Коррекционно-развивающие занятия (вариант 8.1

Управление образования Администрации Сысертского городского округа

МАОУ СОШ № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ)»
АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ)
(варианты 8.1., 8.2.)

Двуреченск 2024

1

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ …3
Цель и задачи курса ……………………………………………………….….……..3
Общая характеристика курса «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ)» ………………………………………...…………………3
Место курса в учебном плане …………………………………………………...….4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ)»
……………………………………………………………………………………...….5
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ)»…………………………………………………...…....….7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………..……19
ОПИСАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………….…….57

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(индивидуальные)» адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (далее РАС) разработан в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки РФ
от 19 декабря 2014 г. N 1598) и с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от
24.11.2022 г. № 1023) (далее – ФАОП НОО).
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(индивидуальные)» является обязательной частью коррекционно-развивающей
области АООП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Курс
реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных
занятий и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения
обучающихся, получающих образование в соответствии с АООП НОО для
обучающихся с РАС.
Цель программы: формирование условий для развития социального,
эмоционального, интеллектуального потенциала детей со сложным дефектом
развития, его позитивных личностных качеств.
Задачи программы:
- развитие интереса и стремления к взаимодействию с окружающими
людьми;
- формирование адекватного восприятия окружающих объектов в
совокупности их свойств на основе активизации работы органов чувств;
- коррекция недостатков когнитивной, эмоционально-волевой сфер;
- развитие познавательной активности;
- предупреждение вторичных отклонений в эмоционально-личностной
поведенческой сферах;
- формирование психологической готовности к обучению в школе.
Общая характеристика курса.
Данная программа разработана для обучающихся с РАС с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа курса имеет
гибкую структуру, при которой возможно конструирование содержания с учетом
особенностей группы обучающихся с РАС. Для основы конструктора программы
педагогом-психологом выделяются модули, направленные на преодоление или
ослабление недостатков в развитии ребенка с РАС. Модульный принцип
позволяет уточнить первостепенные задачи для конкретного ребенка или группы
3

детей, увеличить количество часов на коррекционную работу с более
выраженными психологическими дефицитами.
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса
выделяются следующие модули и разделы программы:
- «Психокоррекционный модуль по формированию готовности и адаптации
первоклассников к началу школьного обучения»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности
и коррекции недостатков когнитивных функций»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов».
Предварительный этап работы по программе включает подготовку и
проведение диагностики, обработку диагностических данных, составление
тематического плана занятий (вначале каждого года обучения). Так как задания
обследования имеют обучающий характер, то коррекционно-развивающее
обучение начинается с первых занятий.
Основной этап включает проведение коррекционно-развивающих занятий.
Заключительный этап включает организацию и проведение итоговой
психодиагностики, обработку данных диагностического обследования,
информирование педагогов и родителей о результатах работы в рамках
программы (в конце каждого года обучения).
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным учебным планом ФАОП НОО для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), курс «Коррекционно-развивающие занятия
(индивидуальные)» реализуется на протяжении всех лет обучения в школе. На
изучение курса отводится 1 час в неделю. Количество часов в неделю указано из
расчета на одного ученика.
Курс «Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)» проходят
во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. В соответствии с ФАОП
НОО для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), продолжительность индивидуального
коррекционного занятия составляет 20 минут.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ)»
В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:

позитивное отношение к посещению школы;

соблюдение школьной дисциплины;

ориентировка в пространстве класса и школьном здании;

социально-нормативное обращение к педагогу;

социально-нормативное поведение в общественных местах школы;

формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и
поведения:

формирование осознания необходимости прилагать усилия для
полноценного выполнения заданий;

формирование дифференцированной самооценки(постарался-не
постарался, справился – не справился);

формирование умения составлять программу действий (возможно
совместно со взрослым);

формирование умения соотносить полученный результат с образцом,
исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);

формирование
способности
задерживать
непосредственные
импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;

способность правильно воспроизводить несложный графический
образец;

способность относительно объективно оценивать достигнутый
результат деятельности;

способность давать словесный отчет о проделанной работе;

формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и
формирования высших психических функций:

совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебнопознавательной деятельности;

улучшение качества понимания инструкции, возможность
осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;

способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя
графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения
пространства, возможность осуществлять перцептивную классификацию
объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами, возможность
5

концентрации и произвольного удержания внимания;

способность концентрироваться на запоминаемом материале и
удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

способность
воспроизводить
требуемое
пространственное
соотношение частей объекта;

способность к установлению сходства и различий, простых
закономерностей;

возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать
его;

возможность опредметчивания графических знаков;

способность к вербализации своих действий;

способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

способность решать учебно-познавательные задачи не только в
действенном, но и в образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков:

уменьшение
количества
(выраженности)
нежелательных
аффективных реакций;

улучшение эмоционального состояния, определяемого по
показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных
характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;

способность переживать чувство гордости за свою семью, свои
успехи, вербализовать повод для гордости;

отдельные проявления попыток задержать непосредственную
(негативную) эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими:

способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи
одноклассников;

уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных
ситуаций;

снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч.
вербальной агрессии;

формирование умения дифференцировать ситуации личностного и
делового общения;

овладение формулами речевого этикета;

снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к
сверстникам и педагогам;

повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

6

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ)»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (первый год обучения на уровне
начального общего образования)
Психокоррекционный модуль по формированию готовности и
адаптации первоклассников к началу школьного обучения
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе.
Формирование внутренней позиции школьника. Формирование понимания
школьных правил. Работа с правилами: дифференциация школьных правил «чего
нельзя делать» и правил «что нужно делать». Развитие навыков
самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации.
Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Развитие понимания
отличий между собой и другим. Формирование умения принимать особенности
другого. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля.
Развитие умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до завершения.
Развитие умения работать в парах. Формирование навыков совместной
деятельности. Формирование адекватного отношения к учебной неудаче,
ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся на ошибках,
ошибки- помощники).
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение
следовать инструкции в простых игровых заданиях. Ориентировка в схеме тела
(выше/ниже, сверху/снизу, над/под, лево/право). Ориентировка на листе бумаги
(верх/низ, право/лево). Ориентировка в пространстве помещения: определение
пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева
относительно какого- либо ориентира). Подвижные игры на перемещение в
клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага влево и т. д.).
Ориентировка на пространстве листа бумаги: задание на перемещение в
клеточном поле по инструкции. Ориентировка в пространстве помещения
школы: построение маршрута передвижения. Конструирование по наглядно
предъявляемому образцу. Развитие слухового внимания на материале игровых
упражнений с использованием словесных команд. Развитие навыков
сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиск ходов в
простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу.
Развитие пространственной ориентировки, навыков сосредоточения
и
устойчивости внимания на материале графических диктантов, прохождение
лабиринтов по заданному маршруту. Развитие способности анализировать
простые закономерности: продолжи ряд, закончи узор. Развитие объема и
7

