МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9311824)
Занимательный русский язык
для обучающихся 3 классов
поселок Двуреченск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 3
класса в соответствии с Федеральным законом от 29.10.2012 г. № 273 – ФЗ
«Об образовании вРоссийской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный
приказом Минобрнауки России от06.10.2009 №373 ( с изменениями и
дополнениями)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему
развивающих занятий.
МЕСТО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
]
В
Программа представляет собой комплекс специально разработанных
развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление
знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к
родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для
развития познавательных способностей школьников, а также их психических
качеств:
памяти,
внимания,
мышления,
воображения,
речи,
пространственного
восприятия,
сенсомоторной
координации,
коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является
занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми
элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах,
грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого
интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию
материала.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ]
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это
обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип
программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые
приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например:
интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей,
задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы,
игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие
решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание.
Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика
ума, логика и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и
делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
В процессе реализации программы будут использоваться картинки,
фотографии, презентации, словари.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки, творческие задания для формирования
орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в
словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады,
логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами»,
знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами
русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со
словарями и энциклопедиями, активное использование в речи
фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие
познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов,
логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор
пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие
познавательных
способностей,отгадывание
загадок,
разгадывание
кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному
языку,на проверку знаний по русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать
закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах,
находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со
словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые
пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в
речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
Личностные результаты:- эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) своиэмоции;- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции
другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;- чувство
прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительностьречи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;- любовь и уважение к
Отечеству, его языку, культуре;- интерес к чтению, к ведению диалога с
автором текста; потребность вчтении;- интерес к письму, к созданию
собственных текстов, к письменной формеобщения;- интерес к изучению
языка;- осознание ответственности за произнесённое и написанное
слово.Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:- самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
своюдеятельность;- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степеньуспешности своей работы и работы других в
соответствии с этимикритериями.Познавательные УУД:- перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы вдругую (составлять план,
таблицу, схему);- пользоваться словарями, справочниками;- осуществлять
анализ и синтез;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить
рассуждения;Коммуникативные УУД:- адекватно использовать речевые
средства для решения различныхкоммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формамиречи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, бытьготовым
корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему
решению в совместнойдеятельности;- задавать вопросы.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Да здравствует русский язык!
Вежливые слова
Поговорки и пословицы
Игротека
Запоминаем словарные слова
Растения во фразеологизмах
Животные во фразеологизмах
Игротека
Я не поэт, я только учусь…
Как Морфология порядок навела
Игры с пословицами
Игротека
И снова животные во фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с наречием и числительным
Игротека
Состав слова. Основа слова. Формы слова
Про корень и окончание
Про суффикс и приставку
Игротека
Непроизносимые согласные
Учимся различать приставку и предлог
Учимся писать не с глаголами
Игротека
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Его величество Ударение
Поговорим о падежах
Игротека
Сложные слова
От архаизмов до неологизмов
По страницам энциклопедий
Игротека
Повторяем…
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1