МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9312055)
Всезнайка
для обучающихся 3 классов
поселок Двуреченск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочные занятия «Всезнайка» играют важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание занятий направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В системе предметов общеобразовательной школы курс «развитие речи»
реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель: предполагает ознакомление с основными
положениями
науки о языке и формирование на этой основе звуково-символического
восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель: включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
МЕСТО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
Способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на
уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки
лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития,
воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы
интеллектуального развития младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, к развитию речи и кругозора, ориентация на содержательные
моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего
ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и
внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебнопознавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению
и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения
школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной
речью;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной
справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов
курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в творческой деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на
результат;
установка
на здоровый образ жизни и реализация её в реальном
поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в
сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить
новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации,
так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими
лицами;
понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная,
дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети
Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной
языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели,
схемы, таблицы) представления информации для создания моделей
изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения
учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать
необходимую информацию из текста художественного или познавательного,
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру
текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить
факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных
признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в
общении, учитывать различные мнения и координировать различные
позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить
понятные для партнёра высказывания; проявлять
доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и
позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций
общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и
конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства,
соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность,
точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
применять приобретённые коммуникативные умения в практике
свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в
дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета
(в объёме курса); использование этих норм для успешного решения
коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и
свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству
своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения
коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить,
опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные
единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих
единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания,
предложения, тексты), использовать эти действия для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме
изучаемого курса);
владение основами грамотного письма: основными орфографическими
и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями
применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять
написанное.
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
1
Речь. Техника речи. .
1
2
Слово
8
3
Развитие речи
9
4
Развитие логики
3
5
Работа с текстом
3
6
Текст
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
1
Вводный урок. Знания и умения всегда найдут
применение
1
2
Видит око далёко, а ум ещё дальше. Каламбуры.
1
3
Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы.
1
4
По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы.
1
5
Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы.
1
6
Хорошая речь слаще мёда. Сравнение, эпитеты,
олицетворение.
1
7
Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора.
1
8
Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и
поговорки.
1
9
Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы.
1
10
Сочинение по пословице. Составляем план.
1
11
Дело толком красно. Сочинение по пословице.
1
13
По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль.
Общее понятие.
1
14
Не пером пишут, а умом. Сочинение – пейзажная
зарисовка.
1
15
Знания и умения всегда найдут применение. Анализ
написанных сочинений.
1
16
Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма.
1
17
Юные поэты. Написание четверостиший.
1
18
Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог
и монолог.
1
19
Разные игры с заданиями.
1
20
Соревнование эрудитов. Разгадывание рейбусов.
1
21
Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над
кроссвордом
1
22
Композиция текста. Основные элементы композиции.
1
23
Композиция. Работа с деформированным текстом.
Творческая работа.
1
24
Лингвистический турнир. Сочинение «Мои любимые
стихи».
1
25
Не всякое слово в строку пишется. Публицистический
стиль.
1
26
По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль.
2
27
Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой
стиль.
1
28
Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект.
1
29
Творческая работа. Аннотация.
1
30
Я пишу письмо. Приглашение.
1
31
Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник.
1
32
Сочини сценарий для мультфильма.
1
33
Конкурс на лучшее название конфет.
1
34
Лингвистический турнир.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34