МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9115896)
Функциональная грамотность
для обучающихся 1 классов
поселок Двуреченск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: создание условии для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучных знаний для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих
решений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа курса «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в
неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения
занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учётом возрастных
особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских
и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного плана, ответы на вопросы
по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счёт предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, , задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдение и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладевать различными действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать
моделирование;
знаково-символические
средства,
в
том
числе
- ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже
известного;
делать
предварительный
отбор
ориентироваться в потоке информации;
источников
информации:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий:
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
знакомство
с
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
грамотность»:
результаты
изучения
блока
«Читательская
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
грамотность»:
результаты
изучения
блока
«Математическая
- способность формулировать, применять интерпретировать математику
в разных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема
Блок «Читательская грамотность»
Виталий Бианки. Лис и Мышонок
Русская народная сказка. Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые грибы
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Грузинская сказка. Лев и заяц
Русская народная сказка. Как лиса училась летать
Евгений Пермяк. Четыре брата
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
Блок «Финансовая грамотность»
За покупками
Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Кот Василий продаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял
Блок «Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка хотел попить водицы
26
27
28
29
30
31
32
33
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Про репку и другие корнеплоды
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
0
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
0
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
0
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы