Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ВОЛЕЙБОЛ»
на 2025 - 2026 учебный год
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Родина Ирина Михайловна,
Шайхутдинова Елена Николаевна
педагог дополнительного образования
п.Двуреченск
2025 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (далее – ДОП) разработана на основе
следующих нормативных актов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
показателей характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам» от 13.03.2019 № 114.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 №
467.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09.2020 № 28.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.
Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и организационнопедагогические условия ее реализации.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» (далее - программа)
относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Программа направлена
на физическое совершенствование детей, укрепление здоровья, приобщение к ЗОЖ и спорту,
формирование морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и
здоровья.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 11 до 17 лет, допущенных
школьным врачом к занятиям по физической культуре и, прошедших специальный
инструктаж по технике безопасности
2
Актуальность
Программа ориентирована на создание условий для общего физического развития
организма. Занятия волейболом положительно влияют на общее физическое развитие
организма, равномерно воздействуют на все мышцы, способствуют разностороннему
развитию внутренних органов, улучшают обмен веществ, содействуют гармоничному
развитию человека.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы состоит в в том, что в ней предусмотрено
уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование приёмов
игры в волейбол, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень
соревновательной деятельности в волейболе.
Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование
контрольного тестирования для мониторинга текущих результатов, тестирования для
перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных
программ, видеоматериала и т. д.
Уровень освоения программы
Общекультурный.
Объем и сроки освоения программы:
Срок освоения программы – 1 год.
Объем - 2 (120 минут) занятия в неделю для 8-11 классов, 5-8 классов. Всего: 272 часа в год.
Цель программы: способствовать всестороннему физическому развитию и вовлечению
учащихся в двигательную деятельность. Задачи программы
1.Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
2. Образовательные задачи.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области
физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательные задачи.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Планируемые результаты:
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного
края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
3
нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В части трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
4
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В части ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность
обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
5
сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
6
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
"мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
7
4)
•
•
•
•
•
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные компетенции
Будут знать:
• о влиянии занятий волейболом: на укрепление здоровья, повышение функциональных
возможностей основных систем организма и развитие физических качеств; на
индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности
организма;
• характеристику разных стратегий и тактик игры в волейбол;
• современные правила проведения соревнований по волейболу; правила судейства,
роли и обязанности судей; как осуществляется судейство учебных игр в качестве судьи,
помощника судьи;
• правила игры в волейбол в процессе учебной и соревновательной деятельности; о
применении правил соревнований и судейской терминологии в судейской практике и игре;
• техники приема и передачи мяча, атакующих и защитных действий, способов подачи
мяча; применение изученных технических приемов в учебной, игровой и досуговой
деятельности;
• основные методы и меры предупреждения травматизма во время занятий волейболом;
факторы риска и травмоопасные ситуации.
Будут уметь:
• проектировать, организовывать подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола,
во время самостоятельных занятий и досуговой деятельности со сверстниками;
• характеризовать средства общей и специальной физической подготовки, основные
методы обучения техническим приемам;
• отслеживать правильность двигательных действий и выявлять ошибки в технике и
тактике игры в волейбол;
• применять правила безопасности при занятиях волейболом, правомерного поведения
во время соревнований по волейболу в качестве зрителя, болельщика;
• планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий (элементов волейбола), контролировать и анализировать эффективность этих
занятий.
Язык реализации: русский язык.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Реализация программы предусматривает специальную организацию регулярных занятий,
на которых обучающиеся могут работать фронтально, группами и индивидуально.
Программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных
технологий (ДОТ) с использованием ИКОП «Сферум», ФГИС «Моя школа».
Условия набора и формирования групп:
В объединение принимаются обучающиеся МАОУ СОШ №3 поселка Двуреченск
независимо от пола и степени предварительной подготовки. Набор в группу 1 года
осуществляется до 15-го сентября из обучающихся в возрасте 12- 17 лет, на основании
заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.
При приеме в объединение ни какие вступительные испытания не производятся.
8
Дополнительный набор обучающихся в период реализации программы в группу
производится в течении учебного года на вакантные места.
