Программа_ДО_Музей

Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
Принята
Педагогическим советом
Протокол № 7 от 25.06.2019г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МУЗЕЙ»

(базовый

уровень)

Направленность: туристско-краеведческая
Возраст детей: 11-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Беспалова
Татьяна Владимировна,
Должность: педагог
дополнительного образования

п. Двуреченск
2019

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Учебный план
1.5 Планируемые результаты

3
4
5
7
9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Итоговая аттестация
2.3 Оценочные материалы
2.4 Методические материалы
2.5 Список литературы

10
12
13
14
14
15

Приложения

16

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музей» (далее Программа) основана на следующих нормативно-правовых
документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020
годы Утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р;
 Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
Постановление правительства свердловской области № 900-ПП от
07.12.2017
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ;
 СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАОУ СОШ № 3;
 Устав МАОУ СОШ № 3.
Уровень базовый. Программа направлена на формирование знаний и
представлений о музееведении, экскурсоведении, создании проектов в
области краеведения, культурологии. Направленность – туристскокраеведческая.
Программа разработана для обучающихся 11-15 лет. Изучение курса
рассчитано на два года обучения. Занятия проводятся 1 час в неделю в
первый год обучения и 2 часа в неделю во второй, 34 часа за первый год
обучения и 68 часов за второй, всего 102 часа. Форма обучения – очная.
Образовательный процесс организуется в разновозрастной группе
обучающихся, состав групп постоянный.
3

Актуальность Программы обусловлена созвучием ее цели и задач
стратегическим направлениям региональной системы образования в области
воспитания: приобщение детей к культурному наследию «малой» и
«большой» Родины; гражданско-патриотическое воспитание и формирование
гражданской идентичности; духовно-нравственное воспитание детей
на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры.
Новизна Программы в ее модульности. Модульная технология
позволяет чередовать познавательную и практическую деятельность для
формирования способности обучающихся трансформировать знания в
практические умения, что соответствует системно-деятельностному подходу
в образовании.
Педагогическая целесообразность программы.
Особую значимость приобретает новый тип взаимодействий «дети –
семья/родители – культурно-образовательная среда». Программа призвана
расширить образовательное пространство для творческой самореализации и
саморазвития обучающихся. Работа над проектами и исследованиями
предполагает сотрудничество с родителями, учителями, социальными
партнерами школы, СМИ, учреждениями культуры.
Практическая значимость Программы обуславливается обучением
алгоритму проектной деятельности на примере создания экскурсии,
исследовательской, проектной работы на краеведческие и
культурологические темы.
1.2 Цель и задачи программы
Целью обучения является духовно-нравственное, гражданскопатриотическое воспитание обучающихся.
Задачи:
Личностные:
 развивать потребность во взаимодействии с культурной средой.
Метапредметные:
 развивать умение находить варианты решения творческих задач;
 развивать умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу товарищей с позиций
творческих задач, с точки зрения содержания и средств его выражения;
 развивать умение работать в команде (вести диалог, распределять
функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы, соотносить свою часть работы с общим замыслом);
 развивать умение использовать средства информационных технологий
для решения учебно-творческих задач.
Предметные:
4

 расширить представления обучающихся об истории, особенностях
культуры родного края;
 обучить основам музейного дела;
 обучить основам проектной деятельности.
1.3 Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие. Что такое музей? (1 ч)
Теория: Возникновение и развитие музея от античности до наших дней.
Практика: составление кластера «История музея».
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Классификация музеев (2 ч)
Теория: Классификация музеев.
Практика: Составление кластера «Виды музеев».
Раздел 2. Функции музея (4 ч)
Теория: Основные направления музейной деятельности: фондовая работа
(учет, хранение), экспозиционная и научно-исследовательская работа.
Практика: Поисковая работа. Работа с фондами школьного музея:
составление картотеки, этикетаж. Ведение инвентарной книги.
Модуль 2. Экскурсоведение
Раздел 1. Что такое экскурсия (2 ч)
Теория: Что такое экскурсия. Классификация экскурсий.
Практика: Составление кластера «Виды экскурсий».
Раздел 2. Экскурсовод (12 ч)
Теория: Особенности экскурсионной деятельности. Правила составления и
проведения экскурсии. «Портфель экскурсовода».
Практика: Составление и проведение мини-экскурсий. Экскурсии в музеи
района и области.
Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Что такое проект (2 ч)
Теория: Что такое проект.
Практика: Составление кластера «Виды проектов».
Раздел 2. Музейный проект (10 ч)
5

