ДОП Музей

Управление образования Администрации Сысертского городского округа МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск

Дополнительная общеобразовательная программа
«МУЗЕЙ»

(базовый уровень)

Направленность: туристско-краеведческая
Возраст детей: 11-17 лет Срок
реализации: 2 года

Автор-составитель: Беспалова
Татьяна Владимировна,
Должность: педагог
дополнительного образования

п. Двуреченск, 2025

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Учебный план
1.5 Планируемые результаты

3
9
9
11
13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Итоговая аттестация
2.3 Оценочные материалы
2.4 Методические материалы
2.5 Список литературы

14
16
17
17
18
18

Приложения

20

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (далее – ДОП) разработана на
основе следующих нормативных актов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
показателей характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» от
13.03.2019 № 114.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от
03.09.2019 № 467.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.
Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и организационнопедагогические условия ее реализации.
Уровень базовый. Программа направлена на формирование знаний и представлений
о музееведении, экскурсоведении, создании проектов в области краеведения,
культурологии.
Направленность – туристско-краеведческая.
Программа разработана для обучающихся 11-17 лет. Изучение курса рассчитано на
два года обучения. Занятия проводятся 1 час в неделю в первый год обучения и 2 часа в
неделю во второй, 34 часа за первый год обучения и 68 часов за второй, всего 102 часа.
Форма обучения – очная.
Образовательный процесс организуется в разновозрастной группе обучающихся, состав
групп постоянный.

3

Актуальность Программы обусловлена созвучием ее цели и задач стратегическим
направлениям региональной системы образования в области воспитания: приобщение
детей к культурному наследию «малой» и
«большой» Родины; гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской
идентичности; духовно-нравственное воспитание детей
на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры.
Новизна Программы в ее модульности. Модульная технология позволяет
чередовать познавательную и практическую деятельность для формирования способности
обучающихся трансформировать знания в практические умения, что соответствует
системно-деятельностному подходу в образовании.
Педагогическая целесообразность программы.
Особую значимость приобретает новый тип взаимодействий «дети – семья/родители
– культурно-образовательная среда». Программа призвана
расширить образовательное пространство для творческой самореализации и саморазвития
обучающихся. Работа над проектами и исследованиями предполагает сотрудничество с
родителями, учителями, социальными партнерами школы, СМИ, учреждениями культуры.
Практическая значимость Программы обуславливается обучением алгоритму
проектной деятельности на примере создания экскурсии,
исследовательской,
проектной
работы
на
краеведческие
и
культурологические темы.
Планируемые результаты:
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного
края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
4

• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В части трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
5

• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В части ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность
обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для
6

решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
7

обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
"мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
8

•
4)
•
•
•
•
•

регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

1.2 Цель и задачи программы
Целью обучения является духовно-нравственное, гражданско- патриотическое воспитание
обучающихся.
Задачи:
Личностные:
 развивать потребность во взаимодействии с культурной средой.
Метапредметные:
 развивать умение находить варианты решения творческих задач;
 развивать умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу товарищей с позиций
творческих задач, с точки зрения содержания и средств его выражения;
 развивать умение работать в команде (вести диалог, распределять функции и
роли в процессе выполнения коллективной творческой работы, соотносить
свою часть работы с общим замыслом);
 развивать умение использовать средства информационных технологий для
решения учебно-творческих задач.
Предметные:

 расширить представления обучающихся об истории, особенностях культуры
родного края;
 обучить основам музейного дела;
 обучить основам проектной деятельности.

1.3 Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие. Что такое музей? (1 ч)
Теория: Возникновение и развитие музея от античности до наших дней.
Практика: составление кластера «История музея».
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Классификация музеев (2 ч)
Теория: Классификация музеев.
Практика: Составление кластера «Виды музеев».
Раздел 2. Функции музея (4 ч)
Теория: Основные направления музейной деятельности: фондовая работа (учет,
хранение), экспозиционная и научно-исследовательская работа.
9

