ОПИСАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности,
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся
максимально
возможной
самостоятельности
и
независимости
в
повседневной жизни.
Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально
возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему
образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период
ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой
оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в
образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным
этапами.
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных
учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования
обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная
коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному
развитию, формированию предметных действий и др.)
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в
построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств
обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение
обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений,
предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних
стимулов и т.п.)
Особая
организация
обучения.
Учитывается
потребность
в
качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой
организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в
сочетании
с
расстройствами
аутистического
спектра
изначально
нуждаются
в
индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом
структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность
поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий
окружающей среды.
Определение
границ
образовательного
пространства
предполагает
учет
потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами
образовательного
учреждения.
К
примеру,
формирование
навыков
социальной
коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе,
поликлинике, общественном транспорте и др.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации
жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе
происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1
дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных
классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода
обучающегося из класса в класс является его возраст.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан
индивидуальный
уровень
итогового
результата
общего
образования.
Благодаря
обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от
тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы
организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства,
программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и
методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и
особыми образовательными потребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым
достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются
индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на
максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и
навыками в различных образовательных областях («академический» компонент)
регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач
повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных
представлений
и
умений
в
собственную
деятельность
(компонент
«жизненной
компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе
образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является
нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который
является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в
семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую
деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом
образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих
соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно
решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной
индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью
реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных
компетенций,
которые
позволяют
ему
достигать
максимально
возможной
самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его
включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного
расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование
детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их
индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный
период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты,
работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения
каждого
обучающегося
оценивается
с
учетом
особенностей
его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)