Рабочая программа внеурочной деятельности Линия жизни 9 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Линия жизни»
9 класс
Для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.

Количество часов: 34
Уровень: базовый

п. Двуреченск

Планируемые результаты обучения

Выпускник изучит:
 Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших
организмов;
 Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших
организмов;
 Особенности строения бактериальной клетки;
 Особенности строения тканей растений и животных;
 Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и
основные процессы жизнедеятельности;
 Многообразие и распространение основных систематических групп
растений, животных, грибов, простейших организмов;
 Происхождение основных групп растений и основных типов и классов
животных;
 Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в
природе и жизни человека.
Выпускник научится:

 сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов
различных царств живой природы;
 определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к
определенной систематической категории;
 распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах,
живых объектах, рисунках и таблицах;
 распознавать и описывать органы и системы органов животных на
рисунках, таблицах;
 характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших
организмов в природе и жизни человека.
 изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения,
описывать и объяснять результаты опытов;
 осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в
словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети
Интернет;
 составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам,
представлять их аудитории.

Выпускник получит возможность научиться приемам:

 оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом;
 спасения утопающего;
 оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.

Модуль1. Введение.
Тема 1.Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических
объектов.
Модуль 2. Признаки живых организмов (4часа)
Тема 2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании
клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Тема 3. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Тема 4.Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы
органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.
Тема 5. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных,
ухода за ними.
Модуль 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Тема 6. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений,
животных, человека.
Тема 7. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной
деятельности.
Тема 8. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Тема 9. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Тема 10. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Тема 11. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Тема 12. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
Модуль 4. Человек и его здоровье (16 часов)
Тема 13. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения
и процессы жизнедеятельности человека.
Тема 14.Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Тема 15.Железы внутренней секреции. Гормоны.
Тема 16. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Тема 17. Дыхание. Система дыхания.
Тема 18.Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы
крови. Иммунитет.
Тема 19. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Тема 20. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Тема 21. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Тема 22.
Тема 22. Покровы тела и их функции.
Тема 23. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Тема 24. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Тема 25. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Тема 26. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная
деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная
сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение
информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в
развитии психики и поведения человека.
Тема 27. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и
отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,
гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные
условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция
и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений,
вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
Тема 28. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом;
спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата;
ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Модуль 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Тема 29. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Тема 30. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация
живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Тема 31. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем.
Тема 32. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других

людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Модуль 6.Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Тема 33. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым
умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы
по уровню сложности.
Тема 34. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал
ФИПИ.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Линия жизни» 9 класс
Формы организации
Тема
занятий

Модуль 1. Введение (1 час)
Биология как наука. Методы
Практическая работа
биологии
№ 1: «Решение
тестовых заданий по
темам: «Биология как
наука», «Методы
биологии», «Признаки
живых организмов»
Модуль 2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как Систематизируют
доказательство их родства,
знания о важнейших
единства живой природы. Гены и
признаках клеточных
хромосомы.
структур.
Вирусы – неклеточные формы
жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость –
свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани, органы, системы
органов растений и животных,
выявление изменчивости
организмов.
Приемы выращивания и
размножения растений и домашних
животных, ухода за ними.

формы
контроля

Выявляют признаки
вирусов.

классифицируют
растения и животных:
отдел (тип), класс;
и простейших
организмов
отрабатывают приемы
выращивания и
размножения растений
и домашних животных,
ухода за ними
Модуль 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии.
Выявляют признаки
основных царств живой
природы: бактерий
Царство Грибы.
Выявляют признаки
основных царств живой
природы: грибов
Роль лишайников в природе, жизни Выявляют роль
человека и собственной
лишайников в
деятельности.
экосистемах.
Царство Растения
Практическая работа
№ 2: «Решение