Теория: Этапы проектной деятельности (выбор темы проекта, разработка
проектного задания, планирование работы, подготовка материалов к
исследовательской работе (формулирование вопросов, отбор литературы,
определение форм подведения итогов проектной деятельности), разработка
разделов проекта, оформление результатов исследования, оформление
проектной документации (реферат, рисунки, фотографии, презентация),
защита проекта, анализ результатов).
Практика: Проектная деятельность. Защита проекта.
Итоговое занятие (1 ч)
Краеведческая конференция.
Второй год обучения
Вводное занятие. Музеография (1 ч)
Теория: Крупнейшие музеи страны и региона.
Практика: составление кластера «Музеи России».
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Музейный фонд (4 ч)
Теория: Фонды музея (основной, научно-вспомогательный, дублетный,
обменный, временного хранения, коллекционный, фонд сырьевых
материалов). Комплектование фондов музея.
Практика: Работа с фондами школьного музея: составление Каталогов.
Раздел 2. Музееведческие исследования (5 ч)
Теория: Принципы и методы проектирования экспозиций и выставок.
Музейная коммуникация. Экспозиция как синтез результатов: научной
обработки музейных предметов, коллекций; изучения объектов и явлений в
предметной области; трактовки результатов научной обработки музейного
собрания и результатов научно-исследовательской работы. Музейная
публикация.
Практика: Проект экспозиции или выставки. Музейная публикация (Каталог
коллекций).
Модуль 2. Экскурсоведение
Раздел 1. Экскурсовод (12 ч)
Теория: Технологическая карта экскурсии. «Портфель экскурсовода».
Практика: Составление технологической карты экскурсии. Проведение
мини-экскурсий. Посещение музеев района и области. Ведение дневника
экскурсовода.
6

Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Музейный проект «Виртуальный музей» (11 ч)
Теория: Этапы проектной деятельности (выбор темы проекта, разработка
проектного задания, планирование работы, подготовка материалов к
исследовательской работе (формулирование вопросов, отбор литературы,
определение форм подведения итогов проектной деятельности), разработка
разделов проекта, оформление результатов исследования, оформление
проектной документации (реферат, рисунки, фотографии, презентация),
защита проекта, анализ результатов). Новые технологии в музее.
Практика: Проектная деятельность. Защита проекта. Размещение
материалов на сайте школьного музея.
Итоговое занятие (1 ч)
Краеведческая конференция.
1.4 Учебный план
Первый год обучения
№
п\п

Название раздела, темы

Введение. Что такое музей?
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Классификация музеев (2 ч)
1.1 Классификация музеев

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

всего

теория

практика

1

0,5

0,5

2

1

1

тест

2

1

1

тест

1

0,5

0,5

тест

1

1

3

кластер

Раздел 2. Функции музея (4 ч)
Основные направления музейной
деятельности. Фондовая работа
(учет, хранение)
2.2 Основные направления музейной
деятельности. Экспозиционная
работа
2.3 Основные направления музейной
деятельности. Научноисследовательская работа
Модуль 2. Экскурсоведение
2.1

тест,
самооценка

Раздел 1. Что такое экскурсия (2 ч)
1.1

Что такое экскурсия

1

0,5

0,5

тест

1.2

Классификация экскурсий

1

0,5

0,5

кластер

Раздел 2. Экскурсовод (12 ч)
7

2.1

2.2
2.3

Особенности экскурсионной
деятельности. Правила
составления и проведения
экскурсии
«Портфель экскурсовода»

