Рабочая программа по курсу ОБЖ 10-11 класс

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 10-11 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на
основе программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, подготовленной
В.Н.Латчуком (руководитель), С.К.Мироновым, С.Н.Вангородским с учетом требований
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, напечатанной в программах для учащихся общеобразовательных
учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 -11 классы / под общ.ред.
В.Н.Латчука. —М.: Дрофа, 2007
Программа, подготовленная В.Н. Латчуком, С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским
рассчитана на 34 часа и предназначена для реализации в 10-11классах. Данная рабочая
программа рассчитана на 1час в 10 классе и на 1 час в 11 классе. Содержание данной
программы не изменено.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на
достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни;
о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и к государственной символике страны;
патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов
терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности.
Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена
беременности. Уход за младенцем*(12).
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях
электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного
дыхания и непрямого массажа сердца.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

Государственная система обеспечения безопасности населения

Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические,
гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах
экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального
(терроризм, вооруженные конфликты) характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств
Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

2

прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы,
обучение населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в
качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных
действий.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.

Основы обороны государства и воинская обязанность

Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства
Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. История
создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования
призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка
на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов
для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик
должен знать и понимать:
— основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
— потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
— основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности
граждан;
— порядок первоначальной постановки на воинский учет,медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
— состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
— основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
— основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
— требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
— предназначение, структуру и задачи РСЧС;
— предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
— владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
— пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3

— оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по
отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
— ведения здорового образа жизни;
— оказания первой медицинской помощи;
— развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;
— вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб
экстренной помощи.
Оценка знаний
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту,
аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания
применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое
понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики,
своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения
использовать знания в своем опыте.
Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки «3».
Основное содержание (10 класс)
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения.
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Подготовка к проведению турпохода. Практические занятия. Разбор наиболее возможных
причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры
профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного
существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту,
правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Практические занятия.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками
и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте.
Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на
рынке, стадионе, вокзале и др.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в
качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных
действий.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых
несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная
ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение
правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм,
общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка,
повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и
вандализм.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной
местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
4

характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации
(отработка возможных вариантов поведения, предусмотренных планом образовательного
учреждения, - укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), ее структура и задачи. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура,
задачи, решаемые по защите
населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных
организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно спасательные работы, обучение населения. Правовые основы организации защиты
населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Законы и
другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России
- Федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации;
- система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья,
прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области
безопасности.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению
защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или
вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура
управления и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите
населения. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие,
классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на
организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства
поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от
современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных
ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях. Порядок подачи сигнала: «Внимание всем!». Передача речевой информации о
чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны.
Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных
сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно
проводить в имеющихся защитных сооружениях).
Средства индивидуальной защиты Основные средства защиты органов дыхания и правила
их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и
профилактики. Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования
средствами индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно - спасательных работ в зоне ЧС. Предназначение
аварийно - спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных
ситуаций. Организация и основное содержание аварийно - спасательных работ,
организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

5

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении Организация
гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План
гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья:
— важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой
деятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье
индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии
здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе
жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья;
— социальная потребность общества.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.
Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и
специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания,
механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся
инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его
значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности.
Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка,
активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов
жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного
режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных
качеств.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на
уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении
нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям
физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и
долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм
человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей
природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к
систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные
привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия
употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение
и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние
курения на нервную и сердечно - сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние
на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.
Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота
и культура в быту. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и
общества
Раздел III. Основы военной службы
ВСРФ — защитники нашего Отечества.
6

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа
Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии,
ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание
массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной
реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
История их создания и предназначение. Организационная структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил и рода войск. Сухопутные войска, история создания,
предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска. Военно-воздушные силы,
история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания,
предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот,
история создания, предназначение.
Отдельные рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, воздушнодесантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня
боеготовности.
Функции и основные задачи современных ВСР, их роль и место в системе обеспечения
национальной безопасности страны. ВСРФ - государственная военная организация,
составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными
Силами.
Другие войска, их состав и предназначение. Пограничные органы Федеральной службы
безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской
обороны, их состав и предназначение.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.
Патриотизм:
— духовно-нравственная основа личности военнослужащего
— защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам,
защищать от врагов
— основное содержание патриотизма.
Воинский долг:
— обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные
составляющие личности военнослужащего
— защитника Отечества, способного с честью и
достоинством выполнить воинский долг.
.Памяти поколений — дни воинской славы России.
Дни воинской славы России
— дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях,
связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых
условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Символы воинской чести.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя
воинской части
— особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и
заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
7

