Литературное чтение 1-4

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Приложение 1 к ООП НОО

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 3
____________ (Яцутко Т.А.)

«Утверждаю»
Директора МАОУ СОШ № 3
____________ (Титова М.Н.)
Приказ № 52/2 ОД
от 28 августа 2019 г.

28 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
Уровень образования: начальное общее образование
Стандарт: ФГОС
Класс: 1-4

п. Двуреченск

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Литературного чтения»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Литературное чтение».
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и
развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.
У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им
сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и
эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению
и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение
опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–
прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
–
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
–
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с
целью чтения (для всех видов текстов);

–
ориентироваться в содержании художественного, учебного и
научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
–
для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и
картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,
формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке
главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию
произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять
значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
–
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между
отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
–
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь
на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,
опираясь на содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события,
соотнося их с содержанием текста;
–
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать суждение;

–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
–
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
–
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
–
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
–
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете)
по заданной тематике или по собственному желанию;
–
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
–
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
–
работать с тематическим каталогом;
–
работать с детской периодикой;
–
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
–
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня,
сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
–
находить средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
–
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
–
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
–
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его
событиями;
–
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта;
–
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например,

рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих
лиц или неодушевленного предмета;
–
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации
или отзыва;
–
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
–
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
–
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и
в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

2. Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов
(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный

опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
3. Тематическое планирование
Литературное чтение 1 класс (132 часа)
№

Тема урока

Колво
часов

15
16
17
18-19

Добукварный период (14 ч)
«Азбука» - первая учебная книга
Речь письменная и устная. Предложение
Слово и предложение
Слог
Ударение
Звуки в окружающем мире и в речи
Звуки в словах
Слог-слияние
Повторение и обобщение пройденного материала
Гласный звук [а], буквы А, а
Гласный звук [о], буквы О, о
Гласный звук [и], буквы И, и
Гласная звук [ы], буква ы
Гласный звук [у], буквы У, у
Букварный период (53 ч)
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н
Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к
Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т

20
21
22
23
24
25-26

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
Гласные буквы Е, е
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

27-28
29-31
32-33
34-36
37-38

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д
Гласные буквы Я, я
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

2ч
3ч
2ч
3ч
2ч

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж
Гласные буквы Ё, ё
Звук [й’]. Буквы Й, й

2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
1ч

50-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61
62
63
64 - 67

3ч
2ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
4ч

81
82

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х
Гласные буквы Ю, ю
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц
Гласный звук [э], буквы Э, э
Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
Мягкий и твердый разделительные знаки
Русский алфавит
Закрепление и обобщение пройденного материала
Послебукварный период (16 ч)
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился
говорить букву «р».
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше
Отечество».
История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские»
В. Крупин. «Первый букварь»
А. С. Пушкин Сказки
Л. Н. Толстой. Рассказы для детей
К. Д. Ушинский. Рассказы для детей
К. И. Чуковский «Телефон»
К.И.Чуковский «Путаница». Небылица
В. В. Бианки «Первая охота»
С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»
М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»
Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А. Барто,
С. Михалков
Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка – азбука
Проект «Живая Азбука»

83

Наши достижения

1ч

Повторение и обобщение изученного

9ч

Введение

1ч

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

84 - 92
93

94
95
96
97
98
99

Жили-были буквы (7 ч)
В. Данько «Загадочные буквы»
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б»
нет»
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И.
Гамазкова «Кто как кричит?»
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Из старинных книг

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

100

101
102
103
104
105
106
107

108
109
110
111
112

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122

123
124
125
126

127
128

Обобщение по теме «Жили-были буквы».
Наши проекты. Создаем «Город букв»
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Е. Чарушин «Теремок».
Русская народная сказка «Рукавичка».

1ч

Загадки, песенки.
Песенки. Потешки. Небылицы.Стишки и песенки из книги «Рифмы
Матушки Гусыни».
А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка
песенки поёт…».
Русская народная сказка «Петух и собака».
Из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Апрель, апрель. Звенит капель!.. (5 ч)
А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»
А. Плещеев «Сельская песенка».
Т. Белозёров «Подснежник», С. Маршак «Апрель».