5

1

4

самооценка

2

0,5

1,5

самооценка

Творческий проект «Миниэкскурсия»

5

1

4

защита и
проведение
миниэкскурсии

Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Что такое проект (2 ч)
1.1

Что такое проект

1

0,5

0,5

тест

1.2

Этапы проектной деятельности

1

0,5

0,5

самооценка

10

1

9

1

0

1

защита
проектов,
самооценка
защита
музейных
проектов,
рецензия

34

9,5

24,5

Раздел 2. Музейный проект (10 ч)
2.1

Музейный проект

Итоговое занятие. Краеведческая
конференция
Итого:

Второй год обучения
№
п\п

Название раздела, темы

Введение. Музеография
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Музейный фонд (8 ч)
1.1 Фонды музея. Классификация
1.2

Комплектование фондов музея

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

всего
1

теория
0,5

практика
0,5

4

1

1

тест

4

1

1

самооценка

4

1

1

тест

2

0,5

0,5

тест

4

1

1

Кластер
«Музеи
страны»

Раздел 2. Музееведческие исследования (10 ч)
2.1

2.2

2.3

Принципы и методы
проектирования экспозиций и
выставок
Экспозиция как синтез
результатов научной обработки
музейных предметов, коллекций
и
Музейная публикация

самооценка
8

Модуль 2.
Раздел 1. Экскурсовод (26 ч)
1.1

Технологическая карта экскурсии

10

1

4

самооценка

1.2

«Портфель экскурсовода»

4

0,5

1,5

самооценка

1.3

Творческий проект «Миниэкскурсия»

12

1

4

защита и
проведение
миниэкскурсии

Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Музейный проект «Виртуальный музей» (22 ч)
1.1

Этапы проектной деятельности

2

0,5

0,5

самооценка

1.2

Музейный проект «Виртуальный
музей»

20

1

9

1

0

1

защита
проектов,
самооценка
конкурс
музейных
проектов,
рецензия

68

9,5

24,5

Итоговое занятие. Краеведческая
конференция
Итого:

1.5 Планируемые результаты
Личностные
 развитие потребности во взаимодействии с культурной средой.
Метапредметные
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих
проектов;
 умение находить варианты решения творческих задач;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде.
Предметные
 расширение познаний об истории, особенностях культуры родного
края;
 знание основ музейного дела;
 знание основ проектной, исследовательской деятельности.
9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Первый год обучения
№ месяц
п/п

форма
занятия

колво
час.

тема занятия

место
провед
ения

форма
кон
троля

1

беседа

1

каб.

кластер

2-3

обучающ
ая игра

2

Введение. Что
такое музей?
Классификация
музеев

каб.

4-5

практичес 2
кое
задание

каб.

6

практичес 1
кое
задание

каб.

Тест

7

творческо
е задание

каб.

Тест,
самооценка

8

каб.

Тест

Классификация
экскурсий

каб.

кластер

1014

практичес 1
кая
работа
практичес 1
кая
работа;
защита
проекта
творческо 5
е задание

Основные
направления
музейной
деятельности.
Фондовая работа
(учет, хранение)
Основные
направления
музейной
деятельности.
Экспозиционная
работа
Основные
направления
музейной
деятельности.
Научноисследовательска
я работа
Что такое
экскурсия

Тест
«Виды
музеев»
Тест

каб./
улицы
пос.,
прир.
объект

самооце
нка

1516

творческо
е задание

Особенности
экскурсионной
деятельности.
Правила
составления и
проведения
экскурсии
«Портфель
экскурсовода»

каб.

самооценка

9

число

время
проведения
занятия

1

2

10

1721

творческо
е задание,
посещени
е музеев

Творческий
проект «Миниэкскурсия»

каб.

