Рабочая программа внурочной деятельности Методы решения физических задач 10 кл

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»п. Двуреченск
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
_______________ (Храпко Г.А.)
«25»июня 2021г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
__________ (Титова М.Н)
Приказ №59/2-ОД
От «25»июня 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Направление: общеинтеллектуальное
10 класс

Количество часов: 34
(1 час в неделю)

п. Двуреченск

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В итоге изучения курса внеурочной деятельности
обучающимися будут получены
следующие результаты:
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств
тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить
опыт и формулировать выводы.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной
точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях
на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Тематическое планирование
№
п/п
1.

Тема

Количество
часов
4

2.
3.
4
5.
6.

Правила и приёмы решения физических задач
Динамика и статика
Законы сохранения
Строение и свойства газов, жидкостей, и твёрдых тел
Подведение итогов
Всего

Физическая задача. Классификация задач

6
9
8
6
2
34

Содержание тем курса с указанием форм организации и видов деятельности
№
п/п
1

2

Содержание

Формы организации

Физическая
задача.
Классификация
задач

Индивидуальная,
групповая
работа
Решение ключевых задач
Групповая
работа.
(решение задач)

и
Правила
и Индивидуальная
работа
с
приёмы решения групповая
физических задач использованием
презентаций
по
следующим
темам:

Виды
деятельности
обучающихся
Разбирать
состав
физической
задачи.
Применять
знания
физической теории в решении
задач.
Классифицировать
физические
задачи
по
требованию,
содержанию, способу задания,
способу
решения.
Составлять
физических задач.
Применять общие требования при
решении
физических
задач.
Классифицировать
этапы
решения..
Анализировать
физические
явления;

«Изучение
примеров
решения
задач.
Различные приёмы и
способы
решения
физических
задач:
алгоритмы,
аналогии,
геометрические приёмы.
Метод
размерностей,
графические решения».
3

Динамика
статика

и Работа в парах.
Практическое занятие;

Парная форма

Индивидуальная,
групповая
работа.
(Знакомство с планом
работы,
отбор
информации
в
сети
Интернет)

4

Законы
сохранения

Экскурсия
Индивидуальная,
групповая работа.
(Знакомство с планом
работы, отбор
информации в сети
Интернет)
Парная форма;
Беседа;
Консультация
(подготовка к проектной
работы по решению
задач)

5

Строение
свойства

и Работа в парах.
газов,

формулировать идеи решения
(план решения). Выполнять план
решения
задачи.
Выполнять
числовые расчёты. Использование
вычислительной
техники
для
расчётов. Анализировать решения
и его значение. Оформлять
решения задачи.
Выявлять типичные недостатки
при решении и его оформлении.
Применять координатный метод
решения задач по механике.
Решать задачи на основные законы
динамики: Ньютона, законы для
сил тяготения, упругости, трения,
сопротивления. Решать задач на
движение твердого тела под
действием нескольких сил.
Решать задачи на определение
характеристик
равновесия
физических систем, задачи на
принцип
относительности:
кинематические и динамические
характеристики движения тела в
разных инерциальных системах
отсчета.
Подбирать, составлять и решать по
интересам различных сюжетных
задач:
занимательных,
экспериментальных с бытовым
содержанием, с техническим и
краеведческим
содержанием,
военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных
для составления задач.
Решать задачи на закон сохранения
импульса и реактивное движение,
задачи на определение работы и
мощности
задачи
на
закон
сохранения
и
превращения
механической энергии.
Решать
задачи
несколькими
способами. Составлять задачи на
заданные объекты или явления.
Осуществлять
взаимопроверку
решаемых
задач.
Решать
конструкторские задачи и задачи
на проекты
Решать качественные задачи на
основные
положения
и

жидкостей,
твёрдых тел

6

молекулярно-кинетической теории
(МКТ), задачи на описание
поведения
идеального
газа:
основное
уравнение
МКТ,
определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в
изопроцессах.
Решать задачи-проблемы, Обобщать,
систематизировать
Защита проектов
изученный
материал,
демонстрировать
навыки
самоанализа

и

Практическое занятие по
решению задач

Подведение
итогов

Поурочное планирование
«Методы решения физических задач»
№ №в
п/п теме

Тема урока

Физическая задача. Классификация задач (4 ч)
Что такое физическая задача? Состав физической задачи.
Классификация физических задач.
2. 2.
Классификация физических задач по требованию,
содержанию, способу задания, способу решения. Примеры
задач всех видов.
3. 3.
Составление физических задач. Основные требования к
составлению задач. Способы и техника составления задач.
4. 4.
Обобщение по теме: «Классификация физических задач.
Составление физических задач »
Правила и приёмы решения физических задач (6 ч)
5. 1.
Общие требования. Этапы решения задач. Числовой расчёт.
Использование вычислительной техники для расчётов
6. 2.
Различные приемы и способы решения: геометрические приемы.
7. 3.
Различные приемы и способы решения: алгоритмы
8. 4.
Различные приемы и способы решения: аналогии.
9. 5.
Метод размерностей, графические решения и т.д.
10. 6.
Обобщение по теме «Правила и приёмы решения физических
задач»
Динамика и статика (9 ч)
11. 1.
Прямолинейное равномерное движение. Графическое
представление движения и решение задач на РД различными
способами (координатный и графический). Решение задач на
среднюю скорость
(алгоритм).
12. 2.
Ускорение. Равнопеременное движение: движение при
разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном
движении. Графический и координатный методы решения
задач на РУД
13. 3.
Характеристики движения тел по окружности: угловая
скорость, циклическая частота, центростремительное
ускорение, период и частота обращения
1.

1.

Дата
Дата
(план) (факт)

01.09
08.09

15.09
22.09

29.09
06.10
13.10
20.10
27.10

14. 4.
15. 5.
16. 6.
17. 7.

18. 8.

19. 9.

Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. Движение
тела под действием нескольких сил.
Движение тел по наклонной плоскости
Движение связанных тел
Решение задач на законы для сил тяготения. Движение в поле
гравитации и решение астрономических задач. Космические
скорости и их вычисление.
Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы.
Определение центра масс и алгоритм решения задач на его
нахождение. Решение задач на определение характеристик
равновесия физической системы по алгоритму.
Обобщение по теме «Динамика и статика»

Законы сохранения (8 ч)
20. 1.
Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в
импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно
упругий и абсолютно неупругий.
21. 2.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное
движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и
абсолютно неупругий.
22. 3.
Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и
энергетический методы решение задач на определение
работы и мощности
23. 4.
Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на
закон сохранения и превращения энергии.
24. 5.
Решение задач кинематики, динамики с помощью законов
сохранения.
25. 6.
Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес
тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание
26. 7.
Решение задач на гидростатику с элементами статики
динамическим способом
27. 8.
Обобщение по теме «Законы сохранения. Гидростатика».
Строение и свойства газов, жидкостей, и твёрдых тел (6 ч)
28. 1.
Решение задач на основные характеристики частиц (масса,
размер, скорость). Решение задач на основное уравнение
МКТ и его следствия.
29. 2.
Решение задач на применение уравнения МенделееваКлапейрона
30. 3.
Решение задач на характеристики состояния газа в
изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы
31. 4.
Решение задач на свойство паров и характеристик влажности
воздуха.
Решение задач на определение характеристик твердого тела:
закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука.
33. 6.
Разбор наиболее трудных задач по основам МКТ
Подведение итогов (2 ч)
34. 1.
Обобщающее занятие по методам и приемам решения
физических задач
32. 5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».