Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа
учебного предмета «Астрономия»
10 - 11 классы
Для реализации государственного стандарта общего образования, утвержденного
приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004
Количество часов: 34
(0,5 часа в неделю)
Уровень: базовый

Составитель: Лазутина М,Б, учитель физики

Двуреченск

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Астрономия» составлена на основе
примерной основной образовательной программы среднего общего образования (раздел
«СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
АСТРОНОМИИ»), авторской программы Страута Е.К. «Астрономия. 11 класс»
издательства «Дрофа», М., 2017 г., Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации обязательной части ООП в 2017-2018 учебном году,
базисного учебного плана МАОУ СОШ №3 п.Двуреченск на 2017-2018 учебный год.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Предмет «Астрономия» реализуется за счет школьного /федерального компонента.
Изучение курса рассчитано на 1 учебный год в количестве 35 часов (1 час в неделю).
Уровень обучения – базовый.
Содержание рабочей программы предмета (курса) «Астрономия» направлено на
достижение следующих целей:
•
•
•

•
•

•

формирование системы астрономических знаний;
познание сущности и динамики происходящих во Вселенной физических
процессов;
формирование навыков и умений проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и
физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность
естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний и умений по астрономии с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения
задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
формирование у школьников умений применять полученные знания для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, и
возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей
профессиональной деятельности.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. (в соответствии с
требованиями ФГОС ООО).
Цели освоения учебной программы по предмету.
1) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
2) формирование основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной,
коммуникативной и др.);
3) формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Задачи:
1) умение анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи;
2) умение определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать
наиболее оптимальный;
3) умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
4) умение оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей.

5) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон
окружающей действительности;
6) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию с различных позиций;
7) использование различных модельно-схематических средств для представления
выявленных в информационных источниках противоречий, включая умение
анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;
8) умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
9) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая
составление текста и презентации материалов с использованием информационных и
коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

2) умение готовить сообщения и презентации с использованием материалов полученных
из Интернета и других источников;
3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по
темам.
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии»
позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы»
позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей
на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
Результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
Изучение курса астрономии в 11 классе основывается на знаниях обучающихся,
полученных ими при изучении физики в предыдущих классах, а также приобретенных на
уроках химии, географии, биологии, математики и истории.

Формы организации учебной деятельности.


классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа,
уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);



индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп
продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;



групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям.
Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при
наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной
частью общей учебной задачи;



внеклассная работа, исследовательская работа;



самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных
навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение
индивидуальных заданий творческого характера.

В реализации данной программы используются следующие средства:
- учебно-лабораторное оборудование;
- учебно-производственное оборудование;
- дидактическая техника;
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
- компьютерный класс;
- организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные тесты,
карточки- задания, учебные пособия и т.п.).
Формы аттестации школьников.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
Входной контроль:
 контрольная работа (до 45 минут).
Текущая (формирующая) аттестация:

самостоятельные работы (до 10 минут);

лабораторно-практические работы (от 20 до 45 минут);

фронтальные опыты (до 10 минут);

диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение
текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 — 15 минут.

контрольные работы (45 минут);
Промежуточная (констатирующая) аттестация:
итоговая контрольная работа (45 минут).
Способы проверки и оценки результатов обучения.

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся,
включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в
конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения
курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная
проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся
в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и
результаты проектной деятельности.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны
проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых
изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений.
При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо
учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений:
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник
получит представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т.
п.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Содержание предмета (курса) «Астрономия»,
реализуемое с помощью учебника Б.А.Воронцова-Вильяминова, Е.К. Страут
«Астрономия. 11 класс» (базовый уровень):
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и

размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название главы
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
Жизнь и разум во Вселенной
ИТОГО:

Кол-во
часов
2
5
7
8
6
4
2
34

Кол-во работ
практ.
контр.
0
0
2
0
2
0
1
2
1
1
0
0
0
1

Поурочно-тематическое планирование
№

Тема

Содержание

Вид деятельности

Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Дата
план факт

Предметные результаты освоения темы позволяют:

— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и

математикой;

— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа

работы телескопа.

