Управление образования Администрации Сысертского городского округа МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Двуреченск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Допризывники»
Направление: военно- патриотическое
Возраст детей: 14-16 лет
Срок реализации: 1 года
п. Двуреченск
2025
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (далее – ДОП)
разработана на основе следующих нормативных актов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27.07.2022 № 629.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении показателей характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам» от 13.03.2019
№ 114.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей» от 03.09.2019 № 467.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от
28.01.2021 № 2.
10. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от
28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция).
11. Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ (последняя
редакция).
Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и
организационно-педагогические условия ее реализации.
Уровень базовый. Программа направлена на формирование знаний и
представлений о военной службе, воспитывает у подростков уважение и
любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых
Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых
для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению
здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению
проблемы расширения образовательного пространства.
Направленность – военно-патриотическая.
Программа разработана для обучающихся 14-16 лет. Изучение курса
рассчитано на два года обучения. Занятия проводятся 3 часа в неделю всего
102 часа.
Форма обучения – очная.
Образовательный процесс организуется в разновозрастной группе
обучающихся, состав групп постоянный.
Актуальность. Программа дополнительного образования «Допризывник»
имеет военно- патриотическую направленность и призвана решать проблему
патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся
общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе. Содержание
данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её
героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует
формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих
защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной
активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного
пространства.
Актуальность данной программы заключается в том, что она
направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и
является одной из основ их духовно-нравственного развития.
Программа по дополнительному образованию «Допризывник» составлена
на основе Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (ст.
14,17,18,19) и ФГОС ООО и СОО.
Основная цель программы – способствовать патриотическому
воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других
силовых структурах РФ.
Планируемые результаты:
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного
сообщества, родного края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
• активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
В части экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В части ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы,
сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
• способность
обучающихся осознавать стрессовую
ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их
последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения поставле
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Задачи программы:
1. дать основные теоретические знания по разделам: «Военная история»,
«Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка»,
«Строевая подготовка», «ПМП»;
2. развивать физические способности;
3. содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;
4. способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, моральнонравственных, волевых качеств обучающихся;
5. ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой
Родины
развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и
выносливость);
6. Обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой медицинской
помощи;
7. Изучение правил безопасного обращения с оружием и техническими средствами
8. Формирование устойчивости к стрессовым ситуациям, навыков работы в команде.
9. Ознакомление с законодательством, регулирующим воинскую службу.
10. Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;
11. Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к
героическому прошлому народа;
12. воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается
теоретический материал (рассказ, объяснение, показ), для обучения,
закрепления и проверки усвоения
пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов
физической подготовленности.
Программа состоит из 6 модулей: основы военной службы, физическая
подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые
традиции Отечества, медицинская подготовка.
Срок реализации программы 1 год – 102 часа. В состав группы входят
юноши в возрасте 14- 16 лет, количество обучающихся в группе 10 – 15 человек,
набор в группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные. Для
реализации данной программы необходимо опираться на базовые знания
обучающихся, полученные на уроках ОБЗР и физической культуры. Реализация
данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в
соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании в РФ» и «О
воинской обязанности и военной службе».
Формы занятий
Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, соревнования,
учебнотренировочные сборы.
Результаты освоения программы
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой
подготовке;
Материальную часть автомата Калашникова;
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы
автомата Калашникова;
Специфику физической подготовки;
Последовательность неполной разборки и сборки АКМ-74;
Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
Государственную и военную символику;
Дни воинской славы России;
Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
Символы воинской чести;
Правила оказания первой медицинской помощи при различных
видах травм; Должны уметь:
Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74;
Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени;
Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в
отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской
Федерации;
Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать
кровотечение различными способами, накладывать шины при
различных переломах;
Одевать противогаз и костюм химической
защиты; Личностные и метапредметные результаты
освоения курса Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории создания
и развития Вооружённых сил России и в мире; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности общаться с
другими людьми и достигать взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
занятий в ВВПОД;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
9) развитие гуманистического сознания через освоение элементарных основ и
правил допризывной военной подготовки.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) владение элементарными основами военно- тактической подготовки;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Контроль обучающихся осуществляется на практических занятиях в
следующих формах: собеседование, выполнение контрольных упражнений,
участие в соревнованиях. Итоговый контроль осуществляется во время участия
обучающихся в городской спартакиаде допризывной молодёжи.
Выпускники кружка
нормативы:
«Допризывник» должны выполнять следующие
Бег 100 м (сек.)
Подтягивание (кол-во раз)
Кросс 1км (мин., сек.)
Прыжок в длину с места
(см.)
13,1 (отл.)
13,7 (хор.)
14,3 (удов.)
1. 12 (отл.)
9 (хор.)
5(удов.)
3,30 (отл.)
3,40 (хор.)
4,00 (удов.)
220 (отл.)
205 (хор.)
190 (удов.)
Нормативы (оценки) за выполнение упражнений по стрельбе
1- ое упражнение по спортивной стрельбе из пневматической винтовки.
