РП Химия и жизнь

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9372053)
Химия и жизнь
для обучающихся 7 классов

поселок Двуреченск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дополнительная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной
направленности: «Химия и жизнь» для 7 классов составлена в соответствии с
«Законом об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012г. № 273ФЗ, федеральным компонентом государственного стандарта общего
образования, программой «Химия для 8-11 классов» (автор Рудзитис Г.Е.), на
основе программы элективного курса «Химия и повседневной жизнь
человека», под редакцией Н.В. Ширшиной.
Программа рассчитана для обучающихся, проявляющих интерес к
предметам
естественнонаучного
цикла.
Она
имеет
прикладную
направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса
учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни.
Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении
логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию,
обобщение. В ходе занятий учащиеся проводят лабораторные и практические
работы и самостоятельные домашние исследования, составляют «копилку
полезных советов». Химический эксперимент даёт возможность
формировать у учащихся специальные, предметные умения: работать с
химическими веществами, выполнять химические опыты, учить школьников
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту,
повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся.
Содержание программы знакомит обучающихся с характеристикой
веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из
которых изготовлена посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества,
несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные
свойства. Темы «Вода», «Поваренная соль», «Спички», «Бумага» дают
возможность актуализации экологического просвещения школьников.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию
специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят
формировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать знания и
применять их на практике, а также развивают их творческие способности.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание
условий
для
поддержания
интереса
к
естественнонаучных дисциплин

изучению

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Курс предполагает ознакомление с некоторыми аспектами деятельности
работников ряда профессий, требующих знаний и умений в области
прикладной химии (фармацевт, лаборант, работник химчистки, специалист в
области пищевых технологий) с целью допрофессиональной ориентации
учащихся, что является актуальным в условиях выбора дальнейшего
профиля обучения в старшей школе. Основополагающей ценностью курса
будет являть также и то, что материал, изученный на занятиях будет записан
на видео и представлен в качестве мини видеофрагмента в группе «Химия и
жизнь» в социальной сети «Вконтакте».
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекции, презентации, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины,
игры, химические вечера.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 КЛАСС
Раздел 1. Введение - 3 ч.
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические
вещества в повседневной жизни человека. Правила работы в кабинете
химии. Лабораторное оборудование, химические вещества.
Лабораторная работа №1: «Работа с нагревательными приборами».
Раздел 2. Вода - 3 ч.
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека.
Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Лабораторная работа №2: «Анализ воды из природных источников».
Раздел 3. Соли в нашей жизни - 3 ч.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Химические
кристаллы.
Практическая работа №1: «Получение поваренной соли и ее очистка,
выращивание кристаллов».
Лабораторная работа №3: «Природа фейерверков».
Раздел 4. Химия и пища - 7 ч.
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы,
витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного
происхождения.
Физиология
пищеварения.
Продукты
быстрого
приготовления и особенности их производства.
Лабораторная работа №4: «Определение содержания жиров в семенах
растений».
Лабораторная работа №5: Определение нитратов в продуктах.
Лабораторная работа №6: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Лабораторная работа №7: «Определение витаминов А, С, Е в растительном
масле».
Лабораторная работа№8: «Анализ прохладительных напитков».
Лабораторная работа№9: «Химические опыты с жевательной резинкой».
Раздел 5. Химические вещества в повседневной жизни - 5 ч.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Виды
спичек. Спичечное производство в России. От пергамента и шелковых книг
до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция,
пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое
использование. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды
красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в