1.1

Что изучает
астрономия.

Астрономия, ее связь
с другими науками.
Развитие астрономии
было вызвано
практическими

Поиск примеров,
подтверждающих
практическую
направленность
астрономии.

1.2

Наблюдения –
основа
астрономии.

3.1

Звезды и
созвездия.
Небесные
координаты.
Звездные карты.
Практическая
работа №1 по теме
«Определение
горизонтальных
небесных
координат».

потребностями
человека, начиная с
глубокой древности.
Астрономия,
математика и физика
— их развитие в
тесной связи друг с
другом. Структура и
масштабы
Вселенной.
Наземные и
космические
приборы и методы
исследования
астрономических
объектов. Телескопы
и радиотелескопы.
Всеволновая
астрономия

Применение
знаний,
полученных
в курсе физики, для
описания
устройства
телескопа.
Характеристика
преимуществ
наблюдений,
проводимых
из космоса.
Практические основы астрономии (5 ч)
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны
и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Звездная величина
как характеристика
освещенности,
создаваемой звездой.
Согласно шкале
звездных величин,
разность 5 величин,
различие в потоках
света в 100 раз.
Экваториальная
система координат:
прямое восхождение
и склонение.
Использование
звездной карты для
определения
объектов, которые
можно наблюдать в
заданный момент
времени.

Применение
знаний,
полученных
в курсе географии,
о составлении карт
в различных
проекциях. Работа
со звездной картой
при организации и
проведении
наблюдений.

4.2

Видимое движение
звезд на различных
географических
широтах.

5.3

Годичное
движение Солнца.
Эклиптика.
Практическая
работа №2 по теме
«определение
экваториальных
небесных
координат».

6.4

Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца и Луны.

Высота полюса мира
над горизонтом и ее
зависимость от
географической
широты места
наблюдения.
Небесный меридиан.
Кульминация светил.
Определение
географической
широты по
измерению высоты
звезд в момент их
кульминации.
Эклиптика и
зодиакальные
созвездия. Наклон
эклиптики к
небесному экватору.
Положение Солнца
на эклиптике в дни
равноденствий
и солнцестояний.
Изменение в течение
года
продолжительности
дня и ночи на
различных
географических
широтах.
Луна — ближайшее к
Земле небесное тело,
ее единственный
естественный
спутник. Период
обращения Луны
вокруг Земли и
вокруг своей оси —
сидерический
(звездный) месяц.
Синодический месяц
— период полной
смены фаз Луны.
Условия наступления
солнечных и лунных
затмений. Их
периодичность.
Полные, частные и
кольцеобразные
затмения Солнца.
Полные и частные
затмения Луны.

Характеристика
отличительных
особенностей
суточного
движения звезд
на полюсах,
экваторе и в
средних широтах Земли.

Характеристика
особенностей
суточного
движения Солнца
на полюсах,
экваторе и в
средних широтах
Земли.

Изучение основных
фаз Луны.
Описание порядка
смены фаз Луны,
взаимного
расположения
Земли, Луны и
Солнца в моменты
затмений.
Анализ причин, по
которым Луна
всегда обращена к
Земле одной
стороной,
необходимости
введения часовых
поясов, високосных
лет и нового
календарного
стиля.
Объяснение
причин, по

Предвычисление
будущих затмений.

которым затмения
Солнца и Луны не
происходят
каждый месяц.
Подготовка и
выступление с
презентациями и
сообщениями.
Анализ
необходимости
введения часовых
поясов, високосных
лет и нового
календарного
стиля.

Время и календарь. Точное время и
определение
географической
долготы. Часовые
пояса. Местное и
поясное, летнее и
зимнее время.
Календарь —
система счета
длительных
промежутков
времени.
История календаря.
Високосные годы.
Старый и новый
стиль.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс,
угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
7.5

8.1

Развитие
представлений о
строении мира.