- цель – спортивная с кругами мишень "П", на 10м и 5м;
- расстояние до цели – 10м или 5м (в зависимости от мишени);
- количество пулек – 6(3+3) шт., (три пробных выстрела и три – зачетных);
- время на стрельбу – неограниченное;
- положение –
сидя, с руки.
Оценка:
"отлично" – выбить 22 очка, в том числе попасть тремя выстрелами в черный
круг; "хорошо" – выбить 16 очков, в том числе попасть двумя выстрелами в
черный круг; "удовлетворительно" – выбить 12 очков, в том числе попасть одним
выстрелом в черный круг.
2- ое подготовительное упражнение по стрельбе из пневматической винтовки.
- цель – грудная фигура, мишень № 6г и ростовая фигура мишень № 8г;
- расстояние до цели – 10м;
- количество пулек – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени №6г и 2 – по мишени
№8г);
- время на стрельбу – неограниченное;
- положение – сидя
(лежа), с руки. Оценка:
поразить обе цели, при этом мишень № 6г поразить:
"отлично" – тремя выстрелами;
"хорошо" – двумя выстрелами;
"удовлетворительно" – одним выстрелом.
Контрольное упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки.
- цель – грудная фигура, мишень № 6в и ростовая фигура мишень № 8г;
- расстояние до цели – 25м;
- количество патронов – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени № 6в и 2 – по
мишени № 8г);
- время на стрельбу – неограниченное;
- положение – лежа,
с упора. Оценка:
поразить обе цели, при этом мишень № 6в поразить:
"отлично" – тремя выстрелами;
"хорошо" – двумя выстрелами;
"удовлетворительно" – одним выстрелом.
Нормативы по разборке/сборке
автомата Оценка время (с) разборка
/ сборка "Отлично" 18 / 30
"Хорошо" 20 / 35
"Удовлетворительно" 25 / 40
При нарушении правил неполной разборки и сборки ММГ АК оценка может быть
снижена, а именно:
- разборка и сборка автомата производится с нарушением
последовательности, определяемой наставлением по стрелковому
делу;
- не проверяется отсутствие патрона в казенной части ствола;
- при разборке и сборке ствол автомата направляется на окружающих;
- части автомата раскладываются беспорядочно;
- допускаются удары деталей одна о другую;
- применяется сила при соединении частей и сборке;
- после окончания сборки не производится спуск курка;
Средства необходимые для реализации программы
Материально-технические: кабинет; экран и проектор для демонстрации
презентаций и кинофильмов; большой и малый спортивные залы; стадион;
строевая площадка; тир; пневматические винтовки; макет автомата.
Содержан
ие курса Тема 1. Основы военной службы –
5 ч.
Знакомство с деятельностью кружка «Допризывник». Вооруженные силы РФ, виды
и рода вооруженных сил РФ. Воинская обязанность и комплектование
Вооруженных сил РФ. Офицерский корпус России, младший командный состав.
Военнослужащие и взаимоотношения между ними, воинская дисциплина,
поощрения и дисциплинарные взыскания. Воинский этикет и культура общения
военнослужащих. Устав гарнизонной и караульной службы, суточный наряд роты,
обязанности и действия часового.
Тема 2. Строевая подготовка-25 ч.
Элементы строевой подготовки, обязанности солдата перед построением и в
строю. Одиночная строевая подготовка военнослужащего, строевые приемы и
движение без оружия.
Тема 3. Огневая подготовка-12ч.
Устройство и порядок применения стрелкового оружия, назначение и боевые
свойства гранат Ф -1 и РГД – 5. Меры безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами, устройство автомата АКМ, порядок выполнения упражнения
стрельб из пневматической винтовки.
Тема 4. Физическая подготовка- 12ч.
Отработка выполнения упражнений на перекладине, брусьях, «шведской стенке»,
«римской скамье». Отработка силовых упражнений. Кросс на 1000 метров по
пересеченной местности, «челночный бег», спортивные игры, эстафеты.
Тема 5. История и боевые традиции Отечества-6ч.
Знакомство с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы
России, Символами воинской чести, основными битвами ВОВ, городами –
героями ВОВ, Вооруженными Силами Российской Федерации.
Тема 6. Медицинская подготовка-8ч.
Основы здорового образа жизни, правила личной гигиены и здоровья. Первая
медицинская помощь при ранениях, травмах, ожогах, отравлениях, остановке
сердца. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья,
профилактика вредных привычек.
Тематический план
Название модулей
Вид
деятельности
1. Основы военной службы 5 часов
Знание статей
Вооруженные силы РФ. Виды рода ВС;
Строевого
специальные войска.
устава.
Уставы ВС РФ.
Умение
Предназначение и общие положения Строевого
практически
устава ВС РФ.
выполнять
Правила ношения военной формы одежды.
строевые
Обязанности военнослужащих перед
приёмы
построением ив строю.
одиночной
2. Строевая подготовка-25 ч.
строевой
подготовки, в
Строевая стойка. Выполнение команд.
составе
Повороты на месте.
отделения,
Движение строевым шагом.
взвода.
Повороты в движении.
Выполнение воинского движения на месте и в
движении.
Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
Выполнение воинского приветствия, выход из
строя и подход к начальнику.
Выполнение воинского приветствия на месте без
головного убора и в уборе.
Совершенствование одиночных строевых
приёмов.
Походный строй. Выполнение команд в
походном строю.
Подача команд для построения и перестроения
отделения на месте.
Подача команд для построения, движения и
перестроения отделения в движении.
Тренировка строевых приёмов в составе
отделения.
3. Огневая подготовка 12 часов
Знание общих
Тактико-технические характеристики
понятий о
автомата АКМ.
стрелковом оружии.
Практические
навыки обращения с
автоматом АК
Неполная разборка автомата. Работа
частей и механизмов. Возможные
неисправности.
Меры безопасности при обращении с
автоматом и патронами. Неполная сборка
автомата. Возможные неисправности.
Отработка норматива «Неполная
разборка-сборка АК-74»
Срок
реализации
Изучение инструкции по обеспечению
мер безопасности при проведении
стрельб в тирах. Порядок обращения с
оружием. Сигналы и команды,
подаваемые при проведении стрельб.
Материальная часть оружия и основы
стрельбы. Общее устройство винтовки.
Определение средней точки попадания на
мишени. Расчёт поправок.
Основы техники стрельбы.
Прицеливание, изготовка из положения
сидя с руки с опорой локтями или стоя с
опорой на стойку. Спуск курка.
Причины, влияющие на кучность и
меткость стрельбы.
Изучение и совершенствование техники
стрельбы. Тренировки.
Проверка знаний пройденного материала. Практические
навыки по
Соревнования.
пройденным темам
4. Физическая подготовка 12 часов
Определение уровня физических качеств: Практические
навыки применения
сила, скоростная сила, выносливость,
автомата АК в
ловкость, силовая выносливость
рукопашном бою
посредством сдачи тестов физической
подготовленности.
Изучение техники движений со
Отработка
снарядами и на тренажерах, оценка
выполнения
величины отягощения.
упражнений на
перекладине, брусьях,
«шведской стенке»,
«римской скамье».
Отработка силовых
упражнений. Кросс на
1000 метров по
пересеченной
местности,
«челночный бег»,
спортивные игры,
эстафеты.
Круговая тренировка общефизической
направленности.
Круговая тренировка на развитие силы
Круговая тренировка на развитие
скоростной выносливости.
Круговая тренировка повышенной
интенсивности.
5. История и боевые традиции Отечества 6 часов
Государственная и военная символика.
Дни воинской славы России.
Основные битвы ВОВ, города – герои
ВОВ.
Символы воинской чести.
Вооруженные Силы Российской
Федерации.
История, символы и геральдика.
6. Медицинская подготовка 8часов
Основы здорового образа жизни, правила
уметь оказывать
личной гигиены и здоровья. Первая
первую доврачебную
медицинская помощь при различных
помощь при
видах травм.
ранениях, травмах,
ожогах, отравлениях,
остановке сердца
Список литературы
1. Алиева, А. С. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: методология,
теория, практика : монография / А. С. Алиева. – Махачкала : ДГПУ, 2023. – 295 с. – ISBN
978-5-88045-297-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/406949 (дата обращения: 16.09.2024). –
Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
2. Астраханцева, Т. Н. Гражданское и патриотическое воспитание : учебно-методическое
пособие / Т. Н. Астраханцева. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. – 35 с. – URL:
https://e.lanbook.com/book/354305 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для
зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный. Учебно-методическое пособие
предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01
Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование (профили «Дошкольная дефектология», «Логопедия»,
«Специальная психология»). В пособии представлены материалы, которые могут быть
полезны бакалаврам в самостоятельной работе при изучении дисциплины «Гражданское и
патриотическое воспитание».6. Горелов, А. А. Разговоры о важном. Отношение к Родине в
русской литературе : книга для чтения : учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова, О.
О. Хлопонина. – Москва : КноРус, 2024. – 283 с. – ISBN 978-5-406-11636- 4. – URL:
https://book.ru/book/951540 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для
зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
3. 9. Павлов, И. В. Патриотическое воспитание подростков : учебнометодическое пособие /
И. В. Павлов, И. И. Павлова, В. И. Павлов. – 2-е издание, дополненное. – Чебоксары : ЧГПУ
им. И. Я. Яковлева, 2022. – 504 с. – ISBN 978-5-88297-693-3. – URL:
https://e.lanbook.com/book/354314 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для
зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
4. Горелов, А. А. Разговоры о важном. Отношение к Родине в русской литературе : книга
для чтения : учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова, О. О. Хлопонина. – Москва :
КноРус, 2024. – 283 с. – ISBN 978-5-406-11636- 4. – URL: https://book.ru/book/951540 (дата
обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст :
электронный.
5. Ширшов, В. Д. Основы военно-патриотического воспитания : учебное пособие / В. Д.
Ширшов. – Екатеринбург : УрГПУ, 2021. – 290 с. – ISBN 978-5-7186-1763-4. – URL:
https://e.lanbook.com/book/254069 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: для
зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.