МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9218792)
Искусство письма
для обучающихся 2 классов
поселок Двуреченск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель занятий – формирование графически правильного, четкого, достаточно
скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед
учителем с первых занятий обучения письму.
Сначала необходимы: ознакомление с правилами посадки и владения
инструментами; ориентировка на станицах прописей и тетрадей;
первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний;
письмом слогов, слов, предложений.
Затем – закрепление и совершенствование этих изменений на последующих
уроках. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведения
форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона,
рациональному соединению букв при написании, правильной расстановке
слов на строке.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки
письма через различные методы и приёмы
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой
высоты букв в словах на всей строке, пропорций строчных и заглавных
букв. Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению связному
(безотрывному), ритмичному и скоростному письму.
Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по
исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников.
Формирование навыков письма основывается на определенных принципах
обучения.
Принципы обучения каллиграфии как общедидактические, так и
специфические принципы формирования графических навыков письма.
Так, принцип наглядности, особенно важен при обучении каллиграфии. Он
обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в
тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно
обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания
почерку учителя и копирования образцов хорошего письма – один из путей
формирования четкого почерка.
Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было
сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та
или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы
пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть
высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие.
Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также
умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков
письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и
совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение
должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим
навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей:
развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата
движения кисти и нервно-мышечного управления движениями со стороны
центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка
учитываются при дозировке количества письменных упражнений и
скорости их выполнения.
Важно, чтобы обучение опережало развитие детей и способствовало
дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип
постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному,
который происходит в процессе работы над формами букв на уроках
русского языка.
Непосредственно организация работы над формами букв называется в
каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель
должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей:
хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения,
замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников
позволяет учителю правильно организовать работу, подбирать
индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка,
поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма
очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для
пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми
движениями всех звеньев руки.
Успешность в каллиграфии во многом определяется созданием
гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной
мебели, соответствие парты росту ученика, удобства ее конструкции для
письма, должного освещения рабочих мест, класса в целом и других.
Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и
дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении
гигиенических требований имеет правильное определение длительности
непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не
должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе –
12 минут, в 4 классе – 15 минут. Это важно учитывать при планировании
уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных
видов работ.
При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2 – 3
физминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кист,
предплечья рук.
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование
основных общеучебных навыков: грамотного письма, осознанного и беглого
чтения, правильного написания элементов каллиграфии.
Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам
письма:
- Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ
учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов,
слов, предложений во время этого показа.
- Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на
доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают,
воспроизводят образцы письма.
- Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что
обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания
процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование
осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном
случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к
закреплению неправильных движений.
- Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре
учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый
образец.
- Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами.
Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие,
зрительно выделяемые элементы.
- Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного,
ритмичного письма в определенном темпе.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- игры;
- пальчиковые игры с предметами и без предметов;
- ниткопись;
- бисерография;
- зарядка;
- конкурсы;
- соревнования;
- работа со штампами;
Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Искусство
письма
2 КЛАСС
Повторяем написание основных элементов букв (10 ч)
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные
линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с
закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с
закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и
малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая
пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Отрабатываем написание форм букв по группам ( 8 ч)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа
букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ,
ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.
Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.
Пишем правильно соединения букв (11 ч)
Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он,
оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание
соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ.
Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв,
ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание
соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в
соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы
соединения
Подводим итоги (5 ч)
Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под
диктовку букв, соединений, слов, предложений
Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда
на мир в единстве и разнообразии природы;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития;
- использование разных видов чтения;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Содержание курса
Повторяем написание основных элементов букв
Отрабатываем написание форм букв по группам
Пишем правильно соединения букв
Подводим итоги
Всего
Всего Теоретические занятия Практические занятия
10
2
8
8
7
11
10
5
4
34
2
29
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№п/п
Тема учебного занятия
Всего
Содержание занятия
часов
1
Повторение правил штриховки. Упражнения
для закрепления правил гигиены письма.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Игровая и творческая
деятельность.
1
Ориентирование на листе
бумаги.
2
Большие и малые прямые
наклонные линии.
1
Упражнения для движения кисти слева
направо наоборот. Отработка правильного
наклона, параллельности штрихов.
Штриховка. Проведение пальчиковой
гимнастики. Упражнение для разминки:
ритмирование. Игровая и познавательная
деятельность.
3
Прямая линия с закруглением
внизу.
1
Упражнения для движения кисти сверху вниз
и снизу вверх. Проведение пальчиковой
гимнастики. Графические упражнения.
Штриховка.
4
Прямая наклонная линия с
закруглением вверху.
1
Упражнения для движения пальцев и кисти.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Упражнения для развития
графомоторных навыков.
5
Малая и большая прямые
наклонные линии с
закруглением вверху и внизу.
1
Упражнения для движения кисти и
предплечья. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка. Формирование
пространственных отношений. Упражнение
для разминки: ритмирование. «Чудесный
мешочек». Игровая и познавательная
деятельность.
6
Большой и маленький овалы.