защита
миниэкскурси
и

22

творческо 1
е задание
практичес 1
кое
задание
творческо 10
е задание

Что такое проект

каб.

тест

Этапы проектной
деятельности

каб.

самооценка

Музейный проект

каб.

Представ
ление
результат
ов
деятельно
сти

1

Итоговое занятие.
Краеведческая
конференция

каб.

Наблюд
ение,защ
ита
проекто
в,
самооце
нка
защита
музейны
х
проекто
в,
рецензи
я

форма
занятия

колво
час.

тема занятия

место
провед
ения

форма
кон
троля

1

беседа

1

каб.

кластер

2-5

квест

4

каб.

Тест

610

каб.

Тест

1114

практичес 4
кое
задание
творческо 4
е задание

Введение.
Музеография
Фонды музея.
Классификация
Комплектование
фондов музея

каб.

Тест

1516

творческо
е задание

2

каб.

Тест

17-

творческо

4

Принципы и
методы
проектирования
экспозиций и
выставок
Экспозиция как
синтез
результатов
научной
обработки
музейных
предметов,
коллекций и
Музейная

каб.

Тест

23

2433

34

5

музеи
района
и
области

Второй год обучения
№ месяц
п/п

число

время
проведения
занятия

11

20
2130
3134
3546

4748
4967

68

е задание
практичес 10
кая
работа
творческо 4
е задание
творческо 12
е задание,
посещени
е музеев

публикация
Технологическая
карта экскурсии

каб.

самооце
нка

«Портфель
экскурсовода»
Творческий
проект «Миниэкскурсия»

каб.

самооце
нка
защита
миниэкскурси
и

практичес 2
кое
задание
творческо 20
е задание

Этапы проектной
деятельности

каб.

самооце
нка

Музейный проект
«Виртуальный
музей»

каб.

Представ
ление
результат
ов
деятельно
сти

Итоговое занятие.
Краеведческая
конференция

каб.

Наблюд
ение,защ
ита
проекто
в,
самооце
нка
защита
музейны
х
проекто
в,
рецензи
я

1

каб.

музеи
района
и
области

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
 учебный кабинет (школьный музей);
 стол учительский;
 стол ученический – 6 шт.;
 стул учительский;
 стул ученический – 12 шт.;
 доска магнитная;
 фотоаппарат – 1-2 шт.;
 компьютер;
 экран;
 проектор;
 микрофон;
 флешкарты– 12 шт.
12

Информационное обеспечение
1. Видео-подборки:
Музейное дело https://youtu.be/-hxqmIWBNtk
Музейное дело. Инвентаризация https://youtu.be/SwyAhshHmv8
Что такое арт-менеджмент? https://youtu.be/UjpNLwR2aKA
Эрмитаж. Экскурсия по музею https://youtu.be/bjEUvs-QEg4
Пешком...Москва живописная https://youtu.be/sHPRyX9aELQ
2. Интернет-источники:
Виртуальная Третьяковская галерея
http://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki
Виртуальный ГМИИ им. А.С. Пушкина
http://www.virtual.arts-museum.ru/
Виртуальный эрмитаж
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/virtualacademy/virtual_academy/?lng=ru
Виртуальный Русский музей
http://virtual.rusmuseumvrm.ru/
Виртуальный всероссийский музей декоративно-прикладного и народного
искусства
http://vmdpni.ru/data/vtours/vmdpni/index.html?lp=21_1&lang=ru
Музей-заповедник «Кижи». Виртуальные путешествия
http://kizhi.karelia.ru/journey/
Виртуальный атлас музеев Свердловской области
http://museums-atlas.cityscanner.ru/
Виртуальный Лувр
http://louvre.historic.ru/virttour.shtml
Виртуальные музеи мира
https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
имеющим педагогическое образование и образование по профилю
деятельности.
2.3 Итоговая аттестация
Реализация Программа не предполагает итоговой аттестации.
Формами контроля являются: журнал посещаемости, самооценка,
педагогическое наблюдение, тесты, защита проекта.