устойчивости визуальной памяти: упражнения на запоминание 5 – 6 объектов без
учета расположения. Развитие слуховой памяти, повторение последовательности
неречевых заданных звуков (барабан, колокольчик и т. п.). Развитие зрительномоторной и слухо- двигательной памяти. Развитие мышления: функции
сравнения, анализа и синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай
одинаковым); функция классификации (разделение объектов на группы по цвету,
форме, размеру).
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими.
Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к
группе одноклассников с использованием игр, стимулирующих взаимодействие
со сверстниками. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный,
вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый,
благодарный и др.). Способы знакомства; научить детей правильно представлять
себя в процессе знакомства; отработка следующих навыков: «Умение
знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить разговор»,
«Умение присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу», «Умение
принять отказ». Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу.
Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих навыков:
«Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать на провокации»,
«Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить прощения;
отработка следующих навыков: «Умение извиняться», «Умение понимать
чувства другого». Умение помогать другому и принимать помощь самому;
способы просить других о помощи и благодарить за помощь; отработка
следующих навыков: «Умение предложить помощь другу», «Умение просить о
помощи».
Совместная работа и ее польза, распределение обязанностей при
выполнении общей работы. Расширение поведенческого репертуара, обогащение
опыта общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство
с правилами сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по
общению о совместных действиях.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации.
Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности их
проявления, средства и невербального выражения эмоций, способы адекватного
выражения эмоций. Развитие умения идентификации своих чувств и чувств
других людей. Развитие умения вербализовывать собственные эмоциональные
состояния и эмоциональные состояния другого. Ознакомление с неречевыми
средствами выражения эмоций. Ознакомление с понятием «жесты». Развитие
умения анализировать значение эмоционально-экспрессивных неречевых
средств. Развитие и отработка навыков оказания эмоциональной поддержки.
8

Развитие умения идентификации и дифференциации эмоций незнакомых людей.
Развитие умения
выявлять
основные
признаки
эмоционального
реагирования
в различных жизненных ситуациях. Развитие умения
анализировать причины возникновения разных эмоций. Развитие умения
анализировать характерные проявления разных эмоций. Развитие способности к
саморегуляции эмоциональных проявлений. Формирование способности к
изменению стратегии собственного поведения с ориентацией на эмоциональное
состояние ближнего. Расширение репертуара способов социально приемлемого
выражения эмоциональных реакций. Развитие умения поддерживать
эмоционально-позитивные отношения с окружающими.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация
тонуса мышц. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Формирование двигательной памяти. Развитие навыков удержания программы.
Развитие двигательного контроля. Снижение импульсивности. Развитие
межполушарного взаимодействия. Формирование произвольной регуляции
собственной деятельности. Развитие умения произвольно направлять свое
внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие умения различать и
сравнивать мышечные ощущения. Развитие общей координации. Развитие
навыков контроля равновесия собственного тела. Развитие целенаправленной
саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать
деятельность в умственном плане. Развитие навыков самоконтроля действий и
поведения. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнять.
Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие
умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Развитие навыков
составления программы: составление плана действий при помощи графических
символов.
1
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (второй и третий год обучения на
уровне начального общего образования)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания:
графический диктант (двухцветный вариант) по нарисованному образцу. Поиск
ходов лабиринтов с опорой на план. Пространственная ориентировка на листе
бумаги: работа со схемами планов помещений, пространственными терминами
между, над/под, из-за/из-под, слева/справа, ближе/дальше, выше/ниже. Поиск
объекта по плану. Развитие конструктивной деятельности. Конструирование
узоров из кубиков «Сложи узор» (4 кубика). Развитие визуальной и аудиально
памяти (5 – 6 объектов) с учетом расположения, игра «Снежный ком». Развитие
зрительно-моторной
координации. Копирование по точкам, задание на
9

продолжение узора. Упражнения на конструирование («Сложи узор» из 4
кубиков). Развитие функции анализа зрительного объекта, выделение деталей,
синтезирование объекта. Развитие функции анализирующего наблюдения
(анализ сюжетов со скрытым смыслом). Развитие аналитико-синтетической
деятельности: задания на установление закономерности в ряду объектов.
Упражнения «Продолжи ряд», «Девятая клеточка». Развитие конструктивной
деятельности (на материале игры «Танграм» и подобных ей), вербальный анализ
пространственного расположения деталей объекта. Развитие слухо-моторной
координации (графические диктанты). Пространственная ориентировка: поиск
ходов лабиринтов с опорой на план. Простейшие обобщения: продолжи числовой
ряд, продолжи закономерность, дорисуй девятое. Простейшие обобщения:
выделение лишнего объекта из ряда (4-ый лишний). Развитие мышления
(функция сравнения). Сопоставление признаков наглядно предъявляемых
объектов. Выделение признаков сходства и различия объектов. Развитие
мышления (функция классификации). Группировка объектов по самостоятельно
найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими.
Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства уверенности.
Развитие навыков самопрезентации. Формирование основ рефлексивной
позиции. Средства «невербального общения»: мимика, жесты, поза, интонация.
Представление о том, как устроено общение, научить определять на примере
жизненных ситуаций и диалогов начало общения (вступление в контакт),
собственно общение и завершение общения (выход из контакта). Способы начать
общение, правила знакомства, дифференциация слов, используемых при
приветствии и обращении к взрослому человеку и сверстнику. Способы
закончить общение, дифференциация слов, используемых при прощании со
взрослым человеком и сверстником. Условия успешного общения: внимание
к партнеру по общению (настроение, физическое состояние, готовность к
общению), уважение к мнению собеседника, дистанция для комфортного
общения в разных ситуациях, понимание средств невербального общения во
время общения и их использование. Развитие у детей навыков общения в
ситуации с просьбой: установление контакта, четкое изложение просьбы,
интонация, использование вежливых слов и жестов. Право на отказ в ситуации
просьбы, принятие ситуации отказа. Развитие навыков общения в ситуации
вежливого отказа. Развитие у детей навыков общения в ситуациях, когда
необходимо извиниться. Определение правил совместной работы, применение
правил совместной работы на практике. Выделение причин, помогающих
и мешающих работать вместе слаженно. Обучение детей способности
прислушиваться к словам собеседника, определять главный смысл услышанного.
10

Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации.
Формирование представления о внутреннем мире человека, его
переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать настроение
по внешним признакам; связь переживаний человека с определенными
обстоятельствами. Развитие представлений о важности вежливой речи для
общения; побуждение к осмыслению нравственной стороны речевого обращения
к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать обидеть или
человека; развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со
сверстниками и взрослыми. Расширение знаний о способах улучшить
настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие чувства
эмпатии. Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях,
приемах, позволяющих успокоиться, ввести понятие «тайм-аут». Тренировка
умения останавливаться, регулировать свое негативное поведение (брать таймаут). Обучение детей вербально выражать свои чувства, говорить о них
в корректной форме, не задев чувства партнера по общению. Обучение детей
вербально выражать свои желания, говорить о них в корректной форме,
используя подходящие мимику, жесты, интонацию. Чувства, препятствующие
общению: приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы
саморегуляции своего эмоционального состояния. Выделение положительных
качеств и сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого
поведения адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных
процессов.
Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения
сознательно подчинять свои действия правилу. Развитие умения
ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения удерживать
инструкцию и точного ее выполнения. Развитие умения самостоятельно
выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять
задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля
двигательной активности. Развитие навыков составления программы:
составление плана действий при помощи графических символов. Развитие
навыков самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный контроль
в процессе выполнения задания. Развитие умения оценить правильность
выполнения задания по результату деятельности.
4 КЛАСС (шестой год обучения на уровне начального общего
образования).
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций.
11

Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных
связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических
приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной
связи. Умение перекодировать текстовую информацию в формат таблицы.
Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в
формате таблицы, умение чтения табличных данных, умение преобразовывать
табличные данные в текстовую или схематическую форму. Умение заполнять
таблицы. Формирование логического действия анализа и синтеза: выделение
существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта по
заданным признакам. Формирование логического действия классификации:
группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для
группировки. Формирование логического действия сравнения: сравнение
понятий по существенным признакам. Формирование логического действия
абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков.
Формирование логического действия обобщения: умение делать выводы на
основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц и
поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на
поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения
цепочки логических рассуждений.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими.
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой
информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде
в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать информацию
и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте
в общении, его
причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в конфликтных
ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного и эффективного разрешения
конфликтов. Умение работать в команде: умение учитывать мнения разных
людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения, помехи в
общении. Значение позитивной установки для комфортного общения,
внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков
взаимодействия в команде. Актуализация правил комфортного общения.
Развитие навыков сотрудничества.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания
обучающимися происходящих в них перемен (окончание начальной школы и
переход в пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии
с другими. Понятие «способности», исследование своих способностей и
возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
Развитие навыков анализа своих стремлений и возможностей, их сопоставления.
12

Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать цели и пути
самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие
представлений о своих интересах, ценностях, способностях. Формирование
способности идентифицировать индивидуальные особенности другого: развитие
навыков анализа качеств другого человека по невербальным и вербальным
признакам,
поступкам.
Развитие навыков самоанализа
и
умения
рассказывать о себе. Формирование умения идентификации собственных
внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа будущего,
актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и
развитие самостоятельности.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных
процессов.
Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с
обратным рядом чисел, отработка переключения с программы на программу.
Интериоризация программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное
построение программы. Интериоризация программ работы с прямым и обратным
рядами чисел. Закрепление работы с обратным рядом по усвоенной программе.
Тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля,
предупреждения импульсивных реакций. Перенос принципа параллельного
поиска на цифробуквенном материале. Тренировка удержания программы,
дифференциации близких программ. Закрепление работы по программе с
параллельными рядами чисел. Тренировка переключения зрительного внимания.
Отработка в речевом плане программы действий с параллельными рядами.
Проверка возможности построения программы с параллельными рядами
чисел по аналогии с предыдущими. Закрепление действия по программе
«параллельные ряды», выбор и проговаривание программы. Перенос программы,
действие по усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка навыка
анализа новой программы, тренировка контроля своих действий в наглядной
программе.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём
указано рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение модулей. При
этом педагог вправе сам вносить изменения в содержание и распределение
учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей
и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных
форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся
с РАС, рекомендациями ППк.
1 дополнительный класс (второй год обучения)
№
Раздел
Примерные темы
п/п
занятий
1
Адаптационный модуль Знакомство.
«Давайте познакомимся»
(3 часа)
Наш класс.

Примерное содержание занятий

Игры на знакомство. Запоминание
имен одноклассников.
Оценка
мотивационных
предпочтений. Любимые игры,
Наша учительница.
игрушки, занятия.
Наша школа.
Рассказ-презентация
об
учительнице.
Экскурсии по школе, в столовую,
библиотеку
(информация).
Вежливость.
Обратная связь: рассказы учащихся
о посещенных объектах.
Вежливые
слова:
игры
с
включением
формул
речевого
этикета (можно, извините, спасибо,
Внешний вид.
пожалуйста, прошу вас и т.п.).
Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и
др.).
Что такое хорошо и что такое плохо
(отрывки
стихов
российских
поэтов). Детские высказывания.
Наша внешность: лицо, волосы,
одежда.
Загадки-описания.
Поздравление ко дню Школьная одежда. Внешний вид
учителя.
школьника.
Сезонные изменения в природе и
одежде. Одежда и обувь для осени.
Праздник учителей. Стихи и песни о
школе. Открытка для учителя.
Пожелания.
Диагностика
эмоционального
отношения к школе и учению
(рисунок «Я в школе»).
14

Модуль по развитию
пространственноОриентировка
временны́х
пространстве.
представлений (3 ч)

2

Игры-задания на ориентировку
в пространстве (справа-слева, поднад). Выделение детей, имеющих
индивидуальные
трудности
ориентировки.