Практика: Поисковая работа. Работа с фондами школьного музея: составление
картотеки, этикетаж. Ведение инвентарной книги.
Модуль 2. Экскурсоведение
Раздел 1. Что такое экскурсия (2 ч)
Теория: Что такое экскурсия. Классификация экскурсий.
Практика: Составление кластера «Виды экскурсий».
Раздел 2. Экскурсовод (12 ч)
Теория: Особенности экскурсионной деятельности. Правила составления и проведения
экскурсии. «Портфель экскурсовода».
Практика: Составление и проведение мини-экскурсий. Экскурсии в музеи района и
области.
Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Что такое проект (2 ч) Теория: Что
такое проект.
Практика: Составление кластера «Виды проектов».
Раздел 2. Музейный проект (10 ч)
Теория: Этапы проектной деятельности (выбор темы проекта, разработка проектного задания,
планирование работы, подготовка материалов к
исследовательской работе (формулирование вопросов, отбор литературы, определение
форм подведения итогов проектной деятельности), разработка разделов проекта,
оформление результатов исследования, оформление проектной документации (реферат,
рисунки, фотографии, презентация),
защита проекта, анализ результатов).
Практика: Проектная деятельность. Защита проекта.
Итоговое занятие (1 ч)
Краеведческая конференция.
Второй год обучения
Вводное занятие. Музеография (1 ч) Теория:
Крупнейшие музеи страны и региона.
Практика: составление кластера «Музеи России».
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Музейный фонд (4 ч)
Теория: Фонды музея (основной, научно-вспомогательный, дублетный, обменный,
временного хранения, коллекционный, фонд сырьевых материалов). Комплектование
фондов музея.
Практика: Работа с фондами школьного музея: составление Каталогов.
Раздел 2. Музееведческие исследования (5 ч)
10

Теория: Принципы и методы проектирования экспозиций и выставок. Музейная
коммуникация. Экспозиция как синтез результатов: научной обработки музейных
предметов, коллекций; изучения объектов и явлений в предметной области; трактовки
результатов научной обработки музейного собрания и результатов научноисследовательской работы. Музейная публикация.
Практика: Проект экспозиции или выставки. Музейная публикация (Каталог коллекций).
Модуль 2. Экскурсоведение
Раздел 1. Экскурсовод (12 ч)
Теория: Технологическая карта экскурсии. «Портфель экскурсовода». Практика:
Составление технологической карты экскурсии. Проведение мини-экскурсий.
Посещение музеев района и области. Ведение дневника экскурсовода.
Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Музейный проект «Виртуальный музей» (11 ч)
Теория: Этапы проектной деятельности (выбор темы проекта, разработка проектного задания,
планирование работы, подготовка материалов к
исследовательской работе (формулирование вопросов, отбор литературы, определение
форм подведения итогов проектной деятельности), разработка разделов проекта,
оформление результатов исследования, оформление проектной документации (реферат,
рисунки, фотографии, презентация),
защита проекта, анализ результатов). Новые технологии в музее. Практика:
Проектная деятельность. Защита проекта. Размещение материалов на сайте
школьного музея.
Итоговое занятие (1 ч)
Краеведческая конференция.

1.4 Учебный план
Первый год обучения
№
п\п

Название раздела, темы

Введение. Что такое музей?
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Классификация музеев (2 ч)
1.1 Классификация музеев

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

всего
1

теория
0,5

практика
0,5

2

1

1

тест

2

1

1

тест

1

0,5

0,5

тест

кластер

Раздел 2. Функции музея (4 ч)
2.1

2.2

Основные направления музейной
деятельности. Фондовая работа
(учет, хранение)
Основные направления музейной
деятельности. Экспозиционная
работа

11

Основные направления музейной
деятельности. Научноисследовательская работа
Модуль 2. Экскурсоведение
2.3

1

1

3

тест,
самооценка

Раздел 1. Что такое экскурсия (2 ч)
1.1

Что такое экскурсия

1

0,5

0,5

тест

1.2

Классификация экскурсий

1

0,5

0,5

кластер

Особенности экскурсионной
деятельности. Правила
составления и проведения
экскурсии
«Портфель экскурсовода»

5

1

4

самооценка

2

0,5

1,5

самооценка

Творческий проект «Миниэкскурсия»

5

1

4

защита и
проведение
миниэкскурсии

Раздел 2. Экскурсовод (12 ч)
2.1

2.2
2.3

Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Что такое проект (2 ч)
1.1

Что такое проект

1

0,5

0,5

тест

1.2

Этапы проектной деятельности

1

0,5

0,5

самооценка

10

1

9

1

0

1

защита
проектов,
самооценка
защита
музейных
проектов,
рецензия

34

9,5

24,5

Раздел 2. Музейный проект (10 ч)
2.1

Музейный проект

Итоговое занятие. Краеведческая
конференция
Итого:
Второй год обучения
№
п\п

Название раздела, темы

Введение. Музеография
Модуль 1. Музееведение
Раздел 1. Музейный фонд (8 ч)
1.1 Фонды музея. Классификация
1.2