1ч
1ч

И. Токмакова «Ручей», Е.Трутнева «Когда это бывает?»
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.
Произведения из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!…».
Проект «Составляем сборник загадок».
И в шутку и всерьёз (7 ч)
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк», Г.Кружков
«Ррры!»
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
К. Чуковский «Федотка»,
О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»
И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки», И. Токмакова «Разговор
Лютика и Жучка», К. И. Чуковский «Телефон».
М. Пляцковский «Помощник».
Из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
Я и мои друзья (7 ч)
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек»,
В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый
ослик», Я. Аким «Моя родня».
С. Маршак «Хороший день».
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»,
Ю. Энтин «Про дружбу».
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1ч
1ч

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».
Проект «Наш класс – дружная семья»
О братьях наших меньших (6 ч)
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…».
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

1ч

1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч

129
130
131
132

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», Михалков
«Важный совет»,
Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж».
А.Аксаков «Гнездо»
Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

1ч
1ч
1ч
1ч

Литературное чтение 2 класс (136 часов)
№ п,п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24-26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема урока
Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю».
Устное народное творчество 12 ч.
Русские народные песни.
Русские народные потешки и прибаутки.
Загадки, пословицы, поговорки.
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
«Петушок и бобовое зернышко».
«У страха глаза велики».
«Лиса и тетерев».
«Лиса и журавль».
«Каша из топора».
«Гуси-лебеди».
А.А. Шибаева «Вспомни сказку».
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
Люблю природу русскую. Осень. 7 ч.
Нравится ли вам осень? Осенние загадки.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,
К. Бальмонт «Поспевает брусника…»,
А. Плещеев «Осень наступила…».
А. Фет «Ласточки пропали…».
А. Толстой «Осень»
С. Есенин «Закружилась листва золотая».
В. Брюсов «Сухие листья».
И.Токмакова «Опустел скворечник».
В. Берестов «Хитрые грибы».
М. Пришвин «Осеннее утро»,
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Русские писатели 15 ч.
А.С. Пушкин. Викторина по сказкам.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин
торжествуя…»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
И.А. Крылов
И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Л.Н. Толстой «Филипок».
Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».
Л.Н. Толстой «Коненок».

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62
63.
64.

65.
66.
67.
68-69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

Разноцветные страницы.
Обобщающий урок по теме «Русские писатели».
О братьях наших меньших 10ч.
Н.И. Сладков «Они и мы».
А.А. Шибаева «Кто кем становится?».
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…».
И. Пивоварова «Жила- была собака…».
В. Берестов «Кошкин щенок».
М. Пришвин «Ребята и утята».
Е. Чарушин «Страшный рассказ».
Б. Житков «Храбрый утенок».
В. Бианки «Музыкант».
В. Бианки «Сова».
Разноцветные страницы.
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».
Из детских журналов 9 ч
Знакомство с детскими журналами.
Д. Хармс «Игра».
Д. Хармс «Вы знаете?..»
Д. Хармс «Веселые чижи».
Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».
Ю. Владимиров «Чудаки».
А. Введенский «Ученый Петя».
А. Введенский «Лошадка».
Д. Хармс «Веселый старичок»
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».
Люблю природу русскую. Зима. 10 ч
Нравится ли вам зима? Зимние загадки.
А.И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…».
К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая..».
Я.Л. Аким «Утром кот принес на лапках..».
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
С. Есенин «Поет зима- аукает…», «Береза».
Русская народная сказка «Два Мороза».
С. Михалков «Новогодняя быль».
А.Л. Барто «Дело было в январе…».
С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет…»
Разноцветные страницы.
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».
Писатели – детям. 18 ч
К.И Чуковский
К.И. Чуковский « Путаница».
К.И. Чуковский «Радость»
К.И. Чуковский «Федорино горе».
С. Маршак «Кот и лодыри».
С.В. Михалков «Мой секрет».
С.В. Михалков «Сила воли».
С.В. Михалков «Мой щенок».
А. Барто «Веревочка».
А. Барто «Мы не заметили жука…», «В школу».

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

76.
77.
78-79.
80-81.
82.
83.
84.
85.
86.
87-88.
89-90.
91-92
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107108.
109110.
111.
112.
113.
114115.
116117.
118.
119.
120.

