Рабочая программа по курсу История 10-11 КЛ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа уроков истории для 10, 11 классов составлена в соответствии с
нормативными документами:
1. Примерная программа основного общего образования по истории www.edu.ru,2004 г.
2. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и
науки РФ № 1312 от 09.03.2004.
3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный
Приказом Министерством образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.
4. История. 5-11 кл.; Примерные программы для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение 2007, 128 стр.
Изучение истории за курс основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
 воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
 развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
 освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного
представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
 овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Основные задачи учебного предмета:
1. Реализовать деятельностный и личностно- ориентированный подход в образовательном
процессе.
2. Содействовать овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их
социализации,
мировоззренческого
и
духовного
развития,
позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
3. Осваивать основные понятия учебного предмета «История».
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на
ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах
по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных
предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического
образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно
2

организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального
анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать
критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает
информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения
и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от
второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода
информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда
в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно
подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения
диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно
возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному
оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и
готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое
образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие
взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную
принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую
позицию.














В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии;
3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя
из их исторической обусловленности;
 использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
 осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Обязательный минимум содержания
История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития
человечества.
Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.
Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном
обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных
традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности,
философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в
эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика
развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV
вв.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие
географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового
пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов
общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации
в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху
Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и
правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология
Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление
гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие
капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских
странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической
научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
4

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX в. Проблема периодизации НТР.
Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX в. От
монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых
отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного
развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия.
Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.
Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического
терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма
новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации.
Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социальноэкономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
"Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и
демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные
движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX в.
Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические,
экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование
неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма.
Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и
становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном
обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и
Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация
экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и
дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI в. "Неоконсервативная революция".
Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной
общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и
националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира.
Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в
информационном обществе.

История России

История России - часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и коневое хозяйство.
Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение
народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный
строй и верования восточных славян.

Русь в IX - начале XII в.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина.
Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские
усобицы.
5

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние
Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и
республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в
систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в
истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские
земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль
городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения
русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от
ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама.
Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской
культуры.

Российское государство во второй половине XV-XVII в.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение
золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве.
Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности
образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета
Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение
крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий.
Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое
оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского
рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения
XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв.
Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII - середине XIX в.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в
господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в
период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной
системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и
зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский
утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская
внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины
XIX в.

Россия во второй половине XIX - начале XX в.

Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в
промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие,
6

сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский
монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни
страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и
социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в. Развитие системы
образования, научные достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий.
Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир.
Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон.
Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения
социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые
репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация.
"Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы
советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми
войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство.
Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и
культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой
войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой
социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику
страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х
гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого
социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.
"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов
экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности.
Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военностратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991-2003 гг.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический
кризис сентября-октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и
межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические
партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества
Независимых Государств.
7

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международноправовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем,
социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное
для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения
истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях.
Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной
истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов:
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе:
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные
рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Критерии оценки по истории

Оценка «5» ставится, если ученик:

8

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко,
связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы;
формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет
дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем
на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по
требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и
может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе
теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

9

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение
в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну
– две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет
применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки
1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений
2. неумение выделить в ответе главное;
3. неумение применять знания для решения проблемных задач и объяснения явлений;
4. неумение делать выводы и обобщен
5. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

10

Календарно-тематическое планирование курса «История России с древнейших времен до конца 19 века»
10 КЛАСС 70 часов

УЧЕБНИК:
1. А.Н. Сахаров «История России с древнейших времён до конца XVI века»
2. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII – XIX века» М.: Русское слово, 2003г.
Сроки реализации