живописи. История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла.
Виды декоративной обработки стекол. Виды и химический состав глин.
Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Лабораторная работа №10: «Изучение свойств различных видов спичек
(бытовых,
охотничьих,
термических,
сигнальных,
каминных,
фотографических)».
Лабораторная работа №11: «Изучение свойств различных видов бумаги».
Лабораторная работа №12: «Изготовление минеральных пигментов разных
цветов».
Лабораторная работа №13: «Изучение физических свойств различных
стекол».
Лабораторная работа №14: «Исследование физико-химических свойств
глины».
Раздел 6. Химия и медицина- 4 ч.
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод.
Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь.
Лекарства от простуды. Этиловый спирт. Самодельные лекарства.
Лабораторная работа №15: «Почему полотенце не сгорело».
Лабораторная работа №16: «Действие кристаллов перманганата калия на
кожу курицы».
Практическая работа №3: «Химическая елка».
Раздел 7. Химические средства гигиены. 5 часов
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества.
Порошок, паста, загустители, стабилизаторы. Косметические моющие
средства. Косметические моющие средства, гели, шампуни, хозяйственное и
туалетное мыло. Средства бытовой химии, применяемые для выведения
пятен. Разновидности смесей, области их использования в повседневной
жизни человека.
Лабораторная работа №17: «Сравнение моющих свойств мыла и СМС».
Лабораторная работа№18: «Определение среды в мылах и шампунях».
Лабораторная работа№19: «Самодельные духи»
Практическая работа №4: «Выведение пятен с ткани».
Раздел 8. Работа над проектами - 5 ч.
Определение темы проекта. Составление плана работы над проектом.
Подбор литературы. Разбор материала по проекту. Обработка результатов
исследования. Написание проекта. Оформление работы. Выступление с
проектами. Защита проектов.
Итоговое занятие. Деловая игра.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания программы обучающийся должен:
1. повысить свой общеинтеллектуальный уровень;
2. научится находить необходимый материал в различных источниках
(книги, справочники, Интернет и др.);
3. создавать и представлять доклады в форме презентаций;
4. пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие
химические опыты, соблюдать правила техники безопасности при
проведении химического эксперимента;
5. быть готовым к осознанному выбору элективных учебных предметов в 911 классах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Наименование раздела

Всего часов

теория

практика

1

Введение

3

1

2

2

Вода

3

1

2

3

Соль в нашей жизни

3

2

1

4

Химия и пища

7

1

6

5

Химические вещества в повседневной жизни

5

-

5

6

Химия и медицина

4

1

3

7

Химические средства гигиены

5

1

4

8

Работа над проектами

5

1

4

Итого

35

8

27

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Вводное занятие.

1

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил
техники безопасности.

1

3

Знакомство с лабораторным оборудованием. Лабораторная
работа№1: «Работа с нагревательными приборами».

1

4

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды.

1

5

Вода - основа жизни на земле.

1

6

Экологическая проблема чистой воды. Лабораторная
работа№2. «Анализ воды из различных природных
источников».

1

7

Химия и человек. Химические вещества в повседневной
жизни человека.

1

8

Практическая работа №1: «Очистка загрязненной
поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной
соли»

1

9

Лабораторная работа №3: «Природа фейерверков».

1

10

Химия пищи.

1

11

Жиры. Лабораторная работа №3: «Определение содержания
жиров в семенах растений».

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

12

Белки. Лабораторная работа№4: «Определение нитратов в
продуктах».

1

13

Углеводы. Лабораторная работа №5: «Качественные
реакции на присутствие углеводов».

1

14

Витамины. Лабораторная работа№6: «Определение
витаминов А, С, Е в растительном масле».

1

15

Качество продуктов питания. Лабораторная работа№7:
«Анализ прохладительных напитков».

1

16

Качество продуктов питания. Лабораторная работа№8:
«Химические опыты с жевательной резинкой».

1

17

Спички. История изобретения спичек. Лабораторная работа
№9: «Изучение свойств различных видов спичек (бытовых,
охотничьих, термических, сигнальных, каминных,
фотографических)».

1

18

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Лабораторная работа №10: «Изучение свойств различных
видов бумаги».

1

19

Карандаши и акварельные краски. Графит, пигменты.
Лабораторная работа №11: «Изготовление минеральных
пигментов разных цветов».

1

20

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной
обработки стекла. Лабораторная работа №12: «Изучение
физических свойств различных стекол».

1

21

Керамика. Виды керамики. История фарфора. Лабораторная
работа №13: «Исследование физико-химических свойств
глины».

1

22

Химия и медицина. Лекарства и яды в древности.

1

23

Антидоты. Антибиотики. Лабораторная работа №14:
«Почему полотенце не сгорело».

1

24

Домашняя аптечка. Средства первой помощи. Лабораторная
работа №15: «Действие кристаллов перманганата калия на
кожу курицы».

1

25

Практическая работа №3: «Химическая елка».

1

26

Химические средства гигиены. Средства ухода за зубами.

1

27

Химические средства гигиены. Мыло и синтетические
моющие средства. Лабораторная работа №16: «Сравнение
моющих свойств мыла и СМС».

1

28

Практическая работа №4: «Выведение пятен препаратами
бытовой химии».

1

29

Косметические средства. Лабораторная работа №17:
«Определение среды в мылах и шампунях».

1

30

Аэрозоли и дезодоранты. Лабораторная работа №18:
«Самодельные духи»

1

31

Работа над проектами.

1

32

Работа над проектами.

1

33

Работа над проектами.

1

34

Защита проектов.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».