13

2.4 Оценочные материалы
С целью фиксирования образовательных результатов программы
разработаны следующие материалы:
Тема, раздел

форма контроля

Вводное занятие
Модуль 1

Кластеры
Лист самооценки (Приложение 1)
Карта наблюдения (Приложение 2)
Тест «Виды музеев» (Приложение 5)
Лист самооценки
Тест «Виды экскурсий»
Защита проекта. План защиты. Критерии оценки
Самооценка работы группы в ходе проекта
(Приложение 3)
Форма отзыва о презентации (Приложение 4)

Модуль 2
Модуль 3
Итоговое занятие

2.5 Методические материалы
Для реализации Программы разработаны следующие методические
материалы: конструкты занятий, разработанные по форме (Приложение 6),
дидактические игры, дидактические материалы, наглядные материалы
(презентации к занятиям).
Особенности организации образовательного процесса
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании
музейных проектов, а также использовать в работе интеграцию
разнообразных видов деятельности обучающихся: игровую, творческую,
коммуникативную, познавательно-исследовательскую, художественную.
Методы обучения
Для реализации программы используются следующие методы: наглядные,
словесные, практические, поисковые, интерактивные, метод проектов.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрены различные формы организации
образовательного процесса:
 по способу обучения и воспитания: индивидуальные и групповые;
 по форме организации: занятие, игра, конференция, коллективное
творческое дело, конкурс;
 по форме педагогического общения: интерактивные, «мозговой
штурм».

14

Педагогические технологии
Реализация Программы предполагает использование следующих
педагогических технологий:
 игровая
 сотрудничества
 развивающего обучения
 проектная
 проблемного обучения
2.6 Список литературы
Для педагога:

1. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое
пособие для студентов исторических факультетов вузов по специализации
«Историческое краеведение и музееведение». Томск: Изд-во Томского
государственного педагогического университета, 2004. 56 с.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение, М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
3. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015
г. (№ 09-3242)
4. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и
развитию детских краеведческих объединений, приложение к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
5. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 – музеология / .
Г. Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной ; Владим. гос. ун-т. – Владимир :
Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 116 с.
6. Музей в образовательном учреждении: методические рекомендации по созданию и
паспортизации музеев / сост. С.Г. Каячкова. – Хабаровск: КГБОУ ДОД
ХКЦРТДиЮ, 2013. – 16 с.
7. Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией ред.
М.Ю.Юхневич Российский институт культурологии серия электронных изданий
MUSEUM PRO выпуск 5.0 Москва, 1997
8. Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и
методы работы : сборник докладов и статей III Международного научнопрактического форума по музейной педагогике / [под науч. ред. Д. В. Смирнова]. –
Н. Новгород ; Киров : «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2017. – 116 с.
9. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. —
159 с.
11. Фролов И.В. Правила оформления списка литературы и ссылок на источники в
исследовательской работе. Памятка в помощь юному исследователю и научному
руководителю, отдел краеведения ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк, Ярославль, 2011
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. —— М.:
Смысл, 2001. — 365 с.

Для обучающихся:

Евстратова Е.Н. Павел Третьяков и его знаменитая коллекция, издательство:
Абрис/ОЛМА, 2018 г.
15

Приложение 1

Лист самооценки
Было интересно __________
Меня удивило ____________
Мне захотелось___________
Мне больше всего удалось _____________________
Сегодня я узнал ______________________________
Было трудно ____________________, потому что _______________________
Я понял, что ____________________
Теперь я могу ____________________, потому что ______________________
Для меня было открытием то, что ____________________________________
Лист самооценки
Вопрос

Что я знаю

Что я узнал

Что я хочу
узнать

Что такое музей?

Основные направления
музейной деятельности

Что такое экскурсия?