Комплектование фондов музея

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

всего
1

теория
0,5

практика
0,5

4

1

1

тест

4

1

1

самооценка

Кластер
«Музеи
страны»

12

Раздел 2. Музееведческие исследования (10 ч)
2.1

2.2

2.3

Принципы и методы
проектирования экспозиций и
выставок
Экспозиция как синтез
результатов научной обработки
музейных предметов, коллекций
и
Музейная публикация

4

1

1

тест

2

0,5

0,5

тест

4

1

1

самооценка

Модуль 2.
Раздел 1. Экскурсовод (26 ч)
1.1

Технологическая карта экскурсии

10

1

4

самооценка

1.2

«Портфель экскурсовода»

4

0,5

1,5

самооценка

1.3

Творческий проект «Миниэкскурсия»

12

1

4

защита и
проведение
миниэкскурсии

Модуль 3. Музейный проект
Раздел 1. Музейный проект «Виртуальный музей» (22 ч)
1.1

Этапы проектной деятельности

2

0,5

0,5

самооценка

1.2

Музейный проект «Виртуальный
музей»

20

1

9

1

0

1

защита
проектов,
самооценка
конкурс
музейных
проектов,
рецензия

68

9,5

24,5

Итоговое занятие. Краеведческая
конференция
Итого:

1.5 Планируемые результаты
Личностные
 развитие потребности во взаимодействии с культурной средой.
Метапредметные
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения;
 использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнения творческих проектов;
 умение находить варианты решения творческих задач;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе
13

совместной творческой работы в команде.
Предметные
 расширение познаний об истории, особенностях культуры родного края;
 знание основ музейного дела;
 знание основ проектной, исследовательской деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график
Первый год обучения
№ форма занятия
п/п

1

беседа

кол- во тема занятия
час.

1

2-3 обучающая игра

2

4-5 Практическое задание

2

6

Практическое задание

1

7

творческое задание

1

8

Практическая работа

1

9

Практическая работа;
защита проекта
творческое задание

1

1516

творческое задание

2

1721

творческое задание,
посещение музеев

5

22

Творческое задание

1

1014

5

Введение. Что
такое музей?
Классификация музеев
Основные направления
музейной
деятельности. Фондовая
работа (учет, хранение)
Основные направления
музейной
деятельности.
Экспозиционная работа
Основные направления
музейной
деятельности. Научноисследовательска я работа
Что такое
экскурсия
Классификация экскурсий

форма контроля

кластер
Тест
«Виды музеев»
Тест

Тест

Тест, само- оценка

Тест
кластер

Особенности
самооценка
экскурсионной деятельности.
Правила
составления и
проведения
экскурсии
«Портфель
самоэкскурсовода»
оценка
Творческий
проект «Миниэкскурсия»
Что такое проект

защита миниэкскурсии
тест
14

23

практическое
задание

1

2433

творческое задание

10

34

Представление
результатов
деятельности

1

Этапы проектной
деятельности
Музейный проект
Итоговое занятие.
Краеведческая
конференция

само- оценка
Наблюдение, защита
проектов,
самооценка
защита музейных
проектов,
рецензия

Второй год обучения
№ форма занятия
п/п

1

беседа

2-5 квест

кол- во тема занятия
час.

1
4

форма кон
троля

Введение.
Музеография
Фонды музея.
Классификация
Комплектование фондов
музея

кластер
Тест

610

практичес кое
задание

4

1114

творческо е задание

4

Принципы и методы
проектирования экспозиций
и
выставок

Тест

1516

творческо е задание

2

Экспозиция как синтез
результатов научной
обработки музейных
предметов, коллекций
и

Тест

1720

Творческое задание

4

Музейная публикация

Тест

2130

практическая
работа

10

Технологическая карта
экскурсии

самооценка

3134
3546

творческое задание

4

самооценка

творческое задание,
посещение музеев

12

4748
4967

практическое
задание
творческое задание

2

«Портфель
экскурсовода»
Творческий
проект «Миниэкскурсия»
Этапы проектной
деятельности
Музейный проект
«Виртуальный музей»

20

Тест

защита миниэкскурсии
самооценка
Наблюдение, защита
проектов,
самооценка
15

68

Представление
результатов
деятельности

1

Итоговое занятие.
Краеведческая
конференция

защита музейных
проектов,
рецензия

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:

 учебный кабинет (школьный музей);
 стол учительский;
 стол ученический – 6 шт.;
 стул учительский;
 стул ученический – 12 шт.;
 доска магнитная;
 фотоаппарат – 1-2 шт.;
 компьютер;
 экран;
 проектор;
 микрофон;
 флешкарты– 12 шт.

