РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Допризывники» Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г. Количество часов: 102 Возраст детей: 14-16 лет Срок реализации: 1 года п. Двуреченск Пояснительная записка В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных Силах. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего. Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа «Допризывник». Программа по дополнительному образованию «Допризывник» разработана с учётом Приложения к письму Минобразования России от 11.06.2002 года №30-15 433/16 и с учётом письма Министерства Образования и науки Российской Федерации от 11.12 2006 года №о6-1844 о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Программа дополнительного образования «Допризывник» имеет военнопатриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе. Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства. Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития. Программа по дополнительному образованию «Допризывник» составлена на основе Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 14,17,18,19) и программы «Оборонно-спортивные кружки» для учреждений дополнительного образования (Москва, «Просвещение» 2007 г.), государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности на ступени среднего (полного) общего образования. Основная цель программы – способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ. Задачи программы: - дать основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Строевая подготовка», «ПМП»; - развивать физические способности; - содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков; - способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, моральнонравственных, волевых качеств обучающихся; - ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой - развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость); - развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся; - воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому народа; - воспитать потребность в здоровом образе жизни. Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается теоретический материал (рассказ, объяснение, показ), для обучения, закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической подготовленности. Программа состоит из 6 модулей: основы военной службы, физическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые традиции Отечества, медицинская подготовка. Срок реализации программы 1 год – 102 часа. В состав группы входят юноши в возрасте 14- 16 лет, количество обучающихся в группе 10 – 15 человек, набор в группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные. Для реализации данной программы необходимо опираться на базовые знания обучающихся, полученные на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании в РФ» и «О воинской обязанности и военной службе». Формы занятий Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, соревнования, учебнотренировочные сборы. Результаты освоения программы По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать: Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке; Материальную часть автомата Калашникова; Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова; Специфику физической подготовки; Последовательность неполной разборки и сборки АКМ-74; Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами; Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки; Государственную и военную символику; Дни воинской славы России; Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; Символы воинской чести; Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; Должны уметь: Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74; Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени; Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации; Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах; Одевать противогаз и костюм химической защиты; Личностные и метапредметные результаты освоения курса Личностные: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории создания и развития Вооружённых сил России и в мире; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности общаться с другими людьми и достигать взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе занятий в ВВПОД; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения ; 9) развитие гуманистического сознания через освоение элементарных основ и правил допризывной военной подготовки. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) владение элементарными основами военно- тактической подготовки; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). Контроль обучающихся осуществляется на практических занятиях в следующих формах: собеседование, выполнение контрольных упражнений, участие в соревнованиях. Итоговый контроль осуществляется во время участия обучающихся в городской спартакиаде допризывной молодёжи. Выпускники кружка «Допризывник» должны выполнять следующие нормативы (утв. Генеральным штабом Вооруженных сил РФ 28 февраля 2008 г.): 1. Бег 100 м (сек.) 13,1 (отл.) 13,7 (хор.) 14,3 (удов.) 2. Подтягивание (кол-во раз) 12 (отл.) 9 (хор.) 5(удов.) 3. Кросс 1км (мин., сек.) 3,30 (отл.) 3,40 (хор.) 4,00 (удов.) 4. Прыжок в длину с места (см.) 220 (отл.) 205 (хор.) 190 (удов.) Нормативы (оценки) за выполнение упражнений по стрельбе 1-ое упражнение по спортивной стрельбе из пневматической винтовки. - цель – спортивная с кругами мишень "П", на 10м и 5м; - расстояние до цели – 10м или 5м (в зависимости от мишени); - количество пулек – 6(3+3) шт., (три пробных выстрела и три – зачетных); - время на стрельбу – неограниченное; - положение – сидя, с руки. Оценка: "отлично" – выбить 22 очка, в том числе попасть тремя выстрелами в черный круг; "хорошо" – выбить 16 очков, в том числе попасть двумя выстрелами в черный круг; "удовлетворительно" – выбить 12 очков, в том числе попасть одним выстрелом в черный круг. 2-ое подготовительное упражнение по стрельбе из пневматической винтовки. - цель – грудная фигура, мишень № 6г и ростовая фигура мишень № 8г; - расстояние до цели – 10м; - количество пулек – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени №6г и 2 – по мишени №8г); - время на стрельбу – неограниченное; - положение – сидя (лежа), с руки. Оценка: поразить обе цели, при этом мишень № 6г поразить: "отлично" – тремя выстрелами; "хорошо" – двумя выстрелами; "удовлетворительно" – одним выстрелом. Контрольное упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки. - цель – грудная фигура, мишень № 6в и ростовая фигура мишень № 8г; - расстояние до цели – 25м; - количество патронов – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени № 6в и 2 – по мишени № 8г); - время на стрельбу – неограниченное; - положение – лежа, с упора. Оценка: поразить обе цели, при этом мишень № 6в поразить: "отлично" – тремя выстрелами; "хорошо" – двумя выстрелами; "удовлетворительно" – одним выстрелом. Нормативы по разборке/сборке автомата Оценка время (с) разборка / сборка "Отлично" 18 / 30 "Хорошо" 20 / 35 "Удовлетворительно" 25 / 40 При нарушении правил неполной разборки и сборки ММГ АК оценка может быть снижена, а именно: - разборка и сборка автомата производится с нарушением последовательности, определяемой наставлением по стрелковому делу; - не проверяется отсутствие патрона в казенной части ствола; - при разборке и сборке ствол автомата направляется на окружающих; - части автомата раскладываются беспорядочно; - допускаются удары деталей одна о другую; - применяется сила при соединении частей и сборке; - после окончания сборки не производится спуск курка; Средства необходимые для реализации программы Материально-технические: кабинет; экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов; большой и малый спортивные залы; стадион; строевая площадка; тир; пневматические винтовки; макет автомата. Содержание курса Тема 1. Основы военной службы – 5 ч. Знакомство с деятельностью кружка «Допризывник». Вооруженные силы РФ, виды и рода вооруженных сил РФ. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил РФ. Офицерский корпус России, младший командный состав. Военнослужащие и взаимоотношения между ними, воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Воинский этикет и культура общения военнослужащих. Устав гарнизонной и караульной службы, суточный наряд роты, обязанности и действия часового. Тема 2. Строевая подготовка-25 ч. Элементы строевой подготовки, обязанности солдата перед построением и в строю. Одиночная строевая подготовка военнослужащего, строевые приемы и движение без оружия. Тема 3. Огневая подготовка-12ч. Устройство и порядок применения стрелкового оружия, назначение и боевые свойства гранат Ф -1 и РГД – 5. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, устройство автомата АКМ, порядок выполнения упражнения стрельб из пневматической винтовки. Тема 4. Физическая подготовка- 12ч. Отработка выполнения упражнений на перекладине, брусьях, «шведской стенке», «римской скамье». Отработка силовых упражнений. Кросс на 1000 метров по пересеченной местности, «челночный бег», спортивные игры, эстафеты. Тема 5. История и боевые традиции Отечества-6ч. Знакомство с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами воинской чести, основными битвами ВОВ, городами – героями ВОВ, Вооруженными Силами Российской Федерации. Тема 6. Медицинская подготовка-8ч. Основы здорового образа жизни, правила личной гигиены и здоровья. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах, ожогах, отравлениях, остановке сердца. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья, профилактика вредных привычек. Название модулей Тематический план Вид деятельности 1. Основы военной службы 5 часов Знание статей Вооруженные силы РФ. Виды рода ВС; Строевого специальные войска. устава. Уставы ВС РФ. Срок реализации Предназначение и общие положения Строевого устава ВС РФ. Правила ношения военной формы одежды. Обязанности военнослужащих перед построением ив строю. 2. Строевая подготовка-25 ч. Умение практически выполнять строевые приёмы одиночной строевой подготовки, в составе отделения, взвода. Строевая стойка. Выполнение команд. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Выполнение воинского движения на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и подход к начальнику. Выполнение воинского приветствия на месте без головного убора и в уборе. Совершенствование одиночных строевых приёмов. Походный строй. Выполнение команд в походном строю. Подача команд для построения и перестроения отделения на месте. Подача команд для построения, движения и перестроения отделения в движении. Тренировка строевых приёмов в составе отделения. 3. Огневая подготовка 12 часов Знание общих Тактико-технические характеристики понятий о автомата АКМ. стрелковом оружии. Практические навыки обращения с автоматом АК Неполная разборка автомата. Работа частей и механизмов. Возможные неисправности. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Неполная сборка автомата. Возможные неисправности. Отработка норматива «Неполная разборка-сборка АК-74» Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб в тирах. Порядок обращения с оружием. Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб. Материальная часть оружия и основы стрельбы. Общее устройство винтовки. Определение средней точки попадания на мишени. Расчёт поправок. Основы техники стрельбы. Прицеливание, изготовка из положения сидя с руки с опорой локтями или стоя с опорой на стойку. Спуск курка. Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы. Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки. Проверка знаний пройденного материала. Практические навыки по Соревнования. пройденным темам 4. Физическая подготовка 12 часов Определение уровня физических качеств: Практические навыки применения сила, скоростная сила, выносливость, автомата АК в ловкость, силовая выносливость рукопашном бою посредством сдачи тестов физической подготовленности. Изучение техники движений со Отработка снарядами и на тренажерах, оценка выполнения величины отягощения. упражнений на перекладине, брусьях, «шведской стенке», «римской скамье». Отработка силовых упражнений. Кросс на 1000 метров по пересеченной местности, «челночный бег», спортивные игры, эстафеты. Круговая тренировка общефизической направленности. Круговая тренировка на развитие силы Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. Круговая тренировка повышенной интенсивности. 5. История и боевые традиции Отечества 6 часов Государственная и военная символика. Дни воинской славы России. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. Символы воинской чести. Вооруженные Силы Российской Федерации. История, символы и геральдика. 6. Медицинская подготовка 8часов Основы здорового образа жизни, правила личной гигиены и здоровья. Первая медицинская помощь при различных видах травм. уметь оказывать первую доврачебную помощь при ранениях, травмах, ожогах, отравлениях, остановке сердца Нормативно-правовые документы Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. N 1089 (ред. от 19.10.2009 г., с изменениями от 31.01.2012 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312»; Устав МАОУ «СОШ №3» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. №189 (в редакции изменения № 1, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06. 2011 г.) Календарный учебный график. Федеральный закон «0 воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон «Об обороне». Список литературы 1. Алексеева Г.Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника: программа для общеобразовательных школ. Шиханы, 2000. 2. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести – М. «Армпресс», 2001 -95 с. 3. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы – М: «Армпресс», 2000-95с. 4. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. – М. «Армпресс», 2000 – 96 с. 5.Михайлов Г.И. Символы России и Вооруженных Сил.- М. «Армпресс», 2000-87с. 6. Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр «Академия», 2000239с. 7. Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. – М.: — АСТ, 2001 – 274-289с. 8. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. – ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с. 9. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». – М. 2006. 10. «Общевоинские уставы ВС РФ». – М. 2006. 11. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458 «Об организации военно-профессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях». 12. Родионов Е.Г. Индивидуально-воспитательная работа с будущими офицерами, эффективность и ее критерии//сборник научных трудов № 1 – М.: ВУ, 1997 – 202 с. 13. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985. 14. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)