РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования танцевальный кружок «Мир танца» (спортивно-оздоровительного и художественно-эстетического направления) Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г. Количество часов: 102 Возраст детей: 7-15 лет Срок реализации: 1 года п. Двуреченск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкальноорганизованное движение. Особенность искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки, показывает национальную, стилевую и историческую принадлежность. Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врачи-физиологи утверждают, что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Регулярные занятия способствуют улучшению циркуляции крови и снабжению тканей организма кислородом, повышению мышечного тонуса. С точки зрения медицины танцы – это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца. Программа «Мир танца» направлена на свободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование его учебно-предметной, социальной, информационно-коммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению. Цель программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников. В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи: Обучающие - Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца; - Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков; - Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, личная гигиена). Воспитательные - Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности; - Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве; - Формирование нравственных представлений. Развивающие - Развитие творческих способностей обучающихся; - Развитие умений коллективной и творческой деятельности; - Развитие эмоционально-волевых качеств. Занятия в танцевальном кружке «Мир танца» проводятся во внеурочное время, продолжительность и количество занятий: - 102 часа - 2 раза в неделю по 1,5 академическому часу (40-45 минут). В процессе реализации программы дополнительного образования используются следующие формы организации занятий: - Занятие-объяснение - Занятие-путешествие - Дискуссия - Тестирование - Занятие-игра 2 - Экскурсии - Викторина - Конкурсная программа - Итоговые занятия Методы и приемы обучения - объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ) - репродуктивный (работа по схеме) - проблемно-поисковый (наблюдение, анализ и синтез сюжетной композиции, индукция-дедукция) При проведении занятий учитывается: - Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности; - Самостоятельность ребенка; - Особенности мышления. - Познавательные интересы. Ожидаемые результаты: К концу обучения по данной Программе обучающиеся должны знать: - Основы хореографической грамотности; танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала; основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.; правила техники безопасности; - Правила самостоятельной и коллективной работы; - Стилевые особенности хореографии. уметь: - Выполнять упражнения по позициям в темпе и ритме музыки; ориентироваться в пространстве; - Выполнять элементы танцев с перестроением; - Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы; - Грамотно работать с музыкальным материалом; - Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности. Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности. Метапредметные – результатом изучения данной программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные – формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по Программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой деятельности. В ходе реализации Программы используются различные виды и формы контроля. Виды и формы контроля ЗУН обучающихся: - Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование; - Текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование; - Итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие конкурсах, концертах. - Тематический; - Предварительный; - Устный; - Письменный; 3 - Фронтальный; - Индивидуальный. Способы проверки ЗУН обучающихся: - Начальная диагностика; - Итоговая аттестация Формы проведения итогов реализации программы: - Участие в конкурсах - Участие в концертах 4 Учебно-тематический план № п/п Модуль Тема Введение в курс Вводное занятие программы кружка 1 Основные понятия 1.1. Знакомство с историей возникновения танцев 1.2. Термины хореографии 1.3. Основные позиции, положения. 1.4. Начальная диагностика ЗУН 1.5. Пространство 1.6. Упражнения для развития тела 2 Ритмика, 2.1Приобретение координации и музыкальное двигательно-слуховых навыков. движение и 2.2Развитие ритма и актерской развитие выразительности. эмоциональной выразительности 3 Хореографическая 3.1. Постановка корпуса. азбука 3.2. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов. 3.3. Упражнения на развитие эластичности мышц. 3.4. Упражнения на постановку шага и выворотности. 4 Занятия на 4.1 Элементы танца: середине зала Народного; Историко-бытового и бального; Детского танца. 5 Постановочно5.1. Постановка танцев на основе репетиционная изученных элементов. работа 5.2. Отработка элементов танца 5.3. Отработка композиции танца 6 Волшебство танца 6.1. Диагностика ЗУН приобретенных за год обучения. 6.2. Контрольные занятия и выступления. Итого: Кол-во часов Теор. Практ. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 8 6 1 1 3 11 3 3 3 3 4 10 12 7 20 15 1 1 14 88 29 45 2 102 5 Краткое содержание изучаемого материала Введение в курс программы – 1 ч. Теория – 1ч. - Вводное занятие. Модуль 1. Основные понятия – 8 ч. Теория – 4 ч. - Инструктаж по технике безопасности. - История танца. - Виды танца. - Термины хореографии. - Названия движений и упражнений в хореографии. Практика – 4 ч. - Выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей. - Танцевально-игровое занятие - Позиции и положения рук и ног, переход от одной позиции к другой - Контролируемые и ритмичные перемещения. Пространство. - Упражнения для развития тела - Начальная диагностика ЗУН обучающихся. Модуль 2. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 6 ч. Теория -2 ч. - Метроритм. Основы музыкальной грамоты. - Средства пластического искусства. Практика – 4 ч. - Основы ритмического движения - «Контактные» звуки тела и ритмы - Ритмические упражнения - Основы актерского мастерства - Упражнения на развитие актерской выразительности - Повторение и закрепление пройденного материала Модуль 3. Хореографическая азбука – 11 ч. Теория –1 ч. - Беседа о правилах выполнения упражнений у станка - Беседа о значении занятий у станка - Беседа о правилах оказания ПМП при травмах и самомассаж Практика – 10 ч. - Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса - Упражнения для развития рук и ног - Наклоны и повороты (голова, корпус) - Элементы классического танца: battement, releve, sauté, port de bras - Упражнения на устойчивость Модуль 4. Занятия на середине зала – 29 ч. Теория – 3 ч - Правила выполнения упражнений на середине зала Практика – 26 ч. - Шаги, бег - Прыжки, подскоки - Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца - Элементы русского народного танца - Элементы танцев народов мира - Элементы современного танца - Элементы историко-бытового танца 6 - Элементы бального танца Модуль 5. Постановочно-репетиционная работа – 45 ч. - Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции - Танцевальные этюды - Развитие исполнительского мастерства и артистизма Модуль 6. Волшебство танца – 2ч. - Диагностика ЗУН приобретенных за первый год обучения. - Контрольные занятия и выступления. 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)