2.09
9.09
10.09
16.09

17.09
23.09
24.09
29.09

30.09

Урочно-тематическое планирование

Народы и древнейшие
государства на территории
России (4ч)
1.Древняя Русь
2.Восточные славяне в VIII веке.
3.Появление государства Русь.
Первые русские князья.(пр. работа)
4.Древнерусское государство при
Владимире
Русь в IX - начале XII в. (4ч)
5.Правление Ярослава Мудрого
6.Развитие феодальных отношений
на Руси. Русь при Ярославичах
(п/р)
7.Русь при внуках Ярослава
Мудрого. Владимир Мономах
8.Проверочный контроль «Древняя
Русь» (тест)
Раздел II. Русские земли и
княжества в XII - середине XV в.
(12ч)

Гос. стандарт

Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Оседлое и коневое хозяйство. Появление металлических
орудий и их влияние на первобытное общество. Великое
переселение народов. Праславяне. Восточнославянские
племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и
верования восточных славян.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань
и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие
христианства. Право на Руси. Категории населения.
Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с
культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура
Древней Руси как один из факторов образования
древнерусской народности.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие
земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь.
Идея единства Русской земли.
11

6.10

7.10
13.10

14.10

20.10
21.10
27.10
28.10

10.11
11.11
17.11

9.Политическая раздробленность
Руси (пр/ работа)
10.Культура Руси Х – начала XIII в.
Зарождение русской цивилизации
(защита проектов)
11.Монголо – татарское нашествие
на Русь и натиск с Запада. (м/у)
12.Русь и Золотая Орда при
Александре Невском. Предпосылки
возрождения Руси.
13.Возвышение новых русских
центров и начало собирания
русских земель вокруг Москвы
(пр/работа)
14.Проверочный контроль
«Политическая раздробленность»
(тест)
15.Эпоха Куликовской битвы. По
пути Дмитрия Донского
16.Феодальная война на Руси.
(пр/работа)
17.Иван III – государь всея Руси.
Русь между Востоком и Западом
18.Хозяйство, власть и церковь в
XV веке. (пр/работа)
19.Культура и быт в XIV – XV вв.
(защита проектов)
20.Проверочный контроль
«Образование Русского

Образование Монгольского государства. Монгольское
нашествие. Включение русских земель в систему управления
Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского
завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с
крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в
составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы
землевладения и категории населения. Роль городов в
объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной
Руси. Москва как центр объединения русских земель.
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и
освобождения от ордынского владычества. Зарождение
национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных
отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской
Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние
внешних факторов на развитие русской культуры.

12

централизованного государства»
(тест)

18.11
24.11
25.11

1.12
2.12

8.12
9.12
15.12
16.12

22.12
23.12
12.01

Раздел IV. Российское
государство во второй половине
XV-XVII в (5ч) Глава VI.
Правление Ивана IV.
21.Приход к власти Ивана IV.
Реформы 1550-х гг.
22.Внешняя политика Ивана IV.
23.Опричнина. Последние годы
Ивана Грозного (круглый стол)
24.Новые явления в русской
культуре (защита проектов)
25.Проверочный контроль «Россия
в XVI веке» (тест)
Раздел V. Россия в ХVII столетии
(10ч). 26.Начало Смуты
27.Кризис общества и государства
(м/у)
28.Спасители Отечества (пр/р)
29.Проверочный контроль «Россия
в Смутное время» (тест)
30.Россия после Смуты.
31.Новые черты в жизни России.
32. « Бунташный» XVII век.
Внутренняя и внешняя политика
Алексея Михайловича

Завершение объединения русских земель и образование
Российского государства. Свержение золотоордынского ига.
"Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном
строительстве. Изменения в социальной структуре общества и
формах феодального землевладения. Особенности
образования централизованного государства в России. Рост
международного авторитета Российского государства.
Формирование русского, украинского и белорусского
народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в.
Создание органов сословно-представительной монархии.
Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина.
Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение
социально-экономических противоречий. Борьба с Речью
Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост
территории государства. Юридическое оформление
крепостного права. Новые явления в экономике: начало
складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.
Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения
XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие
13