А. Барто «Вовка – добрая душа».
Н. Носов «Затейники».
Н. Носов «Живая шляпа».
Н. Носов «На горке».
Обобщение по разделу «Писатели – детям».
Я и мои друзья. 13 ч.
Знакомство с разделом.
В.Д. Берестов «За игрой»
Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду».
В. Берестов «Гляжу с высоты».
В.В. Лунин «Я и Вовка».
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Два пирожных».
В. Осеева «Волшебное слово».
В. Осеева «Хорошее».
В. Осеева «Почему?».
Е.А. Благинина «Простокваша».
В.Н. Орлов «На печи».
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья.»
Люблю природу русскую. Весна. 9 ч.
Знакомство с разделом.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»
А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».
А. Блок «На лугу».
С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
И. Бунин «Матери».
А. Плещеев «В бурю».
Е. Благинина «Посидим в тишине».
Э. Мошковская «Я маму свою обидел…»
И.М. Пивоварова «Здравствуй».
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна.»
И в шутку и всерьез. 15 ч.
Знакомство с разделом.
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

1ч
1ч
2ч
2ч
1ч

Э. Успенский «Чебурашка».

2ч

Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей
квартирой…», «Память».
В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»
Г. Остер «Будем знакомы».

1ч

В. Драгунский «Тайное становится явным».

2ч

Ю. Тувим «Про пана Трулялянского».
Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьез»

1ч
1ч

Литература зарубежных стран. 17 ч.
Знакомство с разделом.

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

1ч
1ч
2ч

121.
122
123.
124.
125127.
128130.
131132.
133135.
136.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
Английские народные песенки «Перчатки», Храбрецы».
Французская народная песенка «Сюзон и мотылек».
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»
Ш. Перро «Кот в сапогах».

1ч
1ч
1ч
1ч
3ч

Ш. Перро «Красная шапочка»

3ч

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

2ч

Э. Хогарт «Марфин и паук».

3ч

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».

1ч

Литературное чтение 3 класс (136 часов) вариант 1
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Темы уроков
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете, 4 ч.
Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Оценка достижений.
Устное народное творчество, 14 ч.
Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская
посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
Проект «Сочиняем волшебную сказку.
Поэтическая тетрадь, 11 ч.
Знакомство с названием раздела.
Проект «Как научиться читать стихи».
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение - миниатюра « О чём расскажут
осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой
нивой...».
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».
Оценка достижений.
Великие русские писатели, 24 ч.
Знакомство с названием раздела.
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни
А.С. Пушкина».
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Рисунки И. Билибина к сказке
Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника,
книг о Крылове.
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит
одиноко…».
М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Л. Толстой «Детство» Подготовка сообщения.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Лев и собачка».
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
моря?».
Оценка достижений.
Обобщающий урок по разделу Великие русские писатели.
Поэтическая тетрадь, 6 ч.
Знакомство с названием раздела.
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение.
обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Литературные сказки, 8 ч.
Знакомство с названием раздела.
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые
Глаза, Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
67. В. Одоевский «Мороз Иванович».
68. обобщающий урок.
Были-небылицы, 10 ч.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.

69. Знакомство с названием раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь, 6 ч.
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь
утёнка?..».
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка».
А. Блок «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».
Оценка достижений.
Люби живое, 16 ч.
Знакомство с названием раздела.
М. Пришвин «Моя Родина».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится».
Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь, 8 ч.
Знакомство с названием раздела.
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если». «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Оценка достижений.
Обобщающий урок.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок, 12 ч.
Знакомство с названием раздела.
Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Ещё мама».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

А. Платонов «Ещё мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Обобщение. «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок».
По страницам детских журналов, 8 ч.
Знакомство с названием раздела.
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился».
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Оценка достижений.
Зарубежная литература. 8 ч.
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Обобщение по теме «Зарубежная литература».
Оценка достижений.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Литературное чтение 3 класс (136 часов) 2 вариант
№

Тема урока

1.