Геоцентрическая
система мира
Аристотеля —
Птолемея. Система
эпициклов и
дифферентов
для объяснения
петлеобразного
движения планет.
Создание
Коперником
гелиоцентрической
системы мира. Роль
Галилея в

Подготовка и
презентация
сообщения о
значении открытий
Коперника и
Галилея для
формирования
научной картины
мира.
Объяснение
петлеобразного
движения планет с
использованием
эпициклов и

9.2

Конфигурация
планет.
Синодический
период.

10.3

Законы движения
планет Солнечной
системы.
Практическая
работа №3 по теме
«Решение задач по
теме
«Конфигурация
планет».

11.4

Определение
расстояний и
размеров тел в
Солнечной
системе.

12.5

Практическая
работа №4 с
планом Солнечной
системы.

становлении новой
системы мира.
Внутренние и
внешние планеты.
Конфигурации
планет:
противостояние и
соединение.
Периодическое
изменение условий
видимости
внутренних и
внешних планет.
Связь синодического
и сидерического
(звездного) периодов
обращения планет.
Три закона Кеплера.
Эллипс. Изменение
скорости движения
планет по
эллиптическим орбитам. Открытие
Кеплером законов
движения планет —
важный шаг на пути
становления
механики. Третий
закон — основа для
вычисления
относительных
расстояний планет от
Солнца.
Размеры и форма
Земли.
Триангуляция.
Горизонтальный
параллакс. Угловые и
линейные размеры
тел Солнечной
системы.
План Солнечной
системы в масштабе
1 см к 30 млн км с
указанием
положения планет на
орбитах согласно
данным
«Школьного
астрономического
календаря» на
текущий учебный

дифферентов.
Описание условий
видимости планет,
находящихся в
различных
конфигурациях.
Решение задач на
вычисление
звездных периодов
обращения
внутренних и
внешних планет.

Анализ законов
Кеплера, их

значения
для развития
физики и
астрономии.
Решение задач на
вычисление
расстояний планет
от Солнца на
основе третьего
закона Кеплера.

Решение задач на
вычисление
расстояний и
размеров объектов.

Построение плана
Солнечной
системы в
принятом масштабе
с указанием
положения планет
на орбитах.
Определение
возможности их
наблюдения на
заданную дату.

год.
13.6
Открытие и
Подтверждение
Решение задач на
применение закона справедливости
вычисление массы
всемирного
закона тяготения для планет.
тяготения.
Луны и планет.
Объяснение
Возмущения в
механизма
движении тел
возникновения
Солнечной системы. возмущений и
Открытие планеты
приливов.
Нептун. Определение
массы небесных тел.
Масса и плотность
Земли. Приливы и
отливы.
14.7
Движение
Время старта КА и
Подготовка и
искусственных
траектории полета к
презентация
спутников и
планетам и другим
сообщения о КА,
космических
телам Солнечной
исследующих
аппаратов (КА) в системы.
природу тел
Солнечной
Выполнение
Солнечной
системе.
маневров,
системы.
необходимых для
посадки на
поверхность планеты
или выхода на
орбиту вокруг нее.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет- гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
15.1

Контрольная
работа №1 по теме

Гипотеза о
формировании всех

Анализ основных
положений

«Строение
солнечной
системы».
Солнечная система
как комплекс тел,
имеющих общее
происхождение.

тел Солнечной
системы в процессе
длительной
эволюции холодного
газопылевого облака.
Объяснение их
природы на основе
этой гипотезы.
16.2
Земля и Луна –
Краткие сведения о
двойная планета. природе Земли.
Условия на
поверхности Луны.
Два типа лунной
поверхности — моря
и материки. Горы,
кратеры и другие
формы рельефа.
Процессы
формирования
поверхности Луны и
ее рельефа.
Результаты
исследований,
проведенных
автоматическими
аппаратами и
астронавтами.
Внутреннее строение
Луны.
Химический состав
лунных пород.
Обнаружение воды
на Луне.
Перспективы
освоения Луны.
17.3 Две группы планет. Анализ основных
характеристик
планет. Разделение
планет по размерам,
массе и средней
плотности.
Планеты земной
группы и
планеты-гиганты.
Их различия.
18.4
Природа планет
Сходство
земной группы.
внутреннего
Практическая
строения и
работа №5 по теме химического состава
«Составление
планет земной
сравнительных
группы. Рельеф
характеристик
поверхности.

