Рабочая программа по курсу Химия 10-11 кл.

1

ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программное учебно-методическое обеспечение:
- учебники: «Химия-10» авторов О.С. Габриеляна, и др.
«Химия-11» авторов О.С. Габриеляна, и др.
-методическое пособие этих же авторов.
Статус программы
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый уровень.
В основе рабочей программы лежит типовая министерская программа по химии автора
О.С. Габриеляна. (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник
нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф.
Программа рассчитана на 35 ч/год (1 ч/нед.).
Программа по химии для 10-11 классов является логическим продолжением курса
для основной школы. Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с
учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Курс химии 11 класса
углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических и органических
веществ, что создаёт основу для освоения программы, предназначенной поступающим в
вузы. Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых
специфических химических понятий и максимального использования знаний из других
учебных дисциплин, в том числе гуманитарных. Вводятся только те понятия, которые
будут использоваться далее. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно
было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о
химической стороне явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни
человеческого общества.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.

2

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории
в химии. Моделирование химических процессов.
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, р-элементы. Особенности строения электронных
оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической
решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический
процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного
вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые
электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая,
нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смешения.
Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов
неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения
металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая
характеристика подгруппы галогенов.
Органическая химия
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства
основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы.
Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы
химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники
углеводородов: нефть и природный газ.
3

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды,
одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы,
каучуки, волокна.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при
нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера
среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы,
отдельные классы органических соединений.
Химия и жизнь
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной
работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества,
используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на
примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10 класс
35 ч/год (1 ч/нед.;)
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – 29 часов
Предмет органической химии. Теория строения А. М. Бутлерова. Сравнение
органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и
синтетические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные положения теории химического строения
органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Гомологический ряд,
гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических
соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические
формулы и модели молекул в органической химии. Классификация и номенклатура
органических веществ, реакций.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд,
изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и
этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на
основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией
этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация,
полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на
основе свойств.
4

А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание
бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды,
присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства
бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе
свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об
октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к
раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола,
ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание
продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и
нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических
соединений
2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3 Обнаружение непредельных
соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные
источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых
организмов. Функциональные группы.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование
простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе
свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение
глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние
атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.
Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и
восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида
на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением
альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с
неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты
на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

5

С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией
этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров
на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и
гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические
свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,
брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).
Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 5 Свойства этилового спирта. 6, 7 Свойства глицерина,
формальдегида. 8 Свойства уксусной кислоты. 9 свойства жиров. 10 Сравнение свойств
растворов мыла и стирального порошка. 11, 12 Свойства глюкозы, крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из
нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в
молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой.
Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом
белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений:
взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).
Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная,
вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов.
Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о
биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция
анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах
аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков:
ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель
молекулы ДНК. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди
(II); этанол  этаналь  этановая кислота.
Лабораторные опыты. 13. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Химия и жизнь. (6 часов)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы.
Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности
живых организмов и народном хозяйстве.
6

В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами:
авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель
водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых
витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности
живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика
сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от натрохимии до химиотерапии. Аспирин.
Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба
и
профилактика. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого
картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной
бумагой.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами препаратов домашней,
лабораторной и автомобильной аптечки.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как
продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные
волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров
реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная,
разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс:
полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид.
Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных
и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон.
Лабораторные опыты: Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
11 класс
34 ч/год (1 ч/нед.;)
ОБЩАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Атом. Изотопы. Атомные
орбитали, s-, р-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов
переходных элементов. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое
отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента,
номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств
элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и
понимания химической картины мира.
7

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов
Д. И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества (12 ч)
Качественный и количественный состав вещества. Причины многообразия веществ:
изомерия, гомология, аллотропия.
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов.
Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических
решеток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и
неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы.
Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.
Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами
кристаллических решеток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов
металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Свойства веществ с этим типом связи.
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и
внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации
структур биополимеров.
Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия
и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций
кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды.
Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры
газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы
(кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак,
этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни
человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и
дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного
состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы:
эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Закон постоянства состава веществ.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический
процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного
вещества. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении,
доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и
объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Модели
кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца).
Модель молекулы ДНК. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий,
аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
8

