Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
АООП ООО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
(вариант 7.1; 7.2)
Двуреченск 2024
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………....3
Общая характеристика курса «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)»……………………………………....3
Цель и задачи курса ……………………………………………………………….4
Место курса в учебном плане …………………………………………………….4
Основные содержательные линии программы коррекционного курса
…………………………………………………………………………………...…5
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ …………………………………………………………………… 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ ……………………………………………………………………15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………….26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
(психологические)» адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития разработан в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО) и с учётом Федеральной адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025) (далее – ФАОП ООО).
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
(психологические)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области
АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности
посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и
обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9
классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)»
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
(психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР подросткового
возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его
взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования сохраняются
трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков
саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная
незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные
ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает
трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на
преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной
сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения
обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа
по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой
личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-логопедом, учителем- дефектологом), а также с родителями
обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач
предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение
коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и
индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных
потребностей.
Цель и задачи курса
Цель
коррекционного
курса
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные(психологические)» – развитие и коррекция познавательной,
личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных
процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной
самооценки;
развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;
развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного
общения и навыков сотрудничества;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
сверстниками и взрослыми;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Место курса в учебном плане.
Курс
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные
(психологические)» реализуется на протяжении всего периода обучения на уровне
основного общего образования. На изучение курса «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном
году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы, индивидуального плана коррекционноразвивающей работы обучающегося с ЗПР.
Для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются
индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и
целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение
занятий в подгруппах от 2 до 6 человек продолжительностью 30 – 40 минут.
Основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего
курса.
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)» построена по модульному принципу и
предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или
иного модуля программы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка или
группы детей. Специалист может один или более модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение
часов на изучение конкретного модуля.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых
тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР
в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение
конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и
особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР, зачисленных на
психокоррекционные
занятия.
За
счет
этого
возможно
формирование
индивидуализированных коррекционно- развивающих программ, направленных на
коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и развития
обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие
модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие
саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на
формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных
эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности
управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и
действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по
усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и
переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции
собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность
управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные
эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение
определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства
достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов
«Развитие
личностного
самоопределения»
и
«Развитие
профессионального
самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных
личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное
определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и
обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и
принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения
анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести
ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание
уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения
адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу
развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать
жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие
коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на
развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной
коммуникации в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и
точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию
общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать
коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного
коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие
чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность
проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в
соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на
занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в
конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В
ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков
продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов
эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения
анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации,
выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и
интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с
социальным окружение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
5 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели.
Выполнение анализа образца по заданному плану действий и следование образцу в
заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка
ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание
последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в
умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы
(упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с
условием).
Определение последовательности своих действий при решении познавательных
задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания.
Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на
основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков
промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения
с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения
задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими
внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации. Противоречивые
эмоции, анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной
ситуации. Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые
навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками
контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных
эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при
выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально
напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения.
Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения.
Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности
поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному
общению. Отработка навыков установления и поддержания продуктивного
коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации
между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов
поддержания беседы.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной
деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с правилами совместной
работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях.
6 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Отработка способов ориентировки в задании. Оценка условий, необходимых для
выполнения задания, с помощью взрослого. Работоспособность и утомление: оценка
собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий.
Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (с
использованием цифробуквенного материала). Соотнесение своих действий с планом
выполнения задания. Корректировка своих действий на основании расхождений результата
с эталоном со стимулирующей помощью взрослого. Выполнение заданий по готовой
инструкции при индивидуальной и групповой работе. Отработка навыков пошагового и
итогового контроля при выполнении задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Понимание и словесное обозначение своих эмоций в прошлом, настоящем и
будущем. Определение физических проявлений различных эмоциональных состояний:
телесные ощущения, мышечное напряжение, мимические и пантомимические движения.
Соотнесение физических проявлений с конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях
под контролем взрослого. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на эффективность
общения и продуктивность деятельности. Отработка различных приемов релаксации.
Знакомство с основными техниками и приемами регуляции эмоций. Способность
совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе. Отработка
навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие
коммуникативных навыков»
Отработка навыков общения в различных моделируемых социальных ситуациях.
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным
контекстом ситуации. Отработка навыков ведения диалога, поддержания беседы на
заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания
разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально
приемлемыми способами.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками
с помощью взрослого. Отработка навыков поддержания совместной работы и
конструктивного взаимодействия. Уточнение недостающей информации в процессе
совместной деятельности с помощью вопросов в моделируемых ситуациях. Принятие
различных точек зрения в ходе совместной работы в моделируемых ситуациях под
контролем взрослого. Знакомство со способами конструктивного отстаивания своих
интересов в ходе совместной деятельности.
7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи.
Определение последовательности действий для достижения совокупности поставленных
задач (параллельные ряды). Самостоятельное планирование своих действий при
выполнении задания с учетом заданного правила. Соотнесение своих результатов с
заданным планом выполнения заданий. Самостоятельная корректировка своих действий на
основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков выполнения
поставленной задачи при индивидуальной работе. Отработка приемов, помогающих
сохранить концентрацию при выполнении задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. Знакомство с
приемами снятия психоэмоционального напряжения посредством работы с телесными
ощущениями. Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций. Использование
приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. Признаки состояний
утомления и пресыщения. Способность совершать целенаправленное волевое усилие в
ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы. Отработка умения
сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в
деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Отработка способов
снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и
эффективных.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного
представления своих мыслей с учетом задач и условий коммуникации. Определение
коммуникативного намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении.
Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе
общения. Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых
клише. Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции.
Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях
под контролем взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в
пользу его позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками
и взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по
совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата
коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого.
Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения
общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в
моделируемых ситуациях.
8 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность
действий в краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач.
Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом
условий, необходимых для выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное
планирование этапов своей деятельности. Отработка навыков самостоятельного контроля
всех этапов своей деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и
групповой работы. Отработка навыков оценки результатов своей деятельности, результатов
работы группы, результативности своего участия в групповой работе.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в
различных моделируемых жизненных ситуациях. Отработка приемов релаксации в разных
жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний.
Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в
соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство с
навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального
фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. Ориентация на
мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. Отработка умения
прикладывать волевые усилия для сконцентрированной кратковременной работы,
ориентируясь на продуктивный результат.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения
групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно
и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность
своего мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление
коммуникативной ситуации. Отработка умения договариваться с партнерами по общению,
имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению,
внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в
конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при
возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс
как решение конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых
конфликтных ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков самоконтроля
эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе.
Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
социально приемлемым способом.
9 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной
перспективе при выполнении познавательных задач. Самостоятельное планирование своих
действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для
выполнения поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения
поставленной задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки
своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и
после завершения). Объективная оценка результатов своей работы с учетом экспертного
мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы,
результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы).
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии,
учебного спора. Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения
и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами
профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной
итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в
ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения
прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации
экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка.
Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы, жизненных планов.
Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла
реализации поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми
нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах,
финансовом мошенничестве, махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению
в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной
перспективе. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и
выстраивание с помощью взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать
контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов
и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в
правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать
ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и
социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т.
ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной
поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий,
прогнозировать результат общей деятельности и достигать его).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ:
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
5 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
с помощью взрослого планировать пути достижения цели, выбирать наиболее
оптимальные способы решения познавательных задач;
контролировать время выполнения учебной работы ориентируясь на определенные
таймером временные рамки;
ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его выполнения с
помощью взрослого;
определять последовательность действий в краткосрочном периоде для достижения
поставленной задачи с помощью взрослого;
соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании
расхождений результата с эталоном с развернутой помощью взрослого;
оценивать правильность выполнения задания на основе сличения с конечным
результатом;
уметь давать словесный отчет о выполнении задания;
уметь действовать индивидуально и в группе по заданному взрослым алгоритму.
Раздел
«Развитие
саморегуляции
поведения,
эмоциональных
и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с
соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза,
интонация);
определять широкий спектр эмоциональных состояний по внешним проявлениям
(включая противоречивые эмоции);
обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь идентифицировать
его и обозначать вербально;
владеть базовыми навыками релаксации, как способом регуляции эмоций;
сдерживать непосредственные (негативные) эмоциональные реакции в процессе
деятельности и при оценке достигнутого результата;
управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации;
регулировать
свое поведение в
эмоционально
напряженной
коммуникативной ситуации;
соблюдать нормы и правила общественного поведения;
осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного выполнения
заданий.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть базовыми средствами вербального и невербального общения;
использовать в коммуникации со сверстниками позитивную лексику,
комплименты, правила этики общения;
определять качества личности и способы поведения, которые способствуют или
препятствуют продуктивной коммуникации;
слушать и слышать информацию, передаваемую собеседником, уточнять ее с
помощью вопросов, поддерживать тему разговора.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
поддерживать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками с помощью взрослого;
договариваться о правилах совместной работы;
уметь работать в группе над выполнением задания;
участвовать в коллективном обсуждении работы.
6 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ориентироваться в задании и оценивать необходимые для его выполнения условия
(временные, пространственные, функциональные и т. д.) с помощью взрослого;
распределять время и силы при выполнении нескольких заданий, уметь определять
состояние снижения работоспособности и сообщать об этом взрослому;
определять последовательность действий для достижения поставленной задачи;
соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании
расхождений результата с эталоном со стимулирующей помощью взрослого;
уметь действовать по готовой инструкции при индивидуальной и групповой работе;
оценивать правильность выполнения задания в соответствии с образцом,
приведенным в инструкции;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль при выполнении задания;
проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценочных суждений
результата своей деятельности, в случае ошибки корректировать результат с
помощью взрослого.
Раздел
«Развитие
саморегуляции
поведения,
эмоциональных
и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать переживаемые эмоции в прошлом, настоящем и будущем, уметь
называть их;
уметь сосредотачиваться на телесных ощущениях, мышечных напряжениях,
выражении лица при переживании той или иной эмоции, называть их в
моделируемых ситуациях под контролем взрослого;
выделять позитивные и негативные эмоции, иметь представление об их влиянии на
эффективность общения и продуктивность деятельности;
владеть разными приемами релаксации;
иметь представление об основных техниках и приемах регуляции эмоций;
совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе;
уметь минимизировать волнение в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях;
использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные
социально-эмоциональному контексту ситуации;
уметь вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему;
понимать наличие другой, альтернативной точки зрения в процессе общения со
сверстниками;
конструктивно доносить свою позицию до других участников коммуникации.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками с помощью взрослого;
определять цели и функции участников совместной деятельности, способы
взаимодействия;
поддерживать совместную работу, конструктивно взаимодействовать;
с помощью вопросов уточнять недостающую информацию в процессе совместной
деятельности;
принимать точки зрения, отличные от собственной, конструктивно отстаивать свои
интересы.
