Рабочая программа по курсу Обществознание 10-11классы

Рабочая программа по курсу
обществознание
10-11 классы
Для реализации государственного стандарта общего образования,
утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Количество часов: 140
(2 часа в неделю).
Уровень: базовый

п. Двуреченск

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов
составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего
(полного)общего образования, Примерной программы среднего (полного)
общего образования по обществознанию и авторской программы
Боголюбова Л.Н.,Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ
«Обществознание 10-11 классы , базовый уровень» в сб. «Обществознание,
10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев
А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень»; авторской программы под
редакцией : Кравченко А.И; Программы курса «Обществознание»для 11
классов общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2013;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам
и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта двух учебных
часов в неделю.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в
том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой
сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами

поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне
среднего (полного) общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим
и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в
том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других
людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко
всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков
противодействия соответствующим правонарушениям.
Опыт познавательной и практической деятельности
- работа с источниками социальной информации, с использованием
современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации,
поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через

самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе,
общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически
рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка
действий в конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению
через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных
проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на
базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного
поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и
права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному
учебному предмету.
Критерии оценивания
Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1.
Организация
ответа
(введение,
основная
часть,
заключение)

Удачное
использование
правильной
структуры ответа
(введение основная часть заключение);
определение темы;
ораторское
искусство (умение
говорить)

Использование
структуры ответа,
но не всегда
удачное;
определение темы;
в ходе изложения
встречаются паузы,
неудачно
построенные
предложения,
повторы слов

Отсутствие
некоторых элементов
ответа; неудачное
определение темы
или её определение
после наводящих
вопросов; сбивчивый
рассказ,
незаконченные
предложения и
фразы, постоянная
необходимость в
помощи учителя

Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не
может
определить даже
с помощью
учителя, рассказ
распадается на
отдельные
фрагменты или
фразы

2. Умение
анализирова
ть и делать
выводы

Выводы
опираются не
основные факты и
являются
обоснованными;

Некоторые важные
факты упускаются,
но выводы
правильны; не
всегда факты

Упускаются важные
факты и многие
выводы
неправильны; факты
сопоставляются

Большинство
важных фактов
отсутствует,
выводы не
делаются; факты

грамотное
сопоставление
фактов, понимание
ключевой
проблемы и её
элементов;
способность
задавать
разъясняющие
вопросы;
понимание
противоречий
между идеями

сопоставляются и
часть не относится
к проблеме;
ключевая проблема
выделяется, но не
всегда понимается
глубоко; не все
вопросы удачны; не
все противоречия
выделяются

редко, многие из них
не относятся к
проблеме; ошибки в
выделении ключевой
проблемы; вопросы
неудачны или
задаются только с
помощью учителя;
противоречия не
выделяются

не
соответствуют
рассматриваемо
й проблеме, нет
их
сопоставления;
неумение
выделить
ключевую
проблему (даже
ошибочно);
неумение задать
вопрос даже с
помощью
учителя; нет
понимания
противоречий

3.
Иллюстраци
я своих
мыслей

Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующим
и фактами

Теоретические
положения не
всегда
подкрепляются
соответствующими
фактами

Теоретические
положения и их
фактическое
подкрепление не
соответствуют друг
другу

Смешивается
теоретический и
фактический
материал, между
ними нет
соответствия

4. Научная
корректност
ь (точность
в
использован
ии
фактическог
о материала)

Отсутствуют
фактические
ошибки; детали
подразделяются на
значительные и
незначительные,
идентифицируютс
я как
правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты отделяются
от мнений

Встречаются
ошибки в деталях
или некоторых
фактах; детали не
всегда
анализируются;
факты отделяются
от мнений

Ошибки в ряде
ключевых фактов и
почти во всех деталях;
детали приводятся, но
не анализируются;
факты не всегда
отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу
между ними

Незнание
фактов и
деталей,
неумение
анализировать
детали, даже
если они
подсказываются
учителем; факты
и мнения
смешиваются и
нет понимания
их разницы