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
История государственных наград за военные отличия в России. Основные
государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой
Российской Федерации.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.
Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов
военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во
внеурочное время)
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.
Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части.
Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами воинов части в военное и
мирное, время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по
подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и
распорядком дня, с требованиями правил безопасности во время занятий с оружием и на
военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к
военной службе.
Размещение и быт военнослужащих. Размещение военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана
окружающей среды. Распределение служебного времени и повседневный порядок.
Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и
вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения
части. Посещение военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Назначение и состав суточного
наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
Организация караульной службы, обязанности часового.
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка
караулов. Часовой. Обязанности часового.
Строевая подготовка. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка
правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй
взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Огневая подготовка. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его
чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения
огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.
Тактическая подготовка.
Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения
солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, порядок их выполнения.
Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
Физическая подготовка. Разучивание упражнений утренней физической зарядки.
Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к
новому пополнению воинских частей.
Основное содержание (11 КЛАСС)
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни.
Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход
за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении
организма.
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и
ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной

8

жизни (психологический, культурный, материальный факторы). Качества, которые
необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Инфекции, передаваемые
половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры
профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
СПИД и его профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД -финальная
стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Брак и семья, основные
понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и
обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
(практические занятия). Сердечная недостаточность, основные понятия и определения.
Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при
острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с
болью.
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика
травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепномозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза
при повреждении позвоночника.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и
ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции
легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
Раздел II. Основы военной службы.
Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской
обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе,
призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в
запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в
запасе.
Организация воинского учета и его предназначение. Организация воинского учета.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по
воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при
первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной
подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для
комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и
наблюдения, водительские и др.).
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления
добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными
видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим
целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программе подготовки

9

офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан
при постановке на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и
медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной
службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при
первоначальной постановке их на воинский учет.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Увольнение с военной службы.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок
освобождения граждан от военных сборов.
Особенности военной службы.
Правовые основы военной службы Военная служба — особый вид федеральной
государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ,
определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и
свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.
Общевоинские уставы ВРФ — закон воинской жизни.
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
Дисциплинарный устав ВСРФ, Строевой устав ВСРФ, их предназначение и основные
положения.
Военная присяга — клятва воина на верность Родине —России.
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия
военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих
к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим
воинского долга.
Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва
на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной
службы и предоставления отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности
военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный
порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов
военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВСРФ. Военная
форма одежды.
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной
службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на
военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы,
предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие
обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для
военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая,
материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные
взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение
приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими,
самовольное
оставление части и др.).
Альтернативная гражданская служба. Федеральный закон «Об альтернативной
гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой
деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной
службы по призыву альтернативной гражданской
10

службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан.
Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача
заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина
Вооруженных Сил.
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника
Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и
достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее
истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность
Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту
встать на защиту свободы, независимости,
конституционного строя России, народа и Отечества.
Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной
техникой. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей
вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание
роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и
боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военнопрофессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть
готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской
деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных
видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к
военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного
возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам
призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского
коллектива (экипажа, боевого расчета).
Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы
Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы
командиров и начальников. Единоначалие — принцип строительства ВСРФ. Важность
соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно
поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину,
воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность
выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам,
при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
5.5.Как стать офицером Российской армии. Ориентация на овладение военно-учетными
специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры.
Ориентация на обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
учреждений высшего профессионального образования. Основные виды военных
образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в
военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация
подготовки офицерских кадров для ВСРФ.
Международная (миротворческая) деятельность ВСРФ Участие Вооруженных Сил
Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения
национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в
миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого
контингента.
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Факторы разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены.
Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

11

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

12

дата
3.09.15

10.09.
17.09.
24.09.

1.10.

8.10.

15.10.

22.10.

29.10.

12.11.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс.
Тема урока
Гост. стандарт
Безопасность и защита человека в опасных и ЧС (15 час)
Правила безопасного поведения в условиях
Знать: приемы обеспечения безопасности в случае автономного
вынужденного автономного существования.
существования в природных условиях.
Уметь: ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия.
Автономное существование человека в условиях
Знать: правила ориентирования на местности, движения по азимуту.
природной среды.
Уметь: ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия.
Правила безопасного поведения в ситуациях
Знать: правила поведения в криминогенных ситуациях и при угрозе
криминогенного характера
террористического акта.
Уметь использовать приобретенные навыки безопасного поведения в
повседневной жизни для обеспечения личной безопасности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Знать: об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах
наказания, назначаемых несовершеннолетним.
Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни для
развития черт личности, необходимых для безопасного поведения.
Правила безопасного поведения в условиях ЧС
Знать: о потенциальных опасностях природного и техногенного
природного и техногенного характера
происхождения, характерных для региона проживания, правила
безопасного поведения в условиях ЧС.
Уметь: использовать приобретенные знания для развития в себе
качеств, необходимых для безопасного поведения в ЧС.
Единая государственная система предупрежден. и
Знать: предназначение, структура, задачи РСЧС.
ликвидации ЧС (РСЧС)
Уметь: использовать полученные знания для обращения в случае
необходимости в службу экстренной помощи.
Законодательная и нормативно-правовые акты РФ по
Знать: основные задачи государственных служб по защите населения и
обеспечению безопасности личности, общества и
территорий от ЧС природного и техногенного характера.
государства.
Уметь: использовать полученные знания для обращения в службу
экстренной помощи.
Гражданская оборона как система мер по защите
Знать: о предназначении ГО, ее структуре и задачах.
населения в военное время.
Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения
личной безопасности.
Современные средства поражения и их поражающие
Знать: о современных средствах поражения и их поражающих
факторы
факторах.