7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
самостоятельно оценивать необходимые для выполнения поставленной задачи
условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.);
определять последовательность действий для достижения совокупности
поставленных задач;
самостоятельно планировать последовательность своих действий в соответствии с
поставленной задачей;
соотносить свои действия с планом, корректировать самостоятельно свои действия
на основании плана, проводить проверку по результату;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи при индивидуальной
работе;
сдерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане
заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Раздел
«Развитие
саморегуляции
поведения,
эмоциональных
и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать телесные
ощущения, соотносить их
с
эмоциями
и
использовать их для снятия психоэмоционального напряжения;
иметь представление о различных техниках и приемах регуляции эмоций;
использовать при необходимости приемы релаксации в разных жизненных
ситуациях;
совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при
выполнении однообразной учебной работы;
сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении
помех в деятельности;
уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владеть приемами активного слушания;
уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное
намерение свое и партнера, оценивать степень его реализации в общении;
уметь спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и аргументы в пользу
его позиции;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
планировать совместные действия для достижения общей цели;
планировать и реализовывать общие способы работы с партнерами по совместной
деятельности;
прогнозировать результат коллективной работы;
уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для достижения общего
результата;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
8 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать цель и самостоятельно определять задачи в соответствии с ней,
последовательность действий в краткосрочной перспективе;
организовывать свою деятельность при индивидуальной и групповой работе с
учетом условий, необходимых для выполнения поставленных задач;
самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;
проводить оценку результата своей деятельности;
оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
Раздел
«Развитие
саморегуляции
поведения,
эмоциональных
и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о возможности сознательно влиять на свое эмоциональное
состояние с помощью специальных приемов при необходимости в различных
жизненных ситуациях;
использовать приемы релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения
интенсивности негативных эмоциональных состояний;
уметь направить усилия для сконцентрированной кратковременной работы,
ориентируясь на продуктивный результат;
регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных)
в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, конфликта;
сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего мнения в ситуации
учебного сотрудничества;
принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих действий и
поступков, учитывать их при изменении своего поведения, прогнозировать
последствия своего поведения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь вести конструктивный диалог;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с партнерами по
общению, имеющими иную точку зрения;
демонстрировать уважительное отношение к партнерам, внимание к личности
другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о понятии «конфликт» в ситуации сотрудничества;
иметь представление о различных стратегиях и правилах поведения в конфликтной
ситуации;
уметь выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении конфликтной
ситуации в процессе учебного сотрудничества;
поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя собственные
эмоциональные проявления;
иметь представление о компромиссном решении конфликтных ситуаций;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
социально приемлемым способом.
9 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
самостоятельно определить цели и задачи своих действий в среднесрочной
перспективе;
планировать действия при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов,
необходимых для выполнения поставленных задач, в том числе с точки зрения
альтернативы;
контролировать и корректировать выполнение своих действий в ходе совместной
групповой работы как по завершению, так и по ходу ее реализации;
объективно оценивать результат своей работы;
оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в ее работу каждого
участника.
Раздел
«Развитие
саморегуляции
поведения,
эмоциональных
и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора;
вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном коммуникативной
ситуации;
иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и влиянии на
продуктивность общения и деятельности;
иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых ситуациях;
иметь представление о возможностях профилактики стрессовых состояний на
примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации;
владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации
экзамена, уметь минимизировать волнение;
уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой
ситуации экзамена;
сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного
воздействия со стороны окружающих.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и
увлечения;
выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы,
включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
планировать пути и средства достижения жизненных планов на основе рефлексии
смысла реализации поставленных целей;
соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными ценностями,
осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;
иметь начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах,
финансовом мошенничестве, махинациях;
уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых
ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
иметь реалистичные представления о социальных и финансовых составляющих
различных профессий;
с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную
траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
владеть способами и приемами поиска информации, связанной с
профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
иметь представление об индивидуальной стратегии выбора профессии.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками конструктивного общения;
уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
уметь при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции;
понимать систему взглядов и интересов другого.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и
социальных ситуациях;
уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая конфликтные ситуации;
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности;
самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план
действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе
согласования позиций и учета интересов участников группы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано
рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение модулей. При этом педагогпсихолог вправе сам вносить изменения в содержание и распределение учебного материала
по годам обучения, в последовательность изучения модулей и количество часов на освоение
каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных
изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, рекомендациями ППк.
5 КЛАСС
На изучение курса отводится 34 часа в год. Распределение часов на изучение
каждого модуля является примерным и может изменяться.
Тематические блоки,
темы
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие познавательной деятельности и саморегуляции
поведения»
пути
Развитие познавательных Знакомство со способами Планировать
ориентировки в задании и достижения цели, выбирать
процессов
(17 часов)
способами определения цели. наиболее
оптимальные
Выполнение анализа образца способы
решения
по заданному плану действий познавательных
задач
с
и следование образцу в
помощью взрослого.
заданиях
на
зрительно-Выполнять
работу,
моторную
координацию. ориентируясь
на
Сличение
с
образцом, определенные
таймером
корректировка
ошибочных временные рамки.
элементов. Отработка навыка Ориентироваться в задании и
следования
словесной условиях, необходимых для
инструкции.