10

11

12

13

14

15
16

17

тестовых заданий по
темам: «Царства:
Бактерии, Грибы,
Растения»
Царство Животные. Роль животных Практическая работа
в природе, жизни человека и
№ 3: «Решение
собственной деятельности.
тестовых заданий по
темам:
Практическая работа № 3:
«Решение тестовых заданий по
«Царство Животные,
темам:
Учение об эволюции
«Царство Животные, Учение об
органического мира»
эволюции органического мира»
Учение об эволюции органического Выявляют причины и
мира. Ч. Дарвин – основоположник этапы усложнений
учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в
растений и животных в процессе
процессе эволюции.
эволюции
Биологическое разнообразие как
Выявляют признаки
основа устойчивости биосферы и
биоразнообразия как
результата эволюции.
основы устойчивости
биосферы и результата
эволюции.
Модуль 4. Человек и его здоровье (16 ч)
Сходство человека с животными и
Сравнивают сходство
отличие от них. Общий план
человека с животными
строения и процессы
и отличие от них.
жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция
Практическая работа
процессов жизнедеятельности
№ 4: «Решение
организма. Нервная система.
тестовых заданий по
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
темам: «ОГЭ по
биологии» -2019 год
«Общий план строения
человека»,
«Нейрогуморальная
регуляция организма»
Железы внутренней секреции.
Анализируют работу
Гормоны.
эндокринной системы
Питание. Система пищеварения.
Систематизируют
Роль ферментов в пищеварении.
работу системы
пищеварения
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа
№ 5: «Решение
тестовых заданий по

18

19

20

21

22
23

24
25

26

темам: «Система
пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма: кровь, Анализируют состав и
лимфа, тканевая жидкость. Группы регуляцию работы
крови. Иммунитет.
внутренней среды
организма
Транспорт веществ. Кровеносная и Анализируют состав и
лимфатическая системы.
регуляцию работы
кровеносной и
лимфатической
системы
Обмен веществ и превращение
Практическая работа
энергии в организме человека.
№ 6: «Решение
Витамины.
тестовых заданий по
темам: «Внутренняя
среда организма»,
«Транспорт веществ»
и «Обмен веществ»
Выделение продуктов
Систематизируют
жизнедеятельности. Система
работу выделительной
выделения.
системы
Покровы тела и их функции.
Анализируют работу
покровной системы
Размножение и развитие организма Практическая работа
человека. Наследование признаков № 7: «Решение
у человека. Наследственные
тестовых заданий по
болезни, их причины и
темам «Система
предупреждение.
выделения», «Покровы
тела», «Размножение и
развитие человека»
Опора и движение. ОпорноАнализируют состав и
двигательный аппарат.
регуляцию работы ОДС
Органы чувств, их роль в жизни
Практическая работа
человека.
№ 8: «Решение
тестовых заданий по
темам: «Опорнодвигательный
аппарат», «Органы
чувств»
Психология и поведение человека.
Анализируют
Высшая нервная деятельность
регуляцию работы
Условные и безусловные рефлексы, Высшей нервной
их биологическое значение.
деятельности
Познавательная деятельность мозга.

Сон, его значение
27 Соблюдение санитарногигиенических норм и правил
здорового образа жизни.
Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход
за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание
28 Приемы оказания первой
доврачебной помощи: при
отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и
растениями, угарным газом;
спасении утопающего;
кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах;
обморожениях; повреждении
зрения.

29

30

31

32

Составляют алгоритм
своего поведения при
соблюдении санитарногигиенических норм и
правил здорового
образа жизни

Практическая работа
№ 9: «Решение
тестовых заданий по
темам: «Психология и
поведение человека»,
«Гигиена. Здоровый
образ жизни»,
«Приемы оказания
первой помощи»
Отрабатывают
технологию решения
тестовых заданий
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности
Модуль 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов
Выявляют причины
на организмы. Приспособления
приспособления
организмов к
организмов к различным
различным
экологическим факторам.
экологическим
Популяция.
факторам
Взаимодействия разных видов
Анализируют
(конкуренция, хищничество,
взаимодействия разных
симбиоз, паразитизм). Сезонные
видов, выявляют
изменения в живой природе.
причины сезонных
Экосистемная организация живой
изменений в живой
природы.
природе
Пищевые связи в экосистеме. Цепи Составляют цепи
питания. Особенности
питания
агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Практическая работа
Роль человека в биосфере.
№ 10: «Решение
Экологические проблемы, их
тестовых заданий по

теме: «Взаимосвязи
организмов и
окружающей среды»
Отрабатывают
технологию решения
тестовых заданий
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности
Модуль 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
33 Характеристика структуры и
Практическая работа
содержания экзаменационной
№ 11 «Решение заданий
работы. Распределение заданий
2 части»
экзаменационной работы по
Отрабатывают
содержанию, проверяемым
технологию решения
умениям и видам деятельности.
тестовых заданий
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности
34 Распределение заданий
Практическая работа
экзаменационной работы по
№ 12 «Решение
уровню сложности. Решение
тестовых заданий 2
тестовых заданий2 части
части» Отрабатывают
технологию решения
тестовых заданий
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности
влияние на собственную жизнь и
жизнь других людей. Последствия
деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и
экосистемы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».