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (9 ч)
Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и
теории в химии. Моделирование химических процессов.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая,
нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции.
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ,
концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора.
Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как
биологические катализаторы.
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые
химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических
реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака.
Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака
или серной кислоты.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты,
основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й.
Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических
соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла.
Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и
энергии в клетке.
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления.
Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительновосстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и
восстановитель.
Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс.
Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое
применение электролиза.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере
взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми
гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния,
цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью
катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля.
Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.
Взаимодействие лития и натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Гидролиз
карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Простейшие
окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и
железа с раствором сульфата меди (II).
Лабораторные опыты. 2. Реакция замещения меди железом в растворе медного
купороса. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 4. Получение
кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и
9

каталазы сырого картофеля. 5. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 6.
Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (8 ч)
М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и
кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами
кислот и солей. Общие способы получения металлов. Коррозия металлов. Понятие о
химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от
коррозии.
Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных
представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с
металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с
более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот.
Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов,
гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства
азотной и концентрированной серной кислоты.
О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их
классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами,
кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства
солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители
солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли);
гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит
(основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония,
катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь между классами неорганических и органических
соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд
металла и неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в
кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие
натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с
концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от
условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных
органических кислот. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром,
целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия,
карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II).
Лабораторные опыты.
7. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б)
неметаллов. 8. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с
металлами, с основаниями, с солями. 9. Получение и свойства нерастворимых
оснований. 10. качественные реакции на хлориды и сульфаты.
Практическая работа №2. Идентификация неорганических соединений.
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и
неметаллы».
10

Тема 5 Химия и жизнь (3 часа)
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной
работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества,
используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ
(на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость
химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен,
ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической
связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических
соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным
классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической
системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных
классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства
изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу
химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости
химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
11

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и
передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и
требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке
учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или
несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа
(например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений,
характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или
ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания
явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации
явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из
вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним
можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два
и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в
обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов
учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

12

Тематическое планирование уроков по химии в 11 классе
Число Тематическое планирование
часов
3ч
Тема 1. Строение атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, р-элементы.
1
Особенности строения электронных оболочек атомов
переходных элементов.
1
Строение электронных оболочек атомов
ПЗ и ПС химических элементов Д.И. Менделеева
1
Значение периодического закона Д.И. Менделеева
12 ч Тема 2.Строение вещества
Ионная химическая связь, электроотрицательность,
1
степень окисления, катионы, анионы
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы
1
образования.
1
Металлическая связь.
1
Водородная связь
1
Полимеры
1
Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова
1
Газообразное состояние вещества
1
Водород, кислород, углекислый газ
1
Практическая работа №1
«Получение, собирание и распознавание газов»
1
Расчеты по химическим формулам и уравнениям
реакций
1
Дисперсные системы
1
Контрольная работа №1
9 ч Тема 3.Химические реакции
1
Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии
Скорость химической реакции, ее зависимость от
1
различных факторов. Катализ.

дата

Деятельность учащихся

2.09

Составлять схемы строения атомов,
характеризовать элементы малых периодов по их положению
в периодической системе Д.И. Менделеева

9.09
16.09

23.09
30.09
7.10
14.10
21.10
28.10.
11.11
18.11
25.11

Определять: валентность и степень окисления химических
элементов, вид связи в соединениях.
Объяснять: природу любой химической связи. Выполнять
химический эксперимент по распознаванию кислорода,
водорода, аммиака, углекислого газа, этилена.
Вычислять с использованием физических величин

2.12
9.12
16.12
19.12
26.12

классифицировать химические реакции, писать уравнения
химических реакций в молекулярном и ионном виде,
уравнивать методом электронного баланса
определять: характер среды в водных растворах
неорганических соединений;
13

1
1
1
1
1
1
1
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
3ч

Обратимость реакций. Химическое равновесие и
способы его смещения
Среда водных растворов: кислая, нейтральная,
щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Реакции ионного обмена в водных растворах.
Гидролиз органических и неорганических соединений
Окислительно-восстановительные реакции
Электролиз растворов и расплавов
Контрольная работа №2
Тема 4.Вещества и их свойства
Классификация неорганических соединений
Классификация органических соединений
Металлы
Неметаллы
Кислоты неорганические и органические
Основания неорганические и органические
Генетическая связь между классами неорганических и
органических соединений
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных
задач на распознавание соединений»
Химия и жизнь
Химия в повседневной жизни.
Общие представления о промышленных способах
получения химических веществ
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Бытовая химическая грамотность.