его выполнения с помощью
Удержание
взрослого;
определять
последовательности
последовательность
действий
на
основании действий в краткосрочном
следования,
инструкции. периоде
Удержание в умственном для достижения поставленной
плане условий выполнения задачи с помощью взрослого
задания, с сохранением их до Соотносить свои действия с
конца работы (упражнения на планом, корректировать свои
развитие концентрации и действия
на
основании
переключения
внимания: расхождений результата с
графический
диктант
с эталоном
с
развернутой
условием).
Определение помощью взрослого.
последовательности
своих Оценивать
правильность
действий
при
решении выполнения
задания
на
познавательных
задач основе сличения с конечным
(копирование
результатом.
сложной
фигуры). Формулировать
словесный
Планирование
этапов отчет о выполнении задания.
выполнения задания.
Отработка
поэлементного
выполнения программы.
Корректировка
своих
действий
на
основании
расхождений результата с
эталоном
с
помощью
взрослого.
Отработка
навыков
промежуточного
контроля.
Оценка
правильности
выполнения
задания
на
основе сличения с конечным
результатом. Представление
словесного отчета по
результатам
выполнения
задания.
различные
Развитие
саморегуляции Эмоции и эмоциональные Выделять
поведения, эмоциональных состояния, их соотношение с эмоциональные состояния и
соотносить
их
с
и
функциональных соответствующими
внешними
проявлениями. соответствующими
состояний
(8 часов)
Различение мимики, жестов, внешними
проявлениями
позы, интонации.
(мимика,
жесты,
Противоречивые
эмоции, пантомимика,
поза,
анализ внешних проявлений интонация).
Определять
при целостном восприятии широкий
спектр
контекста
социальной эмоциональных состояний по
ситуации.
Понимание
и внешним
проявлениям
словесное обозначение своего (включая
противоречивые
эмоционального состояния. эмоции);
Базовые навыки релаксации Владеть базовыми навыками
как способ регуляции эмоций. релаксации, как способом
Знакомство
с
базовыми регуляции эмоций.
навыками
контроля Регулировать свое поведение
эмоциональных состояний, со в эмоционально напряженной
способами управления
коммуникативной ситуации,
проявлением
негативных соблюдать нормы и правила
эмоций при неудаче в учебной общественного поведения.
ситуации.
Способность
прилагать
волевое
усилие
при
выполнении
заданий.
Моделирование
социально
приемлемого поведения в
эмоционально напряженных
коммуникативных ситуациях,
простые способы регуляции
своего
поведения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Знакомство
Развитие
коммуникативных навыков средствами
(5 часов)
с
базовыми Владеть базовыми средствами
вербального и вербального и невербального
общения.
Развитие
сотрудничества
(4 часов)
невербального
общения. Использовать
в
Отработка использования
коммуникации
со
позитивной
лексики, сверстниками
позитивную
комплиментов, правил этики лексику,
комплименты,
общения.
правила этики общения.
Психологические помехи в Выделять качества личности и
общении:
психологические способы поведения, которые
качества
личности, способствуют
или
особенности поведения.
препятствуют продуктивной
Особенности личности и коммуникации.
модели
поведения, Анализировать информацию,
способствующие
передаваемую собеседником,
продуктивному
общению. уточнять ее с помощью
Отработка
навыков вопросов, поддерживать тему
установления и
разговора.
поддержания продуктивного
коммуникативного контакта в
моделируемых
ситуациях.
Способы
передачи
информации между
собеседниками. Знакомство с
навыками
активного
слушания. Отработка приемов
поддержания
беседы.
навыков Поддерживать
учебное
навыков Отработка
поддержания
учебного сотрудничество и совместную
сотрудничества и совместной деятельность со сверстниками
деятельности со сверстниками с помощью взрослого.
с
помощью
взрослого. Использовать в процессе
Знакомство с правилами сотрудничества
правила
совместной работы в группе. совместной работы.
Коллективное
Работать в группе над
обсуждение
работы
в выполнением
задания,
моделируемых ситуациях.
принимать
участие
в
коллективном обсуждении
работы.
Итого: 34 часа
6 КЛАСС
На изучение курса отводится 34 часа в год. Распределение часов на изучение
каждого модуля является примерным и может изменяться.
Тематические
темы
блоки,Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие познавательной деятельности и саморегуляции
поведения»
способов Ориентироваться в задании и
Развитие познавательных Отработка
ориентировки в задании. оценивать необходимые для
процессов
(17 часов)
Оценка условий,
его выполнения условия
необходимых для выполнения (временные,
задания,
с
помощью пространственные,
взрослого. Работоспособность функциональные и т. д.) с
и
утомление:
оценка помощью взрослого.
собственных
ресурсов, Распределять время и силы
распределение времени и сил при выполнении нескольких
при
заданий, уметь определять
выполнении
заданий. состояние
снижения
Определение
работоспособности
и
последовательности
своих сообщать об этом взрослому.
действий
при
решении Определять
познавательных задач (с последовательность действий
использованием
для достижения
цифробуквенного материала). поставленной задачи.
Соотнесение своих
Соотносить свои действия с
действий
с
планом планом, корректировать свои
выполнения
задания. действия
на
основании
Корректировка своих
расхождений результата с
действий
на
основании эталоном со стимулирующей
расхождений результата с помощью взрослого.
эталоном со стимулирующей Действовать
по
готовой
помощью
взрослого. инструкции
при
Выполнение
заданий
по индивидуальной и групповой
готовой инструкции при
работе.