16

Информационное обеспечение
1. Видео-подборки:
Музейное дело https://youtu.be/-hxqmIWBNtk
Музейное дело. Инвентаризация https://youtu.be/SwyAhshHmv8 Что такое
арт-менеджмент? https://youtu.be/UjpNLwR2aKA Эрмитаж. Экскурсия по
музею
https://youtu.be/bjEUvs-QEg4
Пешком...Москва
живописная
https://youtu.be/sHPRyX9aELQ
2. Интернет-источники:
Виртуальная
Третьяковская
галерея
http://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki
Виртуальный ГМИИ им. А.С. Пушкина
http://www.virtual.arts-museum.ru/ Виртуальный
эрмитаж
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/virtual- academy/virtual_academy/?lng=ru
Виртуальный
Русский
музей
http://virtual.rusmuseumvrm.ru/
Виртуальный всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
http://vmdpni.ru/data/vtours/vmdpni/index.html?lp=21_1&lang=ru
Музейзаповедник
«Кижи».
Виртуальные
путешествия
http://kizhi.karelia.ru/journey/
Виртуальный атлас музеев Свердловской области
http://museums-atlas.cityscanner.ru/
Виртуальный
Лувр
http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Виртуальные
музеи мира
https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим
педагогическое образование и образование по профилю деятельности.

2.3 Итоговая аттестация
Реализация Программа не предполагает итоговой аттестации.
Формами контроля являются: журнал посещаемости, самооценка, педагогическое
наблюдение, тесты, защита проекта.

2.4 Оценочные материалы
С целью фиксирования образовательных результатов программы разработаны
следующие материалы:
Тема, раздел

форма контроля

Вводное занятие
Модуль 1

Кластеры
Лист самооценки (Приложение 1)
Карта наблюдения (Приложение 2)
Тест «Виды музеев» (Приложение 5)
17

Модуль 2
Модуль 3
Итоговое занятие

Лист самооценки
Тест «Виды экскурсий»
Защита проекта. План защиты. Критерии оценки
Самооценка работы группы в ходе проекта
(Приложение 3)
Форма отзыва о презентации (Приложение 4)

2.5 Методические материалы
Для реализации Программы разработаны следующие методические материалы:
конструкты занятий, разработанные по форме (Приложение 6), дидактические игры,
дидактические материалы, наглядные материалы (презентации к занятиям).
Особенности организации образовательного процесса
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании музейных
проектов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности
обучающихся:
игровую,
творческую,
коммуникативную,
познавательноисследовательскую, художественную.
Методы обучения
Для реализации программы используются следующие методы: наглядные, словесные,
практические, поисковые, интерактивные, метод проектов.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрены различные формы организации образовательного
процесса:
 по способу обучения и воспитания: индивидуальные и групповые;
 по форме организации: занятие, игра, конференция, коллективное
творческое дело, конкурс;
 по форме педагогического общения: интерактивные, «мозговой штурм».
Педагогические технологии
Реализация Программы предполагает использование следующих педагогических
технологий:
 игровая
 сотрудничества
 развивающего обучения
 проектная
 проблемного обучения

2.6 Список литературы
Для педагога:
1. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое
пособие для студентов исторических факультетов вузов по специализации
«Историческое краеведение и музееведение». Томск: Изд-во Томского
государственного педагогического университета, 2004. 56 с.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение, М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
3. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015
18