современных
представлений о
происхождении тел
Солнечной
системы.

На основе знаний
из курса
географии
сравнение природы
Земли с природой
Луны.
Объяснение
причины
отсутствия у Луны
атмосферы.
Описание
основных форм
лунной
поверхности и их
происхождения.
Подготовка и
презентация
сообщения об
исследованиях
Луны,
проведенных
средствами
космонавтики.

Анализ табличных
данных,
признаков сходства
и различий
изучаемых
объектов,
классификация
объектов.
На основе знаний
физических
законов объяснение
явлений и
процессов,
происходящих в
атмосферах планет.

планет земной
группы».

19.5

Урок-дискуссия
«Парниковый
эффект – польза
или вред?»

20.6

Планеты-гиганты,
их спутники и
кольца.

Вулканизм и
тектоника.
Метеоритные
кратеры.
Особенности
температурных
условий на
Меркурии, Венере и
Марсе. Отличия
состава атмосферы
Земли от атмосфер
Марса и Венеры.
Сезонные изменения
в атмосфере и на
поверхности Марса.
Состояние воды на
Марсе в прошлом и в
настоящее время.
Эволюция природы
планет. Поиски
жизни на Марсе.
Обсуждение
различных аспектов
проблем, связанных с
существованием
парникового эффекта
и его роли в
формировании и
сохранении
уникальной природы
Земли.
Химический состав и
внутреннее строение
планет-гигантов.
Источники энергии в
недрах планет.
Облачный покров и
атмосферная
циркуляция.
Разнообразие
природы спутников.
Сходство природы
спутников с
планетами земной
группы и Луной.
Наличие атмосфер у
крупнейших
спутников.
Строение и состав
колец.

Описание и
сравнение природы
планет земной
группы.
Объяснение
причин
существующих
различий.
Подготовка и
презентация
сообщения о
результатах
исследований
планет земной
группы.

Подготовка и
презентация
сообщения по этой
проблеме. Участие
в дискуссии.

На основе знаний
законов физики
описание природы
планет-гигантов.
Подготовка и
презентация
сообщения о новых
результатах
исследований
планет-гигантов, их
спутников.
На основе знаний
законов физики
описание природы
планет-гигантов.
Подготовка и
презентация
сообщения о новых
результатах
исследований
планет-гигантов, их

21.7

Малые тела
Солнечной
системы
(астероиды,
карликовые
планеты и кометы).

Одиночные метеоры.
Скорости встречи с
Землей. Небольшие
тела (метеороиды).
Метеорные потоки,
их связь с кометами.
Крупные тела.
Явление болида,
падение метеорита.
Классификация
метеоритов:
железные, каменные,
железокаменные.
Солнце и звезды (6 ч)
Предметные результаты освоения темы позволяют:
—
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
—
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
—
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
—
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
—
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—
называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
—
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
22.8

Метеоры, болиды,
метеориты.
Контрольная
работа №2 по теме
«Природа тел
Солнечной
системы».

Астероиды главного
пояса. Их размеры и
численность. Малые
тела пояса Койпера.
Плутон и другие
карликовые планеты.
Кометы. Их строение
и состав. Орбиты
комет. Общая
численность комет.
Кометное облако
Оорта.
Астероиднокометная опасность.
Возможности и
способы ее
предотвращения.

спутников.
Описание
внешнего вида
астероидов и
комет.
Объяснение
процессов,
происходящих в
комете, при
изменении ее
расстояния от
Солнца.
Подготовка и
презентация
сообщения о
способах
обнаружения
опасных
космических
объектов
и предотвращения
их столкновения с
Землей.
На основе знания
законов физики
описание и
объяснение
явлений метеора и
болида.
Подготовка
сообщения о
падении наиболее
известных
метеоритов.