индивидуальной и групповой Оценивать
правильность
работе. Отработка навыков выполнения
задания
в
пошагового
и
итогового соответствии с образцом,
контроля при выполнении приведенным в инструкции.
задания.
Осуществлять пошаговый и
итоговый
контроль при выполнении
задания,
корректировать
результат с помощью
взрослого.
и
словесное Определять
и
называть
Развитие
саморегуляции Понимание
поведения, эмоциональных обозначение своих эмоций в переживаемые эмоции в
настоящем
и прошлом,
настоящем
и
и
функциональных прошлом,
будущем.
Определение будущем. Выделять телесные
состояний
(8 часов)
физических
проявлений ощущения,
мышечные
различных
эмоциональных напряжения,
состояний:
телесные выражение
лица
при
ощущения,
мышечное переживании той или иной
напряжение, мимические и эмоции, называть их в
пантомимические
моделируемых ситуациях под
движения.
Соотнесение контролем
взрослого.
физических проявлений с Оценивать роль позитивных и
конкретными эмоциями в негативных
эмоций
в
моделируемых ситуациях под общении и их влияние на
контролем
взрослого. эффективность общения и
Позитивные и негативные продуктивность деятельности
эмоции, их влияние на Владеть разными приемами
эффективность
релаксации,
использовать
общения и продуктивность основные техники и приемы
деятельности.
Отработка регуляции эмоций в
различных
приемов моделируемых ситуациях под
релаксации. Знакомство с контролем взрослого.
основными
техниками
и Совершать
элементарное
приемами регуляции эмоций. волевое
усилие
при
Способность
совершать трудностях в учебной работе.
элементарное волевое усилие С помощью специальных
при трудностях в учебной
приемов снижать волнение в
работе. Отработка навыков эмоционально напряженных
снижения волнения и уровня ситуациях (самостоятельные
тревоги
в
эмоционально и
напряженных
ситуациях контрольные работы).
(самостоятельные
и
контрольные работы).
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Отработка навыков общения в Выстраивать коммуникацию в
Развитие
моделируемых различных
социальных
коммуникативных навыков различных
(44 часа)
социальных
ситуациях. ситуациях.
Соотнесение вербальных и Использовать вербальные и
невербальных
средств невербальные
средства
общения
с
социально-общения
адекватные
эмоциональным контекстом социально- эмоциональному
ситуации. Отработка навыков контексту ситуации.
ведения
диалога, Вести диалог, поддерживать
поддержания
беседы
на беседу на заданную тему в
заданную тему.
моделируемых ситуациях под
Альтернативная точка зрения контролем взрослого.
собеседника,
способы Сравнивать другую,
поддержания
разговора, альтернативную точку зрения
использование
речевых со
своей
в
процессе
клише.
Представление коммуникации
со
собственной
сверстниками при помощи
позиции
социально взрослого.
приемлемыми способами.
Конструктивно
доносить
свою позицию до других
участников коммуникации.
Организовывать учебное
Развитие
навыков Организация учебного
сотрудничества и совместной сотрудничество и совместную
сотрудничества
(24 часа)
деятельности со сверстниками деятельность со сверстниками
с
с
помощью
взрослого. помощью взрослого.
Отработка
Определять цели и функции
навыков
поддержания участников совместной
совместной
деятельности, способы
работы и конструктивного
взаимодействия.
взаимодействия. Уточнение Поддерживать совместную
недостающей информации в работу, конструктивно
процессе
совместной взаимодействовать.
деятельности с
С
помощью
вопросов
помощью
вопросов
в уточнять
моделируемых
недостающую информацию в
ситуациях.
Принятие процессе совместной
различных
деятельности.
точек
зрения
в
ходе Выделять и сравнивать точки
совместной
зрения,
отличные
от
работы
в
моделируемых собственной,
ситуациях
конструктивно
отстаивать
под контролем взрослого.
свои
Знакомство со способами
интересы в моделируемых
конструктивного отстаивания ситуациях под контролем
своих
взрослого.
интересов в ходе совместной
деятельности.
Итого: 34 часа
7 КЛАСС
На изучение курса отводится 34 часа в год. Распределение часов на изучение
каждого модуля является примерным и может изменяться.
Тематические
темы
блоки,Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие познавательной деятельности и саморегуляции
поведения»
оценка Самостоятельно
оценивать
Развитие познавательных Самостоятельная
условий, необходимых для необходимые для выполнения
процессов
(17 часов)
выполнения
задачи. поставленной задачи условия
Определение
(временные,
последовательности действий пространственные,
для достижения совокупности функциональные и т. д.).
поставленных
задач Определять
(параллельные
ряды). последовательность действий
Самостоятельное
для достижения
планирование своих действий совокупности поставленных
при выполнении задания с задач;
самостоятельно
учетом
планировать
заданного
правила. последовательность
своих
Соотнесение
своих действий в соответствии с
результатов
с
заданным поставленной
планом выполнения заданий. задачей.
Самостоятельная
Соотносить свои действия с
корректировка
своих планом,
корректировать
действий
на
основании самостоятельно свои действия
расхождений результата с на
основании
плана,
эталоном. Отработка навыков проводить
проверку
по
выполнения
поставленной результату.
задачи при
Оценивать
правильность
индивидуальной
работе. выполнения
поставленной
Отработка
приемов, задачи при
помогающих
сохранить индивидуальной работе.
концентрацию
при Сдерживать
выполнении
непосредственные
задания.
импульсивные
реакции,
действовать
в
плане
заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители.