г. (№ 09-3242)
4. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и
развитию детских краеведческих объединений, приложение к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
5. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 – музеология / .
Г. Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной ; Владим. гос. ун-т. – Владимир :
Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 116 с.
6. Музей в образовательном учреждении: методические рекомендации по созданию и
паспортизации музеев / сост. С.Г. Каячкова. – Хабаровск: КГБОУ ДОД
ХКЦРТДиЮ, 2013. – 16 с.
7. Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией ред.
М.Ю.Юхневич Российский институт культурологии серия электронных изданий
MUSEUM PRO выпуск 5.0 Москва, 1997
8. Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и
методы работы : сборник докладов и статей III Международного научнопрактического форума по музейной педагогике / [под науч. ред. Д. В. Смирнова]. –
Н. Новгород ; Киров : «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2017. – 116 с.
9. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. —
159 с.
11. Фролов И.В. Правила оформления списка литературы и ссылок на источники в
исследовательской работе. Памятка в помощь юному исследователю и научному
руководителю, отдел краеведения ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк, Ярославль, 2011
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. —— М.:
Смысл, 2001. — 365 с.
Для обучающихся:
Евстратова Е.Н. Павел Третьяков и его знаменитая коллекция, издательство:
Абрис/ОЛМА, 2018 г.

19

Приложение 1
Лист самооценки
Было интересно
Меня удивило
Мне захотелось
Мне больше всего удалось
Сегодня я узнал
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Для меня было открытием то, что

, потому что
, потому что

Лист самооценки
Вопрос

Что я знаю

Что я узнал

Что я хочу
узнать

Что такое музей?

Основные направления
музейной деятельности

Что такое экскурсия?

20

Приложение 2
Карта наблюдения
за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного
выполнения проекта

1

Наличие элементов
целеполагания

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале
занятия (в первые 10-15 мин)

2

Планирование

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале
занятия (в первые 10-15 мин)

3

Распределение заданий и
обязанностей по
выполнению проекта

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине
занятия (по истечении 25-30 мин)

4

Контроль продвижения по
заданию

Отметки в карте наблюдений ставятся в к концу
занятия (по истечении 25-30 мин) по результатам
наблюдения в ходе всего урока

5

Представление результатов

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце
занятия (в последние 15 мин)

6

Конфликты и их разрешение

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце
занятия (в последние 5 мин) по результатам
наблюдения в ходе всего урока

По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником
данной группы и за группой в целом.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после
завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.

21

Карта наблюдения
за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного
выполнения проекта
класс,
человек в
группе
1. Наличие элементов целеполагания (Отметки в карте наблюдений ставятся в
начале занятия (в первые 10-15 мин)

0. Целеполагание
отсутствует
1. Целеполагание
единоличное
2. Целеполагание
в узком кругу
участников
3. Целеполагание
совместное

а) уточнение темы и выбор формы представления в группе не
обсуждается или
б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе
планирования
уточнение темы и выбор формы представления осуществляется
лидером группы единолично, без обсуждения с остальными
членами группы
уточнение темы и выбор формы представления осуществляется
лидером группы с привлечением одного-двух участников

уточнение темы и выбор формы представления обсуждается
более, чем половиной группы, дети вместе составляют уточняют
тему и выбирают форму представления
2. Планирование (Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые
10-15 мин)
1. Планирование
а) план работ в группе не обсуждается или
б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе
отсутствует
планирования
2. Планирование
План составляется лидером группы единолично, без обсуждения
единоличное
с остальными членами группы
3. Планирование
План составляется лидером группы с привлечением одного-двух
в узком кругу
участников
участников
4. Планирование План обсуждается более, чем половиной группы, дети вместе
совместное
составляют план
3.
Распределение заданий и обязанностей по
выполнению проекта (Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия
(по истечении 25-30 мин)
0.
Распределения функций не было, каждый
действовал «сам по себе»
1.
Часть учеников оказались вне общего дела,
часть – выполняла свою часть работы
2.
У каждого ученика было свое задание, свои
обязанности
4.
Контроль продвижения по заданию (Отметки в
карте наблюдений ставятся в к концу занятия (по истечении 25-30 мин) по
результатам наблюдения в ходе всего урока)
0.
Контроль отсутствует
1.
Контроль индивидуальный – каждым или
отдельными членами группы только за своими действиями
2.
Контроль осуществлялся лидером или
22

организатором
Контроль осуществлялся различными членами
группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров
5.
Представление результатов (Отметки в карте
наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 15 мин)
Таблица 5. Активность при презентации
Ученики:
Поставить в каждой ячейке о, 1 или 2
0 – в презентации не участвовал(а)
1 – участие в презентации незначительное
2 – участие в презентации значительное
№1
№2
№3
№4
№5
№6
3.