Пространство и его План пространства: знакомство со
план.
схематизированными
планами,
включающими пространственные
ориентиры (право-лево, верх-низ).
Пространство в нашей Пространственные термины: далеко
речи.
– близко, рядом, между, над – под,
из – за, из – под.
Составление
плана
комнаты
План
классной (схематические
комнаты.
изображения/готовые графические
символы) предметов.
2 четверть
Модуль по развитию
Временные интервалы – час,
пространственноЧто показывают часы. полчаса, 15 минут, 5 минут. Режим
временны́х
Режим дня.
дня: утро: подъем, сборы, завтрак,
представлений (3 ч)
уроки; день: обед, прогулка,
занятия, игры; вечер: семейное
общение, ужин, приготовления ко
сну; ночь: сон.
Вчера – сегодня – завтра. Б.Заходер
Неделя.
Вчера
– «Мартышкин дом».
сегодня – завтра.
Дни недели. Независимость числа и
дня недели. Подсказки в названиях
дней.
Календарь.

Работа с наглядным пособием
(Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер).

Месяц.
Названия месяцев (по сезонам года,
начиная
с
осенних).
Последовательность месяцев. Лента
Сезон (время года) и времени. Наши дни рождения.
год.
Времена года. Презентация личных
фотографий, сделанных в разное
время года. Сезонные отличия.
Ждем праздника.
Воспроизведение названий времен
года,
месяцев,
дней
недели
(диагностическое занятие).
Модуль по развитию Мы такие разные.
Игры, привлекающие внимание к
коммуникативных
сверстнику. Комплименты-похвалы
навыков
и
навыков
(аккуратный,
внимательный,
15

совместной деятельности
(2 ч).
Играем,
подружиться.

чтобы

Почему
ссорятся.

люди

Дети и взрослые.

Будь
внимателен
(нужна помощь).

Что один не сделает –
сделаем вместе.

3

3 четверть
Модуль
по Поэлементное
формированию
копирование
произвольной регуляции образцов.

вежливый, находчивый, веселый,
честный,
дружелюбный,
отзывчивый, благодарный и др.).
Игры,
направленные
на
взаимовыборы
(«Каравай»,
«Ручеек» и пр.). Игры-соревнования
команд. Литературная викторина:
«Кто с кем дружит», «Угадай
песню».
Социометрическая игра: выбор в
действии. Стихи и песни о дружбе.
Причины
ссор
(детские
высказывания):
жадничает,
ябедничает, дерется, отнимает и
портит вещи и т.п. Обида и
прощение. Притчи. Что помогает не
ссориться.
Дети и взрослые. Различия детей и
взрослых.
Половозрастная
идентификация (тест «золотого
возраста»), Чего хотят дети от
взрослых. Чего хотят взрослые от
детей. Правила дружбы со взрослым
(цветик-семицветик):
помогать,
предупреждать,
спрашивать,
просить,
а
не
требовать,
соглашаться, заботиться, говорить
правду.
«Мы на помощь придем». Когда
нужно
помогать
(детские
высказывания). Что называется
помощью. Кому надо помогать.
Признаки потребности в помощи.
А.Л. Барто «Помощница».
Совместная деятельность. Сказки,
повести,
мультфильмы:
о
совместной
деятельности.
Успешное
и
неуспешное
взаимодействие.
Правила
распределения
обязанностей:
человек хочет делать, может делать
и умеет или старается научиться
делать.
Выделение частей в схематическом
изображении конструкции. Их
последовательная
зарисовка
в
тетради.
16

познавательной
деятельности (5 часов).
Целостное
копирование
образцов.
Составление
действий.

Самостоятельное
копирование
представленной схемы конструкции
Совместное со взрослым выделение
этапов приготовления задания с
плана последующей
пиктографической
зарисовкой (портфель: дневникучебники-тетради-пенал).
Словесный отчет.

Задания
на
вычеркивание
(аналогично корректурной пробе).
Шифровка (замена одних значков
другими
по
определенному
Самостоятельное
правилу).
выполнение задания с Поиск изображений, относимых к
оценкой полученного определенной обобщенной группе
результата. Проверка (без указания на способ).
выполнения задания
одноклассником.
Игра
с
запретом
называния
определенных слов (3 условия).
Диагностическое занятие.
Игры с правилами.
Модуль по активизации Развитие восприятия, Выделение
значимых
частей
познавательной
перцептивного
объекта. Значимые (функционально
деятельности детей (5 анализа и синтеза, необходимые)
и
украшающие
часов).
сравнения.
элементы. Анализ объектов по
картинке. Угадывание предметов по
признакам.
Выделение
и
вербализация
Перцептивная
принципа
классифицирования.
классификация (цвет Задание на сериацию.
форма, величина).

Перцептивное
моделирующее
действие.

Сложение узоров геометрической
мозаики
(по
образцу,
из
индивидуальных наборов. Образцы
заданий в пособии Н.В. Бабкиной).
Перепутанные дорожки. Найди
различия (идентичные картинки с
незаметными
отличиями).
Различные (легкие и средней
17

Развитие
произвольного
внимания.

Развитие
памяти.

Развитие
памяти.

сложности) варианты графических
диктантов (образцы заданий в
пособии Н.В. Бабкиной).

Зрительное
запоминание
(идентично
методике
Н.А.
Бернштейна).
Фигуры
для
запоминания предъявляются через
проектор. Выбор (вычеркивание)
зрительной осуществляется на индивидуальных
таблицах.
Что изменилось (определение 1-2
недостающих,
перемещенных
предметов).
Восстановление по памяти места
объекта (Методика Т.В. Розановой,
«Точки» Н.В. Бабкиной и т.п.): 6
объектов.
Работа в парах: повторение цифр (от
3 до 6) в прямом порядке (цифры
записаны
на
индивидуальных
карточках).
слуховой Повторение слов, фраз партнера по
общению «Хомяк-повторюша» с
постепенным удлинением ряда
повторяемых слов (от 1 до 5 в
произнесенной фразе).
Продолжение числового ряда (в
пределах изученного).

4

Развитие предпосылок
абстрактнологического
мышления.
4 четверть
Модуль по активизации Развитие
познавательной
мыслительных
деятельности детей
операций.
(5 часов).

Продолжение
полоски
с
определенной последовательностью
геометрических элементов.