навыков Отслеживать
телесные
Развитие
саморегуляции Отработка
телесных ощущения, соотносить их с
поведения, эмоциональных соотнесения
и
эмоций. эмоциями и использовать их
и
функциональных ощущений
Знакомство
с
приемами для
снятия
состояний
(4 часа)
снятия психоэмоционального психоэмоционального
напряжения
напряжения.
посредством
работы
с Использовать
различные
телесными
техники и приемы регуляции
ощущениями.
Отработка эмоций, использовать приемы
различных техник и приемов релаксации
в
разных
регуляции
эмоций. моделируемых ситуациях.
Использование
приемов Совершать целенаправленное
релаксации
в
разных волевое усилие в ситуации
моделируемых
жизненных пресыщения, при выполнении
ситуациях.
Признаки однообразной
учебной
состояний
утомления
и работы.
пресыщения.
Сдерживать
Способность
совершать непосредственное
целенаправленное
волевое эмоциональное реагирование
усилие
в
ситуации при возникновении помех в
пресыщения, при выполнении деятельности. Использовать
однообразной
учебной специальные приемы для
работы. Отработка умения
того, чтобы справляться с
сдерживать непосредственное волнением в
эмоциональное реагирование эмоционально напряженных
при возникновении помех в ситуациях (самостоятельные
деятельности в моделируемых и контрольные работы) на
ситуациях под контролем примере
моделируемых
взрослого.
Отработка ситуаций
способов снижения волнения
и
уровня
тревоги
в
эмоционально напряженных
ситуациях (самостоятельные
и контрольные
работы), выделение наиболее
предпочтительных
и
эффективных.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Отработка навыков активного Выражать свои мысли в
Развитие
слушания, полного и точного соответствии с задачами и
коммуникативных
словесного
представления условиями
коммуникации;
навыков
своих мыслей с учетом задач и владеть приемами активного
(8 часов)
условий
коммуникации. слушания.
Определение
Ориентироваться в ситуации
коммуникативного намерения общения, определять
(своего
и
партнера), коммуникативное намерение
оценивание его реализации в свое и партнера, оценивать
общении.
Условия, степень его реализации в
способствующие реализации общении.
коммуникативных намерений Спрашивать, интересоваться
собеседников в ходе общения. чужим
мнением
и
Отработка навыков ведения высказывать свое в социально
дискуссии,
использования приемлемой форме.
различных речевых клише. Вставать
в
позицию
Использование
различных собеседника, выделяя его
речевых
средств
для точку зрения и аргументы в
аргументации своей позиции. пользу
его
позиции
в
Определение и словесное
моделируемых ситуациях под
обозначение
позиции контролем взрослого.
собеседника в моделируемых Использовать
речевые
ситуациях под контролем средства для дискуссии и
взрослого. Анализ точки аргументации
зрения
собеседника,
выделение
аргументов
пользу его позиции.
в своей позиции социально
приемлемым способом.
навыков Строить продуктивное
Развитие
навыковОтработка
выстраивания продуктивного взаимодействие
со
сотрудничества
взаимодействия
со сверстниками и взрослыми.
(5 часов)
сверстниками и взрослыми. Планировать
совместные
Планирование и реализация действия для достижения
общих способов работы с общей цели.
партнерами по совместной Планировать и реализовывать
деятельности для
общие способы работы с
достижения общей цели. партнерами по совместной
Прогнозирование результата деятельности.
коллективных решений в
Прогнозировать
результат
моделируемых ситуациях под коллективной работы.
руководством
взрослого. Согласовывать свои действия
Отработка
навыков с действиями партнера для
согласования своих
достижения
общего
действий
с
действиями результата в моделируемых
партнера для достижения ситуациях.
общего результата.
Инициировать организацию
Организация
совместного совместного действия.
действия по собственной
инициативе в
моделируемых ситуациях.
Итого: 34 часа
8 КЛАСС
На изучение курса отводится 34 часа в год. Распределение часов на изучение
каждого модуля является примерным и может изменяться.
Тематические
темы
блоки,Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие познавательной деятельности и саморегуляции
поведения»
Выделять
цель
и
Развитие познавательных Самостоятельное
определение цели и задачи самостоятельно определять
процессов
(10 часов)
деятельности,
задачи в соответствии с ней,
последовательность действий последовательность действий
в краткосрочной перспективе в краткосрочной перспективе.
при
выполнении Организовывать
свою
познавательных
задач. деятельность
при
Организация
своей индивидуальной и групповой
деятельности
при работе с учетом условий,
индивидуальной и групповой необходимых для выполнения
работе с учетом условий, поставленных задач.
необходимых для выполнения Самостоятельно
задания (проектные
осуществлять контроль своей
задачи).
Самостоятельное деятельности.
планирование этапов своей Оценивать результат своей
деятельности.
Отработка деятельности.
навыков
самостоятельного Оценивать работу группы
контроля всех
сверстников и свой вклад в ее
этапов своей деятельности работу.
при выполнении задания в
рамках
индивидуальной и групповой
работы. Отработка навыков
оценки результатов своей
деятельности,
результатов
работы группы,
результативности
своего
участия в групповой работе.
специальных Использовать
приемы
Развитие
саморегуляции Отработка
в
разных
поведения, эмоциональных приемов регуляции своего релаксации
эмоционального
состояния
в
жизненных
ситуациях
(в
и
функциональных
различных
моделируемых ситуациях) для
состояний
(4 часа)
моделируемых
жизненных снижения
интенсивности
ситуациях.
Отработка негативных эмоциональных
приемов релаксации в разных состояний.
