МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Двуреченск «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №3 _______________ (Храпко Г.А.) «25» июня 2021г. «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №3 __________ (Титова М.Н) Приказ №59/2-ОД От «25»июня 2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ И МЫ» Направление: общеинтеллектуальное 10-11 классы Количество часов: 34 (0,5 часа в неделю) п. Двуреченск Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия и мы» Программа внеурочной деятельности «Химия и мы» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа, 0,5 часа в неделю на 2 года. Планируемые результаты Прохождение курса позволит учащимся достичь следующих результатов: Личностные - расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; - совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; - сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации; - развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; - воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; - развить познавательные интересы; - умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; Метапредметные - показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека; - применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; Предметные - при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии; - научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком; - предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни; Выпускник научится: разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их химического строения; применять основные положения теории химического строения органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений для объяснения обусловленных ими свойств; классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в технике, продукты переработки жиров; давать характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ. использовать некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со взаимным превращением соединений различных классов; практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным реакциям – функциональные группы органических соединений; Выпускник получит возможность научиться: составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, способы получения; понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции; характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших представителей биополимеров; объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров. распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам; использовать технику выполнения важных химических операций, необходимых и при изучении других разделов химии; Содержание курса внеурочной деятельности. (34 часа) Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории. (2 часа) Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии. Знакомство с цифровой лабораторией. Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2часа) Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда. Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов. Практическая работа. Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов. Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений. (10 часов) Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ. Практическая работа. Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Практическая работа. Измерение физических свойств: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия. Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный элементный анализ соединений. Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный элементный анализ соединений. Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований. Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций. Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций. Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями железа (III). Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического вещества. Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (16 часов). Химия и питание. Семинар. Витамины в продуктах питания. Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке. Природные стимуляторы. Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин. Органические кислоты. Свойства, строение, получение. Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты. Органические кислоты. Кислоты консерванты. Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты. Органические кислоты в пище. щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств. Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза. Практическая работа.Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы. Углеводы в пище. Молочный сахар. Практическая работа. Опыты с молочным сахаром. Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал. Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная реакция на крахмал. Свойства крахмала. Углеводы в пище. Крахмал Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений и маргарине. Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные реакции. Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение объема при смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная реакция на одноатомные спирты. Белки. Характеристика класса. Качественные реакции. Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков. Неорганические соединения на кухне. Соль, сода. Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонатионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната. Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения. Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение. Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды. Практическая работа. Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды. Коллоидные растворы и пища. Практическая работа. Изучение молока как эмульсии. Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных напитков. Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (4 часа) Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар. Правила безопасности со средствами бытовой химии. Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту. Мыла. Состав, строение, получение. Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков. Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав. Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло Календарно - тематический план Тема 1 2 3 4 5 Количество Даты часов химической 2 Техника безопасности работы в лаборатории. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. Всего 2 10 16 4 34