Рабочая программа внеурочной деятельности Химии и мы 10-11 классы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Двуреченск
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №3
_______________ (Храпко Г.А.)
«25» июня 2021г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №3
__________ (Титова М.Н)
Приказ №59/2-ОД
От «25»июня 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ И МЫ»
Направление: общеинтеллектуальное
10-11 классы

Количество часов: 34
(0,5 часа в неделю)

п. Двуреченск

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Химия и мы»
Программа внеурочной деятельности «Химия и мы» предназначена для учащихся 10 -11
классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить
образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические,
медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на
учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых
знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию
материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа,
0,5 часа в неделю на 2 года.
Планируемые результаты
Прохождение курса позволит учащимся достичь следующих результатов:
Личностные
- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными
материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками
информации;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде;
- развить познавательные интересы;
- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Метапредметные
- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами
жизнедеятельности человека;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде;
Предметные
- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания
учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии;
- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические
процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
- предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике,
формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности
экспериментатора и полезные в повседневной жизни;
Выпускник научится:
 разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять
свойства веществ на основе их химического строения;










применять основные положения теории химического строения органических
веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений для
объяснения обусловленных ими свойств;
классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в
технике, продукты переработки жиров;
давать характеристику основных типов изученных химических реакций,
возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием
органических веществ.
использовать некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения
полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со
взаимным превращением соединений различных классов;
практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по
характерным реакциям – функциональные группы органических соединений;

Выпускник получит возможность научиться:
 составлять структурные формулы органических веществ изученных классов,
уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных
органических веществ, их генетическую связь, способы получения;
 понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия активации,
теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;
 характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших
представителей биополимеров;
 объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала
на структуру и свойства полимеров.
 распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;
 использовать технику выполнения важных химических операций, необходимых и
при изучении других разделов химии;
Содержание курса внеурочной деятельности. (34 часа)
Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории. (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники
безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в
кабинете химии. Знакомство с цифровой лабораторией.
Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2часа)
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со
спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.
Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на
этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.
Практическая работа. Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения
эксперимента и его результатов.
Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных
групп органических и неорганических соединений. (10 часов)
Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного
анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса
идентификации веществ.
Практическая работа. Качественный анализ органических и неорганических веществ.
Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования:
установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение
физических констант, молекулярной массы.

Практическая работа. Измерение физических свойств: агрегатного состояния, цвета,
запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.
Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических
растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.
Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный элементный анализ
соединений.
Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный
элементный анализ соединений.
Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение
функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.
Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение производных
предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных
классов с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого органического
соединения и проведение дополнительных реакций.
Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных
классов с соединениями железа (III).
Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического вещества.
Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (16 часов).
Химия и питание. Семинар.
Витамины в продуктах питания.
Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном
соке и D в рыбьем жире или курином желтке.
Природные стимуляторы.
Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина. Качественная
реакция на кофеин.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение.
Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.
Органические кислоты. Кислоты консерванты.
Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.
Органические кислоты в пище.
щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.
Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.
Практическая работа.Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы.
Свойства сахарозы.
Углеводы в пище. Молочный сахар.
Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.
Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.
Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная реакция на
крахмал. Свойства крахмала.
Углеводы в пище. Крахмал
Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений и маргарине.
Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные
реакции.
Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение объема при
смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная
реакция на одноатомные спирты.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков.
Свойства белков.
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.

Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонатионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.
Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства.
Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения.
Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.
Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.
Практическая работа. Определение концентрации кислорода, растворенного в воде.
Определение рН воды.
Коллоидные растворы и пища.
Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.
Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных напитков.
Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (4 часа)
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами,
классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.
Правила безопасности со средствами бытовой химии.
Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со
свойствами стиральных порошков.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла.
Состав.
Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная
мята, еловое масло
Календарно - тематический план
Тема
1
2
3

4
5

Количество Даты
часов
химической 2

Техника
безопасности
работы
в
лаборатории.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Качественный анализ органических соединений.
Обнаружение функциональных групп органических и
неорганических соединений.
Химия жизни. Синтез и исследование свойств
соединений.
Химия в быту. Синтез и исследование свойств
соединений.
Всего

2
10

16
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».