Конфликты и их разрешение (Отметки в карте
наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам
наблюдения в ходе всего урока)
Таблица 6. Возникновение конфликта
Ученики:
Группа (частота конфликтов)
Поставить в каждой ячейке о, 1 или 2
Поставить 0, 1 или 2:
0 – инициатор конфликта
0 – очень часто
1 – участник конфликта
1 – иногда
2 – в конфликт не вступает
2 – конфликтов не было, все
работали дружно
№1
№2
№3
№4
№5
№6
6.

Таблица 7. Разрешение (завершение конфликта)
Ученики: роль в разрешении конфликта
Поставить в каждой ячейке о, 1 или 2
0 – пытается настоять на своем, спорит, не
компромисс не идет
1 – готов уступить, избегает столкновений
2 – ведет переговоры, аргументирует свою
позицию, слушает партнера, ищет оптимальное
решение
№1
№2
№3
№4
№5
№6

Группа: завершение конфликта
Поставить 0, 1 или 2:
0 – ссора, общего решения нет
1 – конфликт завершен – кто-то
уступил, кто-то навязал свое
решение и все подчинились
2 – конфликт завершился
переговорами и общим решением

Проблемы, возникшие в процессе выполнения проекта при наблюдении за учащимися:

23

Приложение 3
Самооценка работы группы в ходе проекта
Дайте оценку работе вашей группы. Для этого выберите один ответ на каждое
утверждение и в нужной графе поставьте «+»
Группа:
Утверждение
Да
Нет
Затрудняюсь
ответить
Мы работали дружно, сплоченно
Мы обсуждали
проблемы
решения вместе
Мы помогали друг другу

и

принимали

В нашей группе уважается мнение каждого
Каждый
участник
нашей
группы
ответственно относился к общему делу
Мы правильно распределяли время работы
над проектом
Мы всегда доводили начатое до конца
Мы научились
целей

достигать

поставленных

Приложение 4
Форма отзыва о презентации
Ваши имя, фамилия:
Имя, фамилия рецензируемого:
Название проекта:
Две похвалы работе:

Два предложения по работе:

Я не вполне согласен с тем, что ...

Я хочу знать больше деталей о ...

Другие идеи и замечания:

24

Приложение 5
Тест «Виды музеев»

1. Классификация музеев по общественному назначению:
Исследовательские музеи создаются обычно при научных учреждениях.
Коллекции таких музеев служат базой для проведения научных
исследований.
Учебные музеи нацелены на выполнение образовательной функции.
Как правило, они создаются при школах, вузах и других учебных заведениях. Просветительские
музеи ориентированы на посетителей всех возрастов, социальных групп.
Детские музеи ориентированы на специфическую детскую аудиторию,
психологические и возрастные особенности детей. С развивающей целью в
экспозиции таких музеев включают экспонаты, которые можно потрогать, привести
в движение, использовать в игре и тому подобное.

2. Классификация по характеру хранимого наследия:
а_ Коллекционный
б_ Ансамблевый

а) ГМИИ им. А.С. Пушкина

б) Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

3. Классификация музеев по профилю:
Гуманитарные музеи: исторические музеи, музеи искусства
(художественные, театральные, музыкальные, музеи киноискусства), литературные
музеи.
Естественнонаучные музеи: биологические (ботанические,
зоологические, музеи живых объектов), геологические (палеонтологические, минералогические),
музеи почвоведения.
Музеи науки и техники: многопрофильные (политехнические) музеи. В зависимости от
отрасли знаний музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно
выделить более узкую специализацию.

25

Приложение 6
Конструкт учебного занятия (форма)
Название ДОП:
Тема:
Цель:
Задачи:
Оборудование:
Блок
Этапы учебного занятия
Подготовительный

Организационный

Основной

Подготовительный (подготовка к новому
содержанию, мотивация)
Постановка педагогической проблемной
ситуации, направление учащихся на
восприятие ее проявления. Перевод
педагогической ситуации в
психологическую: состояние вопроса –
начало активного поиска ответа,
осознание сущности
противоречия, формулировка
неизвестного
Усвоения новых знаний и способов
действий
Первичная проверка понимания
изученного.
Проверка гипотез
Закрепление новых знаний, способов
действий и их применение.
Реализация решения
Обобщение и систематизация знаний.
Отслеживание отдаленных результатов
обучения
Контрольный
Итоговый
Рефлексивный
Информационный

Итоговый

Задачи
этапа

Содержание деятельности
педагога

Содержание деятельности
обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».