Пояснительная записка к рабочей учебной программе по дисциплине «География» (среднее образование) Базовый уровень Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; - овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; - воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Обязательный минимум содержания Современные методы географических исследований. Источники географической информации География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Природа и человек в современном мире Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. Население мира Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в 2 мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. География мирового хозяйства Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Регионы и страны мира Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Россия в современном мире Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. 3 Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), примерной программы для среднего 4 (полного) общего образования по географии (базовый уровень). Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучении предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. по 35 часов в 10-м и 11-м классах. Оценка знаний учащихся. Учитель должен учитывать: • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов; • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; • самостоятельность ответа; • речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Отметка «5»: • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; • для доказательства использованы различные умения, выводы из анализа карт и статистических материалов; • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4»: • раскрыто основное содержание материала; • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; • ответ самостоятельный; • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из анализа карт и статистических материалов. Отметка «3»: • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; • определения понятий недостаточно четкие; • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из анализа карт и статистических материалов или допущены ошибки при их изложении; • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий. Отметка «2»: • основное содержание учебного материала не раскрыто; • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. Отметка «1»: • ответ на вопрос не дан. 5 Оценка практических умений учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ (по Сиротину В.И) Отметка «5» Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Отметка «1»: Работа не выполнена. 6 Тематическое планирование 10 класс Кол-во Примерные даты часов Введение 1 Урок 1.Что изучает экономическая и социальная география мира. Тема 1 Современная политическая карта мира Урок 2. Многообразие стран современного мира. П/Р «Составление политико-географического комментария к событиям на политической карте мира» Урок 3. Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира. Урок 4. Международные отношения. Политическая география и геополитика. 3 1 Тема 2. География мировых природных ресурсов Урок 5. Взаимодействие природы и общества. Урок 6. Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира. П/Р «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов». Урок 7. Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Урок 8. Загрязнение окружающей среды. 5 1 1 3.09 10 17 24 1 1 1.10 8 1 15 1 1 22 29 Планируемые результаты обучения Знают структуру курса, особенности учебника; традиционные и новые методы географических исследований; виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Знают о формах государственного правления и административно-территориального устройства; о классификации стран мира, место России в мире. Имеют представление о многообразии современного мира; Понимают связь между географическим положением и другими компонентами природы, влияние международных отношений на политическую карту мира Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации; дают оценку политикогеографического положения страны. Знают понятия «географическая среда», «природопользование» «ресурсообеспеченность». Определяют степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах, источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; имеют представление об основных закономерностях размещения природных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов; умеют определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; выявляют районы острых геоэкологических ситуаций. определяют пути решения проблем охраны окружающей среды. 7 Рациональное природопользование. Урок 9. Обобщение по теме «География мировых природных ресурсов» Тема 3. География населения мира Урок 10. Численность и воспроизводство населения мира. Урок 11. Состав (структура) населения мира. П/Р «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в резных странах и регионах мира.» Урок 12. Размещение и миграции населения стран мира. Урок 13. Городское и сельское население. Урок 14. Обобщение по теме «География населения мира» Тема 4. НТР и мировое хозяйство Урок 15. НТР, ее характерные черты и составные части. Урок 16. Мировое хозяйство. Урок 17. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. Урок 18. Факторы размещения хозяйства. Урок 19. Обобщение по теме «НТР и мировое хозяйство» 5 1 12.11 1 19 1 26 1 1 3.12 10 Знают о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике, о продолжительности жизни; основные виды расселения; основные миграционные явления в мире. выявляют закономерности динамики численности мирового населения; географические особенности полового и возрастного состава населения мира; имеют представление об этническом, религиозном составе населения, основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов, об особенностях размещения населения по планете, об урбанизации как о всемирном процессе оценивают основные показатели уровня и качества жизни населения. Анализируют карты населения. 5 1 17 1 1 24 14.01 1 21 28 1 Знают определение понятий: «научно-техническая революция»; черты и части НТР; «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район» Имеют представление о типах структуры хозяйства, основных этапах его развития и географических моделях мирового хозяйства; о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Выявляют старые и новые факторы размещения мирового хозяйства. причины специализации стран мира 8 Самостоятельно работают со статистическим материалом, находият применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства Урок 20. Промышленность - ведущая отрасль материального производства. Урок 21. Топливно-энергетическая промышленность. Урок 22. Металлургия П/Р «Составление экономико – географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира». Урок 23. Машиностроение. Урок 24. Химическая, лесная, легкая промышленность. Урок 25. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство. Урок 26. Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Урок 27. Транспорт. Урок 28. Всемирные экономические отношения Урок 29. География производственных связей. Урок 30. Обобщение по теме «География отраслей мирового хозяйства» 11 1 4.02 1 11 1 1 18 25 1 1 3.03 10 1 17 1 1 24 7.04 14 21 1 1 Знают географию основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации Характеризуют ведущие отрасли материального производства, топливный баланс мира; рост производства различных видов топлива; развитие газовой, нефтяной, угольной промышленности; черной и цветной металлургии; ознакомиться с основными металлургическими базами мира; машиностроения, главных центрах машиностроения; химической и легкой промышленности; определяют географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства. Знают о структуре сельского хозяйства мира; понятие «Зеленая революция», главные сельскохозяйственные районы мира, типы сельского хозяйства. Имеют представление о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду; о биологических ресурсах мирового океана и их эксплуатации; о структуре транспорта мира; основные международные магистрали и транспортные узлы. определяют основные направления изменения транспорта в эпоху НТР, производственные связи стан и регионов мира. Мировая торговля и туризм. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализируют экономические карты. Выявляют неравномерность хозяйственного освоения разных территорий. Устанавливают взаимосвязи между размещением населения, 9 хозяйства и территориях. Тема 6. Глобальные проблемы человечества Урок 31. Глобальные проблемы человечества: сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая. Урок 32. Глобальные проблемы человечества: проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Урок 33. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты Урок 34. Стратегия устойчивого развития 4 Повторение Урок 35. Общая характеристика мира Тематическое планирование 11 класс Тема 6. Зарубежная Европа 1. Общая характеристика Зарубежной Европы: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население. 2. Географический рисунок расселения и хозяйства. 3. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика субрегионов Зарубежной Европы 4. ФРГ. 1 28 1 5.05 1 12 1 19 1 1 26 Кол-во Примерные даты часов 6 1 1.09 1 8 1 15 1 22 природными условиями на конкретных Знают понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях, географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Имеют представление о роли географии в решении глобальных проблем человечества, стратегия устойчивого развития. Составляют простейшие таблицы, схемы, картосхемы, отражающие географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Владеют навыками обобщения и повторения Планируемые результаты обучения Знают особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Зарубежной Европы. Объясняют взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий Зарубежной Европы; составляют комплексную географическую характеристику стран, определяют их географическую специфику; дают оценку политико-географического положения страны. Анализируют политическую и экономические карты с целью определения специализации разных типов стран Зарубежной Европы, их участия в международном географическом 10 5. Европа – главный туристический регион мира. 6. Обобщение «Зарубежная Европа» Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия. 7. Общая характеристика Зарубежной Азии 8. Внутренние различия. Особенности региональной интеграции. Пр. раб. №2 «Выявление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями» 9. Комплексная характеристика Китая 10. Япония 11. Индия 12. Новые индустриальные страны Азии 13. Австралия – страна – континент 14. Семинар «Многоликая Азия» Тема 8. Африка 15. Общая характеристика стран Африки. 16. Практ. раб. №3 «Сравнительная характеристика субрегионов Северной, Тропической Африки и ЮАР». 17. Обобщение «Африка» 1 1 29 6.10 разделении труда. 8 1 1 13 20 1 1 1 1 1 1 27 10.11 17 24 1.09 8 3 1 1 15 22 1 12.01 Знают особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Зарубежной Азии и Австралии. Объясняют взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий Зарубежной Азии и Австралии; составляют комплексную географическую характеристику стран, определяют их географическую специфику; дают оценку политикогеографического положения страны. Анализируют политическую и экономические карты с целью определения специализации разных типов стран Зарубежной Азии и Австралии, их участия в международном географическом разделении труда. Знают особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Африки. Объясняют взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий стран Африки; составляют комплексную географическую характеристику стран, определяют их географическую специфику; дают оценку политико-географического положения страны. Анализируют политическую и экономические карты с целью определения специализации разных типов стран Африки, их участия в международном географическом разделении труда. 11 Тема 9. Северная Америка 6 18. Общая характеристика США: ЭГП, природные условия и ресурсы, население. 19. Общая характеристика хозяйства: ведущее место в мировой экономике. 20. Пр. работа №4 «Отрасли промышленности и сельское хозяйство» 21. Макрорайоны США: Северо-Восток и Средний Запад. 22. Макрорайоны США: Юг и Запад. 23. Пр. работа №5 «Комплексная характеристика Канады» Тема 10. Латинская Америка 24. Общая характеристика Латинской Америки: ЭГП, природные условия и ресурсы, население. 25. Хозяйство: противоречия развития. 26. Пр. работа №5 «Сравнительная характеристика Бразилии, Мексики и Аргентины» 27. Семинар «Многообразие культур Латинской Америки» 28. Обобщение «Латинская Америка». Тест. 1 19 1 26 1 2.02 1 9 1 1 16 1.03 Тема 11. Россия в современном мире 5 1 15 1 22 1 29 1 5.04 1 12 Знают особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Северной Америки. Объясняют взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий Северной Америки; составляют комплексную географическую характеристику стран, определяют их географическую специфику; дают оценку политико-географического положения страны. Анализируют политическую и экономические карты с целью определения специализации разных типов стран Северной Америки, их участия в международном географическом разделении труда. Знают особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Латинской Америки. Объясняют взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий Латинской Америки; составляют комплексную географическую характеристику стран, определяют их географическую специфику; дают оценку политико-географического положения страны. Анализируют политическую и экономические карты с целью определения специализации разных типов стран Латинской Америки, их участия в международном географическом разделении труда. 5 12 29. Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. 30. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. 31. Россия в системе международных финансовоэкономических и политических отношений. 32. Особенности структуры и географии внешней торговли. Крупнейшие торговые партнеры. 33. Участие России в международных организациях. Россия и СНГ. 1 19 1 26 1 3.05 1 10 1 17 34. Итоговый контроль знаний и умений по курсу. 35. Обобщение и коррекция знаний. 1 1 24 24 Понимают связь между географическим положением и другими компонентами природы, влияние международных отношений на политическую карту мира Анализируют и объясняют особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития, ее роль в международном географическом разделении труда; Определяют роль России в производстве важных видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни, географических аспектов текущих событий и ситуаций, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития. Владеют навыками обобщения и повторения, понимают взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)