Управление образования Администрации Сысертского района
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МАОУ СОШ № 3
_________ (Абрамова М.С.)
« __ » ___________ 20 __ г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №
3
_________ ( Титова М.Н.)
Приказ № _____
от « __ » ___________ 20 __ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Русский язык от А до Я
Количество часов: 34
Класс: 9
Срок реализации: 1 год
п. Двуреченск
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя
соответствующие приёмы компрессии текста;
научиться писать сочинение, умело приводя аргументы;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи
учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение
заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение
этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных
упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию
некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и
пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской
речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих
работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и
обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять
наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное
направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами
по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими
словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей,
который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается
проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность
выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы,
языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения
по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это
форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых
являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства
обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без
которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно,
нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал
его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся
должен также тренироваться в определении микротем, являющихся
составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором
ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части
проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания
исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его
культурно-ценностных категорий. Все задания имеют практическую
направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют
необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и
речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих
задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно.
Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный
текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем
культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность,
включающая способность аргументации доказательности своей позиции,
вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы,
эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное
начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Содержание планирования
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления,
формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. (Задание 2.)
2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные
предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
4.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в
котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
поставленный вопрос (Задание 6)
6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать
средства речевой выразительности. (Задание 7.)
7.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в
контексте (Задание 8.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 8 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор
аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления
и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических
ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний - 3ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
1-2
3
4
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Подготовка к написанию изложения
Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их установления
и формулирования
Композиция, логическая, грамматическая
структура текста
Микротема.
Соотношение микротемы и
абзацного
строения
текста.
Абзац
Синтаксическое богатство русского языка
2
1
1
5
Главная и второстепенная информация в
тексте.
Способы
сокращения
текста:
грамматические, логические, синтаксические
1
6
Сжатое изложение
1
7-8
Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом
Предложение. Грамматическая основа
предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. (Задание 2)
Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Бессоюзные предложения.
Пунктуация в сложном предложении.
(Задание 3)
Словосочетание. Виды связи слов в
11-12
словосочетании. (Задание 4)
9-10
13-14
Правописание приставок. Приставки,
оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И
после приставок
Правописание суффиксов. Суффиксы
причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий (Задание 5)
2
2
2
2
Дата
проведения
план
факт
15-16
Анализ напечатанного текста, отработка
умения находить предложение, в котором
содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на поставленный вопрос
(Задание 6)
Средства речевой выразительности.
Отработка умения квалифицировать
средства речевой выразительности
(Задание 7)
Лексическое значение слова. Синонимы.
19-20
Антонимы. Омонимы. Слово в контексте
(Задание 8)
Тренинг: выполнение заданий 2-8
21-23
17-18
Подготовка к написанию сочинениярассуждения
Понятие о сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема, идея,
проблема текста
Позиция автора. Собственная позиция.
25
Подбор аргументов
Композиция сочинения (тезис, аргументы,
26
вывод). Оформление вступления и концовки
сочинения
Написание сочинения-рассуждения на
27
лингвистическую тему
(Задание 9.1)
Написание сочинения-рассуждения на тему,
28
связанную с анализом текста
(Задание 9.2)
Написание сочинения-рассуждения на тему,
29
связанную с анализом текста
(Задание 9.3)
Анализ написанного сочинения по выбору
30
учащихся. Классификация речевых и
грамматических ошибок
Контроль знаний
31-34
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Анализ работ
24
2
2
2
3
1
1
1
1
1
1
2
3