РП Линия жизни

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9354804)
Линия жизни
для обучающихся 9 классов

поселок Двуреченск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержательной
основой
школьного
курса
биологии
является
биологическая наука. Поэтому биология, как учебный предмет вносит
существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о
живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль
биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у обучающихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ
научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательных интересов в процессе изучения биологии основное
внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного
познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания
проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ]
Формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина),
элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген,
хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и
ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни,
овладение понятийным аппаратом биология;
. Приобретение опыта использования методов биологической науки для
изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами
.

собственным организмом, описание биологических объектов и процессов,
проведение несложных биологических экспериментов с использованием
аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
. Освоение
приёмов оказания первой помощи, рациональной
организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за
состоянием собственного организма;
. Формирование
основ экологической грамотности, способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью
своему
и
окружающих;
осознание
необходимости
сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
. Овладение
приёмами работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме;
. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему
расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как
профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в
дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ] В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др.. Обучающиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды
деятельности как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т.д.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 КЛАСС
посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение
обширных фактических знаний и специальных практических умений,
сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием
биологической науки в целом и характеризует современный уровень
развития биологии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание
своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
. Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
. формирование экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
. Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
. Развитие эстетического сознания через освоение художественного
на, творческой деятельности эстетического характера.
.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности ;
. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы ,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
. Смысловое чтение;
. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
. Формирование и развитие компетентности в области использовании.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
. Формирование системы научных знаний о живой природе и
закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественно-научной картины мира;
. Формирование первоначальных систематизированных представлений
о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и
изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
. Приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведение экологического мониторинга в
окружающей среде;
. Формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

Формирование представлений о значении биологических наук в
решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
. Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной
организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Введение

1

Признаки живых организмов

4

Система, многообразие и эволюция живой природы

7

Человек и его здоровье

16

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

2
34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС

№

1

2

3

4

5

Тема

Формы организации занятий

Модуль 1. Введение (1 час)
Практическая работа
Биология как наука. Методы
№ 1: «Решение тестовых заданий по
биологии
темам:«Биология как наука», «Методы биологии»,
«Признаки
живых организмов»
Модуль 2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как Систематизируют знания о важнейших признаках
доказательство их родства,
клеточных структур.
единства живой природы. Гены и
хромосомы.
Вирусы – неклеточные формы
Выявляют признаки вирусов.
жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость –
свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные классифицируют
организмы. Ткани, органы, системы растения и животных: отдел (тип), класс;
и простейших организмов
органов растений и животных,
выявление изменчивости
организмов.
Приемы выращивания и
отрабатывают приемы выращивания и
размножения растений и домашних размножения растений и домашних животных,
животных, ухода за ними.
ухода за ними

Количество
часов
1

1

1

1

1

6

Модуль 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии.
Выявляют признаки основных царств живой
природы: бактерий

1

7

Царство Грибы.

Выявляют признаки
основных царств живой природы: грибов

1

8

Роль лишайников в природе, жизни
человека и собственной
деятельности.
Царство Растения

Выявляют роль лишайников в
экосистемах.

1

Практическая работа
№ 2: «Решение
тестовых заданий по темам:«Царства: Бактерии,
Грибы,
Растения»
Практическая работа
№ 3: «Решение тестовых заданий по темам:
«Царство Животные, Учение об эволюции
органического мира»

1

9

10 Царство Животные. Роль животных
в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Практическая работа № 3:
«Решение тестовых заданий по
темам:
«Царство Животные, Учение об
эволюции органического мира»
11 Учение об эволюции органического Выявляют причины и этапы усложнений
мира. Ч. Дарвин – основоположник растений и животных в процессе эволюции.
учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе
эволюции

1

1

12 Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.

13

14

15
16
17

18

19

Выявляют признаки биоразнообразия как основы
устойчивости биосферы и результата
эволюции.