16

Приложение 2

Карта наблюдения
за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе
совместного выполнения проекта
1

Наличие элементов
целеполагания

Отметки в карте наблюдений ставятся в
начале занятия (в первые 10-15 мин)

2

Планирование

Отметки в карте наблюдений ставятся в
начале занятия (в первые 10-15 мин)

3

Распределение заданий и
обязанностей по
выполнению проекта

Отметки в карте наблюдений ставятся в
середине занятия (по истечении 25-30
мин)

4

Контроль продвижения по
заданию

Отметки в карте наблюдений ставятся в к
концу занятия (по истечении 25-30 мин)
по результатам наблюдения в ходе всего
урока

5

Представление результатов

Отметки в карте наблюдений ставятся в
конце занятия (в последние 15 мин)

6

Конфликты и их
разрешение

Отметки в карте наблюдений ставятся в
конце занятия (в последние 5 мин) по
результатам наблюдения в ходе всего
урока

По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым
учеником данной группы и за группой в целом.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или
после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе
работы.

17

Карта наблюдения
за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе
совместного выполнения проекта
___ класс, ___ человек в ___ группе
1. Наличие элементов целеполагания (Отметки в карте наблюдений ставятся в
начале занятия (в первые 10-15 мин)

0. Целеполагание
отсутствует
1. Целеполагание
единоличное
2. Целеполагание
в узком кругу
участников
3. Целеполагание
совместное

а) уточнение темы и выбор формы представления в группе не
обсуждается или
б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе
планирования
уточнение темы и выбор формы представления осуществляется
лидером группы единолично, без обсуждения с остальными
членами группы
уточнение темы и выбор формы представления осуществляется
лидером группы с привлечением одного-двух участников

уточнение темы и выбор формы представления обсуждается
более, чем половиной группы, дети вместе составляют уточняют
тему и выбирают форму представления
2. Планирование (Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые
10-15 мин)
1. Планирование а) план работ в группе не обсуждается или
отсутствует
б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе
планирования
2. Планирование План составляется лидером группы единолично, без обсуждения
единоличное
с остальными членами группы
3. Планирование План составляется лидером группы с привлечением одного-двух
в узком кругу
участников
участников
4. Планирование План обсуждается более, чем половиной группы, дети вместе
совместное
составляют план
3.
Распределение заданий и обязанностей по
выполнению проекта (Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия
(по истечении 25-30 мин)
0.
Распределения функций не было, каждый
действовал «сам по себе»
1.
Часть учеников оказались вне общего дела,
часть – выполняла свою часть работы
2.
У каждого ученика было свое задание, свои
обязанности
4.
Контроль продвижения по заданию (Отметки в
карте наблюдений ставятся в к концу занятия (по истечении 25-30 мин) по
результатам наблюдения в ходе всего урока)
0.
Контроль отсутствует
1.
Контроль индивидуальный – каждым или
отдельными членами группы только за своими действиями
2.
Контроль осуществлялся лидером или
18

организатором

Контроль осуществлялся различными членами
группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров
5.
Представление результатов (Отметки в карте
наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 15 мин)
Таблица 5. Активность при презентации
Ученики:
Поставить в каждой ячейке о, 1 или 2
0 – в презентации не участвовал(а)
1 – участие в презентации незначительное
2 – участие в презентации значительное
№1
№2
№3
№4
№5
№6
3.

Конфликты и их разрешение (Отметки в карте
наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам
наблюдения в ходе всего урока)
Таблица 6. Возникновение конфликта
Ученики:
Группа (частота конфликтов)
Поставить 0, 1 или 2:
Поставить в каждой ячейке о, 1 или 2
0 – очень часто
0 – инициатор конфликта
1 – иногда
1 – участник конфликта
2 – конфликтов не было, все
2 – в конфликт не вступает
работали дружно
№1
№2
№3
№4
№5
№6
6.