Введение. Знакомство с учебником
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Народные промыслы.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Проект «Сочиняем волшебную сказку.
Проверим себя.
Поэтическая тетрадь
Знакомство с названием раздела. В мире книг.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой
нивой...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. Суриков «Детство».
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины
природы в лирическом стихотворении.
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь 1»).
Проверим себя.
Великие русские писатели
Знакомство с названием раздела. В мире книг.
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о
жизни
А.С. Пушкина».
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи
учебника, книг о Крылове.
И.Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения
на основе статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит
одиноко...»,«Утес»
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка
сообщения.
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве».
Л. Толстой «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Акула».
JI. Толстой «Прыжок».
JI. Толстой «Прыжок».
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие
русские писатели»).
Обобщающий урок. Проверим себя.
Литературные сказки
Знакомство с названием раздела. В мире книг.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвост».
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Обобщающий урок. Проверим себя.
Были-небылицы
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Поговорим о самом главном.
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Обобщающий урок.
Проверим себя.
Поэтическая тетрадь
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
С. Черный «Воробей»
С. Черный «Что ты тискаешь утёнка?».
С. Черный «Слон».
А. Блок «Сны».
А. Блок «Ворона».
Поговорим о самом главном. М. Пришвин «Моя родина»
С. Есенин «Черемуха».
Проверим себя.
Люби живое
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Драгунский «Он живой и светится…».
В. Драгунский «Он живой и светится…».
Поговорим о самом главном. В. Астафьев «Капалуха».
В. Астафьев «Капалуха».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Обобщающий урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если».
Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля!», Т.
Бокова «Родина –слово большое, большое!»
Е. Благинина «Кукушка».
Е. Благинина «Котенок».
Наши проекты «В мире детской поэзии»
Проверим себя.
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».
Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
М. Зощенко «Великие путешественники».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Федина задача».
Поговорим о самом главном. А.Платонов «Цветок на земле».
А.Платонов «Цветок на земле».
А.Платонов «Цветок на земле».
Н. Носов «Телефон».
Обобщающий урок.
Проверим себя.
Зарубежная литература
Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Обобщающий урок.
Проверим себя.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Литературное чтение 4 класс (136 часов)
№

1.
2.
3-4.
5-6.

Тема урока
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)
Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению.
Былины, летописи, жития (11 ч.)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Текст былины в пересказе И. Карнауховой «Три поездочки Ильи
Муромца»

Кол-во
часов
1
1
2
1

7.
8.
9-10.
11.
12.

13.
14.
15.
16-20.
21.
22-25.
26.
27-29.
30.
31.
32-33.
34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46-49.
50-54.
55-60.
61.

62.
63-65.
66-67.
68-70.
71.
72.

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»
Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».
Поговорим о самом главном.
Чудесный мир классики (22 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Что знаем и умеем. В мире книг.
А. С. Пушкин «Няне»
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
М.Ю. Лермонтов. Творчество.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой «Детство»
Жизнь и творчество А.П. Чехова
А.П. Чехов «Мальчики»
А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа — герои своего
времени
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Поговорим о
самом главном.
Поэтическая тетрадь (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
К. Ушинский «Четыре желания».
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…»
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
Н.А.Некрасов «Саша».
И.А. Бунин «Листопад».
Обобщение по разделу. Поговорим о самом главном.
Литературные сказки (16 ч)
Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Что знаем и
умеем. В мире книг.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Поговорим о самом
главном.
Делу время — потехе нас (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В.Ю. Драгунский «Главные реки»

1
1
1
1
1

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Обобщение по разделу «Делу время — потехе час».
Страна детства (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.

3
1

1
1
1
5
1
1
1
3
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
4
5
6
1

1
3
2

1

73-75.
76-77.
78.
79.

80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87-88.
89-90.
91-92.
93-95.
96.

97.
98.
99.
100-101.
102.
103.
104.
105.
106-107.
108-110.
111.

112.
113-117.
118-123.
124-127.
128.
129.
130-136.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М.М. Зощенко «Елка»
Обобщение по разделу «Страна детства». Поговорим о самом
главном.
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Как хорошо уметь читать.
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...».
М.И. Цветаева «Наши царства».
Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Обобщение по разделу.
Природа и мы (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
С.А. Есенин «Лебедушка»
М.М. Пришвин «Выскочка»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Обобщение по разделу «Природа и мы». Поговорим о самом
главном.
Родина (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»
Проект: «Они защищали Родину»
«Песня защитников Брестской крепости».
Обобщение по разделу «Родина». Поговорим о самом главном.
Страна Фантазия (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
К. Булычев «Путешествие Алисы».
Обобщение по разделу «Страна Фантазий». Поговорим о самом
главном.
Зарубежная литература (18 ч)
Знакомство с названием раздела. Что знаем и умеем. В мире книг.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
Итоговая проверочная работа.
Резерв 7 часов

3
2
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
1

1
1
1
2
1
1
1
1
2
3
1

1
5
6
4
1
1
7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».