Окончи стихотворение
Угадывание объектов из наиболее
часто
употребляемых
групп
житейских обобщений (по двум
классификационным признакам): на
наглядно
представленном
материале.
Чепуха (картинки
очевидными
ошибками).

и тексты с
смысловыми
18

Отгадывание загадок.

Модуль
по
формированию
элементарных навыков
эмоциональной
регуляции(произвольного
поведения) 3 ч.

Стабилизация
эмоционального
состояния
обучающихся.

Решение логических задач.
Развитие предпосылок абстрактнологического
мышления.
Продолжение числового ряда (в
пределах изученного).
Продолжение
полоски
с
определенной последовательностью
геометрических элементов.
На выбор цикл артерапевтических
занятий: рецептивная, активная,
интегративная
музыкотерапия;
психогимнастика, изотерапия и др.

Обучение
элементарным
навыкам релаксации

Релаксационные
упражнения,
включенные в контекст занятия.

4 класс
Раздел

Тема (часы)

Вводное занятие (1
ч.)
Модуль по
развитию навыков
произвольной
регуляции (4 ч.)

Концентрация
внимания на
учебном и
внеучебном
материале.

Примерное содержание занятий и основные виды
деятельности обучающихся.
1 четверть
Знакомство с вновь пришедшими. Актуализация
навыков, приобретенных в прошлом году: игры из
модуля по развитию коммуникативных навыков.
Во
время
реализации
первого
модуля
ОБЯЗАТЕЛЬНА диагностика начального уровня
развития
познавательной
деятельности,
коммуникативных умений, эмоционального
благополучия
(методами
включенного
наблюдения и диагностических игр).
Психолог конструирует занятия по следующему
алгоритму: оргмомент – настрой на работу
(предпочтительно
приучить
детей
к
определенному ритуалу, начинающему занятие);
основная часть – конструктор из обязательных
упражнений на учебном материале и типичных
психотехнических, одно за партами, другое – как
подвижная
игра,
командное
упражнение
(команды формируются путем расчета на первыйвторой).
Возможные
упражнения
на
учебном
материале:
устный счет в пределах 10 (ответ показывается
ребенком),
дифференциация звуков в словах (любое действие
при наличии определенного услышанного звука),

19

Развитие
способности к
удержанию цели
деятельности

определение количества слогов в слове (любое
действие при наличии услышанного или
увиденного заданного количества слогов),
раскрашивание, подчеркивание по инструкции
(например, треугольники зеленым, круги –
красным, гласные подчеркиваем, согласные
обводим и т.п.),
дифференциация овощей и фруктов, диких и
домашних зверей, диких и домашних птиц,
деревьев и кустарников (например, услышав
название…присесть, а название …подпрыгнуть),
заканчиваем
строки
выученного
ранее
стихотворения. При подборе слов необходимо
ориентироваться на ранее изученный материал (1
и 1 дополнительный классы).
Возможные упражнения на внеучебном
материале (психотехнические):
что изменилось (например, во внешнем виде
ребенка: приколол значок, заправил воротник и
т.п.),
воспроизведение сделанного соседом по парте
образца (например, в 9 клетках размещено 3
фишки, образец закрывается, надо воспроизвести
с учетом цвета и формы использованных фишек),
найти отличия в сходных парных рисунках,
наборах латинских букв (lcwxtpi и lwcxtpi),
группах цифр (в группе по 6-7 знаков), задания
типа корректурных проб (просматриваем по
строкам, вычеркиваем, подчеркиваем),
графический диктант,
штриховка по заданию элементов в однотипном
ряду (например, второй, пятый, девятый,
тринадцатый),
перепутанные
линии
решается
(путем
зрительного прослеживания, может быть
представлено на слайде на доске),
игра типа «Снежный ком» с последовательным
добавлением элементов для запоминания до 5-6-7,
повторы с заменой запрещенных слов хлопками,
«Буквоежка» (например, если в названии цифры
есть звук Р – ее не произносим) и т.п.
Слуховое сосредоточение без помех (минута
молчания: что мы слышали), при наличии помех
(сопутствующие
зрительные
стимулы,
отвлекающие внимание с тем же вопросом).
Обязательное подведение итогов.
Структура занятия идентична: виды деятельности
должны
меняться.
Сохраняется
принцип
конструктора. Выбор конкретных занятий
зависит от поведения детей и уровня их развития.
Возможные дидактические игры:
крестики-нолики (цель-составить линию из трех
одинаковых фигур подряд),

20

морской бой (квадрат 5х5 клеточек, цель: найти 3
двухклеточных кораблика),
заполнение матрицы по правилу (например, в
домике на каждом этаже, в каждой квартире
живут галочка, палочка и точка, на всех этажах
они заняли разные квартиры: заполняется
матрица из трех, а затем из шести строк. цель:
запомнить правило),
графический диктант по Л.И. Цеханской (все
фигурки соединяются через кружок),
заселяем дом: актуализируется состав числа (на
каждом «этаже» 7 жильцов, … уже въехали,
сколько еще надо заселить),
раскрасить, соблюдая правило (например,
оставить на елочке место для игрушек),
«буквоежка» (записать слова с карточки или
текст, ставя вместо определенной буквы (слога,
слова) многоточие),
«зоопарк» (классификация картинок или карточек
с
названиями
животных
на
заданные,
символически (не словесно!) обозначенные
группы, идентично подобная классификация
может осуществляться по признакам сезонов года
и т.п. )
2 четверть
Модуль по
развитию
познавательной
сферы и
целенаправленному
формированию
ВПФ (4 часа)

Развитие
аналитикосинтетической
деятельности

Проведение занятий аналогично по структуре
занятиям из модуля на развитие произвольной
регуляции.
Возможные упражнения на внеучебном
материале (психотехнические):
Назови признаки предмета
Обучающиеся
разделены
на
команды.
Предъявляется объект, признаки которого
называют по очереди (Заяц: пушистый, белый, с
длинными ушами, коротким хвостом и т.д.)
Начинать с наглядно представляемых объектов,
затем переходить к изображениям, в последнюю
очередь к их словесному называнию. Члены
команды называют по одному признаку по
очереди. Выигрывает команда, назвавшая
последний
признак.
Оптимальное
число
названных признаков не менее 8.
Угадай предмет по его признакам
Называется 3 признака предмета. Если
угадывания не происходит, добавляется по
одному признаку до тех пор, пока предмет не
будет угадан верно.
Загадай предмет
Надо загадать предмет в комнате, где проходит
занятие, и описать его. И загадывание, и
угадывание проводится в командах.
Что бывает таким?