1
Упражнения выполняемые движением по
часовой стрелке. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка. Формирование
пространственных отношений. Упражнение
для разминки: ритмирование. «Чудесный
мешочек». Игровая и познавательная
деятельность.
7
Большие и малые полуовалы.
1
Упражнения выполняемые движением по
часовой стрелке. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка. Упражнение для
разминки: ритмирование.
8
Линия с петлёй вверху и
внизу.
1
Упражнения выполняемые движением по
часовой стрелке в письме букв с петлями.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Продолжение узора по образцу.
Упражнение для разминки: ритмирование.
«Чудесный мешочек».
9
Малая и большая
пламевидные прямые.
1
Упражнения в виде росчерка, петель.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Упражнение для разминки:
ритмирование.
10
Петля на линии строки.
1
Упражнения для формирования умений
определять высоту букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Графический диктант.
11
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р,
т ,г.
1
Отработка формы букв по группам.
Каллиграфические упражнения для
предупреждения фонетико- графических,
орфографических и речевых ошибок на
уроках русского языка. Письмо под счёт.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка.
12
Группа букв: л, м, Л, М, я, Я.
1
Работа над формой букв. Дорисовывание
предмета. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка. Игровая и
творческая деятельность.
13
Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ,
Ч.
1
Анализ формы букв. Проведение пальчиковой
гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры
рук. Штриховка.
14
Группа букв: с, С, е, о, О, а,
б,д.
1
Работа по шаблону в тетради. Списывание
учащимися с готового образца. Проведение
пальчиковой гимнастики. Физкультминутки
для развития мелкой моторики пальцев рук.
Штриховка.
15
Группа букв: ь, ъ, ы ,в.
1
Отработка формы букв по группам в двух
вариантах соединений. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Упражнения для формирования осанки и
снятия физической нагрузки. Игровая и
творческая деятельность.
16
Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.
1
Работа по шаблону в тетради. Списывание с
готового образца. Составление рисунка на
заданную тему и штриховка. Проведение
пальчиковой гимнастики.
17
Группа букв: В,З, з, э, Э, ж,
Ж, х, Х, ф.
1
Работа по шаблону в тетради. Списывание с
готового образца. Составление рисунка на
заданную тему и штриховка. Проведение
пальчиковой гимнастики.
18
Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р,
Д.
1
Работа по шаблону в тетради. Списывание с
готового образца. Составление рисунка на
заданную тему и штриховка. Проведение
пальчиковой гимнастики. Входной контроль
19
Написание соединений ол, ом,
оя, об, од, оф.
1
Правила соединения букв. Практическая
работа. Отработка плавности и ритмичности
письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Соревнование.
20
Написание соединений ок, он,
оп, ог, ож, оз, ос.
1
Развитие навыка правильного написания
соединений, букв. Выработка одинаковых
равномерных и пропорциональных
расстояний между элементами букв, между
буквами и словами. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка.
21
Написание соединений ое, ой,
оц, ош, ощ.
1
Работа над одинаковой высотой букв на
строке и на всей странице. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Творческая деятельность.
22
Написание соединений аг, аж,
аз, аб, ад, ав, ас.
1
Работа над формой и соединением букв.
Штриховка. «Физкультминутка для
волшебных пальчиков». Соревнование.
23
Написание соединений ие, ий,
иц, ищ.
1
Работа над формой и соединением букв.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро –
ладонь».
24
Написание соединений ел, ем,
ег, еж, ез.
1
Работа над формой и соединением букв.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Штриховка. Практическая работа.
25
Написание соединений яб, яр,
яв, ят.
1
Работа над соединением букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Обрывание листа
бумаги. Штриховка.
26
Письмо трудных
соединений юж, юг, юз, ют,
юн.
1
Работа над соединением букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Практическая работа. Промежуточный
контроль.
27
Написание соединений ль, мь,
ья,ье.
1
Работа над соединением букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
Практическая работа.
28
Написание заглавных и
строчных букв в соединении.
1
Практикум. Работа по образцам. Работа над
соединением букв. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка. Практическая
работа. Конкурс на лучшее оформление
первой буквы.
29
Написание соединений Оо, Сс,
Ээ.
1
Работа над соединением букв. Проведение
пальчиковой гимнастики. Штриховка.
«Клубочки», «Волны».
30
Списывание печатного текста
1
Работа с текстом. Практикум. Чтение и
списывание текста. Работа над соединением
букв в словах.
31
Списывание письменного
текста
1
Работа с текстом. Практикум. Чтение и
списывание текста. Работа над соединением
букв в словах.
32
Письмо под диктовку букв,
соединений, слов,
предложений
1
Диктовка элементов букв и их соединений.
Штриховка. Проблемные задания.
33
Конкурс по каллиграфии.
1
Творческая самостоятельная работа с
элементами моделирования и штриховки.
Проверка умения каллиграфически писать
буквы и их соединения.
34
Итоговая работа по
каллиграфии.
1
Самостоятельная работа по заданию.
Проверка умения каллиграфически писать
буквы и их соединения. Итоговый контроль.
Проверка умения каллиграфически писать
буквы и их соединения.