13

19.11.

26.11.

3.12.

10.12.
17.12.

Оповещение и информирование населения об
опасности, возникающих в ЧС мирного и военного
времени.
Организация инженерной защиты населения от
поражающих факторов ЧС

Знать: виды защитных сооружений, правила поведения в защитных
сооружениях.
Уметь: действовать в ЧС, использовать средства коллективной защиты.
Средства индивидуальной защиты населения.
Знать: основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и
кожи.
Уметь: использовать средства индивидуальной защиты (противогазы,
респираторы, ватно-марлевая повязка).
Организация и ведение аварийно-спасательных и
Знать: об организации ГО в общеобразовательном учреждении, правила
неотложных работ в зонах ЧС
поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.
Уметь: действовать согласно установленному порядку по сигналу
«Внимание всем!»
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности (10 час)

24.12.
14.01.

Сохранение и укрепление здоровья – важное условие
достижения высокого уровня жизни

21.01.
28.01

Основные инфекционные заболевания и их
профилактика.

4.02.
11.02.

Здоровый образ жизни и его составляющие
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Значение двигательной активности и закаливания
организма для здоровья человека.

18.02.
25.02
3.03.

Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать
в случае их наступления.
Знать: способы оповещения в ЧС.
Уметь: действовать в ЧС.

Знать: основные определения понятия «здоровье» и факторы,
влияющие на него.
Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни для
ведения здорового образа жизни.
Знать: об основных принципах профилактики инфекционных
заболеваний.
Уметь: использовать полученные знания и умения в повседневной
жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний.
Знать: основное определение понятия «ЗОЖ»; факторы, влияющие на
здоровье.
Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни для
ведения ЗОЖ. Знать: о факторах разрушающих здоровье, - вредных
привычек.
Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни для
ведения ЗОЖ.

14

Знать: о факторах, способствующих укреплению здоровья.
Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни для
ведения ЗОЖ.
Знать: об основных составляющих здорового образа жизни и их
влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа
жизни.

10.03.

17.03.
24.03.
7.04.

Основы военной службы (10 час)
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего
Отечества

Знать: об истории создания ВСР, о реформе ВС.
Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа.

14.04.
21.04
28.04
5.05.
12.05
19.05
26.05.

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Знать: о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти.
Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию.

Символы воинской чести.

Знать: о символах воинской чести, об основных государственных
наградах.
Уметь: осуществлять осознанное самоопределение по отношению к
военной службе, отстаивать свою гражданскую позицию, формировать
свои мировоззренческие взгляды

15

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 11 класс.
дата
2.09.

Тема урока
Основы здорового образа жизни (5 час).
Правила личной гигиены и здоровья.

9.09.

Нравственность и здоровье. Формирование
правильного взаимоотношения полов.

16.09.

Семья в современном обществе. Законодательство о
семье.

23.09.
30.09

Болезнь передаваемые половым путем.

28.10.
11.11.

Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи (10 час).
Первая медицинская помощь при кровотечениях и
ранениях
Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата и их профилактика
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой
травме и повреждении позвоночника
Первая медицинская помощь при травмах груди,
живота и области таза.

18.11.

Первая медицинская помощь при травматическом

7.10.
14.10
21.10.

Гост. стандарт
Знать: об основных составляющих здорового образа жизни и их
влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа
жизни.
Знать: о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной
жизни.
Уметь: использовать приобретенные знания для воспитания качеств,
необходимых для создания прочной семьи.
Знать: об основах законодательства РФ о семье.
Уметь: использовать приобретенные знания для воспитания качеств,
необходимых для создания прочной семьи.
Знать: о путях заражения ВИЧ-инфекцией, о профилактике СПИДа, об
ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией.
Уметь: использовать приобретенные знания для ведения здорового
образа жизни.
Знать: роль опорно-двигательного аппарата в организме человека.
Уметь: применять ПМП при кровотечениях.
Знать: роль опорно-двигательного аппарата в организме человека.
Уметь: применять ПМП при ушибах и переломах.
Знать: правила оказания первой помощи при травмах.
владеть навыками: оказания ПМП при травмах, растяжениях.
Знать: правила оказания первой помощи при травмах.
владеть навыками: оказания ПМП при травмах, растяжениях.
Уметь: оказать ПМП при травмах, растяжениях.
Знать: правила оказания первой помощи при травмах

16

шоке.