13.01
20.01
27.01
3.02
10.02
17.02
24.02
2.03
9.03
16.03
23.03
6.04
13.04
20.04

объяснять зависимость скорости химической реакции и
положения химического равновесия от различных факторов
моделировать химические процессы

называть изученные вещества по «тривиальной» или
международной номенклатуре, определять принадлежность
веществ к различным классам органических и неорганических
соединений, - объяснять: зависимость свойств веществ от их
состава и строения
выполнять эксперимент по распознаванию важнейших
неорганических и органических оснований
Минеральные воды

27.04
4.05
11.05
18.05
25.05

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной
работы со средствами бытовой химии. Химические
вещества как строительные и поделочные материалы.
Вещества, используемые в полиграфии, живописи,
скульптуре, архитектуре. Основные технологические
принципы химического производства (на примере
производства серной кислоты).

14

Число
часов
29

Тематическое планирование уроков по химии в 10 классе
Тематическое планирование

дата

Органическая химия
Предмет органической химии. Теория строения А.М.
Бутлерова. Типы химических связей в молекулах
органических соединений.
Классификация и номенклатура органических соединений
Классификация химических реакций в органической химии
Алканы. Гомологический ряд, гомологи.
Алкены
Диены и каучуки.
Алкины
Арены
Природные источники углеводородов: нефть и природный
газ

1.09

1

Обобщение и систематизация знаний о углеводородах

24.11

1
1
1

Контрольная работа №1
Фенолы

1.12.
8.12

1

Альдегиды

15.12

1
1
1
1
1
2
1

Одноосновные карбоновые кислоты
Сложные эфиры. Жиры
Углеводы
Понятие об аминах. Анилин
Аминокислоты
Белки
Пластмассы и волокна

22.12
12.01
19.01
26.01
2.02
9.02
16.02

1

2
1
1
2
1
1
1
1

Одно- и многоатомные спирты, функциональные группы.

8-15.09
22.09
29.09
6-13.10
20.10
27.10
10.11
17.11

Деятельность учащихся
Знать значение и роль органической химии в системе
естественных наук. Владеть тривиальной номенклатурой и
ИЮПАК. Знать виды изомерии. Реакции гидрирования,
гидрогалогенирования, галогенирования, дегидрирования,
дегидратации, изомеризации.
Знать гомологические ряды и общие формулы алканов,
алкенов, алкинов. Их строение, свойства, получение и
применение. Знать природные источники углеводородов.
Испытывать национальную гордость за русских и советских
химиков, внёсших вклад в развитие органической химии.
Уметь называть углеводороды, по названию составлять
формулы веществ, строить изомеры, предсказывать
химические свойства,

Уметь называть органические вещества, по названию
составлять формулы веществ, строить изомеры,
предсказывать химические свойства,
выполнение упражнений, лабораторных опытов

15

Генетическая связь между классами органических
соединений
Обобщение и систематизация знаний по курсу
Контрольная работа №2

1.03

Практическая работа «Идентификация органических
соединений»
Практическая работа «Распознавание пластмасс и
волокон»

12.04

6

Химия и жизнь

1
1
1
1
1
1

Ферменты
Витамины
Гормоны
Лекарства и средства гигиены
Охрана окружающей среды от химического загрязнения

26.04
3.05
10.05
17.05
24.05
30.05

1
1
1
1
1

Искусственные и синтетические полимеры

8.03
15.03

19.04
Ферменты как биологические катализаторы белковой
природы и их значение.
Витамины. Авитаминоз, гипер- и гиповитаминоз. Гормоны.
Эндокринная регуляция жизнедеятельности. Группы лекарств,
лекарственные формы, безопасные способы применения
лекарств. Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов. Калорийность жиров, белков и углеводов.
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение
искусственных полимеров, как продуктов химической
модификации природного полимерного сырья. Искусственные
волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических
полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации.
Структура полимеров линейная, разветвленная и
пространственная. Представители синтетических пластмасс:
полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и
поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и
капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них.
Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из
них. Распознавание волокон.

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».