Выделяются
важные понятия, но
некоторые другие
упускаются;
определяются
чётко, но не всегда
полно; правильное
и доступное

Нет разделения на
важные и
второстепенные
понятия;
определяются, но не
всегда чётко и
правильно;
описываются часто

Неумение
выделить
понятия, нет
определений
понятий; не
могут описать
или не
понимают

5. Работа с Выделяются все
ключевыми понятия и
понятиями определяются
наиболее важные;
чётко и полно
определяются,
правильное и
понятное описание

6.
Причинноследственн
ые связи

Умение
переходить от
частного к общему
или от общего к
частному; чёткая
последовательность

описание

неправильно или
непонятно

собственного
описания

Частичные
нарушения
причинноследственных
связей; небольшие
логические
неточности

Причинноследственные связи
проводятся редко;
много нарушений в
последовательности

Не может
провести
причинноследственные
связи даже при
наводящих
вопросах,
постоянные
нарушения
последовательности

Программа:
1.«Обществознание» 10-11 классы Авторы : Л. Н. Боголюбов (руководитель
авторского коллектива), академик РАО; Н. И. Городецкая, кандидат
педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И.
Матвеев. кандидат педагогических наук . Издательство « Просвещение»,2009
Учебник:
1. Л.Н.Боголюбов,Ю.И.Аверьянов,Н.И.Городецкая.Обществознание:10,11
класс.- М. « Просвещение» 2008.
2. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 11 класса.
Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Русское слово,
2005.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур*(12). Потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее
критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.

Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и
предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.
Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный
конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность.
Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические
партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества.
Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная
кампания в Российской Федерации.

Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание
индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода
и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки
людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение.
Политическое участие. Политическое лидерство.

Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о
выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение.
Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные
бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика
производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы
и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный
терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие
норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное
право.
Споры,
порядок
их
рассмотрения.
Особенности
административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы.
Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Международное гуманитарное право.
ЧЕЛОВЕК НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного
мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе.
Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая
угроза современной цивилизации.
Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся реализуется в следующих
главах в 10 и 11 классе.

Общество и человек

Социальная сфера

Коррупция как симптом
общественной и государственной
дисфункции. Гражданин и коррупция
Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Коррупция как разновидность
девиантного поведения. Молодежь и
коррупция.
Антикоррупционное мировозрение
Коррупция и власть.

Экономика.

Правоотношения

Экономический аспект коррупции
Коррупция как способ «тенизации»
экономики. Глобальная конкуренция
и проблемы коррупции. Коррупция в
международном экономическом
сотрудничестве Коррупция в
международном экономическом
сотрудничестве.
Понятие коррупционного
правонарушения. Система
антикоррупционных законов в
Российской Федерации.

10класс
Календарно-тематическое планирование. Обществознание 10кл.70 часов.
УМК: Обществознание 10кл. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М «Просвещение».2008.
Примерные
сроки
Сентябрь
2.09
16.09

23.09
30.09
октябрь
7.10
14.10
21.10

28,10
ноябрь

Урочно-тематическое
планирование
Раздел 1.
Общество и человек.
Глава 1 Общество.
1-2.Что такое общество.
3. Общество как сложная
динамическая система.
4. Общество.
Глава 2. Человек.
5. Природа человека.
6-7. Человек как духовное
существо.
8-9. Деятельность – способ
существования людей.
10-11. Познание и знание.
12-13. Человек в системе
социальных связей.
14. Общество и человек.

Раздел 2.
Основные сферы
общественной жизни.
Глава 3. Духовная культура.
15-16. Культура и духовная
жизнь общества.

Гос. стандарт.

Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и
революция как формы социального изменения. Понятие
общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество
и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Многовариантность общественного развития. Понятие
общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века.
Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о
человеке. Широкое и узкое значение природы. Влияние
научно-технического прогресса на природу. Понятие
антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого
изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.
Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло.
Мировоззрение и его роль в жизни человека .Деятельность
как способ человеческого бытия. Деятельность человека и
поведение животных. Структура деятельности. Потребности
человека. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и
рациональное познание. Критерии истины. Объективность
истины. Абсолютные и относительные истины. Особенности
научного познания. Научное мышление и современный
человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый
смысл. Что такое мировоззрение. Биологическое и
социальное в человеке. Личность Познание человеком самого
себя. Самооценка. Общественное и индивидуальное
сознание. Социализация индивида. Социальная роль.
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры.
Многообразие культур.
Потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира.