жизненных ситуациях для Направлять
усилия
для
снижения
интенсивности сконцентрированной
негативных эмоциональных кратковременной
работы,
состояний.
ориентируясь
на
Регуляция
проявлений продуктивный результат.
собственных
эмоций Регулировать
проявление
(положительных
и собственных
эмоций
отрицательных)
в (положительных и
соответствии с социальным отрицательных)
в
контекстом коммуникативной соответствии с социальным
ситуации.
контекстом коммуникативной
Знакомство
с
навыками ситуации (в моделируемых
регуляции
негативных ситуациях).
эмоций
в
отношении Регулировать
проявление
собеседника
в
ситуации негативных
эмоций
в
возникновения разногласий, отношении собеседника в
конфликта.
Способность ситуации
возникновения
сохранения
ровного разногласий, конфликта в
эмоционального фона при моделируемых ситуациях под
отстаивании своего мнения в контролем взрослого.
ситуации
учебного Анализировать
и
сотрудничества. Ориентация прогнозировать последствия
на мнение значимых взрослых своего поведения.
при
регуляции
своего
поведения. Отработка умения
прикладывать волевые усилия
для
сконцентрированной
кратковременной работы,
ориентируясь
на
продуктивный результат.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Отработка навыков ведения Вести конструктивный диалог
Развитие
диалога. в моделируемых ситуациях.
коммуникативных навыков конструктивного
(15 часов)
Отработка навыков ведения Корректно
и
групповой
аргументированно отстаивать
дискуссии,
способности свою точку зрения, выделять
выделять общую точку зрения и признавать ошибочность
в дискуссии, корректно и своего мнения (если оно
аргументированно отстаивать таково),
свою точку зрения,
выделять общую точку зрения
выделять
и
признавать в дискуссии (в моделируемых
ошибочность своего мнения ситуациях
при
контроле
(если оно
взрослого).
действительно
ошибочно). Договариваться с партнерами
Позиции
восприятия
и по общению, имеющими
Развитие
сотрудничества
(5 часов)
осмысление
иную точку зрения при
коммуникативной ситуации. решении практических задач в
Отработка
умения моделируемых ситуациях.
договариваться с партнерами
по общению, имеющими
иную
точку
зрения.
Уважительное отношение к
партнерам
по
общению,
внимание к личности другого
в
процессе общения.
характеристику
навыков Конфликт: причины, виды, Давать
структура.
Стратегии
и понятию
правила
поведения
в «конфликт»
в
ситуации
конфликтной
ситуации. сотрудничества.
Знакомство с различными Давать
характеристику
стратегиями поведения при различным стратегиям и
возникновении конфликтной правилам
поведения
в
ситуации в процессе учебного конфликтной
ситуации.
сотрудничества. Компромисс Выбирать
адекватную
как решение конфликтных стратегию поведения при
ситуаций.
возникновении конфликтной
Отработка навыков поведения ситуации
в
процессе
в
моделируемых сотрудничества
со
конфликтных ситуациях под сверстниками
в
руководством
взрослого. моделируемой ситуации под
Отработка
навыков контролем взрослого.
самоконтроля эмоциональных Поддерживать
проявлений для поддержания конструктивное общение в
конструктивного общения в группе.
группе. Отработка умения Аргументировать свою точку
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать
зрения, спорить и
свою позицию социально
отстаивать свою позицию приемлемым способом в
социально
приемлемым моделируемых ситуациях.
способом.
Итого: 34 часа
9 КЛАСС
На изучение курса отводится 34 часа в год. Распределение часов на изучение
каждого модуля является примерным и может изменяться.
Тематические
темы
блоки,Основное
содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие познавательной деятельности и саморегуляции
поведения»
Самостоятельно определять
Развитие познавательных Самостоятельное
определение цели и задачи цели и задачи своих действий
процессов
(8 часов)
деятельности в
в среднесрочной перспективе.
среднесрочной перспективе Планировать действия при
при
выполнении индивидуальной и групповой
познавательных
задач. работе с учетом ресурсов,
Самостоятельное
необходимых для выполнения
планирование своих действий поставленных задач, в том
при
индивидуальной
и числе
с
точки
зрения
групповой работе с учетом альтернативы.
ресурсов, необходимых для Контролировать
и
выполнения
поставленных корректировать выполнение
задач.
своих действий в ходе
Оценка
альтернативных совместной групповой работы
ресурсов для выполнения как по завершению, так и по
поставленной задачи.
ходу ее реализации.
Отработка
навыков Объективно
оценивать
самостоятельного контроля и результат своей работы.
корректировки
своих Оценивать работу группы
действий при совместной сверстников
и
групповой работе (как в индивидуальный вклад в ее
процессе ее реализации, так и работу каждого участника.
после
завершения).
Объективная
оценка
результатов своей работы с
учетом экспертного мнения
взрослого. Отработка навыков
оценки результатов работы
группы,
результативности
участия в групповой работе
(своего и других участников
группы).
навыков Использовать
специальные
Развитие
саморегуляции Закрепление
регуляции
поведения, эмоциональных регуляции проявлений своих приемы
эмоций
в
ситуации
дискуссии,
проявления
своих
эмоций в
и
функциональных
учебного спора.
ситуации
состояний
(2 часа)
Состояние
стресса,
его дискуссии, учебного спора в
проявления и влияние на моделируемых ситуациях под
продуктивность общения и контролем взрослого.
деятельности.
Стратегии Давать характеристику
поведения
в
стрессовых поведению,
ситуациях. Знакомство со соответствующему общему
способами
профилактики эмоциональному
фону
стрессовых состояний на различных коммуникативных
примере ситуации подготовки ситуаций.