Таблица 7. Разрешение (завершение конфликта)
Ученики: роль в разрешении конфликта
Поставить в каждой ячейке о, 1 или 2
0 – пытается настоять на своем, спорит, не
компромисс не идет
1 – готов уступить, избегает столкновений
2 – ведет переговоры, аргументирует свою
позицию, слушает партнера, ищет оптимальное
решение
№1
№2
№3
№4
№5
№6

Группа: завершение конфликта
Поставить 0, 1 или 2:
0 – ссора, общего решения нет
1 – конфликт завершен – кто-то
уступил, кто-то навязал свое
решение и все подчинились
2 – конфликт завершился
переговорами и общим решением

Проблемы, возникшие в процессе выполнения проекта при наблюдении за учащимися:

19

Приложение 3

Самооценка работы группы в ходе проекта
Дайте оценку работе вашей группы. Для этого выберите один ответ на
каждое утверждение и в нужной графе поставьте «+»
Группа: _____________________
Утверждение
Мы работали дружно, сплоченно

Да

Нет

Затрудняюсь
ответить

Мы обсуждали проблемы и принимали
решения вместе
Мы помогали друг другу
В нашей группе уважается мнение каждого
Каждый
участник
нашей
группы
ответственно относился к общему делу
Мы правильно распределяли время работы
над проектом
Мы всегда доводили начатое до конца
Мы научились достигать поставленных
целей
Приложение 4
Форма отзыва о презентации
Ваши имя, фамилия: ______________________________________
Имя, фамилия рецензируемого: ____________________________
Название проекта: _______________________________________
Две похвалы работе:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Два предложения по работе:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Я не вполне согласен с тем, что ... ____________________________
__________________________________________________________
Я хочу знать больше деталей о ... _____________________________
__________________________________________________________
Другие идеи и замечания: ___________________________________
__________________________________________________________

20

Приложение 5
Тест «Виды музеев»
1. Классификация музеев по общественному назначению:
Исследовательские музеи создаются обычно при научных учреждениях.
Коллекции таких музеев служат базой для проведения научных
исследований.
Учебные музеи нацелены на выполнение образовательной функции.
Как правило, они создаются при школах, вузах и других учебных заведениях.
Просветительские музеи ориентированы на посетителей всех возрастов,
социальных групп.
Детские музеи ориентированы на специфическую детскую аудиторию,
психологические и возрастные особенности детей. С развивающей
целью в экспозиции таких музеев включают экспонаты, которые можно
потрогать, привести в движение, использовать в игре и тому подобное.
2. Классификация по характеру хранимого наследия:
а_ Коллекционный
б_ Ансамблевый

а) ГМИИ им. А.С. Пушкина

б) Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

3. Классификация музеев по профилю:
Гуманитарные музеи: исторические музеи, музеи искусства
(художественные, театральные, музыкальные, музеи киноискусства),
литературные музеи.
Естественнонаучные музеи: биологические (ботанические,
зоологические, музеи живых объектов), геологические (палеонтологические,
минералогические), музеи почвоведения.
Музеи науки и техники: многопрофильные (политехнические) музеи. В
зависимости от отрасли знаний музеи разделяются на профильные группы,
внутри которых можно выделить более узкую специализацию.
21

Конструкт учебного занятия (форма)
Название ДООП:
Тема:
Цель:
Задачи:
Оборудование:
Блок
Этапы учебного занятия
Подготови Организационный
тельный
Основной Подготовительный (подготовка к новому
содержанию, мотивация)
Постановка педагогической проблемной ситуации,
направление учащихся на восприятие ее проявления.
Перевод педагогической ситуации в
психологическую: состояние вопроса – начало
активного поиска ответа, осознание сущности
противоречия, формулировка неизвестного
Усвоения новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания изученного.
Проверка гипотез
Закрепление новых знаний, способов действий и их
применение.
Реализация решения
Обобщение и систематизация знаний.
Отслеживание отдаленных результатов обучения
Контрольный
Итоговый Итоговый
Рефлексивный
Информационный

Приложение 6

Задачи
этапа

Содержание деятельности
педагога

Содержание деятельности
обучающихся

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».