21

К данному педагогом-психологом определению
следует подобрать несколько разных предметов.
Например, рыжая – лиса, белка, кошка, девочка.
Для чего это нужно?
К картинке с изображением целого предмета
подобрать карточки, со словами, называющими
(или изображающими) его детали и рассказать,
зачем нужна та или иная деталь (носик у чайника
– наливать воду в чашку удобно, крышка –
наливать воду в чайник; кастрюля – ручки, чтобы
снимать с плиты, крышка, чтобы быстрее
нагревалась и т.п.)
Конструирование из геометрической мозаики.
Образец дается сначала без пунктирного
разделения на элементы (5-7 частей), а затем, при
наличии затруднений, с разделением. В качестве
промежуточного этапа можно предложить
самостоятельно
нарисовать
на
образце
пунктирные линии, позволяющие выделить
отдельные элементы конструкции.
Возможные
упражнения
на
учебном
материале:
На материале русского языка:
Допишем буквы: начальные большие (заглавные)
буквы, чтобы получились имена людей;
__нна,__ ндрей ,___ ария,__ катерина, ___атьяна ,
__ихаил, __орис, __лександр, __иктор;
Уберем первую букву и получим новое слово.
Булочка, сухо, беда, сцена, крот
Допишем букву, чтобы получить новое слово
Рот (рота, крот, грот), кол (коля, укол), бор (боря,
убор), кон (конь), тон (стон)
Заменим букву (в начале, середине, конце слова)
Моль – боль – соль, лис-рис
Кот-кит, крыса – крыша, крыса - краса
Луг-лук, пал-пар, сток-стог
Соедини шарики на больших и маленьких
воздушных шариках написаны слоги, надо
соединить маленькие и большие шарики, чтобы
получились имена.
Угадай слова
В потенциально угадываемых словах пишется
несколько букв, чтобы слово можно было угадать
Например, К__Ш__А (кошка), К_Р_БЛЬ,
КР__КО__Д__Л и т.п.
Вычеркни лишнее слово (с другим корнем)
Брат, братишка, брань, братство
Вода, водный, вата, водопровод
Соленый, соль, солнце, засолка
Конница, кокон, конюх, коновал
Слепить, липкий, лепка, вылепил
И т.д.

22

Возможные упражнения на внеучебном
материале (психотехнические):
Земля-вода-воздух
Игра с мячом. Может быть в двух вариантах.
Первый: педагог бросает мяч и говорит одно из
перечисленных слов, а ребенок в ответ называет
обитателя названной стихии (земля-крот, водащука).
Второй: педагог (или затем ребенок) при
бросании называет обитателя, а при возвращении
мяча – называется стихия. Ошибки следует
исправлять сразу же.
Задачи, построенные по принципу прогрессивных
матриц Равена.
Серии последовательных картинок со скрытым
смыслом.
Задания, построенные по принципу простых
аналогий с постепенным добавлением пар слов до
угадывания
Лошадь-жеребенок,
корова-?
овца-ягненок,
свинья-поросенок,
Огурец-овощ, ромашка-? яблоко-фрукт, малинаягода,
Лось – рога, кошка – ? волк – зубы, еж – иглы,
Загадки (можно раздать по две загадки трем
командам, чтобы дети их прочитали, угадали
сами и зачитали одноклассникам)
Чтобы он тебя повёз,
Нужен вовсе не овёс.
Накорми его бензином,
Подбери получше шины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)
Этот зверь живёт лишь дома.
С ним давно и все знакомы.
Он игривый и пушистый,
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (ОДУВАНЧИК)
Спит в берлоге он всю зиму,
Станет солнце сильно греть В путь за мёдом и малиной
по лесам пойдет … (МЕДВЕДЬ)
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Всем хозяйкам добрый друг
Электрический … (УТЮГ)

23

Установление
связей и отношений
на вербальном и
невербальном
материале

По реке плывет бревно,
Но зубастое оно!
Кто бы рядом не проплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ).
Прослушивание текстов со скрытым смыслом
Два товарища, Лев и мышь, Лгун (Л.Н. Толстой)
Грибы (С.В. Михалков)
Возможные
упражнения
на
учебном
материале:
На материале русского языка:
Составь рассказ.
Детям раздаются конверты. В каждом по 4
карточки с предложениями. Надо составить из
них верную последовательность.
На небе сгустились тучи. Сверкнула молния.
Начался дождь. Прохожие открыли зонты.
Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс.
Они сели на свои места. Учитель начал урок.
Было жарко. Цветы стали увядать. Маша полила
клумбу. Цветы подняли головки.
Сгустились тучи. Небо потемнело. Повалил снег.
Намело сугробы.
Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния.
Грянул гром. Пошел дождь.
Кошка мяукала. Она хотела есть. Кошке дали
корм. Кошка поела и легла спать.
К двери подошел человек. За дверью залаяла
собака. Никто не открыл. Человек ушел.
Солнце клонится к закату. Становится темно.
Появляются луна и звезды. На город опускается
ночь.
Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы
улетают на юг. В лесу стало тихо.
Как переставить буквы?
Обучающимся предлагаются конверты с буквами.
Первые слова записываются на доске.
В слове можно поменять буквы местами – и
получится новое слово. Какое?
Автор – товар
Рифма – фирма
Сорт-рост-трос-торс
Ямка-маяк
Сосна-насос
Тёрка-актёр
Раздели слова на группы
Карточки со словами, находящиеся в конвертах
вперемешку надо разложить на 4 группы, чтобы
корень слов был одинаковым
Загореть, горит, горелый
Носильщик, водонос, носит,
Пожар, жарко, жар-птица,
Ключница, ключик, включил
Образуем новые слова

24

Обучающимся предлагаются карточки со
словами-корнями, которые надо превратить в
новые слова
Дед
Хлеб
Город
Нож
На математическом материале:
Реши не считая
В шкафу с книгами 4 полки. Количество книг на
каждой полке обозначено числом.
В каком шкафу книг больше?
12
42
34
17
45
34
17
12
Реши не считая
Саша и Витя 3 дня подряд ходили за грибами.
Саша в первый день собрал 45 грибов, во второй
34, в третий 27.
Витя в первый день собрал 34 гриба, во второй 25,
а в третий 45. Кто собрал больше грибов?
Продолжи ряд
2 4 6 8…… 1 3 5 7…… 1 5 9 13……. 1 7 5 11 9 15…
Задачи на сообразительность
Если я к задуманному числу прибавлю 3, то
получу 7. Какое число я задумал?
Если я от задуманного числа отниму 6, то получу
4. Какое число я задумал?
Длина бревна 6 м. В одну минуту от бревна
отпиливают кусок длиной 1 м. Сколько минут
будут распиливать бревно?
Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2
см один от другого. Сколько камешков он
разложил на протяжении 10 см?
До игры у Миши было на 5 конфет больше, чем у
Коли. Коля выиграл у Миши 4 конфеты. У кого
теперь больше конфет и на сколько?
Саша и Коля показывали друг другу свои
машинки. Отдай мне одну машинку, сказал Саша,
и у нас будет поровну, у каждого по 3. Сколько
машинок было у Саши и сколько у Коли?

25

Диагностические
урок (1 час)

Модуль по
развитию
познавательной
сферы и
целенаправленному
формированию
ВПФ (4 часа)

Мониторинг
познавательной
деятельности,
коммуникативных,
регулятивных
умений
(задания учебного типа, игры-соревнования).
3 четверть
Развитие интереса к 1 занятие: Определение темы конструирования (в
окружающему
зависимости от места проживания ребенка это
предметному и
может быть город, поселок, его окрестности, лес,
социальному миру, водоем и т.п.). Может быть полезным
формированию
согласование тематики с учебным материалом по
адекватной картины предмету «Окружающий мир». Выяснение
мира
знаний обучающихся. Создание проблемной
Комплекс
ситуации, активизирующей познавательный
практических
интерес.
занятий по
2 занятие: подготовка ключевых элементов
конструированию
будущей конструируемой картины (обведение
картины «Мир». (4 трафаретов, раскрашивание, вырезание) с
ч.)
параллельным
получением
от
педагога
информации об этих элементах. Крайне
желательно подбирать близкие к реалистическим
изображения для изготавливаемых элементов.
3 занятие: актуализация знаний, полученных на
предыдущем занятии с помощью таких приемов
как: угадать элемент по его словесному описанию
(представляется на карточках), угадать загадки об
объектах, ответить на вопросы об объектах и т.п.
Создается «фон» картины – обучающиеся
договариваются друг с другом о том, как будут
размещены объекты на полотне картины и
прикрепляют их.
4 занятие: трафареты используются для
изготовления «обитателей» (например, фон –
тайга, обитатели – звери и птицы; фон – город,
обитатели – люди, домашние животные и т.п.).
Аналогично второму занятию предоставляется
необходимая информация и происходит усвоение
знаний.
5 занятие – «обитатели» размещаются на ранее
изготовленном «фоне». Обучающиеся должны

26

сделать это и красиво, и логично. Проводится
обсуждение – чего не хватает на картине.

Модуль по
развитию
познавательной
сферы и
целенаправленному
формированию
ВПФ (4 часа)

Развитие интереса к
окружающему
предметному и
социальному миру,
формированию
адекватной картины
мира
Комплекс
литературноречевых занятий

Развитие
способности к
знаковосимволическому
опосредствованию
познавательных
процессов

6 занятие – дополнение картины недостающими
элементами (ландшафт, транспорт и т.п.). Для
каждого
обучающегося
изготавливается
символизирующий его человечек.
7 занятие «Человечки» размещаются на картине.
Каждый обучающийся сочиняет историю о
приключениях своего «человечка». Эти истории
должны записываться на диктофон (сотовый
телефон
педагога-психолога)
и
затем
переноситься на бумагу, дополняя затем
портфолио обучающегося. Перед рассказыванием
педагог-психолог напоминает о необходимости
актуализации ранее полученных знаний и т.п.
8 занятие – заключительное, оно обобщает все
полученные знания. Обучающиеся по очереди
ведут своих человечков по заранее
продуманному педагогом сценарию (например,
человечку, чтобы куда-то пройти, надо
вспомнить….).
Вариант 1. Работа с литературными текстами,
позволяющими развивать интерес к природному
миру
Рассказы В. Бианки «Как муравьишка домой
спешил», «Красная горка», «Кто чем поет»,
«Первая охота», «Лис и мышонок».
Чтение является лишь частью занятия. Основное
значение имеет формирование соответствующих
представлений:
с
помощью
наглядности,
самостоятельных
зарисовок,
прочтения
информации на карточках и т.п. Проведение
может быть организационно сходным с
описанным в 1 блоке.

1 занятие: Повторение пройденного ранее:
символика
России,
символика
региона
проживания ребенка (герб), частотные эмблемы
(рекомендуется
при
подборе
материала
ориентироваться на имеющуюся в месте
проживания ребенка – сбербанк, почта России,
эмблемы салонов сотовой связи, марок известных

27

машин,
спортивных
клубов,
магазинов).
Разнообразные
дидактические
игры
на
закрепление значения символов.
2 занятие: Повторение пройденного ранее:
Использование планов для поиска (план комнаты,
территории школы, близлежащей территории).
Дидактические игры. Зарисовка планов в тетради.
3 занятие: Повторение пройденного ранее:
Составление и декодирование пиктограмм
(режимные
моменты,
последовательность
школьного дня, свободного времяпровождения и
т.п.). Игра «что нам хотели рассказать древние
люди» (на материале петроглифов-пиктограмм).
4 – 5 занятие: Письмо в будущее. Обучающимся
предлагается написать письмо
пиктографическими знаками, рассказав о своей
жизни. Работы детей дополняют их портфолио
(рисунок и рассказ по нему).
6 – 7 занятие: прослушивание литературного
произведения, его схематическая зарисовка,
пересказ с опорой на схему.