к государственной итоговой Давать
краткую
аттестации. Отработка техник характеристику
состоянию
контроля
своего стресса, его проявлениям и
эмоционального состояния в влиянию на продуктивность
ситуации
экзамена, общения и
способствующих
деятельности.
минимизации волнения и Давать
характеристику
тревоги. Отработка умения стратегиям
поведения
в
прилагать волевые усилия при стрессовых
ситуациях,
возникновении утомления в стратегиям
профилактики
моделируемой
ситуации стрессовых состояний на
экзамена.
примере ситуации подготовки
к государственной итоговой
аттестации.
Использовать
техники
контроля
своего
эмоционального состояния в
ситуации экзамена, уметь
минимизировать волнение в
моделируемых
ситуациях.
Использовать
специальные
приемы поддержания
работоспособности
при
возникновении утомления в
моделируемой
ситуации
экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Давать оценку своим
Развитие
личностного Индивидуальные
возможности,
склонности, возможностям,
самоопределения
(4 часов)
интересы и увлечения, их характеризовать собственные
оценка.
Выстраивание
с склонности,
интересы
и
помощью
взрослого увлечения.
жизненной
перспективы, Моделировать с помощью
жизненных
планов. взрослого жизненную
Планирование
перспективу,
жизненные
путей и средств достижения планы,
включающие
жизненных планов на основе последовательность целей и
рефлексии смысла реализации задач в их взаимосвязи.
поставленных
целей. Планировать пути и средства
Развитие
профессионального
самоопределения
(10 часов)
Соотнесение своих поступков достижения
жизненных
с
общепринятыми планов. Сопоставлять свои
нравственными ценностями, поступки с общепринятыми
осознанное и ответственное нравственными ценностями.
отношение к собственным Давать
характеристику
поступкам. Начальные
понятиям личного бюджета,
представления о личном личных
финансовых
бюджете, личных финансовых расходов.
расходах,
финансовом Давать
характеристику
мошенничестве, махинациях. моделям
поведения,
Отработка
навыков позволяющим противостоять
противостояния вовлечению в вовлечению в финансовую
финансовую зависимость в зависимость в
моделируемых ситуациях.
моделируемых ситуациях.
Перспективы
Моделировать перспективы
профессионального
своего
профессионального
образования
и
будущей образования и будущей
профессиональной
профессиональной
деятельности,
их деятельности с учетом общих
конкретность
и особенностей современного
реалистичность
по рынка труда.
отношению к собственной
Давать
характеристику
жизненной перспективе.
социальным и финансовым
Индивидуальная
стратегия составляющим
различных
выбора будущей профессии. профессий.
Выбор и выстраивание с С помощью взрослого
помощью
взрослого моделировать
дальнейшую
дальнейшей индивидуальную индивидуальную траекторию
траекторию образования на образования на базе
базе ориентировки в мире ориентировки
в
мире
профессий
и профессий
и
профессиональных
профессиональных
предпочтений,
с
учетом предпочтений,
с
учетом
устойчивых познавательных устойчивых познавательных
интересов.
интересов.
Использовать способы и
приемы поиска информации,
связанной
с
профессиональным
образованием
и
профессиональной
деятельностью.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Закрепление
навыков Использовать
навыки
Развитие
общения. конструктивного
общения.
коммуникативных навыков конструктивного
(6 часов)
Отработка умения выдвигать Выдвигать контраргументы в
контраргументы в дискуссии, дискуссии со сверстниками,
перефразировать свою мысль. перефразировать свою мысль.
Понимание системы взглядов Оценивать свою точку зрения,
и
интересов
другого. признавать
ошибочность
Отработка
умения
при мнения (если оно таково) и
необходимости
корректировать его в
корректно убедить других в моделируемых
ситуациях.
правоте
своей
позиции, Давать адекватную оценку
умения
критически альтернативной точке зрения.
относиться к своему мнению, Аргументированно
признавать
ошибочность отстаивать свое мнение в
своего мнения (если оно моделируемых
действительно ошибочно) и ситуациях.
корректировать его.
навыков Использовать
навыки
Развитие
навыков Закрепление
эффективного сотрудничества эффективного сотрудничества
сотрудничества
(4 часа)
в различных
в различных моделируемых
учебных
и
социальных учебных
и
социальных
ситуациях. Отработка умения ситуациях.
договариваться в процессе Договариваться в процессе
сотрудничества, в т. ч. в сотрудничества,
включая
конфликтных
ситуациях. конфликтные ситуации в
Знакомство со способами моделируемых условиях под
оказания
помощи
и контролем взрослого.
эмоциональной
поддержки Давать
характеристику
партнерам
в
процессе способам
достижения
оказания
помощи
и
общей цели совместной
эмоциональной поддержки
деятельности.
Закрепление партнерам
в
процессе
навыков
организации достижения
общей
цели
совместной
совместной
деятельности в продуктивном деятельности.
сотрудничестве (ставить цели, Самостоятельно
определять задачи, намечать организовывать совместную
совместный план действий, деятельность в продуктивном
прогнозировать
результат сотрудничестве
общей
деятельности
и (ставить цели, определять
достигать его).
задачи, намечать совместный
план
действий,
прогнозировать
результат
общей
деятельности и достигать его).
Использовать
стратегии
поведения,
позволяющие
находить общее решение и
разрешать
конфликтные
ситуации
на
основе
согласования позиций и учета
интересов участников группы
в моделируемых
ситуациях.
Итого: 34 часа