—
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной
стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
23.1
Солнце, состав и
Источник энергии
На основе знаний
внутреннее
Солнца и звезд —
физических
строение.
термоядерные
законов описание и
реакции. Перенос
объяснение
энергии внутри
явлений
Солнца. Строение
и процессов,
его атмосферы.
наблюдаемых на
Грануляция.
Солнце. Описание
Солнечная корона.
процессов,
Обнаружение потока происходящих при
солнечных нейтрино. термоядерных
Значение этого
реакциях протоноткрытия для физики протонного цикла.
и астрофизики.
24.2
Солнечна
Проявления
На основе знаний о
активность и ее
солнечной
плазме,
влияние на Землю. активности:
полученных в
солнечные пятна,
курсе физики,
протуберанцы,
описание
вспышки,
образования пятен,
корональные
протуберанцев и
выбросы массы.
других проявлений
Потоки солнечной
солнечной
плазмы. Их влияние
активности.
на состояние
Характеристика
магнитосферы
процессов
Земли. Магнитные
солнечной
бури, полярные
активности и
сияния и другие
механизма их
геофизические
влияния на Землю.
явления, влияющие
на радиосвязь, сбои в
линиях
электропередачи.
Период изменения
солнечной
активности.
25.3
Физическая
Звезда — природный Определение
природа звезд.
термоядерный
понятия «звезда».
реактор. Светимость Указание
звезды.
положения звезд на
Многообразие мира
диаграмме «спектр
звезд. Их
— светимость»
спектральная
согласно их
классификация.
характеристикам.
Звезды-гиганты и
Анализ основных
звезды-карлики.
групп диаграммы.

26.4

27.5

Диаграмма «спектр
— светимость».
Двойные и кратные
звезды. Звездные
скопления. Их состав
и возраст.
Переменные и
Цефеиды —
стационарные
природные
звезды.
автоколебательные
системы.
Зависимость «период
— светимость».
Затменно-двойные
звезды. Вспышки
Новых — явление в
тесных системах
двойных звезд.
Открытие
«экзопланет» —
планет и планетных
систем вокруг других
звезд.
Эволюция звезд.
Зависимость
Практическая
скорости и
работа №6 по теме продолжительности
«Решение задач по эволюции звезд от их
«Характеристики массы.
звезд».
Вспышка
Сверхновой — взрыв
звезды в конце ее
эволюции. Конечные
стадии жизни звезд:
белые карлики,
нейтронные звезды
(пульсары), черные
дыры.
Контрольная
Контрольная работа
работа №3 по теме по темам:
«Солнце и звезды». «Строение
Солнечной
системы», «Природа
тел Солнечной
системы», «Солнце
и звезды».

На основе знаний
по физике
описание
пульсации цефеид
как
автоколебательного
процесса.
Подготовка
сообщения о
способах
обнаружения
«экзопланет» и
полученных
результатах.
На основе знаний
по физике оценка
времени свечения
звезды по
известной массе
запасов водорода;
для описания
природы объектов
на
конечной стадии
эволюции звезд.

Подготовка к
контрольной
работе.
Повторение:
— основных
вопросов тем;
— способов решения
задач;
приемов
практической
работы с планом
Солнечной
системы.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Предметные результаты изучения темы позволяют:
—
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
28.6

взрыв, реликтовое излучение);
—
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
—
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
—
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
—
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
—
формулировать закон Хаббла;
—
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
Сверхновых;
—
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
—
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
29.1
Наша Галактика.
Размеры и строение
Описание строения
Галактики.
и структуры
Расположение и
Галактики.
движение Солнца.
Изучение объектов
Плоская и
плоской и
сферическая
сферической
подсистемы
подсистем.
Галактики. Ядро и
Подготовка
спиральные рукава
сообщения о
Галактики.
развитии
Вращение Галактики исследований
и проблема «скрытой Галактики.
массы».
30.2
Наша Галактика.
Радиоизлучение
На основе знаний
межзвездного
по физике
вещества. Его состав. объяснение
Области
различных
звездообразования.
механизмов
Обнаружение
радиоизлучения.
сложных
Описание процесса
органических
формирования
молекул.
звезд из холодных
Взаимосвязь звезд
газопылевых
и межзвездной
облаков.
среды. Планетарные
туманности —
остатки вспышек
Сверхновых звезд.
31.3
Другие звездные
Спиральные,
Определение типов
системы –
эллиптические и
галактик.
галактики.
неправильные
Подготовка

