МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9111306)
Орлята России
для обучающихся 2-4 классов
поселок Двуреченск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к
результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает
соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в
образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе
российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы
«Орлята России»:
Родина — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций
народов России, истории и культуры своей страны.
Семья — основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда — содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа — бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизни людей от природы.
Познание — открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в сознании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье — равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес
к физической культуре.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую
и исследовательскую деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации,
- овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
-развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формировать безопасный, здоровый образ жизни ;
-мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальными духовным ценностям;
-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации; умению
слушать собеседника и вести диалог;
умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
умению использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач ;
-умению определять общую цель и пути ее достижения. У ученика будут сформированы
познавательные УУД: Обучающийся научится:
сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты,
явления по родовидовым признакам;
устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
Работать с таблицами, картами, схемами;
умению кодировать и декодировать информацию .
У ученикабудут сформированы регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
планировать свою деятельность;
осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать причины своего успеха/неуспеха
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности
и чередования творческих поручений.
1. «Лидер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос
детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для
команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как
правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя,
слово «Привет!»),«молекула» ,«имя хором» и др.
Трек «Орлёнок - Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт- копилка Трек «Орлёнок–
Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период
дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года
у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок–Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлёнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта,
забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости
не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно - оздоровительные мероприятия в том числе позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок–
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника
Трек «Орлёнок –Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека:
семья, Родина Символ трека – альбом «Мы–хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно –
ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине,
к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная
смысловая нагрузка трека: Я–
Хранитель традиций своей семьи. Мы(класс)–
Хранители своих достижений. Я/Мы–хранители исторической памяти своей страны.
3 И 4 КЛАССЫ
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека–
Конструктор «Лидер» В процессе реализации данного
Трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в
начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного
коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок - Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт- копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад,
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок–Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта,
забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному
опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая усталость, вызванная
гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в
зимний период.
Трек «Орлёнок–
Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека– рюкзачок
Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок– Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок
Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом. «Мы–хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно –
ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края,
через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2, 3, 4 класс
№ п\п
Темараздела
Кол-во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводный «Орлятский урок»
«Орлёнок–Лидер»
«Орленок–Эрудит»
«Орлёнок–Мастер»
«Орлёнок– Доброволец»
«Орлёнок–Спортсмен»
«Орлёнок–Эколог»
«Орленок-Хранитель исторической памяти»
Подведение итогов
Итого
1ч
5ч
5ч
4ч
4ч
5ч
5ч
4ч
1ч
34 ч
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
Для организации качественных занятий необходимо:
Кабинет с необходимым оборудованием: столы, стулья, шкаф для хранения литературы, ноутбук,
мультимедийный проектор, принтер.
Инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки.
Разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик.
Оформление информационных стендов