Наполняемость учебной группы 1-го года обучения – не должно превышать требований
к количеству обучающихся в классах, определенному приказом Министерства просвещения
Российской Федерации “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования” от 22.03.2021 №115 (с изменениями и дополнениями).
Формы организации и проведения занятий
При проведении занятий в объединении педагогом дополнительного образования могут
использоваться следующие формы организации деятельности обучающихся:
• фронтальная: работа педагога дополнительного образования со всеми участвующими
одновременно (беседа, показ, обсуждение);
• групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в
небольших группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание
формулируется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося;
• коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми участниками совместно.
• индивидуальная: реализуется для работы с одаренными детьми, солистами, для
коррекции пробелов в знаниях и отработки особых навыков.
• Занятия по программе могут проводиться в следующих формах: встреча, игра,
конкурс, мастер-класс, творческая мастерская.
Материально-техническое оснащение
Для занятий по программе задействован спортивный зал, спортивная площадка.
Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Спортивный зал или спортивная площадка, волейбольная сетка, конусы, скакалки,
фишки, секундомер, мячи волейбольные, мячи набивные.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
№
Темы занятий
Количество
часов
Теоретическая часть:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
История развития волейбола. Общие основы волейбола.
Правила игры и методика судейства.
Техническая подготовка волейболистов.
Физическая подготовка волейболистов.
Методика тренировки волейболистов.
Техника нападения:
Перемещения на месте
Стойки
Подачи
Передачи
Нападающие удары
Техника защиты:
Перемещения по залу
Прием мяча
Блокирование
Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Групповые действия
2 час
2 час
2 часа
2 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
9
16.
Командные действия
4 часа
17.
18.
19.
20.
Индивидуальные действия
Групповые действия
Командные действия
Игра по правилам с заданием
Тактика защиты:
Итого:
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
72 часов
Календарно-поурочное планирование
№
п\п
уро
ков
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
к рабочей программе физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»
Количество часов: всего 3 недели, в неделю 1 раз по 2 часа. Общее количество-72 часов.
Тема занятия
Содержание материала
Основные Количест
элементы
во часов
содержани
я
Техника безопасности на занятиях Становление волейбола как вида спорта.
Беседа
2 часа
по волейболу. Понятие о техники и
Последовательность и этапы обучения
тактики игры.
волейболистов. Общие основы волейбола.
ОФП, спец. упражнения, учебная
Правила игры и методика судейства
Беседа
2 часа
игра.
соревнований. Эволюция правил игры
по волейболу. Упрощенные правила
игры. Действующие правила игры.
Игра с мячом одним игроком. Игра с Значение технической подготовки
Групповая
2 часа
мячом (мячами) двух игроков.
для повышения спортивного мастерства.
Основные задачи технической
подготовки. Особенности
проведения
занятий в начальном периоде обучения
технике.
Нижняя передача мяча на
Всесторонняя физическая подготовка —
Лекция
2 часа
месте .Нижняя передача мяча в
необходимое условие успешного
движении и основные стойки.
освоения техники в начальном
периоде обучения.
Подача снизу и прием подачи.
Взаимосвязь техники нападения и
Групповая
2 часа
Ловля, броски и упражнения с
защиты в обучении и тренировке.
мячом для верхней передачи.
Ознакомление с техникой игры.
Места занятий, их оборудование и
Терминология. Техника нападения,
Групповой
2 часа
подготовка ОФП, спец. упражнения, техника защиты. Взаимосвязь развития
учебная игра.
техники нападения и защиты.
Верхняя передача с перемещением.
Характеристика средств и методов,
Групповой
2 часа
применяемых при проведении
общеразвивающих,
подготовительных, подводящих и
специальных упражнений.
Верхняя передача из глубины
Индивидуальный подход к
Групповой
2 часа
площадки к сетке.
занимающимся при решении задач
физической подготовки.
Тренировка связующих.
Подбор и применение упражнений для
Групповой
2 часа
исправления ошибок в технике игры.
ОФП, спец. упражнения, учебная
Виды упражнений и методы,
Групповой
2 часа
игра
применяемые при обучении.
Применение технических средств при
обучении технике.
Игры с приемом и передачей на удар Устойчивая, основная; статическая
Игровая
2 часа
2-х или 3- х игроков.
стартовая стойка; динамическая
стартовая стойка.
Нападающий удар.
Техника стоек, перемещений
Игровая
2 часа
волейболиста в нападении (бег, ходьба,
прыжки толчком двумя с разбега, с места;
толчком одной с разбега, с места).
Нападающий удар /прыжок и удар /. Техника стоек, перемещений
Игровая
2 часа
волейболиста в защите. Ходьба обычным
шагом (бег), скрестным шагом (бег),
приставным шагом (бег). Выпады: вперед,
в сторону.
Нападающий удар с высокой
Подводящие упражнения для обучения
Игровая
2 часа
10
передачи.
16.
ОФП, спец. упражнения, учебная
игра.
Нападающий удар, блокирование.
17.
Прием ударов после перемещения.
18.
Прием ударов определением
направления.
Прием ударов 2-мя или 3-мя
игроками. Нижняя прямая подача.
Комплексная тренировка с приемомпередачей на удар и нападением.
Контрольные
нормативы.
ОФП,
спец. упражнения, учебная
игра.
Тренировка связующих.
15.
19.
20.
21.
22.
23.
Контрольные нормативы. ОФП,
спец. упражнения, учебная игра.
24.
Упражнения с набивными мячами.
Верхняя боковая подача мяча.
25.
Верхняя прямая подача мяча.
26.
ОФП, спец. упражнения, учебная
игра.
Гигиена спортсмена и закаливание,
режим тренировочных занятий и
отдыха. Учебно- тренировочная
игра.
История развития мирового и
отечественного волейбола. Передача
мяча с верху двумя руками, вверхвперед, над собой.
ОФП, спец. упражнения, учебная
игра.
Нападающий удар (техника).
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Прием мяча после подачи.
Взаимодействие игроков на
площадке.
Блокирование.
33.
ОФП, спец. упражнения, учебная
игра.
34.
Взаимодействие игроков зоны 4 и 2
с игроком зоны 3. Взаимодействие
игроком зоны 4 с игроком зоны 2.
35.
Верхняя передача двумя руками над
собой через голову. Верхняя
передача двумя руками в прыжке.
ОФП, спец. упражнения, учебная
игра.
36.
нижней прямой подаче; специальные
упражнения
для обучения нижней
прямой подаче.
Специальные упражнения для
обучения нижней прямой подаче.
Подводящие упражнения для обучения
нижней боковой подаче.
Специальные
упражнения для
обучения нижней боковой подаче.
Подводящие упражнения для обучения
верхней прямой подаче.
Специальные упражнения для обучения
верхней прямой подаче.
Подводящие упражнения для обучения
верхней боковой подаче.
Специальные упражнения для
обучения верхней боковой подаче.
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Групповой
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Специальные упражнения для обучения
укороченной подаче подача на точность.
Техника передачи двумя сверху.
Техника передачи в прыжке над собой,
назад.
Подводящие упражнения для обучения
с набивными мячами, с баскетбольными
мячами.
Специальные упражнения в парах на
месте.
Специальные упражнения в парах с
перемещением.
Подводящие упражнения с
набивными мячами; имитационные
упражнения с волейбольными мячами.
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Специальные упражнения индивидуально
у стены.
Игровая
2 часа
Специальные упражнения в группах через
сетку.
Упражнения для обучения передаче одной
снизу.
Подводящие упражнения с набивным
мячом; упражнения для обучения
подпрыгиванию.
Подводящие упражнения с набивным
мячом; упражнения для обучения
подпрыгиванию.
Упражнения с теннисным мячом;
упражнения для обучения замаху и удару
по мячу.
Упражнения для обучения
перемещению блокирующих игроков;
имитационные упражнения по технике
блокирования (на месте, после
перемещения).
Учебная игра с заданием.
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Групповой
2 часа
Игровая
2 часа
Игровая
2 часа
Специальные упражнения в группах через
сетку.
Всего:
72 часов
11
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программы
«Волейбол»
Особенности организации образовательного процесса
Специфика организации и проведения занятий по волейболу основана на
особенностях технической подготовки в данном виде спорта. Техника волейбола
представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в
различных сочетаниях для достижения поставленной цели. Технические приемы – это
средства ведения игры. От того, насколько качественно владеет волейболист всем
многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в вариативных
условиях игровой деятельности, во многом зависит достижение высоких спортивных
результатов. Искусное владение техникой является неотъемлемой частью всесторонней
подготовки и гармонического развития волейболистов.
Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности:
общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощенных условиях;
разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.
Ознакомление с техническими приемами у учащихся на занятиях волейболом
проходит с помощью таких методов, как объяснение и показ.
Задачи программы
Обучающие: Предполагается приобретение базовых знаний в области физической
культуры, в области гигиены, физиологии физкультурной деятельности, овладение
техникой основных приёмов игры, умения применять их в игре, освоение тактической
системы игры и комбинаций, изучение работы судей, освоение навыков командной игры.
Развивающие: Предполагается формирование различных жизненно важных
двигательных умений и навыков, спортивных двигательных умений и навыков.
оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку, формирование у
учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему
здоровью и физической кондиции.
Воспитательные: Предполагается воспитание потребности в систематических
занятиях физическими упражнениями, нравственных и волевых качеств, умения
преодолевать трудности, правильных взаимоотношений среди воспитанников.
Содержание программы
1. Комплектование группы. Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Теория: Краткий обзор развития волейбола. Описание игры волейбол.
Техника безопасности во время занятий в зале и на улице.
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой (доврачебной)
медицинской помощи. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом
с учётом его специфических особенностей. Режим дня, труда и отдыха.
Практика: педагог проводит викторины, ролевые игры, целью которых является
познакомить детей друг с другом, помочь сформировать дружескую атмосферу в группе.
2. Теоретические сведения.
Теория:
Развитие игры среди школьников. Соревнования по волейболу для школьников. Влияние
занятий волейболом на организм детей.
Инвентарь для занятий и игры в волейбол, уход за ним. Оборудование мест занятий на
открытом воздухе и в зале.
3. Общая и специальная физическая подготовка:
Теория:
Общефизическая подготовка спортсмена. Значение ОФП, ее роль в общей спортивной
подготовке. Виды и последовательность упражнений. Интенсивность и
12
продолжительность нагрузки на разные группы мышц.
Специальная физическая подготовка спортсмена. Значение СФП, ее роль в общей
спортивной подготовке. Виды и последовательность упражнений. Интенсивность и
продолжительность нагрузки на разные группы мышц.
Практика (ОФП):
Простые перестроения.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Упражнения без предметов: в различных исходных положениях на месте и в движении,
в парах у гимнастической стенки, с набивными мячами, на снарядах. Бег с ускорением,
эстафетный бег, прыжки в высоту с разбега, прыжки в длину, метание на дальность.
Практика (СФП):
Упражнения для развития прыгучести. Приседания, выпрыгивание из приседа,
полуприседа; прыжки на обеих ногах, на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в
глубину с гимнастического коня, прыжки с доставанием подвешенного мяча, прыжки
через скакалку.
Упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении передачи мяча, подачи
мяча.
Упражнения для развития силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в
выполнении нападающих ударов.
4. Основы техники и тактики игры в волейбол.
Теория:
Основные технические приёмы волейбола: стойки, перемещения, подачи, приём,
передачи, нападающие удары, блокирование.
Понятие о тактике игры. Индивидуальные действия в защите, в нападении, групповые
действия в защите и в нападении.
Практика:
Освоение технических приёмов волейбола: стойки, перемещения, подачи, приём,
передачи, нападающие удары, блокирование.
13
Тактика игры. Упражнения в индивидуальных действиях в защите, в нападении,
групповые действия в защите и в нападении.
5. Контрольные игры, соревнования, посещение соревнований.
Теория:
Знакомство с правилами организации и судейства соревнований по волейболу.
Посещение или видео-просмотр игр по волейболу профессиональных команд.
Практика:
Участие в соревнованиях для новичков разного уровня.