32.4

33.5

галактики. Их
отличительные
особенности,
размеры, масса,
количество звезд.
Сверхмассивные
черные дыры в ядрах
галактик. Квазары и
радиогалактики.
Взаимодействующие
галактики.
Скопления и
сверхскопления
галактик.

сообщения о
наиболее
интересных
исследованиях
галактик, квазаров
и других далеких
объектов.

Космология начала Общая теория
ХХ в.
относительности.
Стационарная
Вселенная А.
Эйнштейна. Вывод
А. А. Фридмана о
нестационарности
Вселенной. «Красное
смешение» в
спектрах галактик и
закон Хаббла.
Расширение
Вселенной
происходит
однородно и
изотропно.

Применение
принципа Доплера
для объяснения
«красного
смещения».
Подготовка
сообщения о
деятельности
Хаббла и
Фридмана.
Доказательство
справедливости
закона Хаббла для
наблюдателя,
расположенного в
любой галактике.

Основы
современной
космологии.

Гипотеза Г. А.Гамова
о горячем начале
Вселенной, ее
обоснование и
подтверждение.
Реликтовое
излучение. Теория
Большого взрыва.
Образование
химических
элементов.
Формирование
галактик и звезд.
Ускорение
расширения
Вселенной. «Темная

Подготовка и
презентация
сообщения о
деятельности
Гамова и
лауреатов
Нобелевской
премии по физике
за работы по
космологии.

энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
34.1 Урок-конференция Проблема
Подготовка и
«Одиноки ли мы во существования
презентация
Вселенной?»
жизни вне Земли.
сообщения о
современном
Условия,
состоянии
необходимые для
научных
развития жизни. Поиски исследований по
проблеме
жизни на планетах
Солнечной системы. существования
внеземной жизни
Сложные
во Вселенной.
органические
Участие в
соединения в
дискуссии по этой
космосе.
проблеме.
Современные
возможности
радиоастрономии
и космонавтики для
связи с другими
цивилизациями.
Планетные системы
у других звезд.
Человечество
заявляет
о своем
существовании.
35.2
Итоговая
Контрольная работа
Выполнение
контрольная
№4 за весь курс
тестовых заданий и
работа.
астрономии.
решение
астрономических
задач.

Учебно-методическое обеспечение
1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. 11 класс» базовый уровень М., Дрофа, 2017г.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» базовый уровень
авторов Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страут - М., Дрофа, 2013г.
3. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» базовый уровень
автора Е.К.Страут - М., Дрофа, 2018г. (электронный вариант).
4. Рабочая программа к УМК Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страут «Астрономия.
11 класс» базовый уровень - М., Дрофа, 2017г.
1. Телескоп.

Материально-техническое обеспечение

2.
3.
4.
5.
6.

Теллурий.
Модель небесной сферы.
Карта звездного неба.
Справочник любителя астрономии.
Школьный астрономический календарь (на текущий год).

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наглядные пособия
Строение Солнца.
Планеты земной группы.
Луна.
Планеты-гиганты.
Малые тела Солнечной системы.
Наша Галактика.
Цифровые образовательные ресурсы.

Программы-планетарии:
1. CENTAURE (www.astrosurf.com).
2. VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA.
3. Celestia (https://celestiaproject.net).
Интернет-ресурсы:
1. Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба,
виртуальный планетарий.
2. WorldWide Telescope — программа, помогающая любителям астрономии исследовать
Вселенную.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».