Модуль по
развитию
коммуникативной
сферы и
способности к
взаимодействию с
одноклассниками
(4 часа)

8 занятие: подведение итогов. Обучающимся
предлагаются все виды схем: поиск по плану,
зарисовка плана, декодирование знакомого
символически (пиктографически) изображенного
текста
4 четверть
Развитие
Повторение
пройденного
ранее:
способности к
коммуникативная игра в паре «Зеркало», в кругу
запоминанию лиц,
«Расскажи, какой (какая)…красивый (ая), игра
имен, внешнего
«Что изменилось», «Снежный ком» с игровыми
вида партнера
именами (см.1 модуль). «Ручеек» с последующим
запоминанием
выбравших
и
выбранных.
Подведение итогов

Развитие
способности к
эмоциональной
децентрации

Литературный час. Предъявляются портреты
известных поэтов А.С. Пушкина, И.А. Крылова,
С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова.
Обучающиеся должны запомнить лица авторов
популярных стихов, их имена, отчества фамилии.
Отрывки (целые стихотворения) зачитывают дети
(по домашним заготовкам). В конце проводится
командное соревнование.
Повторение пройденного ранее: символические
изображения эмоций, распознавание эмоций
персонажей, изображенных на реалистических
картинах (Опять двойка, Дети, бегущие от грозы,
картины американских художников Андерсона,

28

Формирование
умений
невербальной
коммуникации

Формирование
умений вербальной
коммуникации

Модуль по
развитию
эмоциональноличностной сферы
и коррекции ее
недостатков (4
часа)

Развитие
способности к
пониманию эмоций
окружающих

Золана и др.) – выбор смайлика к эмоции.
Изображение смайликов с эмоциями.
Рефлексия эмоциональных состояний героев на
основе прослушиваемого текста В. Драгунский
«Главные
реки»
(Денискины
рассказы).
Зарисовка
эмоций
героя
смайликами.
Пантомимическое и мимическое изображение
эмоций (загадывание, угадывание).
Продолжение пантомимического и мимического
изображения
эмоций.
Чтение
детских
стихотворений Д. Хармс «Очень страшная
история», А. Барто «По дороге в класс», «Петя
утомлен», Е. Благинина «Бабушка-забота», С.
Михалков «Прививка». В тетради зарисовывается
схематическое изображение эмоций героев.
Инсценировка
детских
стихотворений
(зачитанных на прошлом занятии). Обучающиеся
делятся на подгруппы. Сначала читают
стихотворение, потом распределяют роли. Один
ребенок изображает эмоции, о которых говорит
автор стихотворения, два других невербально ему
помогают или наоборот, выражают неодобрение.
После завершения сценка демонстрируется без
прочтения всему классу. Дети должны вспомнить,
о каком стихотворении идет речь.
Повторение пройденного ранее: формулы
речевого этикета. Коммуникативно-ролевая игра
«В библиотеке». Запись в тетрадях адекватных
для этой ситуации речевых оборотов.
Коммуникативно-ролевая игра «В поликлинике».
Беседа нравственно-этического характера «Как
выразить сочувствие». Запись в тетрадях
адекватных для этой ситуации речевых оборотов.
Закрепление
пройденного
при
обучении
эмоциональной децентрации (символика эмоций
и ее значение). Мимика и пантомимика эмоций и
чувств
радости,
удовольствия,
интереса,
удивления, усталости, страха, вины, обиды,
скуки, печали, гнева (работа в командах:
поочередное
угадывание
наглядно
демонстрируемых эмоций). Соотнесение речевых
оборотов с эмоциональными состояниями (весело
– радость, почему – интерес, как это – удивление
и т.п.). Запись пар «слово-эмоция» в тетрадь (с
индивидуальных карточек).
Инсценировка эмоциональных переживаний,
связанных с типичными событиями в жизни
обучаемого. Работа с красками – выражение
эмоций
через
символику
цвета.
Противоположные
эмоции
(радостное
настроение-грустное настроение). Синонимы
эмоций: радость-веселье-счастье; удовольствиеудовлетворение,
наслаждение;
интерес
–

29

Развитие
способности к
пониманию своих
эмоций

Закрепление
изученного в
течение года

любопытство, любознательность и т.п. (исходя из
детских возможностей и не более 5 за один раз).
Дополнение словаря эмоций в тетради.
Продолжение
изучения
вербального
синонимичного обозначения эмоций и чувств.
Закрепление изученного: предъявляются словаобучающиеся угадывают эмоцию и наоборот (в
командах). Диагностическая игра «Что ты
чувствуешь» (аналог детского Розенцвейга).
Словесное обозначение своих эмоций.
Диагностическое
занятие:
мониторинг
эмоционального состояния обучающихся и их
способности вербализовать эмоции (рисунок
красками «Настроение» и вписывание изученных
названий эмоций и чувств в пропущенные места
текста (Катя потеряла свою любимую ручку и ей
было…..(весело, грустно, печально, задумчиво);
Оле…(скучно, интересно, весело, страшно)
проходить мимо большой собаки и т.п.
Диагностические занятия, направленные на
оценку
достигнутых
личностных
(сферы
жизненной компетенции) и метапредметных
результатов.

30

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Кадровое обеспечение.
Коррекционно-развивающие занятия могут проводится педагогомпсихологом, учителем-дефектологом.
2. Материально-техническое обеспечение.
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо оборудованное
помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в
движении (в т.ч. лежа). Необходимы:
- индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой
диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы
картинок для выполнения классификации и пр.);
- демонстрационный материал – репродукции картин художников,
дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;
- магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями
различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
- доска с магнитными держателями;
- фланелеграф;
- мультимедиапроектор и экран;
- переносные носители информации;
- наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
- плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
- значительное количество расходного материала для изобразительной
деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды,
кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
- мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
- маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания
игрового образа;
- материал для лепки;
- защитные клеенки на столы;
- тетради для записей;
- индивидуальные полиуретановые коврики.
3. Программно-методическое и дидактическое обеспечение.
Дидактический наглядный материал, игры, игрушки на занятиях
используются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития учащегося. При проведении коррекционноразвивающих занятий используются современные здоровье сберегающие
технологии.
 Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе. Под ред.
Морозова С.А. М., 2002.
31

 Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии / Под ред. Мастюковой Е. М.: Даунсайд ап, 1997.
 Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. М., 2002.
 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути
помощи. М., 1997.
 Особенности проведения психолого-педагогического обследования детей с
тяжелыми множественными нарушениями развития / методические
рекомендации – Екатеринбург, ГБУ СО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Ресурс», 2019 г.
 Шанина Н.О. «Программа индивидуальной коррекционно – развивающей
работы с детьми с РАС». Орел, 2007г.
 Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н.,
Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. ,М.: ФРЦ ФГБОУ ВО
МГППУ, 2016. 125с.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».