Модуль 4. Человек и его здоровье (16 ч)
Сходство человека с животными и
Сравнивают сходство человека с животными и
отличие от них. Общий план
отличие от них.
строения и процессы
жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция
Практическая работа
№ 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ
процессов жизнедеятельности
по биологии» -2019 год
организма. Нервная система.
«Общий план строения человека»,
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
«Нейрогуморальная регуляция организма»
Железы внутренней секреции.
Анализируют работу
Гормоны.
эндокринной системы
Питание. Система пищеварения.
Систематизируют
Роль ферментов в пищеварении.
работу системы пищеварения
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа
№ 5: «Решение тестовых заданий по
темам:«Система
пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма: кровь, Анализируют состав и регуляцию работы внутренней
лимфа, тканевая жидкость. Группы среды
организма
крови. Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и Анализируют состав и регуляцию работы
лимфатическая системы.
кровеносной и лимфатической
системы

1

1

1

1
1
1

1

1

20 Обмен веществ и превращение
энергии в организме человека.
Витамины.
21 Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система
выделения.
22 Покровы тела и их функции.
23 Размножение и развитие организма
человека. Наследование признаков
у человека. Наследственные
болезни, их причины и
предупреждение.
24 Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат.
25 Органы чувств, их роль в жизни
человека.

Практическая работа
1
№ 6: «Решение тестовых заданий по темам:
«Внутренняя среда
организма»,«Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
Систематизируют работу выделительной
1
системы
Анализируют работу
покровной системы
Практическая работа
№ 7: «Решение тестовых заданий по темам
«Система выделения», «Покровы
тела», «Размножение и развитие человека»

1

Анализируют состав и
регуляцию работы ОДС
Практическая работа
№ 8: «Решение тестовых заданий по
темам:«Опорно- двигательный аппарат»,
«Органы чувств»

1

26 Психология и поведение человека.
Анализируют регуляцию работы Высшей нервной
деятельности
Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы,
их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга.
Сон, его значение

1

1

1

1

27 Соблюдение санитарноСоставляют алгоритм своего поведения при
1
гигиенических норм и правил
соблюдении санитарно- гигиенических норм и правил
здорового образа жизни.
здорового
образа жизни
Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход
за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание
28 Приемы оказания первой
Практическая работа
1
№ 9: «Решение тестовых заданий по
доврачебной помощи: при
темам:«Психология и поведение человека»,
отравлении некачественными
«Гигиена. Здоровый образ жизни»,
продуктами, ядовитыми грибами и
«Приемы оказания первой помощи» Отрабатывают
растениями, угарным газом;
технологию решения тестовых заданий
спасении утопающего;
разного типа и заданий повышенного и высокого
кровотечениях; травмах опорноуровня
двигательного аппарата; ожогах;
сложности
обморожениях; повреждении
зрения.
Модуль 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
29 Влияние экологических факторов
Выявляют причины приспособления организмов к
1
на организмы. Приспособления
различным экологическим
факторам
организмов к различным
экологическим факторам.
Популяция.
30 Взаимодействия разных видов
Анализируют
1
взаимодействия разных видов, выявляют причины
(конкуренция, хищничество,
сезонных изменений в живой
симбиоз, паразитизм). Сезонные
природе
изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой
природы.

31 Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности
агроэкосистем.
32 Биосфера – глобальная экосистема.
Роль человека в биосфере.

Составляют цепи питания

1

Практическая работа
№ 10: «Решение

1

Экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и
жизнь других людей. Последствия
деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и
экосистемы.

тестовых заданий по
теме: «Взаимосвязи
организмов и
окружающей среды»
Отрабатывают
технологию решения
тестовых заданий
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности
Модуль 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
33 Характеристика структуры и
Практическая работа
№ 11 «Решение заданий
содержания экзаменационной
2 части»
работы. Распределение заданий
Отрабатывают
экзаменационной работы по
технологию решения
содержанию, проверяемым
тестовых заданий
умениям и видам деятельности.
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности

34 Распределение заданий
экзаменационной работы по
уровню сложностиРешение
тестовых заданий2 части

Практическая работа
№ 12 «Решение
тестовых заданий 2
части» Отрабатывают
технологию решения
тестовых заданий
разного типа и заданий
повышенного и
высокого уровня
сложности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».