13.01
19.01
20.01

26.01
27.01
2.02
3.02
9.0210.02
16.02

17.02
24.02
1.03
2.03
9.03

33.Россия накануне
преобразований
34.Культура и быт в XVII веке
(защита проектов)
35Проверочный контроль «Россия
при первых Романовых» (тест)
Раздел VI. Россия в XVIII середине XIX в. (34ч)
36.Эпоха Петра I. Северная война
(м/у)
37--38.Реформы Петра I. (п/р)
39.Проверочный контроль «Россия
при Петре I» (тест)
40-41.Эпоха дворцовых
переворотов (пр/работа)
42.Проверочный контроль «Россия
в эпоху дворцовых переворотов»
(тест)
43.Расцвет дворянской империи
44.Могучая внешнеполитическая
поступь империи (пр/р)
45.Экономика и население России
во второй половине XVIII века
46.Культура и быт во второй
половине XVIII века (м/у)
47.Тревожное окончание века
48.Семинар «Россия при Екатерине
Второй»
49.Проверочный контроль «Россия

культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских
элементов в русской культуре XVII в.

Петровские преобразования. Провозглашение империи.
Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее
сословие. Сохранение крепостничества в условиях
модернизации. Россия в период дворцовых переворотов.
Упрочение сословного общества. Реформы государственной
системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине
XIX в.: господство крепостного права и зарождение
капиталистических отношений. Начало промышленного
переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы.
Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в.
Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика
России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой
культурой XVIII - первой половины XIX в.
Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие
капиталистических отношений в промышленности и сельском
хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.
Самодержавие, сословный строй и модернизационные
процессы. Политика контрреформ. Российский
14

15.03
16.03
22.03
23.03
5.04

6.04-12.04
13.0419.04
20.04

26.04
27.04

3.05
4.05
10.05

11.05-

при Екатерине II»
50.Первые годы правления
Александра I.
51.Отечественная война 1812 г.
(м/у)
52.Жизнь России в послевоенный
период
53.Движение декабристов (пр/р)
54.Проверочный контроль «Россия
в первой четверти XIX века» (тест)
55-56.Внутренняя политика
Николая I.
57.Внешняя политика Николая I.
Крымская война (м/у)
58.Общественная и духовная жизнь
России. (пр/р)
59.Русская культура в первой
половине XIX века.(защита
проектов)
60.Проверочный контроль
«Российская империя в годы
правления Николая I.» (тест)
61.Реформы Александра II. (м/у)
62.Россия после отмены
крепостного права. (пр/р)
63.Проверочный контроль «Россия
в эпоху преобразований» (тест)
64.Россия в годы правления
Александра III. 1881-1894гг.

монополистический капитализм и его особенности. Роль
государства в экономической жизни страны. Реформы
С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание
экономических и социальных противоречий в условиях
форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные
движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг.
Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине
XIX - начале XX в. Развитие системы образования, научные
достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской
империи. Россия в системе военно-политических союзов на
рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

15

17.05-18.05

24.05
25.05

31.05

65.Государственно-социальная
система России в конце XIX века.
66-67.Русская культура во второй
половине XIX века (защита
проектов)
68.Проверочный контроль «Россия
в 1880-1890-е гг.» (тест)
69.Итоговый тест за курс 10 класса
(контрольный тест)
История как наука (1 ч)
История в системе гуманитарных
наук. Основные концепции
исторического развития
человечества. Проблема достоверности и фальсификации
исторических знаний.

Единство и многообразие исторического процесса. Проблема
прогресса в истории. Принципы периодизации исторического
процесса.
Проблема фальсификации исторических знаний.