Сдача контрольных нормативов.
6. Итоговое занятие:
Практика. Демонстрация навыков и умений, полученных за год обучения в
объединении, подведение итогов работы.
Планируемые результаты:
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного
края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
14
самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В части ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
15
•
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
•
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
16
выделенных критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
17
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
18
•
•
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные компетенции
Будут знать:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
о влиянии занятий волейболом: на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие
физических качеств; на индивидуальные особенности физического развития и
физической подготовленности организма;
характеристику разных стратегий и тактик игры в волейбол;
современные правила организации и проведения соревнований по волейболу;
правила судейства, роли и обязанности судей; как осуществляется судейство
учебных игр в качестве судьи, помощника судьи;
правила игры в волейбол в процессе учебной и соревновательной деятельности;
о применении правил соревнований и судейской терминологии в судейской
практике и игре;
техники приема и передачи мяча, атакующих и защитных действий, способов
подачи мяча; применение изученных технических приемов в учебной, игровой и
досуговой деятельности;
основные методы и меры предупреждения травматизма во время занятий
волейболом; факторы риска и травмоопасные ситуации.
Будут уметь:
проектировать, организовывать подвижные игры и эстафеты с элементами
волейбола, во время самостоятельных занятий и досуговой деятельности со
сверстниками;
характеризовать средства общей и специальной физической подготовки,
основные методы обучения техническим приемам;
отслеживать правильность двигательных действий и выявлять ошибки в технике
и тактике игры в волейбол;
применять правила безопасности при занятиях волейболом, правомерного
поведения во время соревнований по волейболу в качестве зрителя, болельщика;
планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий (элементов волейбола), контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.
Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии:
- рассказ
- показ
- объяснение
- разучивание упражнений в целом и по частям
- повторный метод
- метод усложнения условий выполняемого упражнения
- игровой метод
- соревновательный
- круговая тренировка
Современные образовательные технологии:
19
- игровые
- информационные
- группового обучения
- индивидуального сопровождения
- здоровье сберегающие
Дидактические материалы:
•
•
•
Планшет для расстановки игроков и объяснения стратегии игры
Презентации
Видео фрагменты волейбольных игр
Оценочные материалы
Для контроля результативности освоения обучающимися содержания программы
предусмотрены следующие виды контроля:
• Входной контроль.
• Текущий контроль.
• Итоговый контроль.
Входной контроль проводится в целях определения уровня начальной физической
подготовки обучающихся, знаний о правилах и тактике игры в волейбол. Входной контроль
проводится в форме индивидуальной беседы и сдачей нормативов с каждым обучающимся на
первом занятии.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в целях определения уровня
достижения обучающимися планируемых результатов освоения содержания конкретного
занятия. Текущий контроль проводится в форме игры в волейбол и выполнения коллективной
рефлексии.
Тематический контроль проводится в конце изучения тематического раздела
программы в целях определения уровня достижения обучающимися планируемых
результатов освоения конкретной темы программы. Тематический контроль проводится в
форме выполнения группового проекта.
Итоговый контроль проводится в виде соревнований по волейболу и сдачи
нормативов и предназначен для оценки итогового уровня достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программы.
Для получения полной картины о приобретённых знаниях, умениях и навыках
необходимо участвовать в соревнованиях различного уровня.
Таблица контрольных нормативов к прохождению аттестации обучающихся
приведены в приложении 1.
Перечень нормативных правовых актов
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р.
20
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
показателей характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» от
13.03.2019 № 114.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от
03.09.2019 № 467.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.
Список литературы
1.
Комплексная программа физического воспитания, изд. «Просвещение» 2007 год,
доктор педагогических наук В.И.Лях.
2. Волейбол «Физкультура и спорт», Москва 2011 год.
3. «Волейбол в школе», В.А.Голомазов, В.Д.Ковалев, А.Т.Меньщиков.
4. «Правила соревнований», изд. «Физкультура и спорт», Москва, 2010 год.
5. Журнал «Физкультура в школе», изд. «Школа – Пресс», 2010г.
6. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
7. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура
спорт» 2007.