11,11

18,11
25,11

2.12

17-18. Наука и образование.
19-20. Мораль и религия.
21. Искусство и духовная
жизнь.
22. Духовная культура.
Глава 4.
Экономика.
23-24.Роль экономики в
жизни общества.
25.Экономическая культура.
26. Экономика.

9.12

Глава 5. Социальная сфера.
16,12

23,12
12,01
19,01

26,01
2,02

9,02
16,02
23,02

1,03
2,03

27-29.Социальная структура
общества.
30-32. Социальное
взаимодействие.
33-35.Социальные нормы и
отклоняющееся поведение.
36-37. Нации и
межнациональные
отношения.
38-39. Семья и быт.
40. Социальное развитие и
молодежь.
41. Социальная сфера.
Глава 6.
Политическая сфера
42-43.Политика и власть.
44-46. Политическая система.
47-49. Гражданское общество
и правовое государство.
50-51. Демократические
выборы и политические
партии.
52-53. Участие гражданина в
политической жизни.
54. Политическая сфера

Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности
научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и
факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные
структуры. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины
и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в
области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние
эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие
ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические
проблемы. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная
стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных
норм. Социальный контроль. Социальная мобильность.
Молодежь как социальная группа, особенности молодежной
субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти.
Государство, его функции. Политическая система. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России. Политические партии и движения.
Средства массовой информации в политической системе
общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской
Федерации. Избирательная кампания в Российской
Федерации.
.

9,03

Раздел 3. Право.
Глава 7. Право как особая

Право в системе социальных норм. Система российского
права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

16,03
23,03
13,04
20,04
27,04

4,05
11,05
18,05
25,05

система норм.
55-56.Право в системе
социальных норм.
57. Источники права.
58-60. Правоотношения и
правонарушения.
61-62. Современное
российское
законодательство.
63. Предпосылки
правомерного поведения.
64-65. Общество в развитии.
66-67. Человек и общество.
67-69. Человек, природа,
общество.
70. Повторение. Резерв 1 час.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство
Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность,
альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые
формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Правовые
основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и
принципы гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.

11класс
Примерные
сроки

Урочно-тематическое планирование
1.Введение
Человек и экономика (24ч)
2-3. Экономика: наука и хозяйство.
4-6.
Экономический рост и развитие.
7-8. Рыночные отношения в экономике.
9-10. Фирмы в экономике
11-12.
Правовые основы предпринимательской деятельности
13-14. Слагаемые успеха в бизнесе.
15-17. Экономика и государство.
18-19. Финансы в экономике.
20-21. Занятость и безработица.
22-23. Мировая экономика
24-25. Человек в системе экономических отношений
26-27. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и
экономика»
Проблемы социально-политической и духовной жизни. (17
часов)
28-29Свобода в деятельности человека
30-31.Общественное сознание
32-33.Политическое сознание
34-35.Политическое поведение
36-37.Политическая элита и политическое лидерство
38-39.Демографическая ситуация в современной России и
проблемы неполной семьи
40-41.Религиозные объединения и организации в РФ
42-43. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы
социально-политической и духовной жизни»
Человек и закон (27 часов)
44-45.Современные подходы к пониманию права
46-47.Гражданин Российской Федерации
48-49.Экологическое право
50-51.Гражданское право
52-53.Семейное право
54-55.Правовое регулирование занятости и трудоустройства
56-57.Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
58-59.Процессуальное право: уголовный процесс
60-61.Процессуальное право: административная юрисдикция,
конституционное судопроизводство.

62-63Международная защита прав человека
64-65Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон»
66-67Итоговое повторение по курсу обществознания.
68Итоговый урок-зачет по курсу обществознания.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».