16

Тематическое планирование в 11 классе

История России

Кол- Дата
во
часо
в

Планируемые результаты обучения

Россия в XVIII столетии (8 ч.)
Эпоха Петра I. Северная война
Реформы Петра I
Эпоха дворцовых переворотов
Расцвет дворянской империи
Могучая внешнеполитическая поступь империи
Экономика и население России во второй половине XVIII в.
Культура и быт России во второй половине XVIII в.
Тревожное окончание века

1
1
1
1
1
1
1
1

01.09
01.09
04.09
08.09
08.09
15.09
15.09
22.09

Россия в XIX столетии (16 ч.)
Первые годы правления Александра I

Знать и уметь характеризовать экономическое развитие страны и
особенности мануфактурного производства в России, общественнополитическое устройство, социальные движения в начале XVIII в;
определять и объяснять своё отношение к наиболее значимым
событиям и личностям в истории России в начале XVIII в.
Называть причины отмирания сословно-представительной монархии
и начала формирования абсолютизма.
Уметь работать с картой.
Знать причины дворцовых переворотов и их последствия для России.
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Екатерины II и
Павла I.
Объяснять причины крестьянской войны Пугачёва.
Характеризовать культуру XVIII в.

1

22.09

Отечественная война 1812 г.

3

29.09
29.09
06.10

Жизнь России в послевоенный период
Движение декабристов

1
1

06.10
13.10

Внутренняя политика Николая I

1

13.10

Знать понятия и термины: самодержавная власть, либерализм,
манифест, реформа, министерство, «вольные хлебопашцы»,
коалиция, континентальная блокада, политические права,
избирательное право.
Объяснять причины Отечественной войны 1812 г.
Давать характеристику отдельных исторических персонажей,
объяснять причины победы в войне. Знать определения терминов:
ополчение, партизаны, «битва народов», венский конгресс.
Уметь работать с картой
Давать определения понятиям: Священный союз, восточный вопрос,
конституция, экономический кризис, военные поселения,
17
династический кризис, «декабризм».
Уметь характеризовать основные направления, цели и задачи

Внешняя политика Николая I. Крымская война
Общественная и духовная жизнь России

1
1

20.10
20.10

Русская культура в первой половине XIX в.

2

27.10
27.10

Реформы Александра II
Россия после отмены крепостного права

1
1

10.11
10.11

Россия в годы правления Александра III
Государственно-социальная система России в конце XIX

1
1

17.11
17.11

Русская культура во второй половине XIX в.

1

24.11

Россия во второй половине XIX - начале XX в.(7 ч.)
Россия на рубеже XIX – XX вв.

1

24.11

внутренней и внешней политики страны.
Давать оценку реформаторским проектам Сперанского, раскрывать
основные этапы эволюции общественного движения.
Иметь представление о силах и планах воюющих сторон в Крымской
войне.
Раскрывать причины Кавказской войны.
Уметь работать с картой.
Давать определения понятиям: землепроходец, первооткрыватель,
кругосветка, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
критический реализм.
Уметь давать оценку отмене крепостного права и последующим
либеральным реформам.
Давать определения понятиям: временнообязанные крестьяне,
отрезки, Уставная грамота, мировой посредник, имущественный
ценз, суд присяжных, всеобщая воинская повинность,
народничество, революционеры, разночинцы, анархизм.
Давать оценку деятельности императора- миротворца: Союз трёх
императоров, Балканский кризис, НОД, справедливые и
несправедливые войны.
Давать определения понятиям: НТП, переселенческая политика,
протекционизм, государственная монополия, винная монополия,
биржевая торговля, общинная психология, земельные переделы,
отходничество, марксизм.
Уметь объяснять взаимосвязь между интенсивным развитием науки
и изменениями в жизни людей; характеризовать процесс
возникновения новых стилей и направлений в мировой
художественной культуре.
Иметь представления об основных тенденциях в развитии искусства
в XIX в., особенностях развития культуры России, о всемирном
значении русской науки и культуры XIX в.
Характеризовать влияние особенностей территории и населения
Российской империи на развитие страны.
Выделять особенности развития сельского хозяйства и значение
18

аграрного сектора в экономике страны.
Определять внутреннюю политику правительства в нач. XX в.
Сравнивать взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития
России.
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Анализировать историческую информацию.
Выяснять особенности формирования политических партий в
России.
Анализировать деятельность партий в Государственных думах с
использованием таблицы « Состав депутатов I, II, III
Государственных дум»
Раскрывать значение термина «третьеиюньская монархия». Давать
характеристику реформам П.А. Столыпина.

