксические
единицы. Знать функции знаков препинания

16.09

1

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды связей.
Классификация словосочетаний

Вычленять словосочетания, знать связь в словосочетании

23.09

2

Предложение
как
синтаксическая
единица.Входная
диагностическая контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ

Знать понятие предложения. Знать характеристику простых
предложений Уметь производить пунктуационный разбор
предложения. Знать виды предложений по цели высказывания, по
эмоциональной окраске. Знать основные типы односоставных
предложений

30.09

1

Рр Классификация функциональных стилей. Основные
признаки

Проведение лингвистического анализа текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка

14.10

1

Постановка тире между главными членами
предложения.Полные и неполные предложения

Знать условия постановки тире. Определять виды предложений

21.10

30.09

18

1

Работа с тестом в формате ЕГЭ

Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков.

28.10

1

Рр Классификация функциональных стилей. Официальноделовой стиль

Проведение лингвистического анализа текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка

11.11

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

Уметь применять изученные правила

18.11

1

Предложение с однородными членами. Знаки препинания

Знать понятие однородности. Отличать неоднородные и
однородные члены предложения. Правильно ставить знаки
препинания

25.11

1

Р рКлассификация функциональных стилей. Разговорный
стиль.

Проведение лингвистического анализа текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка

09.12

2

Обособленные и необособленные определения. Обособление
обстоятельств, приложений

Знать правила обособления различных членов предложения

16.12

1

РрКлассификация функциональных стилей. Научный стиль

Проведение лингвистического анализа текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка

13.01

1

РрКлассификация функциональных стилей. Публицистический
стиль и его характеристика

Уметь применять изученные правила

20.01

1

Жанры публицистики. Очерк

1

Особенности публичной речи

1

Устное выступление

1

Дискуссия

23.12

03.02

Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи.

10.02
17.02
24.02

19

2

Язык художественной литературы

Анализ языковых единиц с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления

02.03

1

Практическая работа по определению стилей речи. Создание
текстов разных стилей. Готовимся к ЕГЭ

Определять стиль предложенного для анализа текста и
аргументировать свое мнение

09.03

2

Синтаксис. Простое осложнённое предложение. Знаки
препинания

Грамотно оформлять пунктуационными знаками водные
конструкции, находить междометия, утвердительноотрицательные и вопросительно-восклицательные слова в
предложении и ставить знаки препинания

16.03

Сложное предложение и его виды. Знаки препинания в СП с
разными видами связи

Уметь применять изученные правила. Знать особенности
построения сложного предложения. Знать основные типы
сложных предложений основные правила постановки знаков
препинания в сложном предложении

06.04

1

Речевое общение. Культура речи. Речевая ситуация

20.04

2

Языковая норма. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи.

Создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в
учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения. Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков.

11.05

2

2

1

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого
и сложного предложения». Анализ работ

Подготовка к ЕГЭ: общие рекомендации

23.03

13.04

27.04
04.05

18.05

23.05

20

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».