Уметь: применять ПМП при травматическом шоке

25.11.
2.12.

Экстренная реанимационная помощь.

Знать: о возможных причинах клинической смерти и ее признаках, о
приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого
массажа сердца.
Уметь: провести искусственную вентиляцию легких и непрямого
массажа сердца.

9.12.
16.12.

Первая медицинская помощь при острой сердечной
недостаточности и инсульте.

Знать: правила оказания ПМП при сердечной недостаточности и
инсульте.
Уметь: оказать ПМП при сердечной недостаточности и инсульте.

13.01.

Основы военной службы (18 час).
Воинская обязанность. Основные понятия о воинской
обязанности.

20.01.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

27.01.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

3.02.

Организация медицинского освидетельствования и
медицинского обследования при постановке на
воинский учет.
Контрольная работа.

10.02.
17.02.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Знать: об обязанностях граждан по защите государства о воинской
обязанности.
Уметь: использовать полученные знания для осознанного
самоопределения по отношению к военной службе.
Знать: о содержании обязательной подготовки граждан к военной
службе.
Уметь: использовать полученные знания для развития в себе качеств,
необходимых для военной службы.
Знать: об основных направлениях добровольной подготовки граждан к
военной службе.
Уметь: использовать полученные знания для развития в себе духовных
и физических качеств, необходимых для военной службы.
Знать: об организации медицинского освидетельствования и
профессионально-психологического отбора граждан при
первоначальной постановке их на воинский учет, о категориях годности
к военной службе.
Уметь: использовать полученные знания при первоначальной
постановке на воинский учет и для развития в себе качеств,
необходимых для военной службы.
Знать: об основах военной службы.

17

24.02.

Особенности военной службы. Правовые основы
военной службы. Конституция РФ, федеральные
законы…

2.03.

Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни

9.03.

Прохождение воинской службы по призыву.

16.03.

Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная
форма одежды.

23.03.

Права и ответственность военнослужащих.

6.04.

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь
и достоинство воина ВС
России. Военнослужащий – патриот, с честью и
достоинством несущий звание защитника Отечества.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве
владеющий оружием и военной техникой.

13.04.

20.04.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к

Уметь: использовать знания для осознанного самоопределения по
отношению к военной службе.
Знать: о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь и быт
военнослужащих, о предназначении общевоинских уставов ВС.
Уметь: использовать приобретенные знания для осуществления
осознанного самоопределения по отношению к военной службе,
развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
Знать: о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь и быт
военнослужащих, о предназначении общевоинских уставов ВС.
Уметь: использовать приобретенные знания для осуществления
осознанного самоопределения по отношению к военной службе,
развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
Знать: о призыве на военную службу, о порядке освобождения
граждан от военной службы и предоставлении отсрочек, о порядке
прохождения военной службы по призыву, об общих, должностных и
специальных обязанностях военнослужащих.
Уметь: использовать знания при постановке на воинский учет.
Знать: воинские звания военнослужащих ВСРФ, виды военной формы.
Уметь: владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе.
Знать: общие права и обязанности военнослужащих, виды
ответственности, установленной для военнослужащих, об уголовной
ответственности за преступления против военной службы.
Уметь: оценивать свой уровень подготовленности и осознанного
самоопределения по отношению к военной службе.
Знать: основные качества военнослужащих.
Уметь: оценивать уровень подготовленности и осознанного
самоопределения по отношению к военной службе.
Знать: об основных качествах военнослужащих.
Уметь: использовать приобретенные знания для развития в себе
качеств, необходимых для военной службы.
Знать: об основных видах военно-профессиональной деятельности в

18

27.04.

4.05.

11.05

18.05.

моральным, индивидуально-психологическим и
профессиональным качествам граждан.
Военнослужащий – подчиненный, строго
соблюдающий Конституцию и законы РФ,
выполняющий требования воинских уставов, приказы
командиров и начальников.
Как стать офицером российской армии.
Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ.
Военная подготовка
Сохранение здоровья и обеспечение личной
безопасности. (2 часа)
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены.
Беременность и гигиена беременности. Уход за
младенцем.
Правила и безопасность дорожного движения (в
части, касающейся пешеходов, велосипедистов,
пассажиров и водителей транспортных средств).

различных видах ВС и родах войск, о требованиях, предъявляемых
военной службой к уровню подготовки призывника.
Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.

Знать: о миротворческой деятельности ВСРФ.
Уметь: владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе.
Знать: строевую подготовку.
Уметь: правильно определять повороты, маршировать, строиться в
шеренгу и строй.
Знать: факторы, разрушающие здоровье человека;
Уметь: ухаживать за младенцем; беречь свое здоровье
Знать: правила дорожного движения
Уметь: применять правила дорожного движения на улицах;
ориентироваться в ситуациях на дороге.

19

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».