Кризис империи: русско-японская война и революция 19051907 гг.

1

01.12

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября
1905 г.

1

01.12

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

2

Культура России в конце XIX – начале XX вв.

1

08.12
08.12
15.12

Россия в Первой мировой войне: конец империи

1

15.12

Революция и Гражданская война в России (3 ч.)
Февральская революция 1917 г.

1
1
1

22.12
22.12
12.01

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика
политических партий. Провозглашение и утверждение советской
власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование
однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические
программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма".
"Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.

1

12.01

Определять причины принятия НЭПа.
Сравнивать НЭП с политикой «военного коммунизма».

Переход власти к партии большевиков
Гражданская война и иностранная военная интервенция.
1918-1922 гг.

СССР в 1922-1991 гг. (18 ч.)
Новая экономическая политика

Сравнивать особенности городской и сельской жизни России в
России изучаемого времени, заполнять таблицу « Основные
достижения культуры России в конце XIX – XX в.»
Выявлять причины Первой мировой войны.
Дискутировать о характере войны.
Анализировать планы противоборствующих сторон.
Оценивать степень готовности России к войне.

19

Образование СССР и его международное признание

1

19.01

Культура и искусство после октября 1917 г.

1

19.01

Модернизация экономики и оборонной системы страны в
1930-е гг. Культурная революция
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и
создание централизованной системы управления обществом

1

26.01

2

26.01
02.02

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие
Международные отношения и внешняя политика СССР в
1930-е гг.

1
1

02.02
09.02

СССР в 1939-1941 гг.

1

09.02

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь
1941 – ноябрь 1942 г.

1

16.02

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь
1942 – зима 1943 г.

1

16.02

Сравнивать предложенные варианты создания единого государства,
насколько они соответствовали задачам, стоящим перед советскими
республиками.
Характеризовать цели советской внешней политики.
Определять проблемы развития культуры.
Давать характеристики отдельным деятелям культуры.
Определять цели модернизации, ее источники и методы проведения.
Сопоставлять различные точки зрения на происходящие события.
Выявлять причины прихода Сталина к власти.
Сопоставлять различные точки зрения на происходящие события.
Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и
теории
Характеризовать духовный климат советского общества.
Характеризовать основные направления внешней политики СССР в
1930-е.
Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и
теории.
Давать характеристику историческим документам.
Определять значение советско-финской войны.
Называть причины поражения Красной Армии в начале войны.
Составлять:
- тезисы ответов;
- развернутый план ответа по теме « Героизм народа на фронте и в
тылу»
Сравнивать соотношения сил СССР и Германии в сражении под
Москвой, Сталинградом и Курском.
Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и
теории.

20

Наступление Красной Армии на заключительном этапе
Великой Отечественной войны
Причины, цена и значение Великой Победы

1

02.03

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

1

02.03

Противоречия политики мирного сосуществования
Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960- гг.

1

09.03

Политика и экономика: от реформ – к «застою»
СССР на международной арене. 1960-1970 гг.

1

09.03

Духовная жизнь в СССР середины 1960-х – середины 1980-х
гг.
Укрепление кризисных явлений в СССР
Наука, литература и искусство. Спорт.
1960-1980-е гг.

1

16.03

Характеризовать и оценивать политику СССР на территориях,
освобожденных от оккупантов.
Знать хронологию важнейших военных и политических событий
конца 1944 –весны 1945 гг.
Определить причины, цену и значение Победы.
Характеризовать решения международных конференций.
Перечислять цели СССР на международной арене после завершения
Второй мировой войны.
Охарактеризовать политику, проводимую в Советском Союзе по
отношению к крестьянству, рабочим и интеллигенции
Характеризовать наиболее значимые проблемы внешней политики,
проводимой Хрущевым
Давать характеристику локальным военным конфликтам.
Оценивать «карибский кризис».
Раскрыть противоречивые тенденции в оценке деятельности
Сталина.
Знать основные черты экономического и политического развития
страны.
Характеризовать черты развития советской культуры в 1940-1960-е
гг
Охарактеризовать необходимость и сущность экономических и
политических реформ
Анализировать влияние событий 1968 г. на внешнеполитический
курс СССР.
Определять причины перехода к политике разрядки.
Выявлять причины провала политики разрядки.
Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие,
приведенные в различных источниках
Объяснять причины провала экономической политики и перехода к
«застою».
Характеризовать новые явления в развитии культуры страны.

21

Политика перестройки в сфере экономики
Развитие гласности и демократии в СССР

1

16.03

Новое политическое мышление: достижения и проблемы
Кризис и распад советского общества
Опасность фальсификации прошлого России в
современных условиях. Фальсификация новейшей истории
России - угроза национальной безопасности страны.

1

23.03

1

23.03

1

05.04

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (2 ч.)
Курсом реформ: социально-экономические аспекты
Политическое развитие Российской Федерации в начале
1990-х гг.
Общественно-политические проблемы России во второй
половине 1990-х гг.
Россия в начале XXI в.
Внешняя политика демократической России
Искусство и культура России к началу XXI века

Называть факторы, действовавшие в разных сферах общества,
которые препятствовали перестройке.
Сравнивать «оттепель» хрущевского времени и политику гласности
Горбачева.
Характеризовать основные направления взглядов на прошлое и
будущее страны.
Характеризовать итоги политики, основанной на новом
политическом мышлении.
Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие,
приведенные в различных источниках.
Перечислять причины, приведшие к обострению межнациональных
отношений.
Делать предположения о причинах распада СССР.
Проводить дискуссии на тему «Проблема фальсификации
исторических знаний».
Становление новой российской государственности. Августовские
события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993
г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и
межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский
конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации.
Российская Федерация и страны Содружества Независимых
Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования
общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании
современной международно-правовой системы. Россия и вызовы
глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление
государственности, экономический подъем, социальную и
политическую стабильность, укрепление национальной
безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
22

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших
дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации
прошлого России в современных условиях. Фальсификация
новейшей истории России - угроза национальной безопасности
страны.
История как наука (2 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные
концепции исторического развития человечества.
Проблема достоверности и фальсификации исторических
знаний.
Всеобщая история
Цивилизация Древнего мира и Средневековья (4 ч)
Традиционное общество: социальные связи, экономическая
жизнь, политические отношения. Мифологическая картина
мира.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской,
иудео-христианской духовных традиций.
Возникновение исламской цивилизации.
Христианская средневековая цивилизация в Европе
От Новой к Новейшей истории: пути развития
индустриального общества (5 ч)
Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети
XX века.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX- XX веков.
Молодежное антивоенное экологическое, феминистское
движение.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая
природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и юговосточной Азии.
Мировые войны в истории человечества

2

1

26.04
12.04

Выявлять проблемы прогресса в истории.
Обосновывать принципы периодизации исторического процесса.
Уметь проводить дискуссии в современном поликультурном
пространстве
Находить информацию, сопоставлять «правду» и «ложь».

12.04
19.04
19.04
26.04

Уметь называть в хронологической последовательности этапы
развития человечества; показывать на карте регионы, являющиеся
прародиной человеческой идеологии
Характеризовать древнейшие системы правовых норм.
Излагать в хронологической последовательности возникновение
различных видов религий.

05.05
05.05
05.05
10.05
10.05

Знать имена великих ученых, которые изменили картину мира.
Уметь давать определения понятиям «промышленный переворот»,
феминизм, индустриальная революция, тоталитаризм, авторитаризм
Уметь давать оценку положительным и отрицательным явлениям
этих понятий.

1
1
1

1
1
1
1

1
23

Человечество на этапе перехода к информационному
обществу (4 ч)
Информационная революция и становление
информационного общества.
Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI
веков. Антиглобализм.

2
1

17.05
17.05
24.05

Знать определения ВВП, ВНП, МВФ, ООН, МАГАТЭ, МОТ и
другие.
Уметь находить информацию о деятельности данных организация.
Давать оценку деятельности этих